у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Власть будет стоять на своём: политологи оценили перспективы протестов

Власть будет стоять на своём: политологи оценили перспективы протестов 15.07.2019

Отказ в регистрации оппозиционных кандидатов в Мосгордуму, идущие в Москве протесты и несанкционированные митинги - к чему это может привести? И прогнётся ли власть перед протестующими? Эти вопросы "НИ" задали известным политологам. Ответы - ниже.

Аббас Галлямов, политолог
Думаю, власти будут стоять на своём. Яшина, Соболь, Галямину, Гудкова и остальных лидеров протеста не зарегистрируют. Если это сделать, то с лозунгом «мы заставили власть считаться с нами» те точно выиграют. До выборов допустят пару-тройку оппозиционеров, которые менее известны, и как кажется властям, менее опасны.

Какое-то время протест будет продолжаться, а затем постепенно выдохнется. Ни одна повестка не держится вечно, даже «крымнаш».

Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций АПЭК»:

Мы сохраняем прогноз АПЭК из недавнего доклада о московских выборах: 37 из 45 мандатов с высокой вероятностью получит «лояльный пул» кандидатов. Значительная часть «лояльного пула» проходила праймериз «Единой России». Думаю, в Мосгордуме будет значительная фракция «Единой России». Механизм выдвижения кандидатов «лояльного пула» в различных регионах дифференцирован, его выбор зависит от многих факторов. То, что в Москве они идут как самовыдвиженцы, - технологически и политически верное решение.

Мосгоризбирком зарегистрировал по итогам сбора подписей 6 «демократических» кандидатов. Это немало. И у них, и у кандидатов, выдвинутых парламентскими оппозиционными партиями, есть значительные шансы пройти в Мосгордуму.

Сергей Марков, политолог:

В Москве создается искусственный политический кризис, связанный с выборами в Мосгордуму. Барьер подписей для выдвижения - 3% от населения округа, - очень высок. Люди в Москве не любят никому давать свои паспортные данные, не любят открывать двери, потому что боятся мошенников,. Много людей еще и уезжает на лето. Поэтому собрать 3% очень трудно. Дополнительно, придирки к подписям. Их забраковывают из за технических ошибок. А в подписном листе множество букв и цифр, поэтому сделать ошибку легко. Выборы должны быть соревнованием политиков, а не хитроумных юристов. Важна ясно выраженная воля гражданина. Если она видна, то все подписи должны засчитываться даже при технических ошибках. Всеми этими ошибками закона и практики регистрации кандидатов собирается логично воспользоваться антипутинская оппозиция, чтобы начать волну политических протестов. У них есть реальные причины протестовать. Такое ощущение, что кто-то специально организует явно ошибки при регистрации, чтобы дать основания оппозиции организовать новую Болотную. С планом перевести все это в антипутинский Майдан. Думаю, логично выборы в Мосгордуму отменить, потом изменить закон, потом провести новые реальные выборы. А чтобы оппозиция не побеждала, в Москве должен быть популярный мэр. Тогда за его команду будут голосовать.

Немногие понимают, что несбор подписей "коалицией Майдана " - людьми команды Навального, - совершенно логичен. У этого несколько причин. 1. Порог сбора очень высок, запретительно высок. Ведь москвичи не любят оставлять данные своего паспорта, так как боятся мошенников. Москвичи боятся открывать двери подписчикам, как не знакомым людям. К тому же чуть не половина москвичей уезжает летом к морю, на дачи, в другие городки к родственникам. Такой высокий барьер был создан, чтобы только думская официальная оппозиция участвовала в выборах. 2. После 2014 года поддержка Навального резко уменьшилась, потому что он не прошел тест Крыма. Ставить подписи за явную марионетку врагов России желающих стало очень мало. 3. Они называют себя независимые кандидаты, но все понимают, что они такие же независимые, как члены Единой России. Формально идут не от партии, а фактически - сержанты политической армии. Только армия Единой России командуется из Кремля, а армия людей Навального - из-за границы. Избиратели таких не очень любят. Единая АнтиРоссия. 4. На прошлых выборах мэра Единая Россия собирала подписи для Навального , чтобы повысить легитимность победы Собянина в глаза Запада. Сейчас мнение Запада в Москве не интересует, так как это мнение уже запредельно бесстыдно русофобское. Поэтому Единая Россия за людей Навального подписи больше не собирает, а сами они из за Крыма собрать не могут.

- Почему «Единая Россия» не выдвинула своих кандидатов на выборы в МГД? Члены партии идут на выборы, стыдливо скрывая свою партийную принадлежность.

- Это говорит о кризисе имиджа «Единой России» в глазах общественного мнения в Москве. У этого несколько причин: во-первых, снизившийся рейтинг Владимира Путина, во-вторых, кризис самой партии «Единая Россия». Суть кризиса состоит в том, что произошла гипертрофированная бюрократизация, в результате которой яркие личности оказались вытолкнутыми из партии. Остались бюрократические турбо-лоялисты. И у них проблема по взаимодействую с населением. Не может получить поддержку избирателей кандидат, который не способен критиковать точечную застройку или выбрасывание миллиардов ежегодную смену плитки и бордюров в Москве. Поэтому они пошли по отмашке партии самостоятельно. Это нормальная ситуация для партийно-политической жизни многих стран мира. В условиях спада люди дистанцируются от негативного имиджевого элемента.

Павел Данилин, директор Центра политического анализа (ЦПА):

- Каковы шансы у независимых кандидатов в депутаты быть зарегистрированными на выборах в МГД?

- Как в анекдоте о блондинке и динозавре: есть ли шансы у блондинки встретить динозавра на улице? Есть – 50 на 50. Или встретит, или нет. Так и эти – либо попадут, либо не попадут.

- Политолог Сергей Марков высказал мнение, что закон о сборе подписей для выдвижения кандидатом в депутаты является запретительным и используется антироссийскими СМИ, чтобы навредить России. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

- Нет, не согласен. В Москве – 45 депутатов, их могло бы быть и побольше, если бы их было больше, безусловно, сбор подписей был бы легче. В этом контексте на каждого депутата приходится по 300 000 жителей. Это практически как округ у депутата ГД. В ГД есть округа и поменьше. В ГД минимальное число необходимых подписей – 3000. А статус депутата Мосгордумы по своей значимости не ниже, чем у депутата Государственной Думы. Поэтому считать, что закон о сборе подписей – запретительная мера, не правильно. Да, депутатом Москвы может стать только обеспеченный человек, либо человек, который имеет хорошую команду единомышленников. Наши оппозиционеры не имеют команды единомышленников.

- Почему представители Единой России, у который много единомышленников, не афишируют свою партийную принадлежность и идут на выборы как самовыдвиженцы?

Учитывая, что в Москве люди политически грамотные, узнать, кто к какой партии принадлежит, не составляет труда. Что же касается выдвижения, что выборы в Москве проходят по мажоритарной системе, то это – логично, что люди выдвигаются не от партии. Конечно, партиям создали дополнительные льготные условия. Поэтому, остальные вынуждены собирать подписи. Брендирование, я думаю, вполне могло бы остаться. Но люди приняли такое решение, что им брендирование не нужно. Это не решение партии, а решение каждого отдельного кандидата. Официального решения партии на этот счёт нет.

- Получается, что у нас нет кандидатов от партии «Единая Россия».

- Получается так. Не брендированы они партийным брендом. Но надо сказать, что и в действующем созыве мы имеем депутатские группы, которые даже внутри «Единой России» разделены на группы. Я не вижу здесь проблемы, хотя брендирование мне представлялось бы более логичным.

- Не говорит ли такая ситуация о том, что у «Единой России» в Москве не такая поддержка, которую бы хотелось иметь?

- Наверное, в Москве не такая поддержка. Вообще, хотелось бы иметь поддержку 99% населения.

Дмитрий Орешкин, политолог:

- Есть ли шансы у депутатов от несистемной оппозиции быть зарегистрированными на выборах в МГД?

- Я думаю, что исчезающе малы, потому что такие вещи могут вдруг, если вдруг большой начальник в Кремле или его ближайшие сотрудники обратят внимание на то, что с их точки зрения наносит ущерб самой вертикали, как это произошло с посадкой Ивана Голунова. Стало шумно, многие журналисты подняли протестный крик, и в Кремле решили, что, с одной стороны, этого слишком много, а с другой стороны, силовики, пожалуй, себе слишком много позволяют и надо провести демонстративную акцию по постановке их на место. Это то, почему Кремль вмешался и Голунова выпустили, а десятки других, пострадавших от подброшенных наркотиков, продолжают сидеть.

Вмешаться в деятельность Мосгоризбиркома, которая согласована с московскими властями, может только Кремль, если ему это покажется нужным. Горбунов (председатель Мосгоризбиркома) встретится с незарегистрированными кандидатами от несистемной оппозиции, они поговорят, он скажет, что никакой предвзятости нет и не было. Снимают с дистанции не только оппозиционеров, но и провластных кандидатов. Господин Горбунов – человек проверенный. Если бы он хотел что-то поменять, то, что он хочет – никого не волнует. Важно то, что он делает. Если бы ему была дана команда зарегистрировать, он бы не поднимал этот, вполне идиотский, шум, а просто бы зарегистрировал, как во всём белом свете поступают. Но раз он уже начал их отстранят, то значит, могут быть изобретены многочисленные правдоподобные объяснения. Но без команды сверху курс поменяться не может. А я сильно сомневаюсь, что команда сверху последует, потому что в Кремле люди очень аккуратно следят за тем, чтобы у кого-нибудь из серьёзных политиков рейтинг или статус слишком сильно не увеличился. У господина Собянина неплохой имидж в стране, и в Кремле не заинтересованы в том, чтобы его рейтинг рос. Совершенно не потому, что это оппозиция потенциальная или замена потенциальная Путину, а просто потому, что это – группы влияния и в Кремле не хотят, чтобы слишком сильно они усиливались. Пусть идёт как идёт.

Москва – колхоз Собянина и вмешиваться могут только с очень высокой колокольни. А очень высокую колокольню беспокоить резонов нет. На более низких этажах всех устраивает такое развитие. Пусть москвичи злятся на Собянина, всё равно понятно, что выбору в МГД подлежат люди, согласованные с московской властью. Собянин – человек командный и быть носителем передовых идеалов, когда выборы не фальсифицируются, не очень хорошо. Получится, что он лучше всех. А это – не по правилам.

Хотя с функциональной точки зрения, совершенно не важно, пройдёт ли туда два - три оппозиционера. Что они могут сделать такое, чтобы небеса на землю упали? Есть опыт Петербурга, где работают два оппозиционных депутата – Борис Вишневский и Максим Резник. И что? Чего так они сильно упираются? Верность принципам?

Одергивать «сверху» никто не собирается. Одёргивание «снизу» - не сильно убедительные. Вышли несколько тысяч человек. Ну и что? Вышли и ушли. Можно выходить, можно не выходить. Плохо то, что исчезают последние искры надежды в своё государство, в то, что соблюдаются права. Но начальников это не печалит, они никогда на этот счёт не заблуждались.

- Почему члены партии «Единая Россия» идут на выборы самовыдвиженцами?

- Потому что понятно, что идти от партии сейчас означает взять жернов на шею и пытаться проплыть с ним 50 метров. Принадлежность к «Единой России» - это не крылья за спиной, а камень на шее. Все это понимают прекрасно. И это лучше любых рейтингов показывают действия тех людей, которые с помощью «Единой России» пришли во власть, а сейчас они с помощью отказа от неё пытаются власть сохранить. Но не в этом дело. Для них выборы – это технически раздражающий момент, через который надо пройти. Сейчас, спустя 30 лет – воплощение мечты Горбачёва, когда есть коммунистическая партия, она может быть непопулярна, но время от время от времени члены этой партии проходят через более или менее конкурентные выборы, чтобы совсем не зарывались и не зажирались. Партия сохраняет свои позиции, но иногда их надо подтверждать с помощью выборов.

Ссылка


Возврат к списку