Родные и близкие Кремлю рейтинги
17.10.2013
Рейтинги губернаторов так и не отпускают ту часть «экспертного сообщества», что прочно подвизалась на этом поприще.
Вот теперь вроде бы выбран и «официальный оператор» для составления таких рейтингов со знаком качества «одобрено в Кремле». По крайней мере, на такой статус полуофициально претендует Фонд развития гражданского общества, что возглавляет бывший глава управления по внутренней политике администрации президента Константин Костин.
По словам самого Костина, речи о запрете на рейтинги для всех остальных не идет. «Чтобы избежать путаницы между разными рейтингами, хорошо бы сделать некий единый интегрированный», - полагает Костин. Займется этим его фонд, совместно с экспертами-составителями рейтингов. Рейтинги обещают делать ежемесячно, начиная с декабря.
Конкуренция на этой поляне и впрямь довольно высока. Довольно давно этот участок работы застолбила «Петербургская политика» Михаила Виноградова (рейтингом также с некоторых пор занимается Евгений Минченко, чья контора первой рейтинги делать и начала). А не так давно рейтингами губернаторов занялись еще и конторы политтехнологов Алексея Мухина и Дмитрия Орлова. После чего на проблему множественности рейтингов обратили внимание и в Кремле.
Там недавно анонимный источник ополчился на рейтинги (неудовольствие вызвал антирейтинг губернаторов авторства конторы Мухина) и безапелляционно заявил, что «участвовать в составлении таких рейтингов, конечно, должны профессионалы» (см.Когда в экспертах согласья нет). Не прошло и недели, и вот уже «Ведомости» представляют «Единого оператора рейтингов» - Костина.
Проблема, в описании кремлевских обитателей, в следующем: на этом узком рынке развелось слишком много жуликов, что прикрываются «близостью Кремлю» и пытаются под этим соусом «развести региональных лохов» (ну то есть губернаторские администрации) на вполне конкретные деньги. Предмет продажи понятен — политтехнологи бывают ближе к центру принятия решений, чем региональные чиновники, и пытаются торговать «экспертным знанием». Что может сказаться и на персональной судьбе регионального главы и, не менее важно, его команды и связанного с ним бизнеса. Потому дурное или доброе слово, сказанное в федеральных медиа или на узком совещании с политтехнологами в администрации, важно для региональных чиновников.
Тем более, что губернаторы, несмотря на возвращение прямых выборов, отнюдь не оторвались от центра и их судьба во многом зависит от того, что подумает условный Вячеслав Володин или как посмотрит на губернатора условный Сергей Чемезов или Сергей Иванов. Самый свежий пример: вдруг подал в отставку глава Ивановской области Михаил Мень — сам отказался от кресла и уступил его заму. Конечно, всякое бывает, но сдается, что без прямого указа «из-за стены» (или со Старой площади) такие решения не принимаются. Вот и следят крайне внимательно губернаторы, что там о них думают «близкие Кремлю политологи».
Впрочем, перспективы «единого оператора» пока сомнительны. Во-первых, тот же источник из администрации заявлял в качестве «хорошего рейтинга» «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение» - а это несколько другой продукт и другая контора. Во-вторых, остальные составители рейтингов без боя не сдадутся. Это ведь их бизнес, который им Константин Костин пытается хоть отчасти, но порушить. Бизнес по сравнительно честному отъему средств у регионалов путем торговли не билетами в Провал (как в известном плутовском романе), но торговли «настроениями в Кремле». Понятное дело, что этот рынок «детей лейтенанта Шмидта» Кремлю хотелось бы ввести в некие рамки, но ведь и составители альтернативных костинскому рейтингов люди заслуженные и присутствующие на тех же совещаниях у Вячеслава Володина.
Игроки рынка уже выступили против монополизации. «Важна конкуренция: рейтингов должно быть много. Информированный читатель - а таких читателей много, и в Кремле, и в федеральной, и в региональной элите, и в политическом сообществе, и в медиа - всегда сможет сравнить и отделить более профессиональные продукты от менее адекватных», - это Дмитрий Орлов заявил. А «Ведомостям» он еще жестче сказал: «конкуренция высока и появились новые игроки наподобие ФоРГО, которые пытаются монополизировать рынок, особенно в части ежемесячного исследования, но ему едва ли это удастся» и «не надо ввязывать Кремль в попытку монополизации рынка». Не верит, то есть, что Костин от лица Кремля действует, думает, что просто подсуетился вовремя.
Понятно, почему конкуренция высока, тем более, что цена вопроса для составителей — сущие копейки. «У рейтингов относительно низкая себестоимость. От нулевой до нескольких тысяч долларов… На этом рынке нет серьезного имущественного ценза на входе. Во-вторых, выводы из рейтингов наглядны и очевидны», - выступил накануне за многообразие рейтингов на круглом столе в фонде Костина политолог Михаил Виноградов. Кроме того, по мнению политолога, имеется и вполне конкретный спрос: «В регионах действительно думают, что в Москве просто так ничего не появляется».
«Есть продукты с хорошей репутаций, есть с плохой… Главное назвать героев и антигероев и дать понятный критерий. Стремление к единообразию и отказ от рынка рейтингов - тоже нехорошо. Пусть будет здоровая конкуренция, главное дать комментарии по поводу каждого продукта», - защитил там же рейтинги глава «Политической экспертной группы», политтехнолог Константин Калачев.
Наличие «единого властного рейтингования», конечно, штука странная. Ибо непонятно, кто у этого может быть адресатом. То есть что получается — Кремль теперь будет выговоры губернаторам через их рейтингование в СМИ объявлять? Стал «двоечником» по версии костинского рейтинга, что опубликован в «Известиях», и неси много всяческих вкусностей в кабинет к Очень Важному Лицу или готовься сдавать дела? Так зачем об этом еще кому-то сообщать? То есть иных средств общения с регионами, кроме газеты «Известия» («Ведомости», «Коммерсант» - выбирайте по вкусу) у Кремля не осталось? Не работают больше «вертушки», отменены кураторы регионов и только пифия в лице Константина Костина может в опийном дурмане произнести страшную кремлевскую истину с газетных полос. О том, что «губернатор N-ской области — гад, дурак и надоел вообще, а вот в М-ской области — душка и знает, как с нами дружить».
Или же это будет такая ширмочка, за которой кремлевские вершители губернаторских судеб смогут спрятаться — это не мы, это Костин? Или это вообще будет независимый от Кремля личный гешефт Костина и он просто воспользовался большей близостью к центру принятия решений и хочет отжать под себя рынок политической оценки губернаторов? На последнее (на что намекает и Орлов) похоже.
Оценка губернаторов — это же не только оценка, но и выход на контракты с информационно-аналитическим обеспечением деятельности регионального руководства, и выборные контракты, и контракты с бизнесом, что хочет получить услуги от «прикремлевского аналитического центра», в общем — широкий спектр потенциальных продуктов для потенциальных заказчиков.
Идея интегрированного, единого рейтинга — это, конечно, пока фикция. Ибо денег хочется всем. И создание некого единого центра пока вряд ли удастся. Анонсировали же создание сети кремлевских экспертных площадок в рамках некоей единой стратегии. Не получилось — часть «экспертных центров» и вовсе не организовалось, а часть до сих пор претендуют на роль самых близких Кремлю структур (см. Больше ФЭПов, хороших и не очень). Много их, близких, у Кремля.