у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Противоречия – это источник развития. Губернаторам и министрам придется научиться договариваться

«Противоречия – это источник развития. Губернаторам и министрам придется научиться договариваться 14.07.2016

Медведев назвал имена тех, от кого будет зависеть дальнейшее развитие России

Российским регионам дали новый шанс донести свои проблемы до Москвы и, что, может быть, даже более важно, добиться их решения. В четверг глава кабмина Дмитрий Медведев обнародовал состав созданной в мае правительственной комиссии по региональному развитию. Наряду с федеральными чиновниками, в нее вошли главы 18 субъектов, сенаторы и депутаты. Тем самым предпринята очередная попытка повысить качество связи в отношениях центра и субъектов. Зачем понадобился новый орган, чем предстоит заниматься его участникам, и станет ли он местом достижения консенсуса. Подробности – в материале «ФедералПресс».

После первого заседания Совета по стратегическому планированию и приоритетным проектам, которое президент Владимир Путин провел накануне, 13 июля, глава кабмина Дмитрий Медведев завершил формирование другого нового органа – правительственной комиссии по региональному развитию. То, что эти события произошли друг за другом, не случайно. По мнению члена Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексея Зудина, два этих органа взаимосвязаны. Дело в том, что в президентском совете премьер возглавляет президиум, а правительственную комиссию – его заместитель Дмитрий Козак. Но понятно, что сам Медведев работе последней будет уделять не меньшее личное внимание.

Напомним, правительственная комиссия по региональному развитию будет заниматься выработкой единых принципов и подходов к применению механизмов стратегического развития субъектов и территориального планирования, к формированию и предоставлению межбюджетных трансфертов. В ее задачи также входит координация взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

Стоит отметить, что до мая 2016 года эта комиссия имела другое название – правительственная комиссия по территориальному планированию. Орган имел не только иное название, но и иной состав. Это объяснимо: текущая задача – максимально сблизить интересы регионов и федерального центра. «Я думаю, что смена названия связана с необходимостью привести эту комиссию в соответствие с советом по стратегическому развитию, - отметил политолог Алексей Зудин. - Состав тоже изменился в направлении, которое соответствует заявленному формату работы президентского совета, где присутствовали и предприниматели, и гражданские активисты. Новая правительственная комиссия также пошла по пути расширения своего состава за границы членов правительства и [федеральных] чиновников».

Персональный состав комиссии по региональному развитию серьезный. Под председательством вице-премьера Дмитрия Козака будут работать глава Минфина Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, глава комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, представители президента (либо их заместители) в ряде федеральных округов. Среди 55 членов комиссии восемнадцать – главы регионов: Сергей Аксенов (Крым), Борис Дубровский (Челябинская область), Дмитрий Кобылкин (ЯНАО), Анатолий Артамонов (Калужская область), Василий Голубев (Ростовская область), Алексей Гордеев (Воронежская область), Алексей Дюмин (Тульская область), Рамзан Кадыров (Чеченская республика), Александр Карлин (Алтайский край), Вениамин Кондратьев (Краснодарский край), Владимир Миклушевский (Приморский край) и другие.

Говоря о списке персоналий, некоторые эксперты отмечают, что вошедшие в него главы субъектов точно не будут являться простыми статистами: они знают и умеют отстаивать интересы своих регионов. Но в данном случае, на них фактически возлагается обязанность решать общие противоречия, возникающие между субъектами и федеральным центром. Как это будет достигаться, пока не совсем понятно. По словам специалистов, планировать развитие и развиваться можно по-разному: активно (когда определены четкие цели и механизмы их достижения), а также пассивно (как это было в начале 1990-х годов, когда «нужно было придумать, как бы оно само развивалось, если не придумаем, то будем действовать сумбурно, без плана»).

Политолог, профессор Российского государственного гуманитарного университета Сергей Черняховский в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что противоречия, имеющиеся в отношениях регионов и федерального центра, - это совсем неплохо. «Противоречия – это источник развития, - пояснил Черняховский. – Может ли стать комиссия площадкой для разрешения противоречий? Все зависит о того, кто ее возглавляет, кто в нее входит, какие видения будут закладываться. Наша система квази-управления имеет базовый существенный недостаток, который никто не берется устранять, – это ориентация на рыночное регулирование, которое предполагает краткосрочную мотивацию: делать то, что выгодно в ближайшей перспективе. А подчас надо делать то, что выгодно не сейчас, а через десятки лет».

Теоретически новый орган действительно может дать серьезный толчок в развитии регионов. Директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов говорит, что сама «структура [комиссии] предполагает серьезные изменения». «Акцент делается именно на развитии. Деятельность комиссии будет более динамичной, основанной на интересах регионов, приоритетах развития территорий, которые сформулирует федеральный центр», - отметил Орлов.

Усиление региональной составляющей в составе правительственной комиссии объясняется тем, что из Москвы не всегда можно увидеть проблемы территорий. По мнению президента Центра стратегических коммуникацийДмитрия Абзалова, включение глав субъектов в состав нового органа «серьезно повысит эффективность работы всей структуры именно в антикризисном режиме». «Если раньше эта часть была формализована, то сейчас вопросы стабильности региональных экономических и бюджетных систем являются первоочередными. Чтобы каждый раз их не выносить президенту усилиями недовольных губернаторов, необходимо создать эффективный орган, - считает Абзалов. – Должна быть повышена оперативность принятия решений».

В целом, политологи полагают, что у правительственной комиссии по региональному развитию есть все шансы стать эффективно работающим органом, решения которого положительно скажутся на жителях страны. Во всяком случае, как считает Алексей Зудин, «диалог и совместная деятельность способствуют, если не снятию, что сращению разногласий и дает реальную возможность выработать единые подходы и общее понимание».

Один из членов правительственной комиссии по региональному развитию, губернатор Челябинской области Борис Дубровский сегодня сообщил «ФедералПресс», что у правительства региона уже есть «пакет предложений по доработке нормативно-правовой базы», который он намерен вынести на обсуждение коллег. «Реализация этих предложений позволит более эффективно воплощать приоритетные региональные проекты, нацеленные на диверсификацию экономики и акцентированные на развитии производств пятого и шестого технологических укладов, - отметил Дубровский. – Здесь необходимо более активно использовать формы частно-государственного партнёрства, упрощать и совершенствовать механизмы государственной поддержки, добиваться более оперативного решения инфраструктурных вопросов, поставить во главу угла экологическую составляющую реализуемых проектов – с учетом уже существующей нагрузки на окружающую среду».

По словам Бориса Дубровского, «рассмотрение этих вопросов возможно только в комплексном виде», и в рамках работы правительственной комиссии «добиться такого синергетического эффекта реально».

Ссылка


Возврат к списку