у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Сергей Собянин борется с информационным кризисом

Сергей Собянин борется с информационным кризисом 28.11.2014

«Дело врачей» неожиданно превратило московского мэра в кандидата на пост президента в 2018 году

Znak.com разбирался, как мэрия Москвы отвечает на критику реформы здравоохранения в разных СМИ и для разных целевых групп. Экспертное сообщество считает, что в итоге у мэрии получится расколоть протестующих и задобрить часть врачей деньгами, но отсутствие реального обсуждения реформ и диалога между властью и обществом в столице в новой кризисной ситуации может дать еще более плачевные последствия. Эта проблема пока так и не решена.

Московская мэрия начала реагировать на кризис, связанный с реформой столичного здравоохранения. Последняя выливается в серьезные сокращения врачей, закрытие и укрупнение ряда больниц.

В связи с реформой мэрия и ее руководитель Сергей Собянин оказались под шквалом критики. Теперь они, наконец, начали реагировать: на различных коммуникационных площадках зазвучали голоса защитников реформы, излагающих однотипную аргументацию.

Например, подконтрольное мэрии издание «Вечерняя Москва», которое раскладывают по почтовым ящикам в спальных районах, вышло с заголовками «Врач, не хмурься, идет реформа здравоохранения», «Врачам пенсионного возраста сокращение не грозит», «Власти Москвы создадут центр по трудоустройству медиков и начнут выплачивать стипендию по 30 тысяч рублей». Увольняемых в результате сокращений медиков там называют «освобождаемыми от работы». Суть заметок такова: строятся новые корпуса больниц, закупается новое оборудование, врачам платить станут больше, но экзамен сдать будет сложнее, а никаких митингов недовольных не происходит. Задача мэрии – обеспечить достойную помощь, в том числе пожилым москвичам, которые нуждаются в постоянном амбулаторном наблюдении, для чего усиливается поликлиническое обслуживание.

Много пишет о компенсациях увольняемым врачам и «Комсомольская правда», причем как о «стипендиях» в 30 тысяч, так и о разовых пособиях от 200 до 500 тысяч рублей увольняемым. Однако в КП встречаются и критические публикации, с упором на вопрос: каково будет старикам? Есть и публикации, посвященные тому, что половина московских врачей на самом деле профнепригодны, а закрывать будут только «небезопасные» для пациентов учреждения.

Иначе выглядит защита реформы со страниц СМИ, имеющих, как принято считать, либеральную редакционную позицию. На этих площадках дают место и противникам, и сторонникам реформы, причем сторонниками часто оказываются не только чиновники мэрии или люди, аффилированные с ними, но и независимые журналисты, ранее в контактах с мэрией не замеченные.

Так, к примеру, некая Екатерина Сваровски, лояльный власти муниципальный депутат в Зеленограде, пишет в блоге на сайте «Эха Москвы» о том, что «увольнения неизбежны» и что столичные власти делают все, чтобы, с одной стороны, постепенно повышать стандарт оказываемой медицинской помощи до западного, а с другой стороны, не допустить социального напряжения, выплачивая врачам «золотые парашюты». Она также обвиняет оппозиционных политиков в желании «попиариться» на протестах.

«По теме реформы здравоохранения мы публикуем блоги как «за», так и «против» реформы. Мы в этом плане действуем как радио «Эхо Москвы»: пусть кто-то пиарит реформу, а кто-то ее критикует, наша задача – дать высказаться разным сторонам. Главное требование – чтобы человек был компетентен в том, о чем пишет, и при этом излагал бы свои аргументы доступным и интересным языком», — отметил в разговоре со Znak.com главред сайта «Эха Москвы» Виталий Рувинский.

Тему некомпетентности врачей активно развивает и вице-мэр Леонид Печатников, кроме того, отмечающий, что многим противникам реформы «просто трудно перестроиться». Он также говорит о коррупции в московской системе здравоохранения и о том, что при этом параллельно в московские больницы и поликлиники будет закупаться самое современное оборудование. Примерно те же мысли повторяет глава столичного департамента здравоохранения Леонид Хрипун. Оба они активно дают интервьюлиберальным изданиям («Новая газета», «Газета.Ru»1), поясняя, что реформа вполне отвечает западным стандартам оказания медпомощи с акцентом на качество, а не на количество врачей плохой квалификации.

Среди ярких сторонников реформы — либеральные журналисты Ирина Ясина и Матвей Ганапольский. Ясина сама много лет лечится от тяжелого заболевания и пишет в последние недели во многие независимые СМИ о некомпетентности врачей. Ганапольский и вовсе считает сокращения неизбежными при любых реформах любой сферы, а Сергея Собянина видит даже в числе возможных претендентов на пост президента в 2018 году в случае, если модернизация здравоохранения пройдет успешно (см. блог Ганапольского на «Эхе Москвы»1).

Параллельно с выступлениями чиновников и их случайных союзников, не имеющих в своей обычной деятельности никакого отношения к мэрии Москвы, столичные власти ведут активные переговоры с самими медиками, причем они носят преимущественно финансовый характер – речь идет о компенсациях увольняемым врачам на сумму 200-500 тысяч рублей.

Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что мэрия создает модель «имитационной демократии», которая может тактически сработать эффективно, но в настоящей кризисной ситуации окажется неэффективной.

«Для начала стоит отметить, что эта реформа никак не анонсировалась ни в избирательную кампанию мэра Москвы в 2013 году, ни в ходе избирательной кампании в Мосгордуму, — напоминает Минченко. — Не обсуждалась она и в Общественной палате Москвы, которая вообще запомнилась пока только обращением к Собянину предложением досрочно идти на выборы мэра. Сейчас в Москве одновременно происходит ряд непопулярных реформ: сокращение врачей, сокращение учителей, укрупнение школ, расширение зоны платных парковок, повышение платежей на капитальный ремонт для граждан, повышение имущественного налога, уничтожение малого и среднего бизнеса неподъемными налогами и сборами. Таким образом, все непопулярные реформы проводятся в год, когда выборов нет – 2015, и когда власть может позволить рейтингу снизиться, чтобы потом снова поднимать его перед выборами в Госдуму 2016 года. Эта тактика называется «мы подошли из-за угла» — никто этих реформ не ожидал. Потом к общественности начали обращаться ручные либералы, которые рассказывают, как это замечательно, а многие СМИ подвергаются воздействию мэрии, чтоб на выходе не было чистого негатива. Задача создания лояльного информационного фона решается таким образом довольно эффективно, но реального обсуждения не происходит. В Москве создан классический пример имитационной демократии, когда реальные обсуждения заменены симулякрами. В ситуации реального кризиса эта система перестанет работать», — считает Минченко.

С ним в общих чертах согласен и политконсультант Глеб Кузнецов, по мнению которого сейчас главная задача, которую решает мэрия, – это отсечь протестующих врачей от других потенциально протестных групп недовольных горожан или политических активистов. «С медицинским сообществом мэрия работает очень плохо, а вот с общей информационной точки зрения вполне грамотно. Чтобы погасить скандал, мэрии пришлось уже обещать медикам выплатить по 500 тысяч рублей компенсаций, это не очень хороший пример для остальных врачей по всей стране, потому что и они могут потребовать таких же выплат. А вот с медийным пространством они пока вполне эффективно взаимодействуют, пытаясь показать, что на их стороне стоит еще и часть либеральной общественности. Это важно, чтобы протест не принял в итоге общеполитическую окраску. Пока идея такая: политизированная часть общества расколется по вопросу реформы, а врачи получат деньги и замолчат», — отмечает Кузнецов.

Собеседник, близкий к правительству Москвы, отметил, что не стоит преувеличивать значение референтной группы либеральной оппозиции для мэрии в нынешней ситуации: скорее, это поиск дополнительной поддержки, но не главная целевая аудитория. Цель мэрии – чтобы скандал не вышел на уровень публичного институционального обсуждения в Мосгордуме, «Единой России», Общественной палате и так далее, остался в соцсетях и оппозиционных СМИ, для чего могут предприниматься попытки расколоть между собой противников реформы. Дополнительная опасность состоит в том, что на уровне руководства страны могут опасаться повторения этой истории уже в других регионах, добавляет источник.

Член Высшего совета «Единой России», глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, напротив, считает, что пока мэрии не вполне удается скорректировать антикризисную коммуникацию. «Изначально стратегия была рассчитана на довольно консервативное реагирование с использованием таких инструментов, как порталы для взаимодействия мэрии и граждан, традиционных СМИ и так далее. Думаю, мэрия не рассчитывала на бурную реакцию политизированного сообщества в блогосфере и уж точно – на протестные митинги, — говорит Орлов. — Перестроить такую тактику на ходу сложно, так как одновременно и другие действия мэрии стали подвергаться критике: ситуация с парковками, образованием и так далее. По моей оценке, сейчас коммуникация с профсоюзами у мэрии так и не выстроена, в информационном поле реагирование тоже идет неадекватное: сперва вице-мэр Печатников в интервью говорит, что «мы плачем в кабинетах», потом критикует врачей… Это несфокусированная позиция. Аргументы блогеров и медиаресурсов, подконтрольных мэрии, выглядят слабо и шаблонно, а реплики о том, что Собянин может стать хорошим претендентом на пост президента в 2018 году, и вовсе могут нанести ему имиджевый ущерб в ситуации, когда действующий президент не исключил, что собирается баллотироваться на новый срок», — считает Орлов.

Главный редактор портала «Моссовет» Юрий Загребной считает, что в целом мэрия логично строит политику контрреакции, но занимается ей недостаточно: к примеру, можно было бы сделать спецвыпуск той же «Вечерней Москвы» и раскидать по всем почтовым ящикам столицы.

Есть у стратегии мэрии и защитники: депутатский корпус держится сплоченно. Единоросс Андрей Метельский, депутат Мосгордумы, сказал Znak.com, что, по его мнению, мэрия делает все, чтобы свести критику реформы на «нет».

«Мы проводим реформу для того, чтобы наши граждане были здоровы и получали качественные медицинские услуги, чтобы медучреждения могли по максимуму удовлетворить пожелания граждан и выполнить свои обязанности. Да, есть некоторое недопонимание, но правительство Москвы делает максимум, чтобы его ликвидировать, идет активное обсуждение реформы. Главное – не идти на поводу у самых ретивых товарищей и прислушиваться к критике, но все-таки двигаться вперед», — отмечает Метельский. 

Ссылка


Возврат к списку