у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

Кампания-2016: политтехнологи готовятся к охоте за пенсионерками и звездами Голливуда

Кампания-2016: политтехнологи готовятся к охоте за пенсионерками и звездами Голливуда 14.01.2016

Главный лозунг для кандидатов – «Будь проще, и люди проголосуют»

Начавшийся год пройдет под знаком выборов. Помимо масштабной кампании в Госдуму нас ждет также ее совмещение с большим числом региональных кампаний по избранию депутатов заксобраний и муниципальных дум. Все это создаст колоссальный информационный шум, в котором достучаться до электората и оставить в сознании людей память о себе будет непросто. По мнению политологов, победит в итоге тот, кто сможет общаться с людьми на максимально понятном большинству языке – как можно проще. Не обязательно с матом, но хотя бы с шутками и изюминкой. О том, к чему готовиться, рассуждали эксперты «ФедералПресс».

На старте избирательной кампании перед технологами и кандидатами стоят два основных вопроса. Первый – на кого ориентироваться, кто придет на участки и будет делать выбор за всю остальную страну. Второй – как и какими средствами вести кампанию.

Выбор поколения

Во многом ход кампании и используемые в ней технические средства будут определяться тем, на какого избирателя будут ориентироваться кандидаты. В первую очередь это касается возраста, а также образования и социальной принадлежности целевой аудитории.

При этом несколько лет различные партии, кандидаты, да и власти пытались изменить структуру электората – привлечь к политике социально активную молодежь. Но, похоже, особого успеха достичь в этом направлении не получилось. По крайней мере в этой части эксперты «ФедералПресс» единодушны: основной выбор будут делать пенсионеры и бюджетники, некоторые лишь уточнили, что в первую очередь это будут женщины от 40 лет.

«Молодежь на выборы ходит плохо. В основном женщины среднего и предпенсионного возраста. И вряд ли в эту кампанию будут какие-то изменения. Единственное, что я не исключаю всплеска в последние две недели перед выборами, когда будет активно работать оппозиция для привлечения внимания неопределившихся. Но в условиях, когда молодежь настроена в достаточной степени патриотично, это не будет работать», – считает экс-начальник отдела ЦИК «Единой России», руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев

Чуть более оптимистично настроен член комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и федеративным отношениям, генеральный директор ООО «Агентство политических и экономических коммуникаций «АПЭК» Дмитрий Орлов: «В первую очередь выбор страны будет определять традиционный избиратель: бюджетники, пенсионеры – люди, встроенные в социальную систему. Это правда. Но приходят и другие: люди, которые хотят дебатов, дискуссий, небезразличные к происходящему в стране. И потом: есть мобилизация последнего дня, когда решение принимают люди, не определившиеся в течение всей остальной кампании, – среди них много людей думающих, небезразличных».

Однако региональные политтехнологи повода для оптимизма не видят вовсе. По их мнению, ставка на молодежь себя не оправдала и не оправдает в ближайшее время. «Все-таки наш избиратель – это бюджетник, пенсионер и рабочий. Это те образы, над которыми работают политтехнологи. Все остальное – это некое фликовое увлечение, и не более того. При этом нельзя сказать, что избиратели – те, кто не просто переживает и интересуется, а действительно доходит ножками до участка и голосует – поглупели, но они заметно постарели. Выбор страны будут определять все те же постаревшие люди, родившиеся в СССР, и догоняющие их лица предпенсионного возраста», – отметил в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» екатеринбургский политтехнолог Алексей Швайгерт

«Пенсионеры и бюджетники, как всегда. Люди будут ждать подачек, и ничем иным их уже не расшевелить. Перемен в этом плане не будет, просто потому что нет сил, которые могли бы привести на участки молодежь, были бы ей интересны. Теоретически это мог сделать «Парнас», но в том виде, в котором они заявляются на эти выборы, показать себя во всей красе они не смогут», – считает нижегородский политтехнолог Валентина Бузмакова

Это будут не 90-е – возвращаемся в 80-е

Столь же единодушны политтехнологи оказались и выборе основных средств работы кандидатов в грядущую кампанию: прямые встречи с избирателями, разворачивание агитационных сетей, массовый разброс агитпродукции. 

«Инструментарий достаточно велик. Будут востребованы и использоваться все инструменты, которые задействовались на последних выборах. Это и специально оборудованные пункты для сбора подписей и фактический агитации, самые различные интернет-технологии, включая вирусные ролики. Но не нужно думать, что интернет и соцсети сыграют решающую роль, – это все-таки будет периферия кампании, где будет вестись борьба за думающего избирателя. Судьба же кампании будет решаться совсем другими методами. И вот что касается печатной продукции – это будет больше похоже на 80-е, будут востребованы максимально простые листовки, обозначающие кандидатов и их программы», – пояснил Дмитрий Орлов.

Главным лозунгом кандидатов и политтехнологов в работе, по мнению экспертов «ФедералПресс», при этом должны стать слова «Будь проще»: «Надо понимать, что половина кампании в Госдуму будет проходить по одномандатным округам. А это означает очень большую конкуренцию и потребует высокого интеллектуального уровня работы. Интеллектуальная кампания при этом вовсе не означает, что не будет места грубости – наоборот: она подразумевает поиск понятного людям языка. Чем язык будет проще, тем он будет понятнее», – отмечает Константин Калачев. 

В то же время руководитель Политической экспертной группы уточнил, что выбор средств будет сильно зависеть от локальных условий проведения кампании. Одно дело Москва, где имеет смысл активно работать с интернет-аудиторией, другое дело – Дальний Восток, где с этим сложнее. «Кампания будет носить тотальный характер, применяться будут все возможные инструменты. Все будет зависеть от регионов. В той же Москве бесплатные газеты, к примеру, роли не играют – почтовый ящик и так забит, в то же время во многих регионах они остаются основным инструментом агитации», – пояснил эксперт. 

По мнению же региональных политтехнологов, если не считать средств прямого общения избирателей, вроде встреч кандидата и его помощников с электоратом, основной упор придется делать на листовках и прочей печатной агитпродукции. Причем в первую очередь с негативным уклоном.

«Листовки – это вечный вопрос. Да: кампанию можно выиграть и без чернухи, как и проиграть при ее использовании. Более того, я соглашусь, что на рынке много «спецов», которые используют ее неоправданно, просто для освоения бюджета. Но, учитывая количество кампаний, совмещение выборов в Госдуму с региональными, ожидается, что чернухи будет много, и большей частью непрофессиональной. Впрочем, упрощенная логика подобных агитматериалов не всегда говорит о том, что они плохи, – тут важнее, продуманно ли используется сама технология», – отмечает Алексей Швайгерт. 

Альтернативная реальность

Что же касается интернет-технологий, то они, по прогнозам экспертов, также будут задействованы. При этом новшеством кампании станет активный заход кандидатов в «Одноклассники», где в настоящее время находится основной избиратель. В то время как Фейсбуку политтехнологи отводят роль «не более чем чатика по интересам».

«Я согласен с тем, что Фейсбук в грядущей кампании будет неразумно использовать – это локальный чатик для лидеров общественного мнения. Журналистов и медиаперсон и не более того. Для того же, что бы действительно погрузить в мир массового сознания – нудно осваивать «Одноклассники», – считает Алексей Швайгерт. 

При этом кандидатам придется пробиваться сквозь информационный шум. Поскольку интернет доступен всем, желающих высказаться в нем, заявить о себе будет много, и желающим запомниться придется искать свои способы это сделать. Как именно – тут существуют разные мнения. Вплоть до появления так же различных черных технологий и видео массового стриптиза в поддержку того или иного кандидата. Впрочем, эксперты «ФедералПресс» настроены достаточно оптимистично и уверены, что в конечном счете преимущество получат те, кто сможет предложить нечто позитивное.

«Роль соцсетей, конечно, растет. Если на прошлых выборах их можно было игнорировать, то сегодня для многих соцсети – основной источник информации. В большей степени они при этом используются как инструмент контрпропаганды – продвинуть в них позитивную повестку гораздо труднее. Вирусные ролики, демотиваторы, прочие средства – все это будет использоваться. Но есть и положительные примеры. К примеру в прошлую кампанию калининградский губернатор очень удачно использовал ролики со звездами Голливуда, которые выступали в его поддержку. Причем сделано было так, что изначально даже не было понятно: его команда это сделала или конкуренты. Есть и другие примеры позитивного использования вирусных роликов на выборах регионального уровня», – считает Константин Калачев.

В конечном же счете, по мнению экспертов «ФедералПресс», политтехнологам придется напрячь весь свой арсенал и придумать новые ходы. Масштаб кампании обязывает, а это означает, что какими бы ни были тренды, нас обязательно ждут и много позитивных находок, и тонна вирусного негатива, который обрушится на сознание избирателей.


«Представление о том, что можно будет с помощью одних только каких-то примитивных манипуляций победить, – они в корне неверны. В большинстве округов кандидатам предстоит провести сложные дифференциальные кампании с использованием всего спектра приемов – от простейших до создания вирусных роликов в интернете. Задействован будет весь накопленный политтехнологами спектр технологий. При этом стоит помнить, что избиратель, получивший прививки прошлых кампаний, будет достаточно искушен, а конкуренция среди кандидатов будет очень высокой», – отмечает Дмитрий Орлов.

Ссылка


Возврат к списку