у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

Смыслы недели: мозговой штурм в Казани, сочинский «прорыв» и единение с Лукашенко

Смыслы недели: мозговой штурм в Казани, сочинский «прорыв» и единение с Лукашенко 15.02.2019

Экспертиза самых знаковых событий недели с Маратом Башировым, Дмитрием Орловым, Дмитрием Журавлевым, Сергеем Марковым и Алексеем Мартыновым

Прорыв и нацпроекты. На уходящей неделе большинство значимых событий были связаны именно с этими двумя словами, ставшими повесткообразующими с подачи президента Путина. Заседание президиума Госсовета в Татарстане проходило в новом формате. Темой его стал нацпроект «Жилье и городская среда». Реализации нацпроектов в целом был посвящен инвестиционный форум в Сочи, который собрал на своей площадке ведущих российских политиков и рекордное число инвесторов. К Сочи на этой неделе вообще было приковано особое внимание. Здесь на протяжении трех дней вели переговоры президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко. Обсуждаем главные смыслы недели с ведущими политологами страны.

Формат под конкретные задачи

Шутки Владимира Путина над главой Татарстана Рустамом Миннихановым стали самым ярким событием в ходе заседания президиума Госсовета в республике. Однако не это главное. На этот раз президиум заседал в расширенном составе с привлечением ряда министров и губернаторов. Они обсуждали реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда». Главная из задач, которые поставил Путин перед Госсоветом, – обеспечить спрос на вводимое жилье. Госсовет перестает быть консультативной структурой и становится органом по контролю за реализацией нацпроектов. Так ли это и чем заседание президиума Госсовета в Татарстане отличается от предыдущих?

Комментирует политтехнолог Марат Баширов:

«Во-первых, оно отличается форматом. Это привычный формат для бизнеса, когда есть некие цели и понятно, какая команда работает для их достижения. Такие формы мозговых штурмов позволяют наладить, как это называют в бизнесе, бизнес-операции. А тут, соответственно, операции госуправления. А это означает, что идет построение команд и поиск оптимальных решений. Мне кажется, что для того проектного управления, на который сейчас переходит вся государственная машина, работающая на реализацию нацпроектов, это вообще очень удачная форма. И хорошо, что президент поддерживает такую новацию».

Комментирует генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникации Дмитрий Орлов:

«Роль и значение Госсовета в системе власти определённо возрастают. Расширение состава участников Госсовета в Казани за счёт министров и губернаторов свидетельствует об этом с достаточной определенностью. Обсуждение национальных проектов на выездных заседаниях в регионах говорит о том, что именно Госсовет сегодня – центр стратегического планирования в экономике. Жильё и городская среда – один из приоритетов социальной политики, обозначенных президентом, поэтому проведение Госсовета по этой теме неудивительно».

Сочинские рeкoрды

Российский инвестиционный форум в Сочи остается одним из главных мероприятий в сфере российской экономики. За два дня в форуме приняли участие более 8 тысяч делегатов, 79 руководителей российских регионов и множество иностранных бизнесменов, в том числе из США. Если в прошлом году контрактов в ходе форума было заключено 184, то в этом году цифра перевалила за 400. А общая сумма контрактов составляет 768 млрд рублей. Члены правительства, губернаторы во время работы на форуме делились своими предложениями по реализации нацпроектов. Говорилось много о борьбе с бедностью, в том числе премьер-министром Дмитрием Медведевым. Что стало главной особенностью инвестиционного форума в Сочи?

Комментирует генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникации Дмитрий Орлов:

«Формат Российского инвестиционного форума в Сочи изменился – он стал намного шире, масштабнее. Форум традиционно решает задачи расширения диалога российской региональной элиты, прежде всего губернаторов, с отечественными и иностранными инвесторами. Расширение диалога происходит двумя путями: на форуме правительство формулирует повестку, кроме того, создаются условия для заключения контрактов.

Дмитрий Медведев заявил в выступлении на форуме о целях и механизмах пространственного развития. Деление страны на 12 макрорегионов в соответствии со Стратегией пространственного развития должно, прежде всего, привести к усилению инфраструктурной, коммуникационной и финансовой связности самих этих территорий. Кроме того, полагаю, могут возникнуть новые центры развития – и универсальные, и отраслевые».

Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:

«Особенностей у этого форума две. Во-первых, это явное усиление цифровизации. Во-вторых, то, что форум состоялся сам по себе. В столь непростых внешних условиях форум привлек очень много инвесторов – как внешних, так и внутренних. Причем с внутренними дела обстоят сложнее. Ведь при инвестировании в нашу экономику, у них могут возникнуть проблемы с бизнесом за границей. Так что сам факт проведения форума и участие в нем такого количества инвесторов очень позитивны».

Поговорили «по-братски»

Целых три дня в Сочи главы России и Белоруссии вели переговоры в перерывах между совместными катаниями на лыжах и игрой в хоккей. Ради того, чтобы провести еще один день в Сочи в компании Путина, Лукашенко даже отменил поездку в Мюнхен на конференцию по безопасности. Белорусский лидер по итогам переговоров заявил, что его страна может хоть завтра объединится с Россией, а сам он готов «далеко идти в единении». При этом он подчеркнул, что вопрос интеграции России и Белоруссии зависит от воли народов этих стран. Конспирологи уже ждут объединения России и Белоруссии в одно государство. Но что на самом деле стоит за словами «интеграция» и «единение» в этом случае?

Комментирует политолог Алексей Мартынов:

«Существует уже больше 20 лет союзное государство России и Белоруссии. Существует договор о союзном государстве как формат, который имеет серьезную глубину интеграции между странами. Поначалу эта интеграция очень динамично развивалась. Были созданы совместные органы управления, в том числе парламентская ассамблея, совет министров и много еще чего. Но, к сожалению, все это так и не было наполнено должным содержанием. Почему это произошло? Мы помним, что за эти годы у нас несколько раз менялась власть. Все это начиналось еще при Борисе Ельцине, потом продолжалось при первом президентстве Владимира Путина, при Дмитрии Медведеве и вот теперь при втором президентстве Путина. А другой стороны, лицом этих всех процессов остается Александр Лукашенко.

Эта интеграция не уходит в глубину, по мнению разных экспертов, из-за личных амбиций Лукашенко. То он хотел эмиссионный центр у себя в Минске открыть, когда обсуждался вопрос вхождения на территорию Белоруссии российского рубля, то еще что-то.

Сегодня речь идет о том, что нужно принимать решения. Или нужно действительно двигаться в расширении интеграции в глубину, или наоборот дезинтегрироваться. Но, как мы видим, у Лукашенко хватило мудрости все это внимательно пообсуждать с Владимиром Путиным. Он перед новым годом дважды приезжал. Сейчас он приехал в необычном длительном формате в Сочи, покататься на лыжах, поиграть в хоккей. При этом известно, что у Путина очень насыщенный график. Тем не менее, рабочий визит Лукашенко проходит в родственном режиме.

Мне кажется, что более глубокая интеграция России и Белоруссии неизбежна. Но это не значит, что речь идет о какой-то аннексии Белоруссии – это бред и провокации.

Для более интенсивной интеграции у нас все есть: правовое поле и воля наших народов».

Комментирует политолог Сергей Марков:

«Мне кажется, что мы пока на пороге исторического шага не стоим. Это связано с тем, что социально-экономические модели в России и Белоруссии очень разные. В Белоруссии – это реализация китайской модели госкапитализма, когда, с одной стороны, есть мощные государственные компании, а не частные, а с другой – правительство оказывает поддержку реальному сектору экономику. В результате, магазинчики во всех наших городах заполнены белорусской одеждой, белорусскими продуктами. У нас такой помощи не оказывается. Там государство – главный игрок, а здесь – крупные олигархические компании. Возможность отказа Белоруссии от своей модели минимальная.

Объединение политическое должно дать Александру Лукашенко гарантии. Известно, что раньше Лукашенко предлагал вариант, по которому он был бы вице-президентом и одновременно премьер-министром. То есть по сути дела речь шла бы о двух президентах. Но такое двоевластие с точки зрения российского руководства несло бы серьезные угрозы политической стабильности внутри государства. Наши на такой вариант не пошли.

Сейчас речь идет о том, что Лукашенко должен дать России в обмен на то, чтобы наша страна сделала цены на энергоносители для белорусских компаний такие же, как для российских. Это далеко от исторического прорыва.

Но я думаю, что планы о возможном политическом объединении двух государств могут быть объявлены, потому что они очень серьезно укрепили бы безопасность двух стран перед лицом западной агрессии. Но будут ли планы реализованы? Нет политической воли, так как не сформировалось политических условий.

В любом случае, это очень сложные и тяжелые переговоры. Но не о том, как рассориться, а о том, как сильнее дружить».

Ссылка


Возврат к списку