у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Судьба министра предмет торга

Судьба министра предмет торга 15.11.2016

Оценки задержания министра экономического развития Алексея Улюкаева разделились. Версий много, а самых популярных две. Согласно первой чиновника задержали по делу: мол, ничего удивительного в доводах следствия нет. Коррупция - явление повсеместное, а сама сделка по приватизации Башнефти выглядит подозрительно.

«Это задержание подчеркивает силу антикоррупционного тренда, - считает Дмитрий Орлов, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций «АПЭК». - Конечно, у Улюкаева были аппаратные противники, например «Роснефть», но из этого совершенно не следует, что он пострадал в силу своей принципиальной позиции. Мне не понятно изменение позиции Минэкономразвития по приватизации пакета «Башнефти». Первоначально Улюкаев был жестким противником приватизации, и его аргументы выглядели довольно основательными. Но для меня эта основательность потерялась после того как стало известно о готовности «Роснефти» заплатить за пакет выше рынка и независимой оценки. Потом Улюкаев поменял свою позицию и эта смена позиции очень интересна».

«Это не борьба бульдогов под ковром, то есть не вопрос внутренних разборок, это вопрос системности борьбы с коррупцией, - считает Григорий Добромелов, исполнительный директор Института политических исследований. - И это показательная история, поскольку президент, будучи в курсе происходящей ситуации, мог убрать эту историю по-тихому. Всем понятно, что Улюкаев мог уйти по собственному желанию. Эта ситуация была нужна чтобы всем продемонстрировать, что не остается чиновников, которые недоступны для антикоррупционных проверок».

Иные версии добавляют к коррупционному фактору ещё и политику. Улюкаев мог пасть жертвой борьбы «кремлёвских башен» друг с другом. Как бы то ни было уже сейчас, на этапе следствия, очевиден жёсткий внутриэлитный торг о будущем министра, вина которого не доказана, но в случае весомых доказательств может бросить тень на весь блок «системных либералов» в правительстве и околовластных кругах. В конце концов, можно успеть и отыграть назад часть потерь, министр от должности освобожден, но не заключен под стражу, а отправлен под домашний арест.

«Увольнение – это вопрос бюрократической процедуры, - добавляет Григорий Добромелов. – То, что СК запросил домашний арест, это был вопрос длительных согласований. На протяжении девяти часов Улюкаев находился в СК и понятно, что его не допрашивали все девять часов. Это были очень сложные переговоры разных групп лоббистов. Улюкаев может начать сотрудничать со следствием и давать показания «по кругу», что определенным фигурам будет крайне болезненно. Понятно, что в министерстве он не мог быть единственной фигурой, которая символизировала коррупцию, а вся система была чиста. Кроме того, Улюкаев может давать показания и на вышестоящих фигур. Поэтому и просят для него домашний арест. Скорее всего, в обществе это будет не очень хорошо воспринято, потому что будут прямые ассоциации с делом Васильевой».

Кроме прочего, стоит задуматься и о репутации, как самого правительства, власти и «Единой России», как негласного актора условно «партийного» правительства, так и о реноме всей экономики в глазах инвесторов, в том числе, иностранных. Которые наблюдают депрессивную, стагнирующую несколько лет экономику, а один из вдохновителей её курса обвиняется в коррупции в крупных размерах.

«Не то ужасно, что министр экономического развития взятки берет, а то ужасно, что министр экономического развития в рубль не верит и берет взятки не в рублях. Брал бы в рублях, я бы сказал, что человек на своем месте, который верит в правильность выбранной экономической стратегии, который уверен в перспективах рубля, - иронизирует Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы». - Политологи будут искать кому выгодно, но я бы исходил из того, что президент поставил задачу силовикам принести ему действительно крупную «рыбу». То есть не среднее звено чиновников, а серьезные дела, показывающие системную борьбу с коррупцией, показывающие, что неприкосновенных нет. В условиях экономической стагнации, сжатия ресурсной базы коррупция становится слишком дорогим удовольствием для страны. Кроме того, Улюкаев, как известно, системный либерал, это удар по экономическому блоку правительства и системным либералам. Интересен вопрос, кто займет место Улюкаева, потому что министр экономического развития – это стратегия экономического развития страны».


Возврат к списку