у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Искупательная речь

Искупательная речь 15.08.2014

Выступление Путина разочаровало повторениями. Но уж таковы «актуальные вопросы жизни страны»

В среду Владимир Путин прибыл с двухдневным визитом в Крым, а на четверг пресс-служба Кремля заявила выступление президента перед российскими парламентариями, назвав его «открытым разговором с парламентариями по актуальным вопросам жизни страны». Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков обещал, что повестка «глубокая и содержательная». А заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вадим Соловьев даже предрекал, что на встрече будет затронут вопрос о выходе России из-под юрисдикции международных судов.

В общем, от выступления Путина ждали многого, с учетом постоянных информационных вбросов и подогрева внимания к этой теме, но президент решил никого не удивлять, по сути, повторив многие тезисы, озвученные еще в конце июля на заседании Совбеза России.

Вместо широкого спектра «актуальных вопросов» президент коснулся в основном проблем Крыма и последствий присоединения полуострова к России, в том числе западных санкций. Путин подчеркнул, что решение о воссоединении Крыма с Россией изменять никто не планирует: «Это невозможно. Это все равно что отказаться от самих себя. Решение принято».

Акцент в своей речи Путин делает не на конкретных решениях и предложениях, а на обещаниях помощи и поддержки региону. В частности, обещал создать в Крыму всю необходимую инфраструктуру до 2020 года. «Здесь очень много предстоит сделать, накопился огромный ворох проблем, которые не решались практически десятилетия. Порой складывается впечатление, что Крым жил на положении бедного родственника. Предыдущие власти выкачивали из него многое, давали мало, практически ничего», — заявил президент. Упомянул он и о том, что уже было сделано: «Пенсии подняли в два раза».

Президент традиционно прокомментировал политику киевских властей. Ситуацию на Украине Путин назвал «кровавым хаосом» и «масштабной гуманитарной катастрофой». И в очередной раз пообещал, что, со своей стороны, Россия сделает все, что от нее зависит, «чтобы на Украине перестала литься кровь». Аналогичные мысли президент высказывал и в конце июля, одновременно обещая сделать все возможное, но и намекая, что Западу стоит апеллировать и к Киеву для разрешения ситуации.

Трудно сказать, чего на этом самом Западе ждали от этого выступления Путина, но российский президент, возможно, ожидания и оправдал: обошелся без резких и неожиданных заявлений, а уж на фоне выступлений Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского высказывания Путина показались экспертам вполне умеренными.

После выступления Жириновского, впрочем, Путину пришлось подчеркнуть, что высказывания лидера ЛДПР не всегда отражают официальную позицию России: «Все, что было сказано Владимиром Вольфовичем, — это его личное мнение, не всегда совпадает с официальной позицией РФ, но зажигает красиво», — заметил Путин. А Жириновский, напомним, предложил ввести должность «верховного правителя» вместо президента, поменять триколор на имперский флаг и заменить национальный гимн на «Боже, царя храни».

Конечно, без обсуждения западных санкций не обошлось, но и здесь президент воздержался от громких заявлений, переведя разговор на ответные российские меры, в частности, высказался о недавнем запрете на ввоз некоторых продуктов: «Это не просто ответные меры. Это в первую очередь меры поддержки отечественных производителей, а также открытие наших рынков для тех стран и производителей, которые хотят сотрудничать с Россией и готовы к такому сотрудничеству. Независимо от внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры, для нас самое главное — внутренние дела, цели и задачи, которые ставит перед нами народ России».

Логично разговор зашел и о развитии вооружения в России. Путин рассказал, что для этих целей будет выделено 20 триллионов рублей. Речь идет о создании таких наступательных и оборонительных систем, которыми, по словам президента, другие страны пока не располагают. Отдельно он анонсировал программу создания и развития военной группировки в Крыму, пообещав, что программа «не будет насыщена избыточным личным составом или вооружением».

Под конец встречи разговор все-таки зашел о возможности выхода России из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека, но президент сразу заявил, что этот вопрос пока не стоит на повестке дня, предложив всем пойти искупаться в Черном море.

Ольга ПРОСВИРОВА

Комментарии
АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН, ПОЛИТОЛОГ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА «ЦЕНТРА ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»:

— Никаких сенсационных заявлений не прозвучало. Были сказаны основные вещи, и они довольно предсказуемы. Акцент делается на Крыме, тем более что сама встреча проходит здесь.

Прозвучали резкие высказывания в адрес украинских властей, которые запустили Крым, — это дополнительный аргумент к тому, что, мол, было правильно присоединить его. В основном Владимир Путин говорит про то, как поддержим и поможем.

Свои роли играют Зюганов и Жириновский. Они настолько радикальны, антилиберальны и антизападны, что на их фоне лидер может показать свою либеральность. И Зюганова, и Жириновского такая демонстративная радикальность устраивает.

ДМИТРИЙ ОРЛОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «АГЕНТСТВА ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ «АПЭК»:

— На мой взгляд, показателен подход Путина к международным договорам. Наши горячие головы ожидали заявления об отмене приоритета международного права — он же сказал только, что Россия может выходить из международных договоров, которые не соответствуют ее интересам.

Это выступление адресовано внешней аудитории. Главное содержание — примирительное. Железного занавеса ожидать не стоит. Россия отстаивает свои интересы, но рациональными методами.

ПАВЕЛ САЛИН, ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ:

— Повторяется история трехнедельной давности, когда Путин выступил в Москве перед Совбезом. Тогда от него ждали поворота к новому курсу, но ничего такого не прозвучало.

Предполагаю, что завышенные ожидания нагнетаются сторонниками жесткой линии — закрытия границы, разрыва отношений с Западом. В интересах Путина — оставаться арбитром, сегодня он снова выступал в той роли, в которую вжился.

Это была достаточно сбалансированная речь о мобилизации и консолидации — консолидации вокруг его фигуры, разумеется. И о мобилизации он тоже говорил не в контексте внешнего врага, а в контексте внутренних импульсов.

Представители партии жесткой линии, кстати, продемонстрировали, что они понимают импульс. Еще до Путина сегодня выступил Рогозин и высказался в том ключе, что никакого закрытия страны не будет.

Я думаю, Путин не хочет становиться заложником какой-то одной группы влияния и будет и дальше балансировать.

МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА «ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОЛИТИКА»:

— Путин считает, что безобиднее быть радикальным, когда от него ничего не ждут, и быть умеренным, когда, наоборот, ожидают.

В данном случае Путину представлялось важным привлечь внимание к самой встрече, и он решил не взрывать ситуацию.

Я думаю, что ключевой аудиторией были жители Крыма и Севастополя. Поэтому значительная часть была посвящена Крыму. В какой-то степени это выступление напоминало расширенный формат предвыборной агитации.

Ссылка


Возврат к списку