у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Полный расклад сил в Свердловской области в преддверии выборов: подробности спецдоклада

Полный расклад сил в Свердловской области в преддверии выборов: подробности спецдоклада 24.07.2017

Свердловская область не является тем регионом, где на выборах может произойти нечто экстраординарное. Тем не менее, расклад политических сил в регионе в преддверии губернаторских выборов изменился.

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило аналитический доклад, посвященный политической ситуации в регионе на старте губернаторских выборов. В нем весьма предметно оценивается электоральный потенциал кандидатов и стоящих за ними групп влияния, констатируется несомненное лидерство одного из кандидатов, консенсус между элитами, а также «нишевой» характер конкуренции между кандидатами-аутсайдерами. Автором доклада является представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов.

Анализ документа основан на хорошем знании местной «политической кухни» и связей региональной элиты с федеральным центром.

Консолидация элит накануне кампании

Автор доклада обращает внимание, что с переходом замглавы администрации Екатеринбурга Владимира Тунгусова на пост руководителя администрации губернатора Свердловской области на Среднем Урале кардинально поменялась форма взаимодействия элит. До этого для региональной политической жизни был характерен политический конфликт между региональной и муниципальной элитой. Это давнее противостояние началось еще в 1990-е гг. во время работы губернатора Эдуарда Росселя и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Противоборство принимало разные формы: от полусилового, когда уголовные или административные расследования и дела использовались в качестве инструмента давления на политических оппонентов с целью принудить их к политическим уступкам и капитулированию, до мягкого, которое обычно выражалось в информационных войнах и битвах кандидатов на электоральном поле. На сегодняшний момент можно говорить о новой форме взаимоотношений элит – консенсусе. «Идет процесс перестройки внутренних взаимоотношений различных групп внутри региональной правящей элиты: ее новая (группа Тунгусова) и старая части договариваются о компромиссах по ключевым вопросам. Однако это не отменяет внутреннего неафишируемого противостояния, которое идет за усиление аппаратных весов и проведение относящихся к группам людей на те или иные должности. Текущая конфигурация политических сил практически не оставляет интриги на предстоящих губернаторских выборах. Это стало возможно благодаря высокой степени консолидации региональных политических и бизнес-элит вокруг фигуры врио губернатора и его поддержке федеральным центром - при одновременной дезинтеграции региональной оппозиции», - резюмирует автор доклада.

Весной 2017 года оппозиционные «Единой России» парламентские партии региона вели переговоры о выдвижении единого коалиционного кандидата на выборах губернатора Свердловской области. Рассматривалась кандидатура Александр Буркова. Однако системной оппозиции выдвинуть консолидированного кандидата не удалось по нескольким причинам. Это и небольшой опыт сотрудничества и координации между партиями, и амбиции политиков, и идеологические аспекты.

Выбор кандидатуры действующего губернатора как основного кандидата на предстоящих выборах представлял собой сложный многоступенчатый процесс, включавший в себя оценку таких факторов, как общественная поддержка, поддержка политическими элитами, поддержка бизнес-элитами, наличие (и влияние) региональной оппозиции и наличие реальной внешней (федеральной) альтернативы.

«Тюменская» группа

Характерна ориентация на Собянина и Куйвашева. Своим назначением в правительство Свердловской области деятели группы обязаны Евгению Куйвашеву. К ней автор доклада относит в том числе четырех ключевых фигур свердловского правительства – первого вице-губернатора Алексея Орлова, курирующего работу кабинета министра, вице-губернатора и министра финансов Галину Кулаченко, куратора социального блока Павла Крекова и руководителя административного блока кабмина Азата Салихова.

«Группа Тунгусова»

Их интерес состоит в двух главных моментах. Во-первых, возвращении горадминистрации градостроительных и рекламных полномочий, которые были переданы на уровень региона осенью 2015 года в период политического конфликта. Во-вторых, в проведении избирательной кампании врио губернатора Евгения Куйвашева и поддержании региональной политической стабильности в соответствии с федеральными политическими установками и учетом региональной специфики. К этой группе чиновников автор доклада АПЭК относит, в частности, замгубернатора Сергея Швиндта и министра культуры Светлану Учайкину,

«Технократы»

Под технократами автор доклада в данном случае назвал профессионалов с профильным опытом работы. Они, как правило, не принадлежат к тому или иному политическому лагерю, т.е. не являются политическими назначенцами. Технократы соблюдают политический нейтралитет. При смене руководства региона они, как правило, сохраняют свои должности и поддерживают того, кто придет к власти. В группу «Технократов» по версии автора доклада относятся практически все отраслевые министры регионального правительства.

Протестная активность

В Свердловской области нередки протестные акции, организуемые системной и несистемной оппозицией. Безусловно, в период предвыборной кампании подобные выступления имеют особое политическое значение и подтекст. Сюда можно отнести ставшие традицией ежегодные митинги и демонстрации 7 ноября, проводимые местными коммунистами и другими левыми организациями, митинги ЛДПР, приуроченные к праздничным датам (Дню России, Дню защитника Отечества, Дню весны и труда).

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, говорить о массовой протестной активности населения в настоящий момент не приходится. Но единичные акции протеста случаются. Некоторые из них вызваны локальными причинами, а другие – часть общефедеральных акций. В частности, 26 марта Екатеринбург присоединился к масштабной акции, организованной сторонниками оппозиционера Алексея Навального. Стоит отметить мирный, цивилизованный характер протеста и грамотную работу полиции. Политических требований против местной власти практически не было.

Свердловский профсоюз работников автотранспорта 28 марта провел митинг с требованием повысить зарплату на муниципальных транспортных предприятиях и сохранить рабочие места. Данный протест был вызван систематической задержкой зарплаты в екатеринбургском Трамвайно-троллейбусном управлении (ЕМУП «ТТУ») и Муниципальном объединении автобусных предприятий (ЕМУП «МОАП»). В марте в городе Асбест был протест против строительства нового вредного производства – завода по производству триоксида сурьмы Национальной сурьмяной компанией, на котором звучали и жесткие политические требования против губернатора, против оптимизации медицины и прочее. Этот протест возглавила КПРФ. В Екатеринбурге 12 июня 2017 года прошел второй митинг, на котором сторонники оппозиционера Алексея Навального требовали расследования по фактам, изложенным в известном фильме ФБК. Существенного влияния на ход кампании протестная активность, вероятнее всего, не окажет.

«Фактор Ройзмана»

18 июля глава Екатеринбурга Евгений Ройзман объявил, что снимает свою кандидатуру с выборов губернатора Свердловской области. Как и ожидалось, главным препятствием для Ройзмана стало преодоление муниципального фильтра: мэр не смог собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов в свою поддержку. Неофициальные источники при этом утверждали, что Ройзман особо и не пытался преодолеть муниципальный фильтр, отказывался от встреч с депутатами и использовал нынешнюю ситуацию для поддержания имиджа на старте своей собственной мэрской кампании. «Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман имеет реноме политического оппозиционера, обладает федеральной известностью, популярностью в Екатеринбурге и в принципе мог составить реальную конкуренцию основному кандидату. Как и ожидалось, главным препятствием для Ройзмана стало преодоление муниципального фильтра. Он не смог собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов в свою поддержку. Интрига здесь, вероятно, в том, что Ройзман, которого устраивает его нынешний статус, рассматривал выдвижение на пост губернатора как имиджевый ход и не стремился стать главой региона на самом деле. Об этом свидетельствует целый ряд труднообъяснимых неудач в ходе подготовки кампании: поздний старт, отсутствие коалиции элит в его интересах и неудачный союз с «Яблоком», - резюмирует Руслан Мухаметов.

Выводы

В докладе констатируется, что политическая ситуация в Свердловской области накануне выборов стабильна и находится под контролем исполнительной власти. Федеральный центр выбрал осторожный кадровый подход в Свердловской области и сделал ставку на проверенного губернатора Евгения Куйвашева. Областной администрации удалось сформировать довольно устойчивую коалицию в поддержку главы региона. Большинство кандидатов и групп влияния, разделяя основные правила игры, хорошо понимают отведенную им роль. При этом сценарий политической альтернативы или масштабный протест, сопровождающий избирательную кампанию, маловероятны. Сама конкуренция на выборах, вероятнее всего, будет носить «нишевый» характер. По мнению АПЭК, наибольшие шансы на победу имеет врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев. 

Ссылка


Возврат к списку