у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

Открепительные удостоверения на выборах заменят звонком в call-центр

Открепительные удостоверения на выборах заменят звонком в call-центр 03.03.2017

Члены Совета Федерации внесли пакет поправок, направленных на либерализацию выборного законодательства


Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас и сенатор Анатолий Широков внесли в Государственную думу пакет поправок в законы о выборах президента РФ, об основных гарантиях избирательных прав граждан и Кодекс об административных правонарушениях. Сенаторы предлагает отменить открепительные удостоверения, упростить процедуру сбора подписей в поддержку кандидата, исключить требования для наблюдателей работать только в рамках одного участка, сделать обязательной видеотрансляцию и сократить количество избирателей на одном участке до 1,5 тыс. человек.

Собеседник «Известий», близкий к администрации президента, полагает, что такой шаг поможет снять часть вопросов о прозрачности выборов, упростить саму процедуру голосования для избирателей и повысить явку. Секретарь ЦИК Майя Гришина заявила «Известиям», что комиссия готова утвердить новые нормы в ближайшее время.

Отмена открепительных

Одно из основных изменений — возможная отмена открепительных удостоверений.

— Это повысит доверие избирателей к процедуре выборов, — рассказал Андрей Клишас «Известиям». При этом ЦИК должна обеспечить возможность проголосовать тем гражданам, которые будут в день выборов отсутствовать по месту регистрации в силу различных причин. Это требование не раз высказывалась Конституционным судом РФ, напомнил сенатор.

Политолог Ростислав Ищенко — о причинах и последствиях национализации украинских предприятий в ДНР и ЛНР

Так, проживающие не по месту регистрации граждане могут не позднее чем за три дня до голосования направить по телефону единого call-центра или через специальный интернет-портал заявку на голосование по месту пребывания. Затем заявка поступит в Центр обработки обращений, создать который поручено ЦИК. В случае если от гражданина поступило более одной заявки — все последующие отклоняются.

После получения положительного ответа на заявление гражданин должен явиться в участковый избирком, где его включат в список избирателей и он получит право проголосовать, предъявив на участке паспорт.

— Для нас очень важно обеспечить такие процедуры, которые повысят доверие граждан к избирательному процессу, — сказал Андрей Клишас, подчеркнув, что задача законодателя заключается в обеспечении «максимально возможного свободного волеизъявления граждан».

По словам сенатора, дальнейшее выстраивание законодательства будет проходить с точки зрения «презумпции добропорядочности избирателя», однако одновременно с этим будет и ужесточаться ответственность за нарушения.

Такая ответственность, в частности, будет предусмотрена за неоднократное голосование одного и того же лица либо за организацию такого голосования, штраф составит 30 тыс. рублей. За неоднократные нарушения — 50 тыс.

Списки избирателей составляются не позднее чем за 11 дней до дня голосования.

Сейчас, получив открепительное удостоверение, избиратель вправе проголосовать на том участке, где он будет находиться в этот день. Для этого ему необходимо получить открепительное удостоверение в территориальном избиркоме за 20–45 дней до голосования или в участковом избиркоме за 19 суток и менее. Чтобы получить удостоверение, нужно написать заявление с указанием причины получения открепительного.

Избирком, в свою очередь, составляет реестр выдачи открепительных удостоверений. Повторная выдача документа не допускается и в случае утраты — не дублируется. Текст и число открепительных, а также форма реестра их выдачи утверждаются ЦИК не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Способы защиты подлинных удостоверений от подделки также определяет ЦИК. Это может быть печать на бумаге с водяными знаками, надписи микрошрифтом, защитная сетка или другие специальные элементы.

Секретарь ЦИК Майя Гришина пояснила «Известиям», что сейчас в России большое число граждан проживает вне места регистрации — работает, учится и по каким-то причинам не желает регистрироваться по месту, где фактически находится. Раньше институт открепительных удостоверений обеспечивал только одну категорию граждан — тех, кто проживает по месту регистрации, но выезжает на время в командировку или на отдых и может получить по месту жительства открепительное удостоверение. Не охваченной оставалась категория избирателей, которые не проживали по месту регистрации длительное время.

— Человек в Москве работает, а зарегистрирован на Дальнем Востоке или в Сибири. Чтобы получить открепительное ему нужно поехать домой, а это очень затратно, и люди этим не пользовались. Наша новая система предполагает, что граждане в любом случае будут обеспечены возможностью проголосовать по месту нахождения. Речь идет в первую очередь о выборах президента, где страна представляет единый округ, и неважно, где гражданин находится — он всё равно является избирателем на этих выборах, — отметила Майя Гришина.

Она сообщила, что планируется создать единый центр приема заявок через электронные обращения или даже по телефону.

— Как раз это и потребует дополнительных работ со стороны ЦИК и со стороны ГАС «Выборы». Потому что эти заявки должны обрабатывать достаточно оперативно. Получив их, мы должны в режиме реального времени с помощью этой системы отправить гражданину информацию, на каком участке он сможет проголосовать, — пояснила она.

Тем самым, по словам Майи Гришиной, ЦИК будет выполнять информационную функцию, благодаря которой человеку не надо дополнительно искать свой избирательный участок.

— Наша задача — чтобы эти сведения довести до соответствующей участковой комиссии, чтобы избиратель был включен только на одном участке в списки. Это важно и для того, чтобы исключить его из списка по месту жительства. По факту его обращения. И чтобы не было двойного списка избирателей. То есть сама система направлена на исключение двойного голосования и неточных списков, — пояснила секретарь Центризбиркома.

Упрощение требований к сбору подписей

Сенаторы предлагают упростить требование к сведениям об адресе места жительства гражданина в тех случаях, когда он является подписантом в поддержку выдвижения кандидата в президенты. В частности, в адресе можно не указывать некоторые реквизиты, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места жительства.

Эта мера, по словам авторов законопроекта, поможет исключить практику «забраковки» подписей за кандидата-самовыдвиженца по формальным основаниям.

Допуск наблюдателей и веб-камеры

Законопроект также предлагает отменить процедуру, согласно которой наблюдатели должны заблаговременно направить список тех, кто из них будет работать на выборах президента. Кроме того, каждый из них сможет находиться не на одном участке, как предусмотрено законом сейчас, а на разных. Это, по мнению авторов инициативы, позволит значительно увеличить количество наблюдателей, обеспечить максимальную открытость работы избирательных комиссий, а также помочь кандидатам-самовыдвиженцам, которым трудно привлечь большое число наблюдателей на участки.

Чтобы предотвратить фальсификации на участках, сенаторы предлагают законодательно закрепить обязанность по оснащению помещений для голосования веб-камерами за исключением участков в больницах, тюрьмах, воинских частях, на полярных станциях.

Изображения с камер будут транслироваться в интернете и Едином ситуационном центре.

По действующему законодательству наблюдатели, в том числе иностранные и международные, должны заблаговременно направить список тех, кто будет следить за голосованием, после чего за ними закрепляется определенный участок. После этого они не имеют права перемещаться на другой участок. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат.

Как пояснил «Известиям» Андрей Клишас, все изменения были выработаны совместно с Центральной избирательной комиссией и направлены на повышение прозрачности выборов.

Перенарезка участков

Еще одна поправка предлагает так называемую перенарезку избирательных участков или участков для референдума проводить не раз в пять лет (как сейчас), а вне периода избирательной кампании, в исключительных случаях — не позднее чем за 70 дней до голосования. При этом количество избирателей для одного участка предлагается ограничить 1,5 тыс. человек.

По мнению вице-президента, председателя комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью Евгения Минченко, этими предложениями «повышается уровень прозрачности и легитимности кампании», однако политтехнологи предлагают пойти еще дальше и ввести голосование через интернет.

— Мне такая идея представляется здравой. Тем более что система верификации избирателей отработана на портале госуслуг. Это помогло бы и разгрузить участки, и повысить явку, — сказал он «Известиям».

При этом Евгений Минченко считает, что наиболее проблематичным станет пункт об увеличении количества участков, так как в этом случае могут возникнуть проблемы с набором и обучением членов комиссий.

— Инициатива направлена на то, чтобы повысить явку и легитимизировать процесс выборов. Ничего нет страшного в том, что, как говорят многие оппозиционеры, условия меняются по ходу дела. Процесс избирательной кампании нуждается в постоянной доводке, — полагает директор Центра политической информации Алексей Мухин.

По его словам, примеры кампаний в США, в Европе показывают, что консервативная модель, то есть неизменные предвыборные правила, сказывается на самом процессе не лучшим образом. Если инициативы сенаторов будут приняты, это пойдет на пользу избирательному процессу.

Что касается возможностей фальсификации из-за отмены открепительных удостоверений, то, по словам Алексея Мухина, она существует на любых выборах. Какими бы ни были условия, человеческий фактор может сыграть свою роль.

— Важно сделать так, чтобы они не повторялись регулярно и не носили системного характера, — отметил эксперт.

Политолог Дмитрий Орлов полагает, что отмена открепительных удостоверений будет способствовать «более адекватному отражению волеизъявления граждан и минимизации рисков нарушений в ходе голосования».

— Что касается изменений правил нарезки избирательных участков и уменьшения количества приписанных к ним избирателей, то этот шаг улучшит администрирование голосования избирательными комиссиями и упростит процедуру подсчета голосов, сделает ее более точной, — полагает Орлов.

При этом эксперт обращает внимание, что одновременно с расширением возможностей для избирателей и участников политического процесса усиливается ответственность за нарушения законодательства. По его словам, такая позиция законодателя стимулирует и граждан действовать исключительно в рамках закона.

Новые процедуры должна утвердить своим постановлением ЦИК в ближайшее время.

Ссылка


Возврат к списку