у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Отступать некуда – впереди выборы. АПЭК представило новый рейтинг эффективности губернаторов

Отступать некуда – впереди выборы. АПЭК представило новый рейтинг эффективности губернаторов 19.12.2017

Ежемесячный рейтинг влияния губернаторов представили эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). В представленном рейтинге даны оценки эффективности ныне действующей региональной власти и высшего должностного лица субъекта Федерации на момент составления рейтинга, то есть на начало декабря 2017 года.

Эксперты приходят к выводу, что эффективность региональной исполнительной власти растет. По их мнению, можно выделить несколько причин, обусловивших позитивную динамику показателей эффективности регионального управления в России.
Сильный позитивный эффект имели проведенные Кремлем замены в губернаторском корпусе

В прошлых рейтингах авторы исследования обращали внимание на хроническое отставание результатов ряда губернаторов, и многие из них в этом году лишились своих должностей. Такими примерами стали, в частности, Бурятия (главный аутсайдер прошлого рейтинга), Карелия, Пермский край и другие. Новые губернаторы, как правило, получили гораздо более высокие оценки, которые в ряде случаев кардинально лучше, чем у их предшественников. Это свидетельствует о рациональном подходе Кремля к ротации в губернаторском корпусе и ее позитивных результатах. Хотя, конечно, губернаторам-новичкам еще предстоит оправдать связанные с ними ожидания.

Выборы на местном уровне и выборы президента 2018 очень мобилизуют региональную власть
Налицо стремление большинства глав регионов, в которых готовились и уже прошли выборы, повысить качество своей работы. Что касается президентских выборов, то работа губернаторов по реализации требований центра выглядит в целом адекватно, -отмечают эксперты. Губернаторы активно занимаются реализацией «майских указов», учитывая, что теперь им уж точно некуда «отступать» в этой работе. В этой связи улучшились многие показатели в социальной сфере и финансово-бюджетной политике, в том числе ситуация с зарплатами бюджетников и различными социально значимыми расходами, переселением из аварийного и ветхого жилья.
Регионы демонстрируют заметные позитивные изменения в финансовой сфере
Продолжается рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации, но при этом власти проводят разумную финансовую политику, стремясь достичь бюджетной сбалансированности и рационально подходя к своим расходам. Кроме того, во многих регионах отмечается существенный экономический рост. В этих условиях, по мнению экспертов, в работе региональной власти стало больше планомерного и спокойного технократического подхода к управлению экономикой и финансами.

Позиции лидеров
Авторы рейтинга выделили группу регионов, которые добиваются наилучших результатов по всем или большинству направлений, а уже это свидетельствует о качестве работы региональной власти. Как правило, это регионы с уже достаточно опытными главами, постоянно демонстрирующими хорошие результаты своей работы. Примечательно, что первая двадцатка рейтинга осталась почти без изменений. Не изменился и лидер рейтинга, которым, как и в прошлом году, стала Тюменская область.

Одно из самых заметных изменений в рейтинге связано со значительным ухудшением позиций Татарстана, который ранее занимал и первое место. В прошлом году республика переместилась на второе место, но в этом году ей досталось только девятое место. Конечно, Татарстан остается среди лучших регионов России, но ухудшение ситуации налицо.
В связи с падением результатов Татарстана на более высокие позиции переместились другие регионы: Белгородская область - с третьего места на второе, Чеченская Республика – с четвертого на третье, Ямало-Ненецкий АО – с пятого на четвертое. В пределах первой десятки отмечается также незначительная негативная коррекция позиции Башкортостана: с 8-9-го места он перешел на десятое.
Среди регионов в лидирующей части рейтинга, которые продемонстрировали наиболее заметный рост, выделяются Калужская и Тульская области. Калужская область вернулась в первую десятку, заняв пятое место (в прошлом рейтинге она была 13-й). Тульская область следовала примерно той же траектории, и с 14-го места поднялась на седьмое. В результате этих успехов немного улучшились позиции Москвы (перемещение с седьмого места на шестое) и ухудшились - Воронежской области (с шестого места на восьмое). Калужская и Тульская области оказались единственными регионами, которые вошли в этом году в первую десятку. Напротив, выбыли из первой десятки Московская и Сахалинская области, но резкого ухудшения показателей там все же не было.

Позиции аутсайдеров
Позиции аутсайдеров весьма нестабильны. Отчасти это обусловлено откровенно плохими результатами работы некоторых губернаторов, отчасти – заменами региональных глав, которые, как правило, привели к выходу регионов из числа явно отстающих.
Последнее место в рейтинге 2017 г. заняла Курганская область, которая и в прошлый раз была среди самых отстающих (с 82-го места перешла на 85-е). Остальные регионы, занявшие места с 80-го по 84-е, в прошлый раз находились несколько выше. Особенно заметное падение продемонстрировали Республика Алтай, Хакасия, Волгоградская область и Еврейская АО. Выход из нижней шестерки на более успешные позиции почти всегда был связан со сменой губернаторов.

Замены губернаторов и их влияние на эффективность власти
Особый интерес при анализе результатов исследования представляют позиции новых губернаторов, – обращают внимание эксперты. Проведенные замены оказали скорее позитивное влияние на эффективность региональной власти. В большинстве регионов оценка эффективности оказалась более высокой, чем в случае предшественников. Исключение составили А.Клычков, М.Ведерников, С.Воскресенский и А.Травников. Причем особенно сильно упали оценки в отношении Новосибирской области. Напротив, в большинстве регионов произошел рост рейтинга, временами весьма значительный.
В целом среди 11 «новичков» наиболее высокие позиции в рейтинге занимают А.Цыбульский, Г.Никитин, А.Усс и Д.Азаров. В средней части рейтинга оказались А.Клычков и А.Тарасенко, немного ниже – А.Бурков и М.Ведерников. Более низкими являются пока оценки С.Воскресенского, А.Травникова и В.Васильева, но Дагестан находился в рейтинге на очень низких позициях, и там уже происходит рост эффективности власти.
Говоря о новых губернаторах, следует также учитывать новые результаты тех глав, которые пришли к власти и были избраны в 2016 г., а также иркутского губернатора, избранного осенью 2015 г. В новом рейтинге в отношении них уже использовался полный спектр всевозможных данных, что позволило сделать новые выводы. В результате наиболее заметный рост рейтинга произошел в случае И.Рудени, а наилучших позиций добился А.Дюмин, занявший седьмое место. Немного выросли результаты В.Битарова, но Северная Осетия осталась в числе проблемных регионов. Весьма резкий спад продемонстрировал при этом С.Гапликов. На наиболее низких позициях оказались С.Левченко и Н.Жданова, у которых тоже произошло снижение рейтинга.

Перспективы региональных выборов 2018 года
В отношении предстоящих в 2018 г. выборов, помимо отмеченных выше результатов 11 новых губернаторов, интерес представляют и главы тех субъектов, где выборы должны пройти в плановом режиме. По мнению экспертов, ничьи позиции нельзя назвать идеальными, но при этом в большинстве случаев речь идет о регионах с неплохим или вполне благоприятным уровнем эффективности управления.
Москва является очевидным лидером в этой группе, по-прежнему отставая только по показателям политико-управленческого блока. Во втором десятке располагаются еще три региона: Чукотка, Московская и Владимирская области. В Подмосковье и особенно во Владимирской области более слабым звеном тоже является политико-управленческий блок, а на Чукотке отстает социальное направление. Довольно благоприятными представляются и позиции Магаданской области - не самого простого региона, находящегося тем не менее на 25 месте и демонстрирующего рост.

К числу наиболее проблемных регионов в контексте предстоящих губернаторских выборов относятся Хабаровский край и Хакасия. Позиции Хабаровского края на самом деле не столь уж плохи, но он отличился резкой негативной динамикой. В случае Хакасии негативная динамика привела к попаданию региона в число самых неэффективных, и этим он выделяется на фоне всех остальных субъектов Федерации, в которых истекают сроки полномочий уже давно действующих губернаторов. Что же касается новых назначенцев Кремля, то, исходя из результатов нашего исследования, наиболее сложной может оказаться подготовка к прямым выборам в Ивановской и Новосибирской областях, а также, учитывая не только рейтинг эффективности, но и специфический партийный статус губернаторов, в Омской и Орловской областях.

Ссылка

Возврат к списку