у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Мертвец» Горбачёв: эпитафия

«Мертвец» Горбачёв: эпитафия 19.08.2015

Михаил Горбачёв — роковая фигура в русской истории и «великий неизвестный» в тайне путча ГКЧП, по итогам которого была пущена под откос союзная система управления одной шестой части суши. Сегодня, вспоминая для Федерального агентства новостей те события 1991 года, политики и эксперты произносят свои «поминальные речи» о Горбачеве — так, как они могли бы звучать над могильной плитой первого и последнего президента Советского Союза.

Сергей Марков, политолог

Горбачёв — это человек, который спас мир от ядерной угрозы. Это человек, который вдохновлялся ценностями свободы — при Горбачёве её получили сотни миллионов людей, а безопасность получили миллиарды.

Однако в отношениях с США Горбачев пошел на слишком большое количество уступок. И в решающий момент ему не хватило твердости, чтобы отстоять единство СССР. За это единство выступало абсолютное большинство граждан страны. О том же мечтали силовые структуры: Армия, КГБ, МВД. Горбачёву нужно было опереться на их волю и силой сохранить Советский Союз единым, за исключением, возможно, Прибалтики. Тогда бы он вошел в историю России, как позитивный персонаж. И все же главная ответственность за распад СССР, я полагаю, лежит не на Горбачёве, а на Борисе Ельцине.

Дмитрий Орлов, политолог

Я хотел бы сказал Горбачёву следующее: думайте об эффективности управления и ничего не отдавайте задаром. Основной проблемой президента СССР была потеря управляемости — она произошла как раз при введении президентства и привела к дезинтеграции большого государства.

Горбачёв не чувствовал «ткани власти». Он не умел и не хотел управлять. Впрочем, надо признать, что члены ГКЧП, которые пытались отстранить его от власти, тоже не обладали способностью к управлению. А когда люди не в состоянии властвовать, власть уходит.

Я думаю, что пока человек жив, с него можно о многом спросить. Но перед могильной плитой я хотел быть вспомнить о тех достижениях, которые с Горбачевым связаны. Потому что глоток свободы президент СССР, несомненно, дал — хотя цена оказалась непомерно высокой.

Егор Холмогоров, писатель

Горбачёв был идеальным продуктом советской системы. В меру невежественный карьерист, атеист, космополит, человек без убеждений, идей, внутреннего стержня и позиции, он купился на воображаемое место в истории, которое оказалось чрезвычайно позорным. Он разрушал наш мир — мир в котором я родился, — даже не отдавая себе отчета в том, что происходит.

Советский Союз в его тогдашней конфигурации был обречен, его следовало реформировать в интересах русского народа. Вместо этого Горбачев с его космополитизмом делал все, чтобы положение именно русских осложнилось. Накануне ГКЧП Горбачев добивался подписания Союзного договора, в котором автономные республики приравнивались к союзным: он пытался опереться на эти автономии против Ельцина. Если бы ему удалось протолкнуть этот документ — Россия погибла бы. Члены ГКЧП, изолировав генсека, не смогли спасти СССР, но хотя бы спасли Россию, предотвратив подписание того чудовищного договора. За это мы должны быть им благодарны.

А Горбачёву — место в девятом круге Дантова ада, в ледяном озере среди предателей.

Дмитрий Тренин, политолог

Я очень уважаю Горбачёва за то, что он сумел совершить «мягкую посадку» коммунистического движения. Но я очень сожалею, что Перестройка, которая им была начата, пошла не по тому пути, которым к рыночной экономике пошел Китай.

Проблема Горбачёва заключалась в том, что он не сумел реформировать Коммунистическую партию. ГКЧП явился результатом бунта Компартии. Реформы Горбачева также оказались блокированы со стороны КПСС. Будучи генсеком этой партии, он решил строить «социализм с человеческим лицом», не обращая внимания на то, что его же однопартийцы были противниками любых изменений, и партия ему за это отомстила.

Михаил Сергеевич — боец, который преодолевал многие недуги. Он войдет в историю с очень большим плюсом. У него было много недостатков и, как и у любого политика, много ошибок. За многое историки будут критиковать его в будущем. Но этот человек сумел сделать то, что казалось немыслимым. Он «посадил» этот страшный режим. Конечно, раскололась страна. Она и не могла не расколоться в тех условиях. Но не произошло худшего: ни гражданской, ни ядерной войны.

Валерий Коровин, политик

Горбачёв абсолютно не соответствовал той позиции, которую занимал. Это и привело к разрушению величайшей державы, которая созидалась поколениями наших великих предков и за целостность которой были отданы миллионы жизней. Горбачев был совершенно некомпетентен в вопросах геополитики. Из-за этого он проиграл великую войну континентов. Горбачев не соответствовал элитному психотипу, то есть не мыслил масштабно, зато вмешивал в государственные вопросы свои личные интересы, эмоции, желания и чувства.

Человеку мелкому, жалкому, ничтожному досталась страна, которая не соответствовала его масштабу. Это обыватель, который оказался на вершине власти в силу того, что в Советском Союзе опирались на химеру о «кухарке, способной управлять государством». И в итоге Горбачев совершил ошибки исторической важности.

Константин Добрынин, сенатор

Я бы сказал Горбачёву спасибо. Ведь при всех минусах президента СССР, его есть за что благодарить. Хотя бы за гласность, Перестройку и демократию. Этого более чем достаточно, чтобы плюсы перевесили любые минусы. Он дал стране свободу, благодаря которой сейчас можно, например, всем вокруг говорить про Горбачёва гадости.

Конечно, сейчас, по происшествии четверти века, нам этого мало. Мы разочарованы и ругаем человека, который все это нам дал. Но это типичная проблема нашей страны. В России никогда не уважали мягких правителей, а потом стонали от грозных.

И еще: каждому из нас не хватает личного масштаба, чтобы взглянуть на новейшую историю России «с высоты птичьего полета». Ведь впервые за тысячелетнюю историю президенты уходили живыми, а не сваливались со своих постаментов: Горбачёв, Ельцин, Путин, Медведев…

Для нашей истории это — аномалия демократии. Давайте аномалию сделаем нормой нашего гражданского поведения. Пока мы не искореним в себе дурную привычку плевать в спину ушедшему лидеру, мы не станем по-настоящему великой нацией.

Павел Данилин, политолог

При жизни человеку можно сказать все, что угодно, а о мертвых — либо хорошо, либо ничего. Но Горбачёв будет подвергаться критике и после смерти. Человек, который разрушил империю, не может рассчитывать на отсутствие критики от людей, которые пережили распад СССР. Та же часть либералов, которая относилась к нему позитивно в 90-е годы, его совершенно забыла. Поэтому не стоит думать, что у Горбачёва осталась какая-то группа поддержки.

Я к Горбачёву отношусь негативно. Хотя в 1996-м, когда я был молодым человеком, я даже рассматривал возможность проголосовать за него на президентских выборах в пику Ельцину. Я тогда не понимал, что в случившемся 1991-м Горбачёв виноват больше, чем Ельцин. Как результат, Горбачёв останется самым презираемым политиком России XX века.

Владимир Познер, телеведущий

Я не понимаю требования говорить о покойниках либо ничего, либо хорошо. Подобных взглядов я не придерживаюсь. То, что я говорил при жизни Горбачёва, скажу и после смерти. Михаил Сергеевич вошел в историю, сделал много важных вещей, совершил ошибки. Но именно благодаря ему исчезло тоталитарное государство, и в этом смысле он сделал великое дело. Я так считал, так я и буду считать.

Горбачёв — мой знакомый. Мы неоднократно говорили с ним, и я специально задавал ему один и тот же вопрос: почему он уехал на отдых перед подписанием нового Союзного договора? Он отвечал, что это была ошибка, и я ничего к этому добавить не могу. Да, это была ключевая ошибка: если бы Горбачёв не уехал тогда, никакого ГКЧП не случилось бы и вся история была бы другой.

Виктор Алкнис, экс-депутат Госдумы

«О покойниках или хорошо, или ничего»? Но Горбачёв — политик, а политику достается сполна и после ухода из этого мира. Когда умер Ельцин, я опубликовал про него нелицеприятный текст. И точно так же я готов поступить с Горбачёвым.

Он развалил Советский Союз. Он уничтожил великую державу. Он способствовал уничтожению народа, исчезновению промышленности и прочее, прочее. Я считаю Горбачёва преступником, который, к сожалению, не понес наказания за те преступления, которые совершил против сотен миллионов советских людей.

Эдуард Лимонов, политик

Еще в былые времена я предлагал спешно, немедленно арестовать Михаила Горбачёва. Но не послушались моей, быть может, радикальной команды. А ведь если бы Горбачёв был арестован в 1990-м году, можно было бы спасти всё.

Я услышал про ГКЧП, когда давал комментарий какой-то телевизионной компании. И я сказал тогда: «Ну, наконец-то! Долго ждали». Только, к сожалению, попытка взять в руки ситуацию в стране ничем не увенчалась.

К Горбачёву у меня нет сантиментов, как нет их в отношении себя или кого-то другого. Он много прожил, и его давно нужно было осудить. Во времена Французской революции он оказался бы на гильотине.

Горбачёв и Ельцин — у каждого из них в кармане пиджака лежал паспорт СССР, и они эту страну загубили, совершив государственное преступление, измену Родине. Смерть не может оправдать их поступки. История — вещь однозначная. Место этим двоим — рядом с Иудой, предавшим Христа.

Ссылка


Возврат к списку