у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Если связка Куйвашев-Тунгусов окажется неэффективной, то…»

«Если связка Куйвашев-Тунгусов окажется неэффективной, то…» 20.05.2016

Политолог Дмитрий Орлов — о задачах новой конфигурации свердловской власти

Кремль поставил перед новым руководителем администрации губернатора Свердловской области Владимиром Тунгусовым четкие задачи. На решение главной из них отведено три дня. Если ожидания не оправдаются, то Москва примет новое решение. Почему Тунгусов будет работать автономно от губернатора Куйвашева, кто выступит гарантом достигнутых договоренностей и стоит ли ждать смены главы региона, — рассказал «URA.Ru» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

— Кто стал инициатором принятия решения о назначении Владимира Тунгусова главой администрации губернатора и какие цели призван решить этот кадровый ход?

— На принятие этого решения повлияло множество обстоятельств. Главное из них заключается в том, что в последнее время основные группы, участвующие в региональной политике: «область», «город», полпредство и нижнетагильская группа — преследовали собственные цели. В предвыборный период это приводило к общему ослаблению власти.

На мой взгляд, задачи назначения Владимира Тунгусова — усиление управляемости политической системой региона, повышение эффективности организации праймериз и подготовки к избирательной кампании. Нужен был единый центр принятия предвыборных управленческих решений и диалога с элитой, который взял бы на себя политическую ответственность за ситуацию в области. И такая точка ответственности была создана.

Насколько я знаю, инициатором решения стал губернатор. Думаю, что оно далось Евгению Куйвашеву нелегко, непросто было принять сделанное ему предложение и Владимиру Тунгусову. Гарантом новой конфигурации, полагаю, стал Кремль. Создание новой конфигурации должно привести к радикальным изменениям в региональной политике. Тунгусов — серьезный политический менеджер, он способен к диалогу с элитой, у него значительный опыт работы в электоральной сфере. Думаю, что острая ситуация, в которой находилась в последние недели свердловская власть, в самое ближайшее время стабилизируется.

— В чем в первую очередь должна проявиться стабилизация?

— Праймериз «Единой России» не должны сопровождаться скандалами. Подведение их итогов должно быть спокойным, основанным на регламенте предварительного голосования, а не на каких-то противостояниях непубличного характера. А в ходе предвыборной кампании необходимо соблюсти принципы конкурентности, открытости и легитимности, создать для ее участников спокойные, предсказуемые условия.

Думаю, Кремль ожидает от Тунгусова повышения эффективности работы областного избирательного штаба «Единой России», организации ее результативной предвыборной кампании. Причем не за счет административных рычагов, а путем политических, технологических и кадровых решений.

— Будут ли у Владимира Тунгусова полномочия для решения этих задач?

— Думаю, у него будет почти карт-бланш. Но в рамках согласованной с губернатором и гарантированной федеральным центром повестки. В принятии концептуальных решений, подборе чиновников — политических менеджеров, разработке механизмов согласования интересов ему предоставлены самые широкие полномочия. Являясь подчиненным губернатора Евгения Кувашева, он при этом должен сохранить определенную автономию. Об этом, кстати, уже заявил и губернатор. Но неизбежны и ограничения. При принятии кадровых решений Владимир Тунгусов, на мой взгляд, не сможет немотивированно «снести» представителей политической элиты только потому, что ему это будет удобно в силу его привычек или представлений об эффективности власти.

— Тунгусов и Куйвашев долгое время были антагонистами. Новые межличностные конфликты между ними неизбежны. Не разрушит ли это тандем губернатора и нового руководителя его администрации?

— Я не испытываю иллюзий по поводу того, что в сложившейся в регионе политической конфигурации, в которую входят как основные игроки Евгений Куйвашев, Владимир Тунгусов, председатель областного правительства Денис Паслер, мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и полпред Игорь Холманских, будут легко достигаться договоренности. Естественно, между ними будет «искрить», будут и конфликты.

Но институциональная связка, скрепившая двух важнейших политических противников — Куйвашева и Тунгусова — гарантирует, что конфликты не будут переходить в агрессию, не перерастут в продолжительные политические войны. На первый план для свердловской элиты должно выйти развитие области, а групповые, ситуативные цели должны стать менее значимыми.

— Кто выступит гарантом конструктивных отношений между Евгением Куйвашевым и Владимиром Тунгусовым?

— Таким гарантом, конечно, выступит федеральный центр. Со стороны «Единой России» это куратор кампании в регионе, депутат Госдумы Павел Крашенинников. В случае с классической административной вертикалью ответственные известны. Есть и другие механизмы мониторинга и контроля за ситуацией. Федеральный центр будет очень четко отслеживать эффективность принимаемых решений, соблюдение Куйвашевым и Тунгусовым равноудаленности от интересов тех или иных политических или финансовых групп. Разумеется, в той степени, в какой эту равноудаленность можно соблюсти.

— Есть мнение, что, по сути, это означает введение внешнего управления Свердловской областью…

— Москва — гарант схемы, разработанной при ее участии самими Куйвашевым и Тунгусовым, а не внешний управляющий. Это, на мой взгляд, принципиальный момент. Эта конфигурация должна доказать свою эффективность. Если в какой-то момент выяснится, что она не работает, федеральному центру придется формировать новый центр принятия решений самостоятельно, причем делать это достаточно быстро. Не хочу пророчествовать, но в этом случае возможны самые различные «внешние» решения, направленные на усиление эффективности свердловской политики.

— Может быть, поэтому на сегодняшнем совещании в администрации Екатеринбурга Владимир Тунгусов заявил, что остается членом городской команды? За ним останется закрепленный кабинет. В мэрии не исключают его возвращения…

— Если человек 20 лет работал на одном месте, он вправе оставить за собой служебный кабинет. Не думаю, что это кого-то обеспокоит. Но Тунгусов стал главой администрации области и должен теперь решать общерегиональные политические задачи. Если Владимир Тунгусов будет использовать свои полномочия для наращивания конфликтного потенциала, то это вряд ли будет позитивно воспринято. Думаю, опыт, политические навыки, мудрость Тунгусова не позволят ему рассматривать свою должность в областной администрации как временную, позволяющую демонстративно что-то доказывать губернатору, а самому при этом защищать только «городские» интересы.

— В последнее время Владимир Тунгусов активно поддерживал отделения оппозиционных партий, в том числе КПРФ и РПП. При поддержке мэрии эти отделения рассчитывали получить контрольный пакет мандатов в Заксобрании. Сможет ли Тунгусов продолжать эту работу?

— Отношения Тунгусова с оппозицией, на мой взгляд, носили вынужденный, ситуативный характер. Они были обусловлены политической войной, которую вели областная и городская администрации. На мой взгляд, нельзя одновременно работать на стабилизацию ситуации в регионе и «накачивать» при этом оппозицию. Если Тунгусов попытается это сделать, то такая тактика вряд ли получит поддержку губернатора и федерального центра.

— Отдельные представители свердловской элиты не исключают, что назначение Владимира Тунгусова главой администрации губернатора повлечет за собой через некоторое время смену главы региона. Насколько обосновано это мнение?

— На мой взгляд, отставка губернатора Свердловской области не входит в актуальную повестку дня. Если бы Кремль хотел освободить Евгения Куйвашева от должности губернатора, ничто не помешало бы ему сделать это сразу после праймериз, не создавая сложную конфигурацию центра принятия решений. То, что этого не произошло, означает, что Куйвашев в течение достаточно длительного периода свой пост сохранит.

Ссылка


Возврат к списку