Влияние губернаторов уменьшают скандалы и митинги протеста
Трендом сентября стал рост влияния глав регионов, успешно завершивших избирательные кампании и реализовавших проекты по привлечению инвестиций. Теряют же очки главы субъектов, на территориях которых проходят митинги протеста и возникают коррупционные скандалы. К такому выводу пришли авторы ежемесячного рейтинга влиятельности губернаторов из Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).
Лидером рейтинга влиятельности АПЭКа, как и в предыдущем месяце, стал мэр Москвы Сергей Собянин. Стабильность его положения эксперты объясняют успешной избирательной кампанией и отсутствием протестных настроений.
На второе с седьмого места по аналогичным причинам перешел вновь избранный губернатор Московской области Андрей Воробьев. Третье место, обогнав главу Чечни Рамзана Кадырова, занял губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
— Пик влияния Кадырова на федеральном уровне уже прошел. Этот пик все-таки был обусловлен добрыми отношениями президента Чечни с Владиславом Сурковым, до последнего времени игравшим важную роль во внутренней политике России, — рассуждает один из опрошенных в ходе рейтинга экспертов, вице-президент Центра политтехнологий Ростислав Туровский.
Глава АПЭКа Дмитрий Орлов, напротив, считает обгон Полтавченко «ситуативным колебанием».
— Думаю, что Кадыров опять вернется в тройку лидеров, — говорит эксперт.
Как и в августе, в числе губернаторов с самым сильным влиянием оказалось 20, среди которых такие тяжеловесы, как главы Воронежской области Алексей Гордеев, Псковской области Андрей Турчак, Краснодарского края Александр Ткачев.
Из новичков к самым влиятельным губернаторам добавились глава Дагестана Рамазан Абдулатипов и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Покинули двадцатку президент Башкирии Рустэм Хамитов и губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, возглавивший второй блок рейтинга губернаторов с «сильным влиянием».
В числе 30 губернаторов второго уровня влияния наиболее серьезное падение рейтинга произошло у руководителя Томской области Сергея Жвачкина (с 23-го на 33-е место), Хабаровского края Вячеслава Шпорта (с 27-го на 43-е), Рязанской области Олега Ковалева (с 21-го на 29-е место).
— Из-за разногласий с Жвачкиным ушел в отставку мэр Томска Николай Николайчук, 13 октября там пройдут досрочные выборы главы областного центра, пока политическая стабильность в регионе невысокая. Что касается Шпорта, то падение его рейтинга объясняется конфликтом с экс-министром по ДФО Виктором Ишаевым, который не так давно был назначен вице-президентом «Роснефти», плюс последствия наводнения в регионе, — объясняет неудачи один из экспертов, принявших участие в рейтинге, глава Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Что касается губернатора Рязанской области, то, по мнению Дмитрия Орлова, на понижение его рейтинговых позиций повлияли протестные митинги оппозиции, несогласной с итогами выборов в городскую думу Рязани, на которых губернатор возглавил список «Единой России» (пять партий обратились к Владимиру Путину с просьбой разобраться с фальсификациями). Также прославилась область скандалом вокруг продажи должности вице-губернатора. 3 октября сотрудники ГУЭБиПК МВД России при силовой поддержке бойцов СОБР «Рысь» в Москве задержали участников организованной группы, которым был передан аванс за получение данного поста в сумме 5 млн рублей.
Значительно выросло влияние у глав Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова (поднялся на 42-е с 60-го места), Ульяновской области Сергея Морозова (на 50-е с 69-го), Чукотки Романа Копина (на 38-е с 51-го). Успех этой группы губернаторов эксперты объясняют хорошим результатом «Единой России» на сентябрьских выборах.
Не сумели сохранить рейтинг влияния и выпали из 30 в сентябре главы Липецкой области Олег Королев, Оренбургской области Юрий Берг, Сахалинской области Александр Хорошавин, Камчатского края Владимир Илюхин, Бурятии Вячеслав Наговицын.
Им на замену пришли главы Чувашии Михаил Игнатьев, Удмуртии Александр Волков, Пензенской области Василий Бочкарев.
Самыми невлиятельными губернаторами в последней шкале рейтинга оказались главы Курской области Александр Михайлов (последнее из 83 мест), Калининградской области Николай Цуканов (82-е место) и Брянской области Николай Денин (81-е место).
— Михайлов возглавляет депрессивный регион, проблемы которого охватывают самые разные сферы: начиная невысокими темпами социально-экономического развития и заканчивая инертной и непопулярной у населения элиты. У Цуканова проблемы с местными элитами, с которыми он не может выстроить отношения уже третий год пребывания на посту губернатора. Он — слабый управленец и администратор. Аналогичная ситуация в Брянской области, — пояснил Дмитрий Орлов.
Всего к рейтингу губернаторов с низким влиянием АПЭК отнесло глав 33 субъектов, большей их части не удалось перейти в другую группу влияния в течение ряда месяцев. Самые резкие колебания в рейтинге эксперты отмечают у главы Бурятии Вячеслава Наговицына (спустился с 46-го на 76-е место), Камчатского края Владимира Илюхина (с 45-го на 75-е место), Костромской области Сергея Ситникова (спустился с 62-го на 77-е место) Брянской области Николая Денина (с 65-го на 81-е место).
— Есть регионы, которые по своему весу и влиянию объективно находятся в конце списка, например, Еврейская автономная область. Причем руководители этой области могут хоть из штанов выпрыгнуть, но в силу объективных причин их регион не сможет на равных соревноваться с субъектами федерации, где есть города-миллионники, серьезные финансово-промышленные группы или нефть и газ, — объясняет глава политической экспертной группы Константин Калачев, в то же самое время отмечая наличие желания губернаторов изменить ситуацию.
По его мнению, многое в судьбе того или иного региона будет зависеть от того, обладает ли губернатор лоббистcкими возможностями и умением выстраивать отношения с федеральным центром и местными элитами.
— От всех этих факторов зависит отношение населения к губернатору. Не случайно, у губернаторов успешных хорошо всё (и личный рейтинг, и развитие территорий), а у неуспешных — во всем проблемы, — отмечает эксперт.