у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Кавказ без политической логики

Кавказ без политической логики 07.12.2014

Кто из северокавказских глав является для Москвы кандидатом на вылет?

«Кавказская политика» продолжает подводить итоги новой политической эры в истории СКФО, которая началась весной, после радикального изменения схемы управления федеральным округом.

Мы уже рассказали о работе команды нового полпреда Сергея Меликова («Кавказ: итоги полугодия») и министерства по делам Северного Кавказа («Кузнецов: проектов-фантомов на Кавказе не будет»).

Сегодня же мы подводим черту под работой северокавказских глав. Для этого мы обратились к опубликованному на днях Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), которое возглавляет Дмитрий Орлов, «Рейтингу эффективности управления в российских регионах».

Кадыров вызывает зависть

В списке аналитиков-экспертов АПЭК значатся более двухсот фамилий – причем в основном не из Москвы, а из регионов. Это вселяет оптимизм в то, что рейтинг более-менее объективный. Тем более, что каждого губернатора оценивают по 15 критериям, которые сгруппированы в три блока – политико-управленческий, социальный и финансово-экономический.

Регионами-лидерами, как и годом ранее, являются Белгородская область (Валерий Савченко), Татарстан (Рустам Минниханов) и Кемеровская область (Амангельды Тулеев). Среди северокавказских территорий – Чеченская Республика (6-е место в стране).

Например, в политической сфере, по мнению авторов АПЭК, именно Чечня являет собой практически идеальный образец для исследователя: абсолютная поддержка властей населением, наилучшие отношения с федеральным центром и отсутствие конфликтов внутри правящей элиты. Однако же при этом, если принять на веру данные исследования, по инвестиционному климату Чечня за год опустилась на 26 мест среди прочих регионов.

А вот явным аутсайдером являются Северная Осетия и Дагестан, которые в общем рейтинге АПЭК делят 71-72-ю позиции (среди 85 регионов), между Брянской и Кировской областями. А вот, например, по качеству инвестиционного климата и эффективности бюрократии Северная Осетия вообще оказалась худшим регионом в стране.

​Именно Чечня являет собой практически идеальный образец для исследователя: абсолютная поддержка властей населением, наилучшие отношения с федеральным центром и отсутствие конфликтов внутри правящей элиты

У Дагестана – самые низкие в России показатели межэтнической гармонии, а у Ингушетии – бюджетной политики.

Интересна динамика в политической сфере Северного Кавказа. Непоколебимо выглядит лишь Чечня, а вот в других регионах, если верить авторам исследования, за прошедший год накапливались проблемы: ухудшилась работа бюрократии – в Дагестане (минус 18 пунктов) и Северной Осетии (минус 30 позиций); ухудшились отношения глав с Москвой – в Кабардино-Балкарии (минус 17 пунктов), Ингушетии (минус 19 пунктов) и Северной Осетии (минус 25 пунктов); снизилась общественная поддержка властей – в Карачаево-Черкесии (минус 20 позиций).

Положительные тенденции были лишь в трех регионах округа – как подсчитало АПЭК, улучшились отношения Рашида Темрезова с Москвой (плюс 23 позиции), у Теймураза Мамсурова увеличилась общественная поддержка (плюс 41 пункт), а Юнус-Беку Евкурову удалось теснее сплотить вокруг себя республиканские элиты (плюс 29 пунктов).

Прыжки по наклонной

Передвижения губернаторов вверх-вниз по условной «всероссийской матрице» выглядят порой необъяснимо. На недавно завершившемся Форуме СМИ Северного Кавказа обо всех подобных рейтингах губернаторов очень резко высказался дагестанский лидер Рамазан Абдулатипов: «По одному рейтингу у меня доверие 71-73 процента, а по другому мне не доверяют 71-73 процента. Я бывший профессиональный социолог и я знаю, можно получить любой ответ в зависимости от того, как ты поставишь вопрос».

Удивление Абдулатипова понятно. Скажем, в нынешнем рейтинге АПЭК возглавляемая им республика разделила 71-72 места с Северной Осетией. Почему «хвост»? Потому что самыми провальными направлениями работы в Дагестане, по оценкам авторов исследования, за прошлый год оказались инфраструктура (ЖКХ и транспорт), а также сфера межэтнических и межрелигиозных отношений.

​У Дагестана – самые низкие в России показатели межэтнической гармонии, а у Ингушетии – бюджетной политики

По итогам прошлого года Рамазана Абдулатипова эксперты АПЭК поставили на 20-е место в стране по эффективности работы в политико-управленческой сфере, а в нынешнем республика «сползла» на 31-ю строчку. Скажем, если год назад Абдулатипов по уровню общественной поддержки был третьим в стране после чеченского лидера Рамзана Кадырова и губернатора Кемеровской области Амангельды Тулеева, а в нынешнем – лишь 60-м

В социальной сфере Дагестан и вовсе оказался на 84-м месте в России (хотя год назад эксперты поставили его на 45-ю позицию). Существеннее всего республика, ведомая Абдулатиповым, сдала позиции в сфере здравоохранения (минус 21 позиция) и межэтнической гармонии (минус 16 строчек).

Кто бередит «межнац»?!

Аналитики АПЭК подсчитали, что ухудшение в разных областях «социалки» характерно для всех республик Северного Кавказа. Здравоохранение сдало позиции в Кабардино-Балкарии (минус 21 место) и Карачаево-Черкесии (минус 18 мест); образование – в Кабардино-Балкарии (минус 51 строчка) и Ингушетии (минус 20 позиций); инфраструктура – в Ингушетии (минус 14 позиций)...

Можно было бы, конечно, обвинить экспертов АПЭК в предвзятости по отношению к Северному Кавказу, но вот, например, Северную Осетию они в нынешнем рейтинге неожиданно водрузили аж на 4-ю позицию в стране по качеству здравоохранения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирской области).

Правда, у команды Мамсурова по качеству работы в межэтнической сфере «отминусовали» сразу 20 позиций. И даже в Чечне, по подсчетам аналитиков, несмотря на кажущееся спокойствие в политической сфере, работа с «межнацем» сдала сразу 15 позиций.

Исходя из каких соображений эксперты АПЭК посчитали, что за прошлый год межэтнические и межрелигиозные отношения на Северном Кавказе так резко ухудшились, непонятно. В заочную полемику с подобными экспертами вступил на упомянутом уже Пятигорском медиафоруме полпред президента в СКФО Сергей Меликов: «Я как полномочный представитель говорю: на территории Северного Кавказа сегодня нет межнациональных проблем! Есть отдельные вопросы, которые могут быть более острыми или менее острыми, но они решаются на уровне региона, округа, страны. Но если об этом говорят, то говорят только профессионалы!».

Можно, конечно, спорить с отдельными посылами в многостраничном исследовании. Но некоторые тенденции налицо. Например, в прошлогоднем рейтинге Ставрополье, которое возглавлял Валерий Зеренков, занимало последнее место (хуже всего дела обстояли с инфраструктурой, качеством работ бюрократии и в межэтнической сфере). Нынче же, когда регион возглавил молодой и энергичный Владимир Владимиров, Ставрополье заметно улучшило свои позиции.

​Сергей Меликов: «Я как полномочный представитель говорю: на территории Северного Кавказа сегодня нет межнациональных проблем!»

Другое дело – Кабардино-Балкария, где смена руководителя (в декабре прошлого года Арсена Канокова сменил Юрий Коков) к позитивным изменениям пока не привела, и позиции этой республики в рейтинге ухудшились. В общем, похоже, повторяется дагестанский сценарий, где поначалу на Абдулатипова и общественность, и даже часть элиты возлагала огромные надежды, но оправдать их глава не сумел.

Итоги рейтинга эффективности глав регионов

Общий балл

Политическая сфера

Социальная

сфера

Финансово-

экономическая сфера

Чечня

0,697

0,833

0,683

0,575

КБР

0,572

0,616

0,581

0,519

Ставрополье

0,560

0,595

0,540

0,546

Ингушетия

0,543

0,612

0,527

0,491

КЧР

0,542

0,573

0,594

0,458

Дагестан

0,540

0,619

0,500

0,501

РСО

0,540

0,491

0,649

0,482

Эффективность губернаторов в политической сфере

Общий балл

Общественная поддержка

Консолидация элиты

Отношения с Москвой

Эффективность бюрократии

Чечня

0,833

0,820

0,967

0,865

0,99

Дагестан

0,619

0,527

0,733

0,632

0,74

КБР

0,616

0,666

0,720

0,519

0,81

Ингушетия

0,612

0,534

0,720

0,601

0,77

Ставрополье

0,595

0,721

0,600

0,494

0,77

КЧР

0,573

0,591

0,640

0,558

0,78

РСО

0,491

0,433

0,600

0,457

0,87

Эффективность губернаторов в социальной сфере

Общий балл

Здравоохранение

Образование

Межнациональные отношения

ЖКХ и

транспорт

Чечня

0,683

0,678

0,629

0,750

0,677

РСО

0,649

0,700

0,606

0,608

0,620

КЧР

0,594

0,610

0,525

0,686

0,555

КБР

0,581

0,641

0,493

0,600

0,590

Ставрополье

0,540

0,690

0,589

0,400

0,480

Ингушетия

0,527

0,603

0,571

0,558

0,375

Дагестан

0,500

0,669

0,566

0,320

0,444

Эффективность губернаторов в экономической сфере

Общий балл

Экономическое управление

Инвестиционный климат

Бюджетная

политика

Чечня

0,575

0,583

0,449

0,692

Ставрополье

0,546

0,461

0,398

0,780

КБР

0,519

0,494

0,371

0,694

Дагестан

0,501

0,552

0,387

0,564

Ингушетия

0,491

0,544

0,420

0,509

РСО

0,482

0,480

0,365

0,601

КЧР

0,458

0,448

0,387

0,539



Ссылка

Возврат к списку