Фрагментированная гонка: новый тренд президентской кампании
За ключевыми информационными поводами, связанными со съездом «Единой России» (включая выступление президента), скрывается куда менее заметный аспект, на который стоит обратить внимание. Данная партия попала в самый интересный тренд нынешней президентской гонки, который многие пока не заметили. Это может сработать на усиление роли «единороссов» в предвыборной кампании Владимира Путина.
Между тем первый этап XVII съезда «Единой России» как раз прошёл по принципу фрагментированной повестки — 22 декабря 2017 года стал днём работы дискуссионных площадок по широкому спектру тем: от «Здорового будущего» до «Быть хозяином в своём доме». Сами по себе особенности организации съезда на ход кампании, конечно, кардинально не влияют. Тем не менее работа этих площадок уже создала серию отраслевых информационных поводов — от поиска дополнительных средств на мелиорацию в регионах и строительства социальной инфраструктуры на селе до поощрения выпускников медицинских вузов. А в условиях кампании с фрагментированной повесткой узкие, отраслевые темы играют более заметную роль, чем обычно. Чем больше кандидат (или его команда) создаёт подобных информационных поводов, тем больше дополнительных очков он получает в ходе гонки.
У кампании в таких условиях есть и другая особенность. Если в ходе уже привычных для российских условий президентских кампаний федеральная повестка почти всегда подавляет региональную, то на этот раз у локальных тем больше шансов приобрести федеральный резонанс. Это шанс для оппозиционных сил (даже не обязательно представленных в этой гонке своими кандидатами) — в том случае, если они могут опереться на широкую региональную сеть и готовы на эти локальные темы реагировать. А вот для властей это создаёт элемент риска — в федеральном информационном пространстве может «выстрелить» немало неожиданных вопросов.
Способ подстраховки для предвыборной команды Путина в таких случаях — успевать реагировать даже на локальные темы раньше, чем это сделают оппоненты властей. То есть необходим постоянный мониторинг ситуации в регионах и оперативная реакция на возникающие вызовы, причём не только силами местных чиновников (которые к тому же не всегда могут оценить, какая проблема может быстро попасть в федеральную информационную повестку).
К слову, не случайно тот же Медведев специально обратил внимание на работу общественных приемных «Единой России» — в идеале они тоже могут выполнять целый спектр функций (не только обратной связи и мониторинга, но и быстрого реагирования на значимые проблемы на местах).
Собственно, вопрос о роли любой структуры в президентской кампании Владимира Путина во многом схож с проблемой — что подарить человеку, у которого всё есть. Ресурсов для ведения кампании (включая собственный политический капитал) у действующего президента более чем достаточно, победа не вызывает сомнений.
Но федеральная предвыборная кампания (в отличие, например, от большинства местных) не «сворачивается в точку», когда главное политическое значение имеет только её итог. В центре внимания СМИ будут находиться мельчайшие элементы всей кампании. А самые агрессивные атаки могут последовать отнюдь не от других зарегистрированных кандидатов, а от субъектов, формально в гонке не участвующих. Наконец, необходимости мобилизации избирателей тоже никто не отменял (об этом неоднократно говорил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак). А мобилизация — это во многом тоже вопрос формирования повестки.