Минрегион увидел политические риски в законе о местных выборах
Оказавшаяся в распоряжении РБК ведомственная справка в достаточно жесткой форме критикует все основные положения закона. Эксперты с замечаниями чиновников соглашаются, а разработчики говорят о желании Минрегиона напомнить о себе.
Подписанный в начале этой недели президентом закон дает региональным властям право выбрать для своих муниципалитетов любую форму организации власти - от прямых выборов городских дум и мэров до двухуровневой системы формирования городского собрания депутатов и назначения сити-менеджера. Также регионы могут сами определить, сколько дать муниципалитетам полномочий.
Минрегион еще в прошлом году выступал против концепции реформы, рассказал РБК источник, близкий к администрации президента. Законопроект неоднократно исправляли на этапе обсуждения, но ведомство каждый раз сопротивлялось нововведениям, отметил он. При этом публично жесткая позиция министерства практически не озвучивалась, а отзывы не публиковались.
В распоряжении РБК оказалась составленная в виде таблицы справка, в которой основные положения законопроекта сопровождаются мнением Минрегиона. В пресс-службе ведомства РБК подтвердили подлинность документа, отметив, что справку подготовили специалисты министерства к заседанию президентского Совета по развитию местного самоуправления. Именно на этом мероприятии 26 мая в Иваново президент Владимир Путин сообщил о подписании закона. Получить комментарий у представителя Кремля не удалось.
В справке Минрегион критикует почти все основные положения закона. Право региональных властей определять полномочия муниципалитетов "несет в себе политические риски, связанные с дезорганизацией работы местного самоуправления", "не в полной мере согласуется с принципом единства правовой системы Российской Федерации" и "будет препятствовать подготовке и реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований".
Решение регионом вопроса о том, как избирать и избирать ли вообще главу муниципального образования, "не соответствует посланию" президента Владимира Путина, который говорил о том, что местная власть должна быть устроена так, чтобы каждый гражданин "мог дотянуться до нее рукой". Политически рискованным называется и новая процедура назначения сити-менеджера, которая теперь предусматривает формирование конкурсной комиссии из двух равных групп - представителей региона и депутатов местной думы. В Минрегионе опасаются принципиальных разногласий между этими группами.
Другой ключевой пункт закона - о возможности создать двухуровневую систему управления городом (население избирает районные думы, а те избирают городскую) - может создать "затруднения" во взаимодействии между двумя уровнями власти. Но в этом вопросе Минрегион возражает против передачи на нижний уровень избыточных полномочий. В частности, реформа может затруднить поддержание единого архитектурного облика крупных городов, опасаются в ведомстве.
Наконец, реализация закона приведет к возникновению дополнительных расходов при создании и функционировании новых внутригородских районов, а источники покрытия трат не предусмотрены, считают в министерстве. Согласно пояснительной записке к законопроекту, его реализация не потребует дополнительных расходов.
Замечания Минрегиона были бы актуальны после первого чтения, но не для итоговой редакции закона, в которой предусмотрена широкая вариативность для регионов, заявил замдиректора ИСЭПИ (разрабатывал концепцию закона) Александр Пожалов. По его словам, деньги на работу внутригородских районов не потребуются, поскольку предполагается, что они будут создаваться в городах с районным делением, на работу туда перейдут чиновники действующих райадминистраций, а вместе с ними на нижний уровень можно перераспределить средства на их работу. В целом же реформа как раз приближает власть к населению, поскольку в городах при новой системе появятся дополнительные муниципальные депутаты, они и будут контролировать работу райадминистраций.
Появление документа связано с тем, что Минрегион оставался в стороне при разработке законопроекта: работа велась в Госдуме и Всероссийском совете местного самоуправления, считает Пожалов. "Этот документ - некая заявка Минрегиона на то, чтобы занять свое место при работе над пакетом следующих поправок в отраслевые законы, которые уточнят полномочия регионов и муниципалитетов. В целом ведомство продолжает искать свое место в системе власти после создания трех территориальных министерств и Минстроя", - подчеркнул он.
Значительная часть аргументов Минрегиона основана на реальной оценке рисков, возражает политолог, член высшего совета "Единой России" Дмитрий Орлов. "Замечания должны быть учтены при проведении реформы, - подчеркнул он. - В целом же реакция ведомства логична для консервативного министерства, которое ведет работу в ежедневном режиме и опасается реакции регионов на изменения, которые должны быть реализованы в сжатые сроки".