у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Как Киев может спасти Украину от распада

Как Киев может спасти Украину от распада 23.04.2014

Юго-восток Украины протестует, страна фактически раскалывается. 

Новая киевская власть столкнулась с множеством бед: это и политические, и экономические, и социальные проблемы, однако в данный момент важнее всего другое... Политологи Дмитрий Орлов, Фёдор Лукьянов, Сергей Караганов рассказали нам, как киевская власть может стабилизировать обстановку в стране и не допустить раскола Украины.

1. Федерализация

Что такое, собственно, федерализация? По определению это форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются самоуправляющиеся единицы. Поскольку население Украины разное, идеи и цели у всех людей разные, а решать никто мирным путём почему-то ничего не хочет, то с помощью процесса федерализации есть возможность хоть как-то если не улучшить, то хотя бы привести в порядок сложившуюся ситуацию.

«Украина разбита, ей нужна федерализация. О механизмах федерализации можно спорить, можно разговаривать с каждым регионом, но очевидно, что унитарное устройство не укрепит страну, а будет способствовать дальнейшей дестабилизации политической ситуации», — указывает Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Общественной палаты Российской Федерации.

Процесс федерализации предусматривает контакт всех групп, заинтересованных в адекватном будущем Украины, в решении проблем государственного устройства и разделения полномочий, подчёркивает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ Фёдор Лукьянов: «При позитивном сценарии всё, что происходит — это подготовка к процессу, в который включатся представители не одной группы, захватившей власть в Киеве, а всех. То есть будет конституция, которую будет писать вся Украина посредством своих представителей».

Федерализация может помочь сохранить часть страны в целости и сохранности, даже если в будущем юго-восточные регионы захотят и вовсе выйти из состава Украины, отмечает декан факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (ВШЭ), член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Караганов. Политологу самым вероятным вариантом развития событий кажется именно этот: «В случае мирного распада удастся сохранить значительную часть Украины как очень мягкую федерацию или жёсткую конфедерацию, сохранить формальную государственность. Страна не состоялась как государство, тем более не состоялась как унитарное государство».

2. Выполнение условий юго-востока

Жители Донецкой, Харьковской, Луганской, Одесской областей не принимают новое киевское правительство. В свою очередь, правительство во главе с Турчиновым не принимает их претензий и требований, направляя к ним не, например, гуманитарную помощь, а войска с целью «навести порядок» и защитить людей. Фёдор Лукьянов уверен, что новые украинские власти не способны следить и контролировать обстановку, которая и так каждый день накаляется: «Вопрос в том, кто диктует сейчас повестку дня и насколько киевские власти вообще способны контролировать процесс, который идёт. Мне кажется, что все заявления о том, что они наведут порядок, — блеф. Наводить порядок им нечем».

Пока жители терпят подобные методы «наведения порядка», не высказывая идей о выходе из состава Украины, но высказывая другие мнения (например, они выступают за ту же федерализацию), разве не проще пойти людям на встречу, а потом получить обратную реакцию — тоже в виде не коктейлей Молотова, а одобрения? Логично было бы изменить существующий порядок, а не разжигать, по сути, гражданскую войну, натравляя народ друг на друга.

Необходимо принять новые законы или порядки, которые удовлетворили бы, в первую очередь, юго-восток Украины и другие регионы этой страны: «Нужно принять программу конституционной реформы, комплекса изменений, удовлетворяющего юго-восточные регионы, территории со специфическими интересами. Иначе действия новых глав государства повлекут за собой распад Украины и многочисленные жертвы», — опасается Дмитрий Орлов.

3. Возвращение к соглашениям, которые были подписаны 21 февраля

«Оптимальным решением было бы возвращение к соглашениям, которые были подписаны 21 февраля. Тем более что в них принимали участие представители Евросоюза, которые взяли на себя ответственность за развитие ситуации. И политическая логика, эти обязательства требуют соблюдений соглашений», — говорит Дмитрий Орлов. С другой стороны, признаёт эксперт, возвращение к договорённостям может быть непростым: «Наши партнёры — США, ЕС, киевская власть — будут против выполнения соглашений как неактуальных. Если четыре стороны есть в переговорах и три против, то трудно России отстоять точку зрения до конца».

Всё-таки сейчас мы живём в другой политической реальности, и вряд ли кто-нибудь из нас сможет вернуться в политическую обстановку, которая была на момент подписания соглашений. Оппозиция добилась своего, она у власти и принимать обратно Януковича и его команду не захочет — а возвращение к соглашениям подразумевает под собой приход к власти Януковича и его команды.

И всё-таки вспомнить о февральских соглашениях необходимо, потому что благодаря этому можно будет учесть согласовать какие-либо действия и прийти к консенсусу. Ведь именно в переговорах 21 февраля участвовала не одна сторона, а все — оппозиция, легитимная власть, европейские партнёры, подчёркивает Фёдор Лукьянов: «Суть соглашений была в коалиционности: власть (на тот момент власть Януковича) делится полномочиями с тогдашней оппозицией. Возвращение к соглашениям [воспринимается] как механизм согласования интересов разных частей Украины и коалиционности власти».

4. Взаимодействие с Евросоюзом, США и Россией

Участие в событиях принимают, помимо самой Украины, Россия, США и Евросоюз. В первую очередь, как полагают многие эксперты, распад Украины невыгоден ни одной из вышеперечисленных сторон.

В первую очередь это совершенно не нужно России. Естественно, удобнее рядом с собой иметь адекватно функционирующее государство, в котором можно найти экономического и политического партнёра, выстроить с ним связь и заручиться его поддержкой. Таким образом, если у нас будет партнёр в лице стабильной Украины, Россия как государство в мировом дипломатическом пространстве будет чувствовать себя стабильнее, чем сейчас. Фёдор Лукьянов высказывает предположение о том, что РФ выиграет от сохранения Украины как целостного государства: «Этот распад не очень нужен внешним игрокам, в том числе и России. России выгоднее и удобнее иметь ложнофедеральную, конфедеративную Украину рядом, на которую можно было бы осуществлять разного рода влияния».

Если же распад Украины начнётся, любое вмешательство России в этот процесс, пусть даже с гуманитарными целями, на Западе будет воспринято как желание в первую очередь как стремление к захвату территорий: «Распад Украины будет опасным для России, потому что ей придётся этому противостоять, то есть вмешиваться в ситуацию, а из этого вмешательства следует недовольство и упрёки от США и Евросоюза: новые санкции, новые проблемы, новая изоляция», — говорит Фёдор Лукьянов. С ним согласен и Сергей Караганов — по его мнению, негативные последствия распада Украины скажутся в первую очередь на политической и экономической сфере: «Если Украина начнёт распадаться насильственным образом, то очевидно, что России придётся где-то вмешиваться, что будет иметь тяжёлые последствия для всех, для России в том числе».

Поскольку Украина находится в бедственном положении и экономика и социум разваливаются, но этими проблемами не дают заниматься, потому что образовались беды политические, куда более глобальные, украинцам стоит попросить о помощи другие страны. Если пойти на контакт с сильными игроками — Россией, США, Евросоюзом, — можно будет надеяться на более быстрое возвращение ситуации на Украине в мирное, демократическое русло: «Это может поспособствовать разрешению проблем, в частности поможет создать эту самую конфигурацию конституционной реформы и вообще тех реформ, которые на Украине востребованы», — уверен Дмитрий Орлов. По мнению политолога, во время построения диалога будет очень важна позиция российских представителей. В первую очередь им необходимо не допускать кровопролития, массовых столкновений и гражданской войны, о которой сегодня так много говорят: «Важно выступать за учёт интересов юго-восточных регионов, участие в переговорах легитимного правительства. То есть на переговорах должны присутствовать киевские власти, например Яценюк, легитимная власть, например Янукович, и юго-восток, например Царёв».

Ссылка


Возврат к списку