у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Навальный как бренд

Навальный как бренд 27.03.2017

Главное и не победа, и не участие: Алексей Навальный использует президентскую предвыборную кампанию для «офлайн»-раскрутки

Известный интернет-разоблачитель Алексей Навальный «пошел в народ». Еще в декабре глава Фонда по борьбе с коррупцией (ФБК) заявил, что, несмотря на приговор по «делу «Кировлеса», начинает собственную предвыборную президентскую кампанию. Сейчас он активно ездит по регионам, открывает штабы и набирает волонтеров для сбора подписей для выдвижения в президенты. Основным инфоповодом является недавнее скандальное антикоррупционное расследование ФБК «Он вам не Димон» про дворцы и виноградники, якобы принадлежащие Дмитрию Медведеву (фильм про это посмотрели в Сети уже более 10 млн человек).

Из «леса» в «поля»

Препятствием к выборам для Навального является второй приговор Ленинского суда Кирова 8 февраля по «делу «Кировлеса», переписанный почти под копирку с первого, который ранее оппозиционер успешно опротестовал в ЕСПЧ. Само это дело является юридическим шлагбаумом, который власти то опускают перед Навальным, то так же оперативно приподнимают его, как в июле 2013 года во время мэрской кампании в Москве против Сергея Собянина. На данный момент участие Навального в кампании против Путина очевидно не входит в планы администрации президента.

Тем не менее до марта-2018 еще год, и кто знает, не приподнимут ли «шлагбаум» еще раз из неких новых тактических соображений. Навальный же своего поражения в избирательных правах не признает и продолжает агитировать.

«Задача ясна: во‑первых, это работа на узнаваемость. Во‑вторых, Навальный пытается создать некое агитационное поле сторонников, которое можно было бы в политическом смысле «продать» на выборах, чтобы иметь рычаги влияния на ситуацию, блокируясь <с теми, кто может участвовать в выборах>, – говорит гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Для этого ему нужно усилить свою узнаваемость в регионах и создать в них хотя бы небольшие агитационные мобилизационные сети».

При этом близкий к Кремлю политолог считает, что хоть «некоторые шансы у Навального есть», но «каких-то серьезных целей или значимого электорального потенциала он не получит и поэтому не будет представлять опасности для власти».

Впрочем, по мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, «спрос на Навального в регионах стал резко расти» как раз благодаря активизации там его работы, и он в состоянии получить «искомую узнаваемость уже не в узких кругах блогосферы, а в качестве публичного политика».

«Поговори хоть ты со мной»

По словам Туровского, антикоррупционная кампания в принципе востребована. «В регионах эта тема будет находить отклик, поскольку в каждом из них есть масса фактов коррупции. Если Навальный еще и к ним начнет апеллировать, это может иметь довольно сильный резонанс».

Заработать известность можно, привлекая больше внимания к проблемам, о которых региональная власть, как правило, не говорит. «Тем самым он реализовывает запрос на политика, который будет разговаривать с людьми прямо, честно и откровенно», – отмечает Туровский.

Впрочем, политолог считает, что расшевелить региональное электоральное «болото» и найти себе в нем новых избирателей можно будет, только если «антирежимная» риторика будет «выведена за рамки выступлений», так как на «откровенно антипутинской повестке много сторонников сейчас не соберешь». Но если «имидж Навального будет смягчен, он станет более приемлемым для «болота».

«Коррупция – это реальная проблема», – соглашается политолог Александр Кынев. Он отмечает, что расследования Навального пока действительно нацелены на продвинутую аудиторию. «Но на какой еще части общества он может заработать, не будучи официальным политиком? – задается резонным вопросом Кынев. – Он, конечно, несколько ограничивает горизонт, потому что есть избиратели, которых больше беспокоят социальные темы. Но в каждой кампании должна быть изюминка. У него это коррупционные расследования».

«Таким образом Навальный может рекрутировать региональных сторонников, которые будут подражать ему, делая то же самое, но в отношении местного начальства. И если раньше его партия была виртуальной, то теперь может превратиться в некую протопартию по борьбе с коррупцией, – не исключает Туровский. – Тогда может возникнуть и неконтролируемая политическая кампания. Но опять-таки это пока в зародыше, и все это может быть прекращено властью».

Сейчас, отмечает Туровский, если местные администрации пытаются противодействовать Навальному, федеральные – нет. Расчет на то, что его кампания сама выдохнется.

Под сенью телевизора

Сегодня у Навального «очень незначительный электорат», заявил «Профилю» Дмитрий Орлов. Скорее, «небольшая группа поддержки».

Навальный со своими расследованиями «гремит» только в интернете и отдельных СМИ. В федеральном телеэфире его личность подается исключительно в криминальном ключе или как «агента американского Госдепа». Среди других «антинавальновских» версий, которые он не раз опровергал: ФБК «работает» на «сливах компромата», который поставляют ему конкурирующие друг с другом «башни Кремля».

Но в любом случае узнаваемость у политика есть. Согласно данным февральского опроса «Левада-центра», о том, кто такой Навальный, знают 47% опрошенных (в апреле 2011 года было 6% и 54% в октябре 2013‑го). При этом 53% ничего об оппозиционере не знают. «Навальный – политик, о котором узнали, когда он активизировался в Сети. Потом о нем узнало большое количество людей, но уже при помощи федеральных каналов. Но уже в негативном ключе, как о фигуранте уголовного дела», – говорит социолог «Левада-центра» Денис Волков. «Рост узнаваемости, связанный с раскруткой скандальной темы, автоматически вызывает поляризацию общественного мнения, – поясняет Туровский. – Будут и жесткие противники, и горячие сторонники. Политиком, который нравится всем, он никогда не станет».

Про успех московской мэрской кампании‑2013 можно забыть, это были другие времена, считает глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко. «Первый фактор – «крымская весна», которая резко подняла легитимность власти. Второй – затяжной кризис, из-за чего те люди, которым Навальный потенциально мог бы быть интересен, озаботились собственными домохозяйствами. Рассерженные горожане сейчас ищут, как сохранить свое благополучие», – говорит эксперт.

Что касается роста президентского антирейтинга Навального (38% в марте 2013‑го, 63% – в феврале 2017‑го, по данным «Левада-центра»), то политолог также связывает его с крымским эффектом, за которым последовали «охота на ведьм и идеология осажденной крепости». От этого страдает и Навальный. Что касается ухудшения экономической ситуации, то Макаренко отмечает, что протестное голосование возникает не во время кризиса, а когда он уже закончился.

Согласно данным февральского опроса «Левада-центра», не могут сказать об оппозиционере ничего хорошего 23%, у 10% процентов он вызывает раздражение и еще у 10% – неприязнь.

«47% процентов – это большая цифра», – говорит Волков. При этом 63% говорят, что «определенно» не будут голосовать за него на президентских выборах. «Пока он не объявлял о своих президентских амбициях, большинство сторонников не воспринимали его как кандидата в президенты», – говорит Волков. Теперь его задача – привлечь на свою сторону избирателей, не знающих о его существовании. Перетянуть на свою сторону тех, кто настроен негативно, будет сложно, отмечает социолог. При этом для многих избирателей определяющим будет, как деятельность оппозиционера будут освещать федеральные телеканалы. Ведь ресурсы соцсетей и телевидения несопоставимы.

По мнению же Макаренко, декабрьское заявление Навального о включении в избирательную гонку не было замечено обществом. По его словам, хорошие пиар-ходы Навального «работают на такое меньшинство, которое никакого электорального пиар-эффекта не даст».

Первый в городе

По оценке социологов, в большей степени позитивно по отношению к оппозиционеру настроены жители крупных городов, аудитория независимых СМИ. Именно на «завоевании» городов Навальный строит сейчас свою политическую кампанию – параллельно со своей разоблачительной работой.

«Мы хотим, чтобы регионы, города активнее участвовали в избирательной кампании, – заявил Навальный на открытии своего штаба в Новосибирске в середине февраля. – …Мы изменим ситуацию, при которой только Москва и московская элита решают, как должны выглядеть выборы».

Поиск языка

Как отмечают даже лояльно настроенные к Навальному местные журналисты, политик пока «плавает» в местной повестке. «Как бы не пыжились власти, как бы демонстративно не замечали происходящее государственные СМИ, но политическим событием месяца стал приезд в Уфу оппозиционного политика Алексея Навального. При этом особо содержательным или интересным сам визит не назовешь», – отмечало башкирское сетевое издание Proufu.ru. «Он демонстрирует определенное знание местной повестки, но глубоким это знание назвать трудно», – отмечал автор комментария.

«Доверие петербуржцев он решил завоевывать критикой Полтавченко, выборов и передачей Исаакия», – сообщало известное сетевое издание fontanka.ru. «На вопрос журналистов, какие еще петербургские темы кроме нового петербургского стадиона и Исаакия будут в его повестке, Навальный… конкретных городских проблем и не назвал», – констатировала «Фонтанка».

«Помощь» губернаторов

«Узнаваемость Навального повышается в том числе и благодаря реакции власти, которая фактически создает бесплатные информповоды. У Навального доступа к официальным масс-медиа никогда не было, и за счет всех этих скандалов, где самый яркий – в Барнауле с зеленкой, резко повышается его известность», – отмечает Кынев.

Но перед оппозиционным политиком, помимо испорченной внешности и костюма, стоят и другие проблемы. А именно – добиться того, чтобы его услышали в регионах.

«У меня нет иллюзий, что все, кто за меня голосовал или проголосует, знают меня в лицо… Есть люди, которые меня не знают ни с какой стороны, и мы будем над этим работать…» – так Навальный обозначил свою стратегию на открытии предвыборного штаба в Санкт-Петербурге в начале февраля.

Теперь в качестве целей он выбирает региональную проблематику. 19 марта в центре Новосибирска прошел митинг против повышения тарифов на услуги ЖКХ. На акцию протеста собрались более двух тысяч человек. И Навальный. За несколько дней до митинга он выложил в YouTube расследование, из которого следует, что в повышении тарифов заинтересованы компании, принадлежащие министру без портфеля Михаилу Абызову. «Я надеюсь, что Новосибирск пошлет сегодня четкий сигнал и мэру, и губернатору, и Кремлю: «Ребята, мы не зарабатываем столько, сколько вы воруете. Никогда у нас не хватит денег компенсировать вашу роскошную жизнь. Это же невозможно просто!» Они делают людей бедными!» – заявил Навальный на митинге.

Отчасти это новая тональность – теперь Навальный напрямую увязывает коррупцию и падение уровня жизни жителей российских регионов.

В Уфе, столице нефтедобывающего региона, Навальный не просто критиковал скандальную покупку «Башнефти» «Роснефтью». «Я хотел бы здесь видеть, что эта нефть принесла жителям. Вижу сугроб выше человеческого роста, и мэр говорит, что нет денег, чтобы вывезти снег», – заявил оппозиционер.

«Они все утащили под зарубежные флаги, они платят там налоги, а формовщик на УВЗ получает 30 тыс. рублей. Это нормально? Это нищета!» – цитировало известное свердловское сетевое издание Znak.com. Навального на открытии штаба в Екатеринбурге в конце февраля.

В Самаре, где оппозиционера встретили плакатами «Навальный – поп Гапон» и «Передай привет госдепу», Навальный говорил о том, что «восстанавливать нужно не Пальмиру, а Самару». В Казани Навальный встречался с обманутыми вкладчиками банков Татарстана.

Для того чтобы достучаться до жителей регионов, столичному политику придется приложить усилия. «Так же, как кости обрастают мясом, так и скелет избирательной кампании, который формируется за счет штабов, должен обрасти и мясом – более четкой позицией Навального по другим вопросам», – считает Кынев.

При этом четкой «позитивной повестки» (вроде той, что, например, у кандидата от «Яблока» Григория Явлинского – программа «Земля-дома-дороги») у оппозиционного политика нет. Зато, по словам Кынева, «сегодня в этой части политического спектра он единственный игрок, который готов хоть что-то делать. И этим он выгодно отличается от всех остальных».

Ссылка


Возврат к списку