у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Праймериз ЕР: кандидатов выберут чисто и честно

Праймериз ЕР: кандидатов выберут чисто и честно 26.04.2016

Праймериз «Единой России» стали реально действующим механизмом формирования партийного списка, говорится в докладе АПЭК


В распоряжении «Известий» оказался доклад генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрия Орлова «Предварительное голосование «Единой России» как перезагрузка политической системы». Автор документа разъясняет, почему «Единая Россия» решила прибегнуть к открытым праймериз и каким образом процедура предварительного голосования повлияет на смену политических элит в партии.

В частности, в документе говорится, что в обществе сформировался широкий запрос на обновление элиты. «Политическая реформа 2012-2015 гг. — адекватный ответ и на прежние вызовы, и на запрос обновления. Реформа имеет системный характер и представляет собой длительный процесс».

Как рассказал докладчик «Известиям», предвыборная кампания этого года позволяет говорить о качественных сдвигах не только в партии, но и в политических смыслах предварительного голосования.

— Открытая модель выборов конкурентна, она предполагает большее количество участников, в том числе непартийных, общественников. Конкуренция на праймериз различная, зависит от уровня подготовки кандидатов в разных регионах, от их яркости и степени поддержки избирателями. Предварительное голосование стимулирует обновление правящей элиты и политических партий, — обратил внимание Дмитрий Орлов.

Эта мысль звучит и в докладе: с помощью такого инструмента, как открытые праймериз, формируются новые группы элиты. Для них неприемлема ситуация, когда укрепившиеся на своих местах депутаты и партийные функционеры делают всё возможное, чтобы заблокировать естественный процесс смены поколений в российской политике.

Орлов напомнил, что первый заместитель главы президентской администрации Вячеслав Володин неоднократно высказывался по поводу необходимости проведения легитимных, конкурентных и открытых праймериз, результаты которых имели бы признание и поддержку со стороны общества. В этом и состоит легитимность процедуры. При этом речь идет не только о праймериз «Единой России», но и о более широком распространении этого механизма, его использовании всеми партиями. Институт праймериз призван стимулировать активизацию внутрипартийной жизни и привести к формированию качественных списков выдвигаемых партиями кандидатов.

— Администрация президента настойчиво выступала за выбор открытых праймериз, но навязывать в приказном порядке не стала. Это говорит о последовательности и настойчивости с одной стороны и о способности принять другой выбор, который сделали региональные элиты в некоторых регионах, — пояснил политолог.

Введение смешанной избирательной системы и проведение праймериз «Единой России», по мнению Орлова, представляют собой содержательный ответ на запрос как общества в целом, так и новых групп социально активных граждан. Эти изменения инициированы и поддерживаются президентом.

Также глава АПЭК считает, что новая для «Единой России» открытая модель праймериз поможет протестировать возможности кандидатов в условиях конкурентной борьбы, выявить наиболее перспективные фигуры естественным путем, в публичной сфере, а затем принять обоснованное решение о формировании списка кандидатов.

— Праймериз являются угрозой для действующих депутатов, не отличившихся активностью. В группе риска находятся некоторые губернаторы, депутаты и бизнес-группы, которые могут проявить негативную заинтересованность на местах, — заметил Орлов.

При этом докладчик не отрицает, что идеализировать ход праймериз было бы заблуждением. Однако, по его мнению, они задают политически верный тренд. «По итогам регистрации на праймериз сложилась ситуация, которая вполне может быть охарактеризована как конкурентная. Участие в праймериз принимают более трех тысяч кандидатов, что обеспечивает достаточно высокий конкурс», — уточняется в докладе.

Глава АПЭК отмечает, что лидерами по количеству кандидатов (среднее число выдвиженцев на округ не менее 15) стали Москва и регионы Центральной России (Брянская, Московская и Ярославская области, а также Башкирия, Волгоградская, Ульяновская области). При этом хуже всего процесс выдвижения кандидатов выглядит в Дагестане и Татарстане, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях, Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Липецкой, Оренбургской, Самарской, Томской областях. Здесь среднее число выдвиженцев на округ не превышает восьми человек. «Более высокий уровень фактической конкуренции характерен для регионов со сложной и конфликтной внутриэлитной ситуацией», — подчеркивается в документе.

По мнению Орлова, участие в праймериз почти 60% беспартийных — положительный результат. Кроме того, он считает одной из важных тенденций то, что среди кандидатов много представителей «Общероссийского народного фронта».

Глава АПЭК видит одной из ключевых задач, решаемых Кремлем в процессе праймериз, реализацию запроса на обновление депутатского корпуса. «Неудивительно, что заявки на участие подало большинство действующих депутатов фракции «Единая Россия». Позитивный тренд — готовность статусных депутатов к тому, чтобы баллотироваться в округах. Так, спикер Государственной думы Сергей Нарышкин идет по округу в Ленинградской области, секретарь генерального совета партии и глава федерального оргкомитета праймериз Сергей Неверов — в Смоленской области, лидер фракции Владимир Васильев — в Тверской области», — отмечается в документе.

В процесс праймериз включились все: и муниципальные элиты, и региональные депутаты, и региональная исполнительная власть, и местные деловые элиты. К тому же праймериз, по мнению автора доклада, способствуют реализации потенциала местных партийных элит. В докладе также отмечается, что на данный момент складывается ситуация, при которой параллельные региональные праймериз ведут к росту конкуренции именно на региональном уровне и ее сокращению на федеральном. Вероятно, по мнению автора, это можно признать естественным ходом событий.

Также отмечается, что стимулирующим фактором становится тематический характер дебатов, которые проводятся по определенным направлениям, связанным главным образом с социально-экономической повесткой. При этом подчеркивается, «что агитационная кампания пока носит несколько робкий и неартикулированный характер».

В конце докладчик делает вывод: «Несмотря на наличие внутренних проблем в организации и проведении праймериз «Единой России», их вывод на новый уровень представляет собой вызов для других партий. Именно «Единая Россия» демонстрирует способность к обновлению и активизации работы с обществом».

При этом, по мнению Орлова, главным результатом праймериз должна стать перезагрузка политической системы, которая, может быть, и не изменит существенным образом соотношение сил партий, но способна изменить в лучшую сторону характер взаимоотношений между властью и обществом.

Между тем руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает выводы Орлова чересчур смелыми. Он назвал формулировки доклада — программой-максимум, тогда как достаточно будет минимума.

— Есть вещи, которые проговаривать не стоит, — например, о перезагрузке отношений власти и общества. Они и так конструктивно складываются, если верить опросам, — большинство поддерживает нынешний курс. Власть должна рефлексировать, должен работать внутри нее механизм конкуренции, отбора лучших, а всё остальное — производное. Сейчас система сбалансирована, наша внутренняя политика приобретает системность и осмысленность именно с точки зрения поддержания политического класса и политической элиты в тонусе, — говорит он.

Не согласился политолог и с тем, что праймериз окажет влияние на формирование новой политической элиты, заметив, что она уже сложилась и является опорой главы государства.

— Думаю, что президент не всегда доволен качеством этой поддержки, состоянием нашего политкласса и считает, что его нужно держать в тонусе. Так оно и есть: у любого человека возникает желание залезть на печку и ничего не делать. Такую раскладку мы наблюдали при исключительно партийной системе выборов. Люди получали мандаты, а потом выяснялось, что они не бойцы, — пояснил Константин Калачев.


Ссылка

Возврат к списку