у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Ты без гранаты? А то один взрыв, и больше выборы некому делать»

«Ты без гранаты? А то один взрыв, и больше выборы некому делать» 15.06.2017

Такого не было 30 лет: Москва и Урал вслух сказали истину о делах в стране. РЕПОРТАЖ

Политическая культура в стране развивается: московский клуб «WTF?», возникший сразу после массовых митингов 26 марта, перешагнул границы столицы и на неделе впервые собрался в Екатеринбурге. Встреча узкой группы профессионалов вряд ли бы стала поводом для заметки, если бы не оказалась точной формулировкой настроений в обществе. Особо интересной ее делает тот факт, что за сутки до встречи на Урале в столице собиралась московская тусовка. Редакции «URA.RU» есть в каждом городе, и из нашего отчета вы сможете сделать выводы, что же происходит в стране (участникам разрозненных мероприятий это, кстати, не удалось).

Поводом для нового собрания клуба, придуманного политологом Дмитрием Гусевым, в Москве стали митинги 12 июня. Их важность, значимость, знаковость была понятна еще до задержаний в Питере и Москве, поэтому и анонсировалось событие до Дня России. Это привело к некоторым поправкам: обещанная Мария Баронова принять участие в WTF не смогла (на митинге ее задержали, а после она объявила, что берет паузу в политической деятельности).

Заседание проходило в баре, но расслабленной обстановку трудно было назвать. Пили и ели мало, больше слушали и понятно почему. За последние 2,5 месяца в российской столице прошел уже пятый крупный митинг. Повышается ли радикализм и что делать власти дальше — такую повестку задал модератор встречи политтехнолог Дмитрий Гусев.

Вместо Бароновой выступал Алексей Цветков — участник митинга на Тверской, которого также задержал ОМОН. Его оппонентом выступил политтехнолог Андрей Богданов. Он прогнозировал Майдан в России «в ночь подсчета голосов» на выборах президента-2018 и предлагал властям посадить Навального на семь лет по любой статье. Цветков тоже говорил о Майдане, но в другом ключе. Он заметил, что разгоном митинга на Тверской занимался экс-глава отряда «Беркут» в Киеве.

Цветков уверен, что бунт будет нарастать: «У молодежи в России два социальных лифта: либо революция, либо „Дом-2“». Богданов согласился, что протестные настроения растут, потому что «на молодежном баттле в клубе WTF сказали же, что социальных лифтов у молодых нет».

Ход обсуждения сломал политолог Дмитрий Орлов. Его версия: «Количество таких митингующих будет падать. Это те же люди, я имею в виду группу по численности и представлениям о жизни, что и на Болотной. В Болотной очень многие разочаровались». Он отметил, что власть справилась с вызовом, а «Навальному с этими митингующими не по пути».

Большинство следующих выступавших осудили Навального за провокации с несанкционированными митингами в Москве и Санкт-Петербурге. Напомним, что, по свежим данным «ОВД-Инфо», были задержаны свыше 1,7 тысяч человек в обоих городах. По мнению Орлова, «степень жестокости власти по отношению к митингующим оправдана».

И совсем в карнавал обсуждение увели два человека, которые назвались «будущими кандидатами в президенты». Некий Алекс порывался совершить сексуальную революцию в России, чтобы всем было не до митингов. Философ Анатолий Баташов говорил серьезно, но попытка придать речи образность сыграла с ним злую шутку. В зале обсуждали не его серьезные тезисы о том, что власть проиграла Навальному, количество штабов оппозиционера растет, про скорую регистрацию «Партии прогресса», а сравнения с муравьями и остальной флорой и фауной.

Дмитрий Гусев в финале признал: «Когда мы раз оценивали митинги в марте, то были единодушны. А сейчас у нас разброс мнений: от смены власти и революции до того, что активность Навального пошла на спад. Это говорит о том, что непонятно, что происходит».

Уже на следующий день — в среду вечером — клуб впервые провел свое заседание в Екатеринбурге. По традиции московского для проведения дискуссии был арендован один из известных пивных ресторанов.

Особый статус мероприятия можно было заметить еще перед входом в заведение. Перед дверью собралось порядка десяти гуру рынка политконсалтинга — Александр Пирогов, Эдуард Коридоров, Сергей Наследков, Александр Предеин и другие. Они признавались, что впервые в жизни встречаются в таком расширенном составе, и отпускали по этому поводу довольно специфические шутки. Одна из них звучала так: «Ты, надеюсь, без гранаты пришел. А то один взрыв, и больше выборы некому в области делать».

В самом ресторане состав гостей был еще представительнее. Главные редактора ведущих СМИ соседствовали с известными юристами и депутатами. Вид публики не был торжественным. Свободные блузки и футболки присутствующих настолько смутили депутата-коммуниста Вячеслава Вегнера, что он снял свой галстук перед выступлением.

Единственным исключением стало по-летнему яркое платье Евгении Чудновец — такое же легкое, как ее мысли и речь.

По сценарию дискуссии ее открыли два ключевых спикера. Политолог Константин Киселев должен был выражать позицию сторонников Алексея Навального, а руководитель отдела агитационно-пропагандистской работы регионального отделения «Единой России» Евгений Енин — Кремля. Изначально они исправно выполняли взятые на себя роли. Но через короткое время легко сменили риторику.

Неожиданно для всех единороссовский пропагандист заявил, что «Россия — не едина» и что «Вокруг Владимира Путина — пустота». А затем вовсе признал, что в стране отсутствует политическая конкуренция, и похвалил Навального за создание видимости такой конкуренции. В зале откровения Енина вызывали весь спектр эмоций — от ехидных предсказаний его скорого увольнения из исполкома «ЕР» до восторгов в его свободомыслии.

Константин Киселев же показал себя далеко не лучшим «адвокатом» Навального, с ходу признав, что у оппозиционера есть проблема с определением собственной политической позиции: «Он использует различные взгляды, но ближе всего его набор мнений к либеральным».

Чуть позже Киселев признал, что у Навального почти нет шансов на победу на выборах — оппозиционер талантливо «расколдовывает коррупционный мир», но вот «технологией заколдовывания», создавая образ будущего для своих избирателей, толком пользоваться не научился.

Зато превзошел самого себя в граничащем с рекламой демонизировании Навального глава уральского отделения Фонда развития гражданского общества Анатолий Гагарин. Он давал оппозиционеру такие громкие эпитеты, как «катализатор и канализатор», «человек-скандал». Публика не поверила сказанному. Недоверие воплотилось за одним из столиков во фразу «Навальный не человек, а какой-то Бог получается».

Почти все участники сошлись во мнении, что организованные Навальным митинги не приведут к революции. Особенно ярко об этом сказал Константин Киселев: «Никаких революций не будет. Существуют мегапарсеки между тем, что происходит сегодня и захватом органов власти и полицейских участков». Единственным, кто допустил выход масс на баррикады, стал председатель областного отделения РПР-ПАРНАС Михаил Борисов. Он предупредил, что «революции совершаются неожиданно». Его слова не вызвали почти никакого отклика у публики.

Зато уткнувшиеся было в экраны телефонов гости оживились при выходе на сцену правозащитницы Евгении Чудновец. Она не упустила возможности прорекламировать себя, повеселив тем самым публику: «Я недавно приняла решение идти в губернаторы. Я знаю все проблемы области и в лучшем виде знаю, как их решить».

Чудновец напомнила, что недавно вышла из тюрьмы («в тюрьме нечего делать совсем») и пожурила Навального, что по его вине молодежь идет на нарушение закона: «Люди оказываются в тюрьме из-за этого придурка. Они относятся к нему как к баннеру в интернете, на который надо кликнуть… Они считают, что участие в протестных акциях — квест какой-то и участием в этих движухах стремятся показать, какие они крутые…». После этих слов одна половина зала искренне рукоплескала, другая — искренне смеялась. Неизвестно кого из них было больше.

Большинство спикеров также признали, что Навальный работает либо в интересах Кремля, либо вовсе по заданию Кремля. Самостоятельного политика в нем видят лишь единицы экспертов. Вячеслав Вегнер посчитал, что главная задача Навального «ликвидация всей остальной оппозиции»: «Он призван не допустить в политику других оппозиционно настроенных политиков».

Известная пиарщица Валентина Гофенберг развила тему, назвав Навального «инструментом власти для реализации вполне четкого сценария»: «Не зря ЛДПР предложила вернуть гимн „Боже царя храни“. Я знаю, что примерно через год он нам всем понадобится. Советую всем выучить его наизусть».

Организатор федерального «WTF?» политолог Дмитрий Гусев признал, что доволен дебютом в Екатеринбурге. Он напомнил, что последняя подобная дискуссионная площадка действовала в столице Среднего Урала в 1987—1988 годах. Такой проект был востребованным, но до последнего времени в столь масштабном формате не реализовывался.

В следующий раз политики и эксперты встретятся в июле, чтобы обсудить вместе с кандидатами в губернаторы ход главных в 2017 году региональных выборов.

Ссылка


Возврат к списку