у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

«Шумков недооценивает риски». Эксперты предрекли курганскому губернатору стремительное падение

«Шумков недооценивает риски». Эксперты предрекли курганскому губернатору стремительное падение 29.10.2019

Вадим Шумков провел одну из наиболее мощных избирательных кампаний, получив 80 % голосов в одном из наиболее депрессивных регионов Урала. Однако полет продлится недолго – в последнем рейтинге влияния губернаторов, выпускаемом Агентством политических и экономических коммуникаций, рейтинг курганского лидера, непрерывно росший весь прошлый год, начал снижаться. Эксперты АПЭК выпустили специальный доклад, посвященный социально-политической ситуации в Кургане, в котором прогнозируют скорое снижение популярности губернатора и рост дестабилизирующих факторов. Подробности – в материале «ФедералПресс».

В конце этой недели губернатор Шумков вернулся из своего первого отпуска. За это время регион неоднократно оказывался в федеральной повестке с целым букетом медиаскандалов. Дальше будет только хуже, уверяют авторы доклада «Курганская область: вызовы поствыборного развития».

«Объективные противоречия, которые наблюдаются в разных сферах региональной политики, в том числе в связи с ожидаемым снижением внимания со стороны федерального центра на поствыборном этапе, неизбежно приведут к обострению кризисных тенденций, а затем к снижению уровня поддержки власти в целом и губернатора лично. В текущей ситуации руководство Курганской области в целом переоценивает благоприятные факторы и недооценивает риски», – говорится в докладе.

Составитель доклада Анастасия Салаватова подчеркивает, что Шумков проработал в Курганской области ровно год, и большую часть этого времени – в формате предвыборной кампании, которая подразумевает под собой определенные особенности. Например, важно было повысить узнаваемость и популярность кандидата в губернаторы, оперативно купировать точки социальной напряженности, привлечь внимание крупного бизнеса и федерального центра к Зауралью. Все это имело конечной целью максимизацию электорального результата, но носило характер кратковременных решений. Часть этого вернется бумерангом в ближайшее время.

Так, одним из таких действий было откладывание мусорной реформы на год – Шумков тогда апеллировал к тому, что предыдущая команда провалила подготовку и область не готова к переходу на новые принципы обращения с мусором. Тогда население восприняло это позитивно – на фоне бесконечных конфликтов в Челябинске и Тюмени зауральцы встретили Новый год достаточно спокойно. Но от реформы не уйти – она начнется с 1 января 2020 года и может стать источником серьезного социального напряжения.

«То, что тарифы достигнут достаточно высокого уровня даже в региональном аспекте, сомнений не вызывает: для Кургана предельный тариф может быть установлен на уровне 87 рублей, для Шадринска и сельских территорий – 63 рубля. Для сравнения: сетка тарифов в Челябинской области варьируется от 58 до 77 рублей в месяц. Более того, Шумков анонсировал тарифы на уровне 50–60 рублей, что может стать причиной конфликтов между региональными властями, которые стремятся избежать репутационных рисков и сдержать обещания по социально напряженным темам, и региональным оператором, который и так – в его понимании, конечно, – вынужден работать в невыгодном с коммерческой точки зрения регионе», – говорится в тексте.

При этом в обозначенные тарифы не включена инвестиционная составляющая – то есть не предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры. Это означает, что либо оператор будет настаивать на увеличении тарифов, либо сама работа будет далека от идеала.

Другая проблема, с которой неизбежно столкнется областная власть, – коммунальные проблемы в Кургане. АО «Водный союз» взяло в аренду местный водоканал, но смогло оценить состояние сетей только после начала обслуживания. Результаты просто шокируют – три четверти водопроводных и 95 % канализационных сетей Кургана изношены на 100 %. При этом действующие тарифы также не имеют инвестиционной составляющей. В результате компания требует увеличить тарифы минимум на 40 %, а с 1 октября почти на 4 % выросли тарифы на природный газ. Все вместе сулит значительный рост коммунальных платежей для населения, что очень сильно влияет на его социальное самочувствие.

Следующая тема, на которой областная власть может споткнуться, – муниципальная реформа. Ей уделяется в последнее время большое внимание – глава региона уверен, что в регионе излишне много муниципалитетов, а их несколько сотен, чрезмерно большой чиновничий аппарат и огромная неповоротливая машина. В планах – провести укрупнение муниципалитетов, сокращение дублирующих структур. Однако местные элиты не приветствуют эту инициативу, опасаясь, что многие удаленные территории утратят последнюю связь с областью.

«Главный риск муниципальной реформы заключается в упразднении нескольких сотен сельских советов и администраций, других органов местного самоуправления. В конечном счете это приведет к централизации процесса принятия решений, но вместе с тем – к потере понимания специфики отдельных территорий. Особенно это касается удаленных районов, которые и так довольно изолированы, но могут полностью исчезнуть из региональной повестки», – подчеркивает автор доклада.

Что касается протестной повестки, то эксперты не считают ее особо взрывной. Тем не менее есть проблемы, которые губернатор избегает обсуждать, а опасения жителей никуда не пропадают. Речь в первую очередь идет об урановых разработках в Звериноголовском районе. Экологическую повестку активно использовали коммунисты на выборах, сами активисты постоянно пытаются подогреть ситуацию судебными процессами или попытками организовать референдум. К этому фону добавляется тревожность относительно недавнего решения разместить в Щучьем комплекс по переработке отходов первого и второго классов опасности. Эксперты предостерегают, что на этом экологическом фоне может произойти кумулятивный эффект и протестная активность будет возрастать.

Один из ключевых вопросов, который так полностью и не решен, – кадровый. Шумков деконсолидировал команду своего предшественника, но не смог создать собственную. Спустя полтора месяца после выборов и отставки правительства «ясности по кадровому вопросу до сих пор – как, собственно, и понимания, что представляет собой команда губернатора Шумкова, – нет», и «создается впечатление, что назначения носят ситуативный характер». Другой источник проблем оказался связан с дистанцированием Шумкова от партии власти во время кампании. Он провел свою предвыборную кампанию как самовыдвиженец и не стал лицом кампании «Единой России» в гордуму Кургана. Автор доклада убежден, что это дистанцирование сохранилось и после выборов и может в скором времени стать источником роста напряженности в отношениях с региональными и муниципальными элитными группами.

«Таким образом, губернатор Курганской области В. Шумков и его формирующаяся команда стоят перед целой серией системных вызовов, которые неизбежно приведут к негативной динамике показателей его поддержки. Сегодня эта поддержка обусловлена исключительно предвыборной мобилизацией и находится в пиковой точке, что может создать различные иллюзии для руководства области», – резюмируется в докладе.

Ссылка


Возврат к списку