у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Единая Россия»: федеральные инструменты для локальной повестки

«Единая Россия»: федеральные инструменты для локальной повестки   23.05.2018

Комментарий ведущего аналитика Агентства политических и экономических коммуникаций Михаила Нейжмакова


 В «Единой России» явно учитывают, где находится один из главных источников рисков и важный ресурс, который повлияет на политическую среду в ближайшие годы. На конференции «Направление 2026», прошедшей накануне под эгидой этой партии, были подняты знаковые темы, на которые не все наблюдатели обратили внимание.

Понятно, что «разворот в регионы», который осенью 2017 года предложил своим однопартийцам Андрей Турчак, связан со стремлением усилить влияние федеральных структур «Единой России» на местах. На майском расширенном заседании Высшего и Генерального советов этой партии прозвучали новые инициативы в том же направлении. Отсюда обнародованная единороссами из регионов идея института внутреннего контроля для реагирования на сообщения граждан о неприемлемом поведении представителей партии. Или предложение члена Высшего совета «Единой России» Дмитрия Орлова создать внутрипартийную систему оценки работы депутатов различных уровней.

На самом деле усиление такого внутрипартийного контроля — превентивная защита от важных источников рисков, на которых во многом основана политическая повестка между федеральными выборами. В такое время в федеральных СМИ одной из главных тем для негативных материалов, касающихся «Единой России», как раз и становятся сюжеты о скандалах с участием ее местных функционеров. Теперь федеральное руководство «Единой России» может выступить в роли «хранителя репутации» партии, что предполагает и прямую реакцию на многие резонансные происшествия со статусными единороссами, даже на местном уровне. Вспомним недавний скандал вокруг подмосковного муниципального депутата Андрея Одинцова — на него лично отреагировал секретарь Генсовета партии. В предыдущие годы такое внимание центрального руководства единороссов к происшествиям местного уровня, даже получившим широкий резонанс, было редкостью.

Кстати, такие формы контроля также работают на переформатирование некогда почти замкнутой системы взаимоотношений «губернаторы — региональные отделения «Единой России», усиливая влияние на нее федерального фактора.

Еще одной тенденцией, также проявившей себя еще осенью 2017 года, является рост внимания руководства «Единой России» к первичным отделениям партии. Так, на конференции «Направление 2026» секретарь Башкортостанского регионального отделения «Единой России» Константин Толкачев предложил поддерживать социальные проекты «первичек» на конкурсной основе. В проект итоговой резолюции конференции был включен призыв задействовать на уровне таких отделений активистов «Молодой гвардии Единой России». Но вспомним, что среди первых инициатив Андрея Турчака на нынешнем посту — включение секретарей первичных отделений в федеральные органы партии.

Кстати, и заявленный курс на омоложение «Единой России», и даже проект «ПолитСтартап» явно сделаны с учетом поиска кадров для ее первичных и местных отделений. Молодежь как таковая рядом с правящей партией — по объяснимым причинам — будет всегда. Но руководство единороссов явно стремится привлечь и удержать в своей орбите не только молодых чиновников (или юношей и девушек с соответствующим менталитетом), но и людей, ориентированных не на чисто аппаратную работу, а на взаимодействие с «улицей» (такими навыками должны обладать и перспективные молодые политтехнологи, на выявление которых также нацелен «ПолитСтартап»). Да и предложение по конкурсу социальных проектов от первичных отделений скорее заинтересует молодежь, чем более скептически настроенных к таким мероприятиям представителей старших возрастов.

Какого эффекта может добиваться руководство «ЕР» в данном случае? Во-первых, появление на уровне местных отделений молодых и амбициозных людей должно формировать вокруг них круг постоянных активистов. Да, это далеко не единственный вариант такого «магнита для сторонников», но тем не менее. Кстати, любой партии адекватного и работоспособного активиста найти не так уж легко. Круг постоянных добровольных сторонников на местах — это серьезный политический ресурс, который не стоит недооценивать.

Во-вторых, у «Единой России», как правило, нет дефицита желающих стать кандидатами на муниципальных выборах. Но чаще всего в этой роли выступают управленцы из бюджетной сферы, а в крупных городах далеко не все готовы за них голосовать. Больше молодых руководителей в первичных и местных отделениях партии — больше «нестереотипных» единороссов среди кандидатов этой партии, выше шансы привлечь колеблющегося избирателя.

Политическую повестку между федеральными выборами во многом определяют как раз «бои местного значения». «Единая Россия» хочет отстроить федеральные механизмы работы с этой локальной повесткой. Так, новый, поддержанный Дмитрием Медведевымпартпроект «Чистая страна», целью которого является мониторинг состояния окружающей среды в регионах, может стать одним из таких инструментов. При этом предприняты усилия, чтобы изменить образ «Единой России» именно на местном уровне и не пускать этот процесс на самотек. Хотя, конечно, нужно дождаться, как будет проходить реализация этих планов на деле.

Ссылка




Возврат к списку