у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Чего эксперты ждут от Послания Путина: «Будет жесткая риторика»

Чего эксперты ждут от Послания Путина: «Будет жесткая риторика» 02.12.2014

Больше всего граждане хотят понять перспективы нашей экономической политики

Президент Владимир Путин обратится в четверг с ежегодным Посланием к Федеральному собранию. Пожалуй, ни одного Послания главы государства не ждали так с тех пор, как из Кремля выехал Борис Ельцин.

Курсы рубля и нефти наперегонки бьют рекорды по темпам падения, а народ, подрастерявший за «тучные годы» навыки выживания, не может понять: уже пора закупать впрок соль и спички или пронесет? Накануне Послания «МК» спросил представителей экспертного сообщества, чего они ждут от Послания и какие слова в речи президента станут для них самыми главными. Наши респонденты были на редкость единодушны: все ждут не новых духовных скреп и не разрешения вечного спора между западниками и славянофилами, а ответов на насущные вопросы, диктуемые кошельком.


Евгений МИНЧЕНКО, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:

— Произошла достаточно резкая девальвация национальной валюты. Судя по остроте обсуждения в СМИ и соцсетях, судя по данным социологических опросов население это волнует. Главное, чего ждут от Послания и простые люди, и эксперты — ответа на вопрос о причинах этого падения и о перспективах национальной валюты.

Я лично все-таки хотел бы понять, какая у нас будет экономическая политика. То, что сейчас происходит с рублем — это не только последствия так называемых санкций и динамики цен на нефть, к падению экономического роста страна шла последние 2–3 года.

Соответственно хочется понять: мы будем дальше идти этим курсом или у нас будут какие-то альтернативы. У меня складывается впечатление, что экономическая политика правительства — кормить крупный бизнес за счет налогоплательщиков. Я как налогоплательщик и представитель малого бизнеса хотел бы услышать, каким именно образом государство планирует позаботиться обо мне, если оно не планирует обо мне позаботиться, то пусть хотя бы пообещает, что не будет мешать.

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист:

Я никогда не считал, что публичные выступления президента полностью выражают то, что он думает и собирается делать. Достаточно вспомнить, как все ждали сенсаций от президентского выступления в Крыму в августе, их не последовало, зато в реальной жизни в Новороссии именно в августе произошло много всего интересного.

Поэтому никаких особенных сенсаций я не жду и не столько надеюсь что-то услышать, сколько некоторых вещей не услышать. В частности не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация, когда экономическая либерализация понимается у нас как власть либералов (а это прямо противоположные вещи). Хотелось бы, чтобы хотя бы теперь, перед лицом санкций, наше государство перешло к стимуляции промышленного развития. Это нужно было делать последние 15 лет, но лучше поздно, чем никогда, так как нынешний кризис связан, конечно, не с санкциями, а с системными проблемами нашей экономики. Ну и хотелось бы, чтобы сокращения расходов, которые неизбежны, не начинались бы с сокращения расходов на население. Поэтому я навострю уши на слова «материнский капитал», поскольку именно маткапитал был символом позитивного аспекта путинского варианта социального государства. И отмена маткапитала будет означать переход к политике экономии на населении.

Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций»:

— Я хотел бы получить ответ на вопрос о том, какими будут главные факторы и источники развития Российской Федерации в ближайшее время. Каков стратегический план действия властей на ближайшие годы в области экономики. Я думаю, что ответом будет заявление президента о максимальном расширении участия граждан, о ставке на развитие частной инициативы, на налоговое стимулирование, понимаемое как максимальное благоприятное для граждан и особенно предпринимателей.

«Ответственность», — вот это слово для меня было бы маркером. «Ответственная политика», даже так. Политика не популистская. Политика, в которой все чиновники отвечают за свои слова и реализуют и социальную политику, и политику в макроэкономической сфере. Политика, в которой не делается ничего, ухудшающего инвестиционный климат и положение бизнеса, в том числе самого мелкого.

Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:

Будет жесткая риторика в стиле «вокруг нас враги, мы должны сплотиться, дружба с Китаем и все остальное» — и очередной цикл обещаний, которые не будут выполнены. Экономика ухудшается, будут проблемы с выполнением социальных обязательств, придется предлагать людям более или менее убедительное объяснение, почему этого не удается сделать. Я ничего не ожидаю: благодаря событиям последнего года мы встали в такой узкий коридор возможностей, что какие бы слова ни были произнесены, все равно выбора практически не осталось.

Надо решать экономические проблемы, но для их решения необходимо налаживать отношения с источником технологий, финансов, повышать инвестиционную привлекательность России. Что будет делать Россия дальше: удаляться от развитых государств и приближаться к развивающимся, пытаться вернуться к советской системе ценностей, когда СССР был лидером восточного блока. Проблема в том, что тогда Советский Союз был «пусть на деревне, но первым парнем», а теперь роль первого парня играет Китай.

Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»:

Для меня в обращении президента ключевым словом станет слово «инвестиции». Дело в том, что для выхода из кризиса или предкризисного состояния нужны как раз инвестиции. Только где их взять в условиях, когда сейчас все резервы государство бросает на поддержку крупнейших предприятий и банков? В принципе это, может, и правильно. Однако резервы пускаются не на инвестиции, а на «поддержание штанов».

Мне очень интересно, будет ли затронута эта тема и как она будет подаваться в обращении президента. Главное, чтобы дело не ограничилось банальным заявлением о том, что инвестиционный климат мы будем улучшать невиданными темпами. Объективная ситуация сейчас заключается в том, что масштабные инвестиции в России фактически ниоткуда не придут, кроме как из государственных компаний. Но нужно, чтобы они инвестировали в те проекты, которые могут создать условия для возрождения интереса к инвестированию со стороны частных компаний. То есть в инфраструктуру, которая не менее важна частным инвесторам, чем административные барьеры, с которыми мы давно боремся.

Михаил БЕЛЯЕВ, главный экономист Института фондового рынка и управления:

— Я заострю свое внимание на обращении президента, как только он скажет, что мы будем заниматься развитием собственной экономики. И здесь я хочу услышать, что в этом вопросе будут использоваться внутренние инвестиции, которые у нас есть. Причем, судя по всему, надежда только на государственно-частное партнерство. Государство должно дать импульс частным инвестором. Для этого ему необходимо вкладывать средства в военно-промышленный комплекс, агарный сектор, а также малый бизнес. Однако для развития последнего, помимо инвестиций, нужны изменения в налоговой сфере, а также в кредитовании.

Ссылка


Возврат к списку