у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

Эксперты АПЭК оценили сценарии предстоящих выборов

Эксперты АПЭК оценили сценарии предстоящих выборов 01.08.2017

Выборы регионального и муниципального уровня остаются одним из важных маркеров социально-политической ситуации в регионах. Грядущая избирательная компания станет очередным полигоном обкатки политических технологий, выдающих входной билет в статусное число народных избранников. Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило аналитический доклад: «Выборы областных и городских парламентов: ставки элит и вызовы для партий». Его авторами являются генеральный директор АПЭК Дмитрий Орлов и ведущий аналитик АПЭК Михаил Нейжмаков.

Предстартовая лихорадка и общероссийские тренды

Авторы доклада отмечают, что на начальном этапе нынешних предвыборных кампаний партии ведут себя по-разному. Если «Единая Россия» усиливает рост влияния федеральных структур на региональные и местные кампании, то оппозиционные партии в значительной части городов и регионов отмечены инерционность своих кампаний. «Справедливая Россия» в ряде региональных отделений демонстрирует традиционную текучесть кадров, а КПРФ сохраняет опору на традиционные партийные элиты. Во многих кампаниях и у партии власти, и у оппозиции в кампании принимают участие «политики-паровозы», работающие на более высоких уровнях власти. Такие шаги часто свидетельствуют о кадровом голоде в политической сфере, особенно на муниципальном уровне.

«Единая Россия»

В целом стратегия при формировании списков кандидатов ЕР не претерпела изменений. На выборах заксобраний первое место в пяти регионах из шести партия отдала руководителям субъектов РФ. Исключением стал Краснодарский край, где список партии возглавил председатель заксобрания. В общерегиональной части списков партии почти повсеместно представлены выходцы из социальной сферы, среди которых заметную часть составили женщины.

На выборах в административных центрах регионов ЕР реже делала своими кандидатами действующих глав (или руководителей администраций) этих муниципальных образований. Авторы доклада объясняют это тем, что глава города, как правило, принимает на себя больший объем критики, чем губернаторы – а значит, у него выше и антирейтинг, который способен помешать кампании партии. Иные подходы «Единая Россия» продемонстрировала в ряде других городов. Одним из таких сценариев может быть выдвижение в первой тройке списка людей, напрямую не связанных с политикой.

КПРФ

Коммунисты делают ставку на представителей старых партийных элит, часто участвовавших в предвыборных кампаниях еще в 1990-е годы. В ряде регионов (Саратовская область, Удмуртия), где одновременно с депутатами представительных органов выбирают и губернаторов, лидерами списка КПРФ стали кандидаты на пост главы субъекта РФ.

Ставка на проверенные партийные кадры дополнительно помогает мобилизации ядерного электората. Кроме того, такие кандидаты узнаваемы избирателем, что может сыграть дополнительную позитивную роль для партии в условиях ожидаемой низкой явки избирателей. В то же время далеко не все такие кандидаты могут привлечь голоса умеренно протестного электората и в целом колеблющихся избирателей. В ряде случае может ощущаться усталость избирателей от кандидатов, регулярно участвующих в предвыборных кампаниях.

ЛДПР

Списки партии как на региональных, так и на муниципальных выборах традиционно возглавляет лидер партии Владимир Жириновский. В выборах участвуют и другие связанные с ним лица. Например, в первую тройку партии на выборах в парламент Северной Осетии входит его сын Олег Эйдельштейн (Газдаров). Как правило, в первые тройки списков ЛДПР на выборах входят также координаторы партии соответствующего уровня. В ряде случае кандидат в губернаторы от партии одновременно баллотируется в представительные органы.

«Справедливая Россия»

Среди кандидатов от «Справедливой России» традиционно высока доля выходцев из других партий либо беспартийных. Костяк опытных региональных кадров из кандидатов сформирован, как правило, там, где у партии традиционно были крепкие позиции.

В целом, формирование списков партий в региональных кампаниях-2017 происходит с учетом ожидаемой в сентябре во многих регионах низкой явки избирателей. В связи с этим политические силы ориентированы прежде всего на мобилизацию базового электората. Поэтому они чаще делают ставку на хорошо узнаваемых кандидатов либо тиражирование типажей политиков, хорошо воспринимаемых их традиционными сторонниками. Активнее других работала на обновление состава своих кандидатов «Единая Россия». Это было заметно уже в ходе проведения праймериз.

Конфликты на фоне выборов

В докладе обращается внимание на тот факт, что заметная часть открытых конфликтов в ходе данных выборов происходит вокруг непарламентских партий. В первую очередь это связано с отказами в регистрации списков непарламентских партий. Внимание федеральных СМИ привлек, например, отказ в регистрации списка «Партии дела» в Сахалинской области.

Еще одним важным фактором, влияющим на ход ряда региональных избирательных кампаний, стали конфликты между представителями партий, претендующих на одну электоральную нишу. Прежде всего это конфликты между КПРФ и Коммунистической партией «Коммунисты России». Информационные кампании, направленные на взаимное ослабление представителей региональных и муниципальных элит, которые не смогут к концу августа-началу сентября 2017 года прийти к компромиссу, затронут прежде всего выборы в одномандатных округах.

В центре политической повестки

Накануне выборов складывается традиционная, но при этом парадоксальная ситуация. Оппозиции трудно задавать собственную федеральную повестку, которая может быть использована на региональных выборах. Одной из причин этого долгое время оставались ограниченные возможности по доступу к информационным ресурсам. Однако летом 2017 года появилась и новая тенденция, которая в перспективе также действует не в пользу оппозиционных сил, – работу с социальной повесткой активизировала «Единая Россия». В ее продвижении партия опирается на программу-2016, апеллируя к ее статусу «работающего» документа, а также на тематические партийные форумы. Безусловно, «единороссы» не смогут таким образом «размыть» базовый электорат оппозиционных партий. Но они могут рассчитывать таким образом сделать более результативной работу с неопределившимися избирателями.

С другой стороны, региональные отделения оппозиционных партий до выборов не всегда уделяли достаточно плотное внимание и местной повестке. Показательны резолюции крупных митингов КПРФ в регионах (например, на майские праздники), где основное внимание, подчас, уделялось федеральным темам, а не региональным.

В этих условиях у оппозиционных сил остается несколько способов, чтобы перехватить инициативу у «Единой России». Первый – обратиться к темам, которые уже находятся в центре внимания федеральной информационной повестки. К таким темам относится, например, дискуссия о курортном сборе. Она непосредственно затрагивает Краснодарский край, где состоятся выборы в Заксобрание. С критикой инициативы ранее выступал и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов (в ходе визита на Кубань), и Геннадий Зюганов, и лидер списка КПРФ на региональных выборах Николай Осадчий. Тем не менее такой подход имеет уязвимые места. Когда к теме проявляют интерес сразу несколько оппозиционных сил, ни одна из них не может ее монополизировать или стать доминирующей силой, ассоциирующейся с ней в глазах избирателя.

Второй – попытаться вывести собственную тему, затрагивающую регионы, в федеральную повестку. Таким поводом стали проблемы, поднимавшиеся в разное время на встречах Геннадия Зюганова и Сергея Миронова с Владимиром Путиным. Лидер «Справедливой России», например, поднимал вопрос о расширении охранной зоны вокруг газопроводов, что создает проблемы для владельцев садовых участков. Тем не менее, учитывая ограниченный доступ оппозиционных сил к информационным ресурсам, эффективность такого подхода довольно ограничена.

Третий – провести собственные протестные кампании. К таким кампаниям относится, например, серия митингов «За Россию без криминальной олигархии и чиновничьего беспредела!», прошедших в середине июля 2017 года под эгидой КПРФ, в том числе в предвыборных регионах. Однако партийный характер таких акций и их размытая тематика способствует скорее поддержанию в мобилизованном состоянии активистов и постоянных сторонников, чем привлечению новых избирателей. 
Четвертый – обратиться к темам собственно региональной повестки. Например, достаточно интересным ходом КПРФ в Алтайском крае, создающим фон для выборов в городскую Думу Барнаула, является ходатайство о возбуждении процедуры «народной законодательной инициативы» (было подано 22 мая 2017 года депутатом Барнаульской городской Думы Ларисой Идоловой в Алтайское краевое заксобрание). Ее инициаторы заявили о необходимости изменений в сфере социального обеспечения под лозунгом «Нет – экономии на бедных! Да – экономии на богатых!». Обсуждение инициативы создало серию информационных поводов для региональных СМИ.

Однако на фоне в целом инерционного подхода оппозиции к выборам во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях следует отметить возросшую роль федеральных мероприятий «Единой России», которые так или иначе влияют на ход предвыборных кампаний в регионах. Таковы форумы «Культура – национальный приоритет» в апреле в Омске и «Городская среда» в Краснодаре в июле 2017 года; оба прошли при участии лидера партии Дмитрия Медведева. 
В рамках таких акций «единороссы» сделали акцент на проблемах, к которым обычно проявляют интерес самые активные представители местных сообществ, а также к затрагивающим протестную среду. Отметим заседание президиума Генсовета «Единой России», где обсуждалась реализация партийных проектов, часть из которых носит сугубо локальный характер, но при этом затрагивает лидеров общественного мнения на местах. Отметим партпроект «Местный дом культуры» или инициативу «Театры – детям», предполагающая плотную работу с регионами - и не только с крупными городами. Сотрудники культурных учреждений на местах часто пользуются авторитетом среди жителей. Показательно, что многие из них становятся муниципальными депутатами. Делая шаг навстречу этим лидерам общественного мнения, партия укрепляет свои позиции на местах. Этот фактор может оказать свое влияние и на ход ближайших избирательных кампаний. 
Среди тем региональной и местной повестки, которые в течение предвыборной кампании будут пытаться перехватить друг у друга «Единая Россия» и оппозиционные силы, можно отметить следующие.

Проблемы аварийного жилья. В случае, если местные и региональные власти демонстрируют готовность оперативно решать эту проблему, тема может работать на «Единую Россию». Отметим, например, Удмуртию, где большое внимание к теме проявляет возглавивший список партии Александр Бречалов.
Сокращение социальных льгот, рост тарифов ЖКХ. Вероятно, будет активно использоваться прежде всего КПРФ, проводившей уличные акции в предвыборных регионах по данной проблеме. Возможно, активнее к теме обратится и «Справедливая Россия».
Проблемы обманутых дольщиков. Заметная часть участников протестных групп, защищающей права этой категории, по-прежнему не доверяет властям и остается аудиторией для работы оппозиции. Однако сохраняющееся внимание к проблеме со стороны «Единой России» в случае сохранения этой тенденции в августе-сентябре 2017 года может привести к снижению протестных настроений в этой среде, в том числе в предвыборных регионах.
Экологические проблемы. Как правило, интерес политиков к проблеме на уровне целого города или региона ограничен. Поэтому появляются возможности перехватить тему в регионах - как для оппозиции, так и для «единороссов». Ситуация касается прежде всего индустриальных городов и регионов (отметим, например, проблемы подобного рода в Омске). Кроме того, важное значение на локальном уровне может приобрести борьба с незаконными полигонами ТБО (свалками).

По мере приближения к Единому дню голосования 2017 года наблюдается интерес оппозиционных партий к темам, которые для них традиционны (в том числе в конкретных регионах). «Единая Россия», в свою очередь, резко расширила список тем, к которым проявляет активное внимание. Оппозиционные силы, как правило, действуют в логике сохранения своих электоральных ниш, а «единороссы» пытаются расширить электоральную базу. Вероятно, недоверие протестной среды, к которой начинает апеллировать «Единая Россия», вряд ли удастся преодолеть в короткие сроки. Однако подобные усилия «Единой России» может принести партии результаты и в краткосрочной перспективе, работая на ограничение мобилизации протестного электората оппозицией.

Развитие ситуации в регионах и возможные сценарии кампаний

Региональные кампании

АПЭК выделяет несколько ожидаемых сценариев региональных предвыборных кампаний 2017 года:
- доминирование «Единой России» при ограниченных возможностях оппозиции; 
- доминирование «Единой России» и ограниченные возможности оппозиции при сохранении определенного уровня внутриэлитных противоречий;
- карт-бланш со стороны элит для губернатора, возглавившего список «Единой России», - на фоне готовности по крайней мере части оппозиционных сил к сотрудничеству с новыми региональными властями;
- активная кампания оппозиционных сил, не подрывающая устойчивых позиций «Единой России»; 
- отдельные риски для «Единой России» на фоне ослабленной оппозиции;
- хорошие стартовые возможности оппозиции при наличии внутриэлитных договоренностей, которые могут снизить накал борьбы.
Таким образом, вероятность выхода оппозиционных сил за пределы своих электоральных ниш в ходе большинства кампаний по выборам в Заксобрания не очень велика. Это будет подталкивать оппозиционные партии к инерционному характеру кампаний и большему вниманию к региональным, а к муниципальным выборам. «Единая Россия» в этих условиях получает возможность не только удержать базовый электорат, но и вести более эффективную работу по диалогу с новыми группами избирателей.

Муниципальные кампании

На муниципальных выборах оппозиция чаще может рассчитывать на более благоприятные стартовые возможности. Прежде всего это касается выборов в административных центрах регионов, в которых уровень протестных настроений, как правило, выше, чем в среднем по соответствующему субъекту РФ. Часто фоном для выборов в областных центрах служат давние внутриэлитные конфликты – как связанные с противостоянием давно действующих в регионе групп влияния, так и усугубившиеся после назначения врио губернатора. Такой фон, безусловно, создает дополнительные возможности для оппозиции.

АПЭК выделяет на муниципальных выборах несколько основных сценариев, по которыми могут развиваться кампании по выборам представительных органов власти в крупных городах.

Сценарий 1: в регионах, где отмечаются неплохие стартовые возможности оппозиционных сил ЕР предприняла серьезные усилия, чтобы дистанцироваться от ряда непопулярных в городе и регионе фигур. В связи с этим ее шансы на уверенное выступление в ходе этих выборов возрастают.

Сценарий 2: Активная кампания оппозиции при заметных протестных настроениях - при сохранении поля для маневра «Единой России».

Сценарий3: Прочные позиции «Единой России», несмотря на активность оппозиции.

Сценарий 4: Серьезные конкурентные преимущества «Единой России», несмотря на наличие протестных настроений.

ЕР на муниципальных выборах ожидают сложности

АПЭК делает вывод, что важным преимуществом «Единой России» в ходе муниципальных выборов в административных центрах регионов станет формирование широких коалиций элитных групп, объединяющих ключевых экономических и политических игроков. Это дает дополнительные ресурсы для более детальной работы с местной повесткой, что на муниципальных выборах имеет куда большее значение, чем сформировавшиеся партийные предпочтения избирателей. Как правило, более широкая «скамейка запасных», на которую может опереться «Единая Россия», дает и больше возможностей для отбора более конкурентоспособных кандидатов. Это также важно, учитывая большую роль голосования за конкретных личностей на выборах не только по одномандатным округам, но и по партийным спискам. Таким образом, муниципальные кампании для «Единой России» могут пройти сложнее, чем региональные, но очевидных конкурентных преимуществ партии это не отменяет.

Ссылка


Возврат к списку