у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Новосибирские выборы вытеснили интригу в два округа

Новосибирские выборы вытеснили интригу в два округа 02.08.2016

Экспертная оценка основных претендентов в одномандатных округах региона

Нынешняя думская кампания, которая стала первой в новейшей истории досрочной, проходит в особых условиях. С одной стороны, она проходит в контексте все еще сохраняющегося «крымского консенсуса» и «консолидации вокруг президента», но с другой – нарастающего социально-экономического кризиса, постепенно заглушающего остальные темы. Даже в условиях триумфа политтехнологий и «тотальной управляемости» на уровне отдельных округов сохраняется некоторая интрига. Особенности же кампании в Новосибирской области уже отметила местная пресса, неоднократно поднимавшая тему «негласного пакта о разделе мандатов» между парламентскими партиями, согласно которому ЕР на ряде округов либо не участвует вообще, либо выдвигает слабых кандидатов, чтобы обеспечить победу системной оппозиции. Наиболее интересными округами, к которым наверняка будет приковано внимание региональных и федеральных экспертов, стали 136-й и – особенно – 135-й, где в противостоянии сойдутся представители ЕР и КПРФ. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Регионы с интригой

Кремлевский политолог, глава фонда АПЭК Дмитрий Орлов неоднократно отмечал, что КПРФ со счетов сбрасывать нельзя. В специальном докладе АПЭК утверждается, что в ряде думских округов развернется острая конкурентная борьба, где КПРФ имеет шансы на победу. Среди наиболее сложных для ЕР регионов АПЭК выделяет Челябинскую, Иркутскую, Новосибирскую, Свердловскую области, а также Москву и Санкт-Петербург. Новосибирская область интересна тем, что здесь КПРФ обладает административным ресурсом в областном центре, а ЕР в некотором смысле находится в положении оппозиции, порой не имея возможности разместить баннеры и дать рекламу на радио и ТВ.

Вне зависимости от существования подобных соглашений неожиданной проблемой для многих акторов стали праймериз ЕР. При всей подконтрольности они привели к ряду непредсказуемых результатов. Партийные машины в РФ отлажены не так хорошо, как на Западе. Не всегда региональные начальники могут диктовать волю сильным одномандатникам, опирающимся на местные сообщества (grassroots). 

Дабы определить примерные шансы кандидатов, а также основные электоральные тренды, мы обратились к ряду экспертов.

Экспертами нашего исследования выступили:

Орлов Дмитрий, политолог, директор Агентства политических и экономических коммуникаций;

Дмитрий Пучкин, политолог, кандидат исторических наук;

Владимир Леонтьев, политический консультант, президент компании «Инфо-сфера Консалт» 

Алексей Мазур; политический обозреватель, политолог;

Алексей Осипов, политолог, доктор исторических наук, заведующий кафедрой управления и права СГГА

Виталий Шапран, политтехнолог, редактор газеты «Городской Вестник».

Кроме того, часть респондентов предпочли дать комментарии на условиях анонимности.

Ошибка «федералов»

Для более подробного анализа ситуации мы в первую очередь обратились к автору доклада о конкуренции на округах, главе АПЭК Дмитрию Орлову. Тот уточнил, что не верит в существование «пакта о разделе мандатов», заверив: «Заранее отданных округов нет, и ЕР вполне может выиграть на любом из них. В Новосибирске КПРФ имеет некоторую административную поддержку, но это лишь означает, что у ЕР есть стимул к более активной работе».

Местные эксперты также не разделяют «шаблонный», по их мнению, тезис «федералов» о высокой конкуренции в области. Конечно, сбрасывать со счетов фактор административного ресурса нельзя. «Где еще есть город-миллионник с мэром-коммунистом?» – задает риторический вопрос Виталий Шапран.

С другой стороны, вместо «острой конкуренции» большинство экспертов видит другие, более глубокие тенденции. Владимир Леонтьев уверен: «Приезжие политологи берут старые сведения. Новосибирская область – никакой не «красный пояс», просто власть и ЕР не могут найти баланс с избирателями, которые протестно голосуют за КПРФ. Никаких «красных» здесь нет, просто власть не может найти общий язык с избирателями. Внешне же это все выглядит, словно будет противостояние между ЕР, КПРФ и другими партиями, которые пытаются участвовать».

Но борьба на самом деле не носит бескомпромиссного характера. Дмитрий Пучкин поясняет: «Конкуренцию в первую очередь обосновывают результатом – более низкими показателями ЕР. Между партсписками ее не будет, т.к. в области заключено негласное мирное соглашение. Даже оппозиция не применяет козыри в виде критики того же вице-спикера Думы Жукова, хотя могла бы». Это мирное соглашение пока действует и на конкурентных округах: спойлеры и компромат там отсутствуют.

С коллегами согласен Алексей Осипов: «Эти рассуждения московских политологов неверны. Уровень будет достаточно конкурентный, но острой борьбы не будет. Я не вижу, что будет острая межпартийная борьба». Причины носят и объективный характер, по мнению Дмитрия Пучкина: «Есть понятие «электоральный тренд». Если не меняется тип регионального политического режима, то и предпочтения избирателей не меняются. У ЕР традиционно показатели ниже среднероссийских, у КПРФ – выше. Только поэтому и есть мнение про якобы конкуренцию. Кроме того, у нас менее выражены авторитарные тенденции, что позволяет иметь конкурентную среду».

«Из четырех округов два конкурентны, два – нет», – подытоживает коллег Алексей Мазур, говоря об отсутствии интриги в борьбе партсписков и призывая обратить внимание на одномандатные округа.

Явка – величина непредсказуемая

По сравнению с уровнем конкуренции, явка традиционно остается менее предсказуемой величиной. На данный момент почти никто из экспертов не берется утверждать однозначно, какой она будет.

Алексей Осипов предупреждает: «Выборы приходятся на важные дни. Ранняя осень – это сельхозработы. Явка будет низкой. На выборы пойдут те, кого «допекло». В результате могут выявиться чувствительные проблемы». На специфику региона обращает внимание Виталий Шапран, соглашаясь с коллегой: «ЕР понимает, что в Новосибирске админресурс работает в другую сторону. Будет стараться мобилизовать сторонников. В данном случае будет интересней, чем обычно».

Дмитрий Пучкин подробно анализирует ситуацию: «В целом явка будет в пределах 30-40%. В Новосибирске не превысит 20%. Электорат избалован и привык, чтобы за его голоса боролись. Явке могла бы способствовать работа других партий, но активно работает лишь СР. Этого недостаточно».

Таким образом, регион распределен на «сферы влияния» или «домены», в каждом из которых свои игроки чувствуют себя вполне комфортно. Основные акторы – ЕР и КПРФ – понимают, что минимально необходимый результат гарантирован, поэтому особой активности пока не предпринимают. Все привыкли к тому, что результат ЕР в Новосибирской области ниже среднероссийского, поэтому наказания ждать не приходится. Малые же партии не обладают необходимым ресурсом.

Но есть «горячие точки», в которых пересекаются интересы нескольких игроков, где праймериз показали неожиданные результаты, а одномандатники намерены сражаться за думские места. Такими конкурентными локациями эксперты единогласно назвали округа №№ 135 и 136, где сошлись одномандатники от ЕР и КПРФ. На этих округах, по мнению Дмитрия Пучкина, кандидатам от ЕР жизненно важно повысить явку, КПРФ – «засушить».

ЕР vs КПРФ vs прочие

Оценивая шансы партий, эксперты не сомневаются: фавориты – ЕР и КПРФ. Их шансы оцениваются как приблизительно равные. Респонденты единогласно отметили, что уровень конкуренции существенно снизился. Так, Виталий Шапран полагает, что ЕР выиграет, однако наберет не более 40%. Алексей Мазур делит «на город и деревню», считая, что КПРФ может одержать верх в городе, а ЕР – на селе.

Остальные же партии находятся на периферии. СР, «Яблоко» и «Родина» будут бороться за преодоление 5%. Дмитрий Пучкин критикует их за подобную стратегию: «В местных СМИ запущена легенда «Родины» о якобы лидирующих позициях партии. Но ее рейтинг остается скромным. «Партия роста» пассивна, как и Яблоко, несмотря на славные демократические традиции. В сельских районах «другие партии» вообще не работают, а в городе их работы недостаточно».

Также стоит отметить, что некоторым из малых партий – таким, как «Патриоты России» и «Коммунисты России», - может не хватить голосов для преодоления 5% барьера, но уже само присутствие этих партий в бюллетене способно повлиять на итоговый результат ЛДПР и КПРФ.

135-й и 136-й: двое на двое

На каждом из четырёх думских одномандатных округов заявилось не менее 13-ти кандидатов. Но на двух округах никакой конкуренции не предвидится, там гарантирована победа кандидатов от ЕР Александра Карелина и Виктора Игнатова. Комментирует Владимир Леонтьев: «Позиции Карелина ясны, правильно направлены. Можно поставить «автомат». Неплохие позиции у Игнатова – выборы выиграны ещё до начала ИК. Правильно прошли переговоры, расстановка сил ясна».

Что касается округов №№ 135 и 136, то там эксперты ждут борьбы между кандидатами от ЕР (Андреем Каличенко и Максимом Кудрявцевым) и КПРФ (Андреем Жирновым и Ренатом Сулеймановым). 

На округе № 136 на данный момент шансы Максима Кудрявцева и Рената Сулейманова можно оценить как приблизительно равные. Оба кандидата не новички и имеют за плечами электоральные победы. В то же время опыт Сулейманова существенно больше, он является депутатом уже с 1990-х гг. Оба выиграли свои кампании в 2015 г. Но есть нюанс: Сулейманов победил на муниципальном округе, входящем в территорию думского округа, т.е. проблем с узнаваемостью меньше и есть «точка опоры». Кудрявцев одержал более серьёзную победу – на выборах в Заксобрание – однако на другом конце области и использовать тот задел не может. Дмитрий Пучкин отмечает, что опыт Сулейманова – сугубо муниципальный, его узнаваемость на селе невелика. У Кудрявцева, по крайней мере, есть опыт работы «на селе», теоретически он может его использовать.

Преимуществами единоросса являются возраст (и, соответственно, большие амбиции и мотивация), а также руководство филиалом крупной федеральной государственной компании с неплохими связями. Противопоставить этому Сулейманов может свою «укоренённость» – он местный, а Кудрявцев переведён в Новосибирскую область после работы в других регионах. Для крупных компаний это обычная практика, но в данном случае она может сформировать образ «варяга». К тому же, имея связи на федеральном уровне, Кудрявцев не имеет связей в области (по той же причине). 

Округ № 135 стоит отметить отдельно. По слухам, он якобы входил в зону влияния КПРФ, некоторое время округ № 135 считался «доменом» коммунистов, особенно такая его часть, как Заельцовский и Железнодорожный районы Новосибирска. Однако на партийных праймериз ЕР неожиданную и убедительную победу над действующим депутатом Госдумы Сергеем Дорофеевым одержал депутат Новосибирского горсовета, замгендиректора строительной компании «Энергомонтаж» Андрей Каличенко. И предсказуемый доселе округ стал ареной противостояния.

На данный момент на округе заявилось максимальное в регионе число кандидатов – 16. Основными претендентами являются Андрей Каличенко и Андрей Жирнов. Остальные кандидаты являются малоресурсными и играют на электоральном поле более крупных игроков. Важный вопрос – смогут ли они «растянуть» электорат основных соперников. Эксперты по привычке оценивают округ как территорию влияния КПРФ, приводя в качестве сильных сторон Андрея Жирнова более высокую узнаваемость в городе, возможность критиковать областную власть. Отметим, что Каличенко, удерживаясь от критики губернатора-однопартийца, по аналогии более свободен в критике мэра-коммуниста. Жирнов мэра, естественно, критиковать не может. На селе же Каличенко должен выступать с конструктивной повесткой, концентрируясь на своей программе.

Дмитрий Орлов уверен: «Каличенко может выиграть, если перехватит повестку и предложит избирателям актуальную программу, не базирующуюся только на критике сложившейся ситуации, это бесперспективно».

Дмитрий Пучкин отмечает, что сейчас положение Жирнова чуть лучше: «Его электоральная база больше. Его Заельцовский район – более многочисленный и с более высокой явкой». Коллеге возражает Владимир Леонтьев, указывая на превосходство единоросса в динамике: «Каличенко борется, занимает медийное пространство. По городу у КПРФ позиции хороши, ничего не изменилось. По селу же непонятно, и ЕР может поднажать. Избирателей у них больше, чем у КПРФ». Алексей Мазур соглашается с оценкой медийного направления: «У Каличенко – массивная «правильная» агиткампания с хорошими деньгами». Поддержка политиков федерального уровня (Александра Жукова и Александра Карелина на «рукопожатных» билбордах) может также помочь единороссу, правда, незначительно. Дмитрий Пучкин считает, что такая поддержка была бы эффективней, будь Карелин в партсписке, а не в другом одномандатном округе. В нынешней же ситуации его поддержка принесет Каличенко не более 2-3%.

Почти все в электоральной кампании зависит от правильно поставленной работы избирательного штаба. Владимир Леонтьев дал довольно жесткую оценку организационной работы: «Многое зависит от работы штабов. Штаб Кудрявцева работает слабо. У коммунистов тоже вяло, но город-то за них. Я не вижу работы Жирнова. Он работал раньше, но сейчас не видно. Штаб Каличенко работает активней, но дойти до избирателя пока не получается». Дмитрий Пучкин уточняет – все усилия штабов будут применены в последний месяц перед выборами.

Агитационная и оргмассовая работа штаба единоросса идет по нарастающей, а ресурсов явно хватит на сохранение темпа. Это тем более важно, потому что нынешняя думская кампания отличается возвратом одномандатных округов после длительного перерыва. За время отсутствия одномандатных округов и кандидаты, и партийные штабы отвыкли от широкомасштабных кампаний и полноценного взаимодействия с избирателями. Это проявилось и в неудаче статусных единороссов, и в неготовности оппозиции к борьбе. Получается, что проведение полноценной «олдскульной» кампании вполне способно изменить изначальные расклады.

Таким образом, незначительное преимущество Жирнова в виде административного доминирования КПРФ, постепенно исчезает. Дмитрий Пучкин отмечает: «У Каличенко меньше проблем с финансированием, чем у Жирнова. Все свои кампании он выигрывал с явным перевесом. Его строительная кампания – один из лидеров строительного рынка, неплохо себя чувствует. Поэтому и проблем с финансированием не будет». Его слова подтвердил один из экспертов, близкий к КПРФ, который на условиях анонимности заявил: «У Жирнова могут начаться проблемы со спонсорами, которые сомневаются в его перспективности. Каличенко в этом плане выигрывает, т.к. не зависит ни от спонсоров, ни от групп влияния».

Новосибирская область действительно стала регионом, где столкнулись интересы нескольких примерно равных групп влияния, а это означает предстоящую борьбу. На региональном уровне партии заключили «пакт о ненападении», который закрепляет устраивающий всех основных игроков status-quo. Что касается остальных партий, то они также создают определенную интригу, однако на ближайших выборах вероятность их «прорыва» невелика. Наиболее интересными округами, к которыми будет приковано внимание и региональных, и федеральных экспертов, стали 136-й и – особенно – 135-й. На последнем более серьезные ранее шансы выдвиженца КПРФ заметно снизились, динамика же поддержки кандидата-единоросса нарастает. В любом случае, победа на этих выборах для лидера станет не просто победой, а серьезным стартом на федеральном уровне.

Ссылка


Возврат к списку