у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Покемоны помогут выбрать президента

Покемоны помогут выбрать президента 27.12.2016

В Кремле знают, как завлечь избирателя на президентские выборы

В борьбе за электоральные результаты государственные технологи ищут и находят успешные приемы — от методов оппозиции до онлайн-игр, после чего выводят их на новый уровень исполнения за счет солидного финансового и административного ресурса. Особенно в этом преуспели в Москве, а теперь предлагают подтягиваться и другим регионам. Вокруг этого сюжета строился проведенный на прошлой неделе администрацией президента тренинг вице-губернаторов.

Отвечающие за внутреннюю политику вице-губернаторы после учебы в Корпоративном университете Сбербанка (она проходила с 21 по 24 декабря) не только получили от администрации президента примерное понимание того, чего от них хотят на выборах в 2018 году, но и специальное домашнее задание: подумать о новых избирательных технологиях, которые они могут использовать на выборах президента в 2018 году в своих регионах.

Как рассказали «Газете.Ru» собеседники, принимавшие участие в мероприятии, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, которая с большой долей вероятности сохранится и в избирательный период, выборы президента должны пройти при высоком уровне доверия к власти и с минимальными финансовыми затратами.

По словам собеседников «Газеты.Ru», на семинаре большое внимание было уделено социальным коммуникациям, а также вызовам, которые могут повлиять на отношение общества к власти в канун президентских выборов. К числу последних и, видимо, наиболее волнующих руководство страны нужно отнести межнациональные отношения и экономическую ситуацию, которым было посвящено несколько отдельных сессий семинара.

Однако наиболее важной темой разговора с вице-губернаторами стали конкретные избирательные технологии, которые могут быть использованы на выборах как для нивелирования протестных настроений, так и для вовлечения граждан в избирательный процесс.

Наиболее успешными в этом плане оказались власти Москвы, которые, по словам собеседников, смогли перетащить креативный класс — условный электорат Алексея Навального — на свою сторону.

Напомним, что на выборах мэра в 2013 году Навальному удалось набрать чуть более 27% голосов, а на последних выборах в Госдуму никто из оппозиционеров таким результатом похвастаться уже не мог.

Одной из таких технологий по работе с населением, которая якобы помогла обуздать протест, стал проект «Активный гражданин», о котором собравшимся рассказала заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова.

Это система интернет-голосования, запущенная правительством Москвы в мае 2014 года, главной задачей которой является получение мнения горожан по актуальным вопросам развития города. Менее чем за год число пользователей проекта превысило 1 млн человек. Как отмечают авторы проекта, за первый год работы портала на нем было проведено 580 опросов (в настоящий момент 1940), по результатам которых властями было принято более 250 решений.

Как отмечают некоторые эксперты, неслучайно после выборов в Госдуму в сентябре именно Ракова была приглашена на закрытую встречу политтехнологов с президентом.

Впрочем, эксперты расходятся во мнении об эффективности такого начинания. Многие считают, что проект на самом деле «мертвый» и призван лишь создавать фальшивую легитимность тем или иным решениям мэрии и Мосгордумы.

Еще один проект из этой серии вице-губернаторам представил Дмитрий Кох — руководитель интернет-портала «Сердитый гражданин». Это ресурс, на котором граждане, пройдя регистрацию, могут рассказать о наиболее волнующей их проблеме, начиная от городских свалок и заканчивая угрозой падения старых деревьев во дворе своего дома. После чего их обращение перенаправляется в отвечающие за решение этой проблемы органы власти.

Ранее один из источников «Газеты.Ru» в ОНФ рассказывал, что организацию тоже стремятся переориентировать на непосредственные проблемы населения, на то, чтобы задавать в обществе «социальные стандарты», чтобы гражданам не приходилось долго ждать в поликлиниках и т.д.

Источники «Газеты.Ru» пояснили, что в регионах необходимо создавать такие проекты. Именно таким образом можно утвердить свои позиции в интернете и добиться обратной связи с гражданами. По словам собеседника издания, социология показывает запрос на подобные проекты.

«Конечно, эти проекты не прямо задействованы в выборах, но способствуют улучшению жизни населения, которое становится к власти более лояльным. То есть, по сути, речь идет о появлении позитивной повестки, которая перекроет такие интернет-инициативы Алексея Навального, как «Росяма», «Роспил» и другие. В отличие от них проекты «Активный гражданин» и «Сердитый гражданин» реально помогают населению в решении проблем», — пояснил один из участников семинара.

Отметим, что глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный уже заявил о своем желании участвовать в выборах президента в 2018 году. Однако будет ли он задействовать в избирательной кампании свои проекты, пока неизвестно. После выборов мэра Москвы оппозиционер фактически прекратил свою активную политическую деятельность, а созданной им Партии прогресса Минюстом было отказано в регистрации.

Источник «Газеты.Ru» интерпретирует сигналы, полученные на семинаре, как мотивирование помогать самым активным, тем, кто уже самоорганизовался. «Можно сказать, что вице-губернаторам дали задачу: «Думайте, как повышать активность граждан», — заключает собеседник «Газеты.Ru».

Например, позитивными он считает различные примеры софинансирования проектов граждан. Когда, допустим, они собрали средства на какой-то проект, а региональные власти дают им дополнительные деньги из своего бюджета.

Из серии успешных проектов в качестве примера вице-губернаторам был приведен интернет-портал «Открытый бюджет», который был представлен политтехнологами Тульской области. Его суть в том, что население региона (с 2013 года ) может участвовать в формировании бюджета, а также выступить соинвестором ряда наиболее значимых, на его взгляд, статей, как, например, строительство детских площадок во дворах. Как рассказали авторы проекта, таким образом им удалось привлечь дополнительно около 400 млн рублей.

И покемоны сгодятся

Впрочем, еще два источника, которые имеют представление о том, что происходило на базе Сбербанка, говорят, что больше речь шла о повышении явки граждан на президентских выборах, причем без применения административного ресурса: «Спрашивали: что бы вы сами предложили, чтобы увеличить явку в вашем регионе электоральными методами?» По словам источника, в ходе семинара применялись различные варианты деловых игр. Участников пересаживали местами, задавали им «хитрые» вопросы и т.д.

«Речь еще шла о выстраивании работы избирательных комиссий: побольше безобидных участников от оппозиции. Говорили об общественных советах, привлечении граждан к диалогам. В общем, по внутренней повестке речь шла о бесконфликтности, социальных проектах и т.д.».

По определению, явка на президентских выборах должна быть больше, чем на выборах в Госдуму. Напомним, что в этом году самые низкие показатели оказались в Санкт-Петербурге (25,61%) и Москве (28,72%), а наиболее высокие — в Чечне (83,80%), Кабардино-Балкарской Республике (79,83%) и Кемеровской области (78,96%). Как сообщили «Газете.Ru» некоторые вице-губернаторы, жесткой установки по повышению явки нет, так как в разных субъектах поднять ее процентов до семидесяти будет очень непросто.

«Это все понимают. Например, Татарстан или Чечня никогда не сравняются по показателям с Карелией. Мне и ряду других вице-губернаторов в этом случае надо сразу будет писать заявление об увольнении. И Сергей Кириенко (первый замглавы администрации президента) это понимает», — сообщил один из участников семинара. По его словам, с большей вероятностью будет поставлена задача обеспечить явку не менее, чем на предыдущих выборах президента, которая в среднем по стране была около 65%.

«Что такое 70% явки в Москве? Это 7 млн человек. Никогда такое количество голосовать не придет», — говорит собеседник «Газеты.Ru», отметив, что для каждого региона у администрации президента будут свои реальные персональные требования по этому показателю.

Собственно, для достижения показателей и предлагаются общественные проекты вроде московских. Но были и другие примеры: собеседник «Газеты.Ru» называл среди таких, например, программы софинансирования социальных проектов граждан региональными властями.

Правда, были и более оригинальные варианты. Политтехнологи Самарской области переработали известную игру «Поймай покемона» (Pokemon Go) в «Выборы Go». Ее суть в том, что избиратели должны скачать на мобильные телефоны одноименное приложение в App Store или Google Play, а затем прийти на избирательный участок и «зачекиниться» — обозначить свое присутствие на избирательном участке, нажав кнопку «Я в игре».

По условиям конкурса каждый 500-й участник выборов становился обладателем ноутбука, смартфона и других ценных призов.

«Нам было предложено к весне (пройдет еще один семинар) подготовить свои предложения по аналогичным проектам, чтобы потом отобрать лучшие из них. В этот раз главным для нас стал обмен опытом и знакомство с новой командой, которая будет проводить выборы президента под руководством Сергея Кириенко», — подчеркнул один из участников семинара, отметив, что аналогичная учеба будет проведена и для губернаторов.

По его словам, не исключено, что после нее будут приняты кадровые решения о замене того или иного главы субъекта, так как тема вероятных отставок на семинаре кулуарно также обсуждалась.

Впрочем, глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что в избирательной кампании 2018 года будут преобладать традиционные технологии работы с консервативным избирателем. В этом смысле речь идет о федеральных телеканалах и печатной прессе, а также об агитации «от двери к двери» и обзвонах избирателей.

«Но для формирования смыслов, воздействия на те группы населения, которые будут воспринимать эти смыслы и транслировать, нужны специальные приемы коммуникации, среди которых первое место занимает интернет. Это и коммуникация в социальных сетях, и таргетированная реклама», — говорит эксперт.

По его словам, наиболее востребована она будет на территориях, где проживают много студентов, а также людей с высшим образованием, например в Томске. Кроме того, по мнению Орлова, важной электоральной аудиторией будут граждане, объединенные какими-то общими проблемами. В этой связи важными эксперт считает проект «Активный гражданин» и другие подобные проекты, которые помогают власти понять настроение населения и фактически управлять повесткой.

Ссылка


Возврат к списку