Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в декабре 2019 года
Орлов Дмитрий, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
1.Федеральная политика в отношении регионов
Среди проблем, которые с большой вероятностью будут находиться в центре особого внимания федеральной власти в 2020 году, логично выделить несколько ключевых.
Во-первых, особое внимание к контролю за реализацией нацпроектов. Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции призвал «усилить и детализировать» личную ответственность руководителей в этой сфере. Такие задачи предполагают более жесткий и регулярный контроль Центра за ситуацией — недаром президент на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал неправильным подход, при котором «деньги выделены, и на этом наши федеральные коллеги в ведомствах считают отношения с коллегами в регионах завершёнными». Но решение такой задачи предполагает и вовлечение граждан на местах в осуществление функций контроля. Говоря об уровне информированности жителей о реализации нацпроектов, президент призвал не только выделить средства на информационное сопровождение таких программ, но и наладить «постоянный контакт с гражданами и общественными объединениями». Нацпроекты становятся важной составляющей новой социальной повестки, с которой выступает руководство страны, и поэтому можно ожидать масштабного усиления мер контроля за социальной сферой в 2020 году.
Во-вторых, поддержка учреждений первичного звена системы здравоохранения. Этой проблеме в декабре было уделено внимание и в ходе большой пресс-конференции президента, и на заседании Госсовета по аграрной политике, и в рамках «Разговора с Дмитрием Медведевым».
В-третьих, значимой становится повестка, связанная с празднованием 75-летнего юбилея Победы. Например, в ходе встречи президента с главами палат Федерального Собрания Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость не только внешнеполитической, но и «домашней работы» в рамках решения этой задачи, а сам Владимир Путин отметил, что в поддержке ветеранов «эффективность многократно повышается, если каждый депутат, каждый руководитель на местном уровне, на региональном… занимается той или другой проблемой лично». Такие приоритеты предполагают более высокую степень личной ответственности муниципальных и региональных руководителей в случае любых инцидентов в данной сфере – причем касающихся не только поддержки ветеранов, но и содержания памятных мест и музейных учреждений, а также реализации образовательных программ и патриотического воспитания молодежи. Это означает более жесткую реакцию Центра в случае недоработок региональных администраций в данной сфере, но дополнительно стимулирует губернаторов и глав муниципальных образований к взаимодействию с общественными организациями и депутатами различных уровней.
В-четвертых, развитие сельских территорий. Значительная часть дискуссии в ходе декабрьского заседания Госсовета по вопросам аграрной политики и часть вопросов в ходе встречи президента с представителями общественности в Адыгее была посвящена этой теме. Для решения этого вопроса также будет логичным сочетание более жесткого контроля Центра с привлечением общественности к независимому мониторингу ситуации в данной сфере. Показательно, что в рамках заседания Госсовета обсуждалась необходимость разработать специальную программу по развитию кадрового потенциала органов местного самоуправления сельских территорий. Это вполне согласуется с прогнозом АПЭК о значительной кадровой перезагрузке на муниципальном уровне (по крайней мере, среди руководства наиболее значимых муниципальных образований), которого можно ожидать в ближайшие годы наряду с более пристальным интересом правоохранительных органов к антикоррупционной политике в сфере местного самоуправления.
В 2020 году стоит ожидать:
- новых антикоррупционных процессов в отношении влиятельных региональных и муниципальных чиновников;
- роста влияния оценок эффективности выполнения нацпроектов и организации работы медицинских учреждений первичного звена для дальнейших кадровых перспектив губернаторов;
- создания дополнительных площадок для взаимодействия региональных администраций с общественными организациями и повышения роли НКО, способных осуществлять независимый мониторинг реализации наиболее значимых государственных программ.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Губернаторы, вступившие в должность по итогам Единого дня голосования-2019, используют благоприятный период для укрепления своего влияния на муниципальные органы власти. Такая политика может касаться как кадровой сферы, так и перераспределения полномочий между региональными и муниципальными администрациями.
Следствием «кадрового доминирования» становятся перестановки в руководстве муниципальных образований. Так, в декабре состоялась отставка главы Оренбурга Дмитрия Кулагина, врио главы города был назначен Владимир Ильиных — как и губернатор региона Денис Паслер, уроженец Североуральска (в 2014-2016 годах он занимал пост мэра этого города). Это назначение можно рассматривать в рамках долгосрочного тренда на перезагрузку муниципальных элит, в том числе за счет привлечения кадров из других регионов («варягов»).
Очевидно, что в 2020-2021 годах (особенно в контексте приближения парламентских выборов) наличие опыта выстраивания эффективных каналов коммуникации с жителями будет чаще учитываться при отборе кадров для перехода на должности глав администраций, — по крайней мере, наиболее многонаселенных или экономически значимых муниципальных образований.
Примером борьбы за перераспределение полномочий от местных к региональным администрациям является подготовка соответствующего законопроекта в Липецкой области (документ был поддержан областным Советом депутатов в декабре). Инициатива предполагает передачу на областной уровень полномочий в сфере планировки территории, землепользования, застройки, градостроительной политики, а также дорог, транспорта и теплоснабжения. Этот сюжет иллюстрирует и другую закономерность – усиления публичной критики действий региональных властей со стороны представителей местных элит в субъектах, где прошли губернаторские выборы, в интервале нескольких месяцев после завершения данных кампаний. Так, скептическую оценку законопроекту о передаче полномочий дал председатель Липецкого городского совета Игорь Тиньков.
Одной из резонансных тем, которая может привлечь внимание политического класса и федеральных СМИ, в 2020 году станут внутриэлитные взаимоотношения и кадровые перестановки в Иркутской области. С учетом сложной внутриэлитной конфигурации в регионе новым руководством области выбран осторожный подход к кадровой политике. Так, на конец декабря 2019 года остались в должности многие ключевые фигуры исполнительной власти Приангарья (включая первого вице-губернатора Владимира Дорофеева и председателя правительства Руслана Болотова). Тем не менее, учитывая позиционирование врио губернатора Игоря Кобзева в качестве жесткого антикризисного управленца, до Единого дня голосования возможны резонансные отставки местных чиновников, инициированные новой командой (возможно, уже весной 2020 года).
3.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Большая пресс-конференция Владимира Путина, кадровые перестановки, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также проблемы распределения полномочий между региональными и муниципальными властями находятся в числе факторов, повлиявшими на позиции участников рейтинга в декабре 2019 года.
Входят в число фигурантов рейтинга врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзев (65-е место) и врио главы Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн (83-е место).
Теряет позиции глава Татарстана Рустам Минниханов (перемещается с 3-го на 6-е место). Вероятно, сказываются накопленные проблемы в региональной экономике, прежде всего в нефтегазохимии и аграрном секторе, и определенно преждевременное, хотя и не демонстративное обозначение близкими к главе республики деятелями намерений Минниханова вновь выдвигаться на пост главы республики.
Укрепляются позиции губернатора Тульской области Алексея Дюмина (перемещается с 5-го на 3-е место), анонсировавшего программу реконструкции транспортной инфраструктуры региона, предполагающую, в частности, ремонт 14 мостов к 2022 году. Проект строительства нового терминала аэропорта Рощино до конца 2023 года с предполагаемым объемом инвестиций около 6 млрд рублей способствует укреплению позиций губернатора Тюменской области Александра Моора (с 6-го на 5-е место). После выделения группой банков значительных на строительство 4-го пускового комплекса Центральной кольцевой автодороги (на общую сумму около 35,8 млрд. рублей) усиливается влияние губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 9-го на 7-е место).
Анонсирование строительства в международном аэропорту Уфы грузового терминала с объемом инвестиций для реализации проекта в размере около 1,3 млрд. рублей становится позитивным информационным поводом для главы Башкирии Радия Хабирова (с 13-го на 10-е место). Одобрение Владимиром Путиным проекта строительства моста через реку Лена и запуск газопровода «Сила Сибири» предопределяют усиление влияния главы Якутии Айсена Николаева (с 46-го на 43-е место). После подписания соглашения о создании в Орловской области кластера легкой промышленности укрепляются позиции губернатора региона Андрея Клычкова (с 73-го на 66-е место).
Планы выделить Ингушетии в 2020 году 1,180 млрд рублей из федерального бюджета на обеспечение жильем переселенцев из Чечни, а также перестановки в правительстве республики способствуют укреплению влияния главы региона Махмуда-Али Калиматова (с 61-го на 55-е место). Укрепляются и позиции главы Дагестана Владимира Васильева (с 11-го на 8-е место).
Предложение Минфина перенести реализацию проекта Нижегородского гидроузла для финансирования в том числе строительства терминала «Утренний» в Обской губе способствует ослаблению позиций губернатора Нижегородской области Глеба Никитина (с 7-го на 12-е места) и переходу в группу с очень сильным влиянием главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 21-го на 19-е место). Переходит в группу с очень сильным влиянием и губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко (с 23-го на 20-е место). Покидают эту группу губернатор Белгородской области Евгений Савченко (с 17-го на 24-е место), для которого негативным информационным поводом становится взрыв бытого газа в жилом доме в поселке Яковлево; глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев (с 20-го на 23-е место) – вероятно, после заявления одного из приглашенных на пресс-конференцию Владимира Путина о нарушениях прав ветеранов и инвалидов в регионе.
Переходят в группу с сильным влиянием глава Карелии Артур Парфенчиков (с 53-го на 48-е место) и Ненецкого автономного округа Вадим Цыбульский (с 54-го на 50-е место). Сохраняется нисходящий тренд для покидающего эту группу губернатора Новосибирской области Андрея Травникова (с 49-го на 58-е место).
Инициатива о введении регионального экологического стандарта приносит дополнительные политические очки губернатору Челябинской области Алексею Текслеру (с 25-го на 21-е место). Укрепляются позиции главы Ярославской области Дмитрия Миронова (с 36-е на 29-е место), заявившего о продолжении подготовки региона к Чемпионату по волейболу 2022 года несмотря на рекомендацию WADA отказаться от проведения в России крупных спортивных соревнований.
На фоне скептических оценок местной элитой подготовленного областной администрацией законопроекта о перераспределении полномочий от муниципальных к региональным властям теряет позиции губернатор Липецкой области Игорь Артамонов (с 31-го на 36-е место). По мере приближения губернаторских выборов в Калужской области развивается нисходящий тренд для главы региона Анатолия Артамонова (с 30-го на 38-е место), ставшего фигурантом информационных волн о досрочной отставке.
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в ноябре | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва | 1 | 1 | 8,33 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики | 2 | 2 | 7,13 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области | 3 | 5 | 6,57 |
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт-Петербург | 4 | 4 | 6,50 |
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области | 5 | 6 | 6,38 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан | 6 | 3 | 6,25 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области | 7 | 9 | 6,13 |
Васильев Владимир Абдуалиевич
Глава Республики Дагестан | 8 | 11 | 6,00 |
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области | 9 | 8 | 5,96 |
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан | 10 | 13 | 5,91 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра | 11 | 10 | 5,88 |
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области | 12 | 7 | 5,87 |
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края | 13 | 14 | 5,84 |
Волков Владимир Дмитриевич
Глава Республики Мордовия | 14 | 12 | 5,82 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области | 15 | 15 | 5,79 |
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики | 16 | 18 | 5,75 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым | 17 | 19 | 5,74 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области | 18 | 16 | 5,70 |
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало-Ненецкого АО | 19 | 21 | 5,67 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области | 20 | 23 | 5,65 |
Сильное влияние | |||
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области | 21 | 25 | 5,61 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области | 22 | 22 | 5,58 |
Кондратьев Вениамин Иванович
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края | 23 | 20 | 5,55 |
Савченко Евгений Степанович
Губернатор Белгородской области | 24 | 17 | 5,53 |
Усс Александр Викторович
Губернатор Красноярского края | 25 | 26 | 5,52 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области | 26 | 27 | 5,50 |
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области | 27 | 24 | 5,49 |
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области | 28 | 29 | 5,47 |
Миронов Дмитрий Юрьевич
Губернатор Ярославской области | 29 | 36 | 5,45 |
Илюхин Владимир Иванович
Губернатор Камчатского края | 30 | 28 | 5,42 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области | 31 | 32 | 5,39 |
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области | 32 | 33 | 5,34 |
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя | 33 | 35 | 5,30 |
Радаев Валерий Васильевич
Губернатор Саратовской области | 34 | 34 | 5,28 |
Игнатьев Михаил Васильевич
Глава Чувашской Республики | 35 | 37 | 5,26 |
Артамонов Игорь Георгиевич
Глава администрации Липецкой области | 36 | 31 | 5,23 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области | 37 | 38 | 5,20 |
Артамонов Анатолий Дмитриевич
Губернатор Калужской области | 38 | 30 | 5,17 |
Морозов Сергей Иванович
Губернатор Ульяновской области | 39 | 44 | 5,14 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области | 40 | 42 | 5,11 |
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области | 41 | 48 | 5,09 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области | 42 | 40 | 5,05 |
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия) | 43 | 46 | 5,03 |
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино–Балкарской Республики | 44 | 47 | 5,00 |
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области | 45 | 41 | 4,95 |
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области | 46 | 43 | 4,89 |
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области | 47 | 39 | 4,84 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия | 48 | 53 | 4,80 |
Решетников Максим Геннадьевич
Губернатор Пермского края | 49 | 45 | 4,73 |
Цыбульский Александр Витальевич
Глава администрации Ненецкого АО | 50 | 54 | 4,69 |
Среднее влияние | |||
Белозерцев Иван Александрович
Губернатор Пензенской области | 51 | 50 | 4,65 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края | 52 | 55 | 4,63 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области | 53 | 56 | 4,61 |
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области | 54 | 51 | 4,58 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия | 55 | 61 | 4,55 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области | 56 | 58 | 4,52 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО | 57 | 62 | 4,50 |
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области | 58 | 49 | 4,49 |
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края | 59 | 57 | 4,40 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея | 60 | 59 | 4,38 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области | 61 | 52 | 4,35 |
Гапликов Сергей Анатольевич
Глава Республики Коми | 62 | 69 | 4,32 |
Бурков Александр Леонидович
Губернатор Омской области | 63 | 60 | 4,25 |
Жвачкин Сергей Анатольевич
Губернатор Томской области | 64 | 65 | 4,23 |
Кобзев Игорь Иванович
И.о. губернатора Иркутской области | 65 | — | 4,16 |
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области | 66 | 73 | 4,00 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области | 67 | 70 | 3,95 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области | 68 | 64 | 3,88 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики | 69 | 67 | 3,86 |
Васильев Игорь Владимирович
Губернатор Кировской области | 70 | 63 | 3,83 |
Любимов Николай Викторович
Губернатор Рязанской области | 71 | 66 | 3,70 |
Никитин Александр Валерьевич
Глава администрации Тамбовской области | 72 | 74 | 3,68 |
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай | 73 | 68 | 3,63 |
Битаров Вячеслав Зелимханович
Глава Республики Северная Осетия-Алания | 74 | 78 | 3,55 |
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия | 75 | 72 | 3,50 |
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области | 76 | 76 | 3,47 |
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края | 77 | 75 | 3,45 |
Фургал Сергей Иванович
Губернатор Хабаровского края | 78 | 77 | 3,41 |
Коновалов Валентин Олегович
Председатель Правительства Республики Хакасия | 79 | 82 | 3,38 |
Кара-оол Шолбан Валерьевич
Председатель Правительства Республики Тыва | 80 | 81 | 3,35 |
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия | 81 | 79 | 3,30 |
Евстифеев Александр Александрович
Глава Республики Марий Эл | 82 | 71 | 3,23 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
И.о. губернатора Еврейской автономной области | 83 | — | 3,20 |
Орлов Игорь Анатольевич
Губернатор Архангельской области | 84 | 83 | 3,17 |
Сипягин Владимир Владимирович
Губернатор Владимирской области | 85 | 85 | 3,13 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Абрамов Владимир (Балтийский федеральный университет им. И. Канта), Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Волгоградская область и Республика Калмыкия), Будуев Николай (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Бурятия), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Забродин Евгений (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецкий автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Матвейчев Олег (Высшая школа экономики), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Фидря Ефим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Калининградская область), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2019 г.