у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Команда «Отставить!»: что стоит за переменами на олимпе российской власти

Команда «Отставить!»: что стоит за переменами на олимпе российской власти 17.01.2020

15 января правительство России отправилось в отставку. Экс-премьер Дмитрий Медведев получил пока еще не существующую должность в Совбезе, а его место занял бывший глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин.

Отставка произошла на фоне грядущей конституционной реформы, которая, судя по всему, готовит площадку для транзита президентской власти после 2024 года. «Профиль» попытался разобраться, зачем сейчас понадобилось менять правительство и как это связано с предполагаемой сменой президента.

Вечно отстающий

Об отставке правительства стало известно сразу после послания президента, когда, казалось бы, политических новостей было уже достаточно. Глава государства предложил довольно радикальные изменения в Конституцию, прежде всего – по расширению полномочий Госсовета, обеих палат парламента и местных органов самоуправления. К примеру, Госдума теперь будет утверждать кандидатуру премьер-министра и членов правительства. По мнению большинства экспертов, эти изменения готовят транзит президентской власти после 2024 года, хотя схема этого транзита до сих пор не ясна.

Рассказав о грядущей реформе, президент провел встречу с членами кабмина, где Дмитрий Медведев и объявил об отставке правительства. По его словам, предложенные изменения затронут не только статьи Конституции, но и «в целом баланс власти» в стране. «В этом контексте очевидно, что мы как правительство РФ должны предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые решения для этого», – заявил Медведев. Путин в ответ выразил удовлетворение результатами работы медведевского кабинета, хотя и заметил, что «не все, разумеется, получилось, но все никогда и не получается в полном объеме».

Карьера Медведева в правительстве фактически началась и закончилась на нацпроектах. Он стартовал с позиции вице-премьера по приоритетным национальным проектам в середине 2000-х. После этого успел поработать президентом и поменяться с Владимиром Путиным местами, возглавив кабмин в 2012 году. Но Медведеву катастрофически не везло с конъюнктурой – в кресле премьера он застал падение цен на нефть, зарубежные санкции из-за Крыма и девальвацию рубля в 2014 году. Масла в огонь подливали не очень удачные публичные высказывания – мем про «денег нет, но вы держитесь» полюбился населению и волочился за премьером несколько лет. К тому же граждане возложили на него ответственность за повышение НДС и пенсионную реформу.

В прошлом году появилась почва и для претензий со стороны руководства страны. Правительство сильно отставало в реализации нового майского указа Путина, на основе которого был сформирован пакет нацпроектов стоимостью 25,7 трлн рублей. Выраженного эффекта от вливаний не просматривалось, а деньги расходовались крайне неравномерно: по некоторым нацпроектам ведомства истерически тратили средства в последние дни года, чтобы наверстать план.

Несмотря на претензии, всерьез отставка правительства не обсуждалась до последнего и, видимо, стала полной неожиданностью для кабмина. Во всяком случае, вице-премьеры и федеральные министры признавались журналистам, что узнали об увольнении по факту.

Зачем нужна отставка

Помимо скудных высказываний экс-премьера и президента, никаких более или менее внятных официальных разъяснений по поводу замены кабинета так и не прозвучало. По мнению директора Центра политической конъюнктуры (ЦПК) Алексея Чеснакова, президент счел необходимым придать работе власти новую динамику, особенно с учетом объявленных в послании социальных проектов и политических новаций.

Несколько экспертов напрямую связывают отставку кабмина с конституционной реформой и планами по обеспечению транзита власти. «В ближайшие месяцы все это будет готовиться, обсуждаться, будоражить. Создается такой постоянно бурлящий бульон политических интриг, скандалов, расследований и интерпретаций. Но президенту нужно, чтобы, несмотря на эти процессы, правительство работало максимально эффективно, в том числе по реализации нацпроектов и новых программ, объявленных в послании. Тем более есть определенные проблемы с реализацией нацпроектов, с бюджетной эффективностью, с доходами населения и многими другими аспектами», – говорит глава фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский. Поэтому, считает политолог, президенту нужно было вынести правительство за контур всех этих политических процессов и создать «максимально технологизированный менеджерский кабинет».

С ним согласен и гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. «Роль нового кабинета переходная: обеспечить реализацию большой социальной программы Путина и сохранить стабильность системы во время конституционной реформы», – говорит эксперт. Впрочем, по мнению Орлова, потенциал Мишустина «в принципе позволяет» ему возглавлять кабинет и в дальнейшем.

Что будет с Медведевым

Экс-премьеру Медведеву Владимир Путин предложил должность заместителя председателя Совбеза, которую он готов создать специально для своего давнего соратника. Однако новая роль Медведева пока вызывает не меньше вопросов, чем его отставка. Звучали предположения, что экс-премьер займется в Совбезе реформированием силового блока. Но на прошлой работе он проявил себя не очень успешным реформатором и выполнял скорее стабилизирующую функцию.

Западные СМИ истолковали перевод Медведева в Совбез как безусловное понижение, в России же звучали ровно противоположные оценки. Некоторые российские эксперты даже сравнивали новую позицию Медведева с должностью вице-президента.

В любом случае экс-премьера рано списывать со счетов. «Нет сомнений, что Медведев остается политическим тяжеловесом, – считает глава ИСЭПИ Бадовский. – Президент оставляет его в качестве менеджера стратегически важных политических проектов, связанных с силовым блоком, но не только: одновременно Медведев остается и председателем партии «Единая Россия». Он по-прежнему в команде президента, и в перспективе у него могут быть новые задачи уже после проведения конституционной реформы».

«Вполне возможно, что Путин видит свое будущее в роли председателя Совбеза, а не главы Госсовета. И тогда Медведев снова окажется правой рукой Путина», – говорит политолог Аббас Галлямов. Но преемником бывшему премьеру, видимо, уже не быть. Иначе, по мнению политолога, Медведева не стали бы выводить из публичной плоскости и назначать в закрытую структуру вроде Совета безопасности.

Чего ждать от Мишустина

Экс-главу ФНС Михаила Мишустина, которого президент предложил на пост главы правительства, многие сочли техническим премьером. Его сравнивали с предшественниками Медведева – Виктором Зубковым и Михаилом Фрадковым, которые тоже были выходцами из налоговых структур и не очень ярко проявили себя в премьерском кресле.

Однако во время работы в ФНС Мишустин показал себя неплохим реформатором – внедрил личный кабинет налогоплательщиков, автоматизированный контроль за уплатой НДС, онлайн-кассы и приложение для самозанятых. Хотя журналисты и вспоминают «затхлую» атмосферу на коллегиях ФНС и отмечают жесткий характер бывшего налоговика. Премьер Мишустин должен выступить именно в роли технологического реформатора, уверены политологи Галлямов и Бадовский.

«У нового правительства немало шансов на эффективную работу, но ничего революционного пока не заявлено», – возражает глава АПЭК Дмитрий Орлов. Он предполагает, что Мишустин попытается усилить работу в области нацпроектов и майских указов, но пока трудно сказать, в какой степени ему это удастся.

Сам премьер во время выступления в Госдуме определил свои приоритеты довольно размыто – эффективное расходование средств на нацпроекты, запуск нового инвестцикла, технологическое развитие экономики.

Мишустин – очень сильный администратор, и у него хорошие стартовые условия, но пока рано считать его техническим премьером или премьером-реформатором, говорит Алексей Чеснаков из Центра политической конъюнктуры. Многое, по словам эксперта, будет зависеть от выбранного стиля и степени активности нового главы кабмина. «Прежде чем говорить о том, что Мишустин получил карт-бланш на реформы, нужно понять, о каких реформах идет речь. Мне кажется, сегодня все понимают, что нужны изменения, но при этом все отдают себе отчет, что любые изменения имеют свою цену, – отмечает политолог. – А главное, общего видения того, какие реформы нужны и в какие сроки они должны проводиться, сейчас нет».

Ссылка


Возврат к списку