у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Экспертное мнение: Праймериз как неудачный старт

Экспертное мнение: Праймериз как неудачный старт 10.06.2014
Праймериз, организованные гражданской инициативой "Моя Москва", оказались не слишком удачными. В выборах "кандидатов в кандидаты" в Мосгордуму участвовали 1033 деятеля, большинство из которых далеки от профессиональной политики. 

Были представлены действующие московские депутаты от партии "Единая Россия", члены "Справедливой России", КПРФ, "Гражданской платформы" и два представителя несистемной оппозиции - Мария Гайдар и Владислав Наганов.

Официальный подсчет голосов завершен, но уже сегодня очевидно, что москвичи особого интереса к акции не проявили, а интерпретировать ее как общественную не удалось. Участники "народного голосования" так или иначе ассоциируют его с мэрией. 

Москвичи просто не поняли, что такое "Моя Москва". Название благодаря масштабной наружной рекламе запомнилось, а смысл и процедура неясны многим до сих пор. 

На праймериз проголосовали 220 тыс. человек - около 3% столичных избирателей (при этом бюллетеней было напечатано 750 тыс.). Показательно, что в Волгоградской области, в которой проживают чуть более 2,5 млн людей, явка на подобных праймериз была на днях более 200 тыс. человек и превысила 14%.

Среди участников акции преобладали пенсионеры и работники бюджетных организаций. Крайне пассивно шла регистрация на сайте "Моей Москвы".

К трем часам дня из зарегистрировавшихся на сайте 1050 избирателей проголосовало чуть более 40 человек и еще 114 - по дополнительному списку.

Праймериз были не очень качественно организованы, о чем говорили и москвичи, и сами кандидаты (судя по многочисленным репортажам СМИ). Многие из кандидатов не проводили встреч с людьми. Информации о кандидатах было немного. Рекламные буклеты, которые раздавали в ряде районов, не раскрывали программу кандидата и даже его подробную биографию. Участники акции зачастую голосовали за медийных персонажей.

Несмотря на то что мэрия провела масштабную пиар-кампанию праймериз, информированность жителей была откровенно слабой. Каналы ТВЦ и "Москва-24", газета "Вечерняя Москва", окружные и районные газеты, транслировавшие немало информации о праймериз, оказались не слишком востребованными каналами коммуникации. Многие видели слоганы "Моей Москвы" на баннерах, но прочной ассоциативной связи этих агитационных продуктов с акцией 8 июня у людей не возникло.

Сомнителен правовой аспект акции. Например, регистрация выборщиков приводила к тому, что организаторы праймериз получали их персональные данные. Однако согласие на их сбор и обработку участники "народного голосования" никому не давали.

Оппозиция участвовала в праймериз в ограниченном формате, логично предполагая, что одна из целей акции - продемонстрировать ее невысокую общественную поддержку. В проекте приняли участие лишь представители "Справедливой России" и ЛДПР. За два дня до завершения регистрации кандидатов о своем участии в проекте сообщил кандидат от "Гражданской платформы" Леонид Ярмольник. И в любом случае оппоненты власти соглашались на участие в праймериз в основном по личной инициативе, а не по решению своих партий.

Фактором, способным ослабить дальнейшую провластную консолидацию электората на реальных выборах в Мосгордуму, стало отсутствие бренда "Единой России" и не вполне очевидные для граждан структуры, выдвигавшие кандидатов. Лидером стал профсоюз работников здравоохранения Москвы. На его счету несколько десятков участников предварительного голосования. Несколько человек выдвинули загадочное Земское движение Севастополя и партию "Родина".

При этом "Единая Россия" официально кандидатов не выдвинула. Действующие депутаты Мосгордумы от партии участвовали в праймериз как самовыдвиженцы.

Но главная проблема - не 8 июня, а 14 сентября. Как сделать так, чтобы праймериз оказались наполненными политическим смыслом? Удастся ли победителям акции, организованной инициативой "Моя Москва", превратиться в "список Собянина" и произойдет ли это вообще? И удастся ли сохранить в памяти людей саму "Мою Москву"? Как использовать в ходе кампании ресурс "Единой России"? На эти вопросы сегодня нет ответов. Найти их московская мэрия должна буквально за несколько дней.  

Дмитрий Орлов - генеральный директор "Агентства политических и экономических коммуникаций"

Ссылка


Возврат к списку