у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Движемся прямым курсом к войне». Эксперты — о политических последствиях катастрофы с Боингом

«Движемся прямым курсом к войне». Эксперты — о политических последствиях катастрофы с Боингом 18.07.2014

От провокации до ошибки — версии крушения самолёта

Какие последствия повлечет за собой катастрофа Боинга под Донецком? Их истинный масштаб будет понятен только со временем, но уже очевидно — это потрясение всей мировой политики. О возможных сценариях дальнейшего развития событий и причинах происшедшего мы поговорили с экспертами-политологами.

Вячеслав НИКОНОВ, депутат Госдумы, декан факультета госуправления МГУ:

- Я слежу за тем, как освещают эту новость в зарубежных СМИ, - похоже, виновные уже «найдены». Сообщается, что сделали это сепаратисты с помощью поставленного из России вооружения, которым оперируют российские солдаты.

Правда здесь никогда не всплывёт, как мы никогда не узнаем, что произошло с южнокорейским «Боингом». Но если эта версия будет официально объявлена — а я думаю, что так и произойдёт в ближайшее время — последствия будут достаточно плохими для России и, естественно, ополченцев.

Вопрос «кому выгодно?» должен возникать первым, но в данном случае на Западе он вообще не звучит. Хотя это выгодно Киеву и Вашингтону и абсолютно невыгодно Донецку, Луганску и Москве. Последствия — дальнейшее моральное осуждение Москвы, углубление изоляции. Это может подвигнуть Евросоюз на более серьёзные санкции.

Также уже поднялся шум по поводу возможного исключения России из разных международных организаций, в том числе из G20. Это может быть обоснованием более тесного военного сотрудничества с Киевом и поставок военных материалов на Украину. Может быть, Запад наконец начнёт оказывать давление на Киев с целью окончания насилия, но сейчас, когда Киев отступает, это ему тоже на руку.

Двигаемся прямым курсом к войне. Есть надежда на российское руководство: в этой ситуации самое лучшее, что мы могли бы сделать, - это помочь международному сообществу найти правду о том, что там произошло. Для этого надо оказать содействие расследованию, для этого Россия должна тоже принять участие в этом процессе. Хотя ее будут отстранят: уже сейчас говорят, что это будет в формате Украина — США — Голландия — Малайзия...

Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

- Оптимальным для России сценарием был был сценарий политического урегулирования ситуации на юго-востоке Украины. Естественно, при этом возможны сценарии эскалации, но, конечно, они крайне нежелательны. Я думаю, что к окончательным выводам должны прийти специалисты. Причастность российской стороны к инциденту кажется мне маловероятной. На данном этапе более вероятной кажется мне версия с причастностью Украинских вооруженных сил, но необходимо уточнение многочисленных деталей

Последствия для РФ и Украины? В любом случае российско-украинская граница теперь воспринимается миром как зона особой напряженности. Думаю, что прежде всего там будут запрещены полеты самолетов. И главное, будут все более отчетливо звучать требования гарантировать безопасность на этой территории, установить мир и порядок.

Возможность начала войны: мне это кажется крайне маловероятным, потому что для эскалации конфликта до уровня Мировой войны должны одновременно действовать факторы, способствующие развертыванию военного конфликта между США и Россией. Таких факторов на сегодняшний момент почти нет.

Борис МАКАРЕНКО, председатель правления Центра политических технологий:

Бессмысленная история, потому что надо определить, откуда была пущена эта ракета. Начнем с самого маловероятного сценария — что это Украина. Сумасшествие бывает везде, и на Украине действительно был случай сумасшествия, когда сбили на Черном море гражданский лайнер.

Но в данной ситуации нет никаких рациональных оснований указывать пальцем на Украину, если только кто-то сошел с ума. Россия тоже вряд ли. Значит, остаются наиболее вероятные подозреваемые — это сепаратисты. Если это Украина - на Западе разведут руками, и на том дело кончится. Если это Россия — то будет получено первое бесспорное доказательство вмешательства России в конфликт на юго-востоке Украины, тогда реакция Запада будет максимально жесткой. Третий пакет санкций, четвёртый, пятый...

Наиболее вероятный сценарий, что будут получены бесспорные доказательства, что это сепаратисты, это в любом случае будет вполне легитимным предлогом для усиления обвинения России в помощи этим сепаратистам, и давление международного сообщества на Россию значительно усилится.

Вероятность войны: война уже идет, война гражданская. И есть масса косвенных доказательств вмешательства России - и никаких прямых. Но большая война с участием Запада - нет, невозможна.

Сергей МАРКОВ, доктор Института политических исследований:

Во-первых, причина: первая возможная причина — ошибка чья-то. Либо ошибка кого-то из ополченцев, либо ошибка украинского пилота. Вторая причина — провокация. И я склоняюсь к этой версии.

Я посмотрел украинские сайты сейчас, самый главный украинский сайт хунты - «Украинская правда». Поразительно: прямо в то время, когда малазийский самолет был сбит, но информация о сбитом самолете еще не появилась в СМИ, прямо в этот момент появляется два сообщения на «Украинской правде». Первое: СНБО заявила, что у боевиков, как они называют ополченцев, появилось вооружение, которое позволяет им сбивать самолеты на больших высотах.

И второе: через час, когда только специалисты знают о сбитом «Боинге», появляется информация о переговорах, в которых боевики обсуждают сбитый самолет украинских ВВС. Поскольку Киев не способен военным путем подавить антифашистское восстание, значит, они будут стараться послать иностранные войска. Сейчас будет заявлено, что вот эти боевики на Донбассе представляют угрозу национальной безопасности, поэтому Порошенко имеет право пригласить иностранные войска. Вот в чем их сценарий. Порошенко имеет право получить массовое наступательное оружие для резкой интенсификации военного объекта карательной операции. Дать ему самолеты, бомбардировщики... они может быть и атомную бомбу ему дадут.

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:

Меня удивляет вот что. Над территорией Украины, в зоне ответственности ее диспетчеров, в зоне боевых действий ее армии, располагающей ВВС, бомбившими мирных граждан и ПВО прославленными сбитием гражданского самолета в 2001 году, гибнет самолет.

В тот момент гибнет, когда разгромленные ВС Украины нуждаются в передышке и иностранном вмешательстве. При этом все обсуждают какие угодно версии - Россию за 100 километров, мифическое оружие ополченцев, но только не причастность Украины. Один я нахожу это абсурдом? Наверное, нет. Многим было бы выгодно, чтобы это оказались ополченцы. Однако думаю, что политических последствий никаких не будет просто потому, что каждая сторона будет твёрдо стоять на своей версии.

Ссылка


Возврат к списку