у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Камчатский край: экономическое развитие, конфигурация элит и социальные вызовы

Камчатский край: экономическое развитие, конфигурация элит и социальные вызовы 25.03.2020

Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций

По­зи­ции края в рей­тин­гах: ди­на­мич­ный рост

Бу­дучи од­ной из са­мых уда­лен­ных рос­сий­ских тер­ри­то­рий, Кам­чат­ский край в по­след­ние годы тра­ди­ци­он­но за­ни­ма­ет вы­со­кие по­зи­ции в раз­лич­ных фе­де­раль­ных и ре­ги­о­наль­ных рей­тин­гах. Ре­ги­о­наль­ная власть по­сте­пен­но за­креп­ля­ет за Кам­чат­кой ста­тус наи­бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­ва­ю­ще­го­ся даль­не­во­сточ­но­го ре­ги­о­на.

Так, в опуб­ли­ко­ван­ном Минэко­но­мраз­ви­тия в кон­це фев­ра­ля оче­ред­ном рей­тин­ге ре­ги­о­нов по уров­ню раз­ви­тия сфе­ры го­су­дар­ствен­но-част­но­го парт­нер­ства (ГЧП) за 2019 год Кам­чат­ский край под­нял­ся на 9 по­зи­ций по срав­не­нию с про­шлым го­дом и за­нял 21-е ме­сто сре­ди всех субъ­ек­тов РФ.[1] При этом в про­шлом году Кам­чат­ский край за­нял 30-е ме­сто, под­няв­шись на 30 по­зи­ций. Ди­на­ми­ка ро­ста сви­де­тель­ству­ет о зна­чи­тель­ных из­ме­не­ни­ях, ко­то­рые были пред­при­ня­ты в дан­ном слу­чае в сфе­ре ГЧП, что до­сти­га­ет­ся, как пра­ви­ло, в ре­зуль­та­те си­стем­ных уси­лий ре­ги­о­наль­ных вла­стей по со­зда­нию ком­форт­ной ин­сти­ту­ци­о­наль­ной сре­ды для вза­и­мо­дей­ствия вла­сти и биз­не­са. В Кам­чат­ском крае в на­сто­я­щее вре­мя ре­а­ли­зу­ет­ся око­ло 60 про­ек­тов на му­ни­ци­паль­ном уровне, об­суж­да­ет­ся ре­а­ли­за­ция ре­ги­о­наль­ных про­ек­тов в сфе­ре спор­та и IT. Ос­нов­ным фор­ма­том со­труд­ни­че­ства вы­сту­па­ют кон­цес­си­он­ные со­гла­ше­ния. По­сколь­ку биз­нес ре­а­ги­ру­ет на конъ­юнк­ту­ру, по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ГЧП не сво­дит­ся ис­клю­чи­тель­но к нор­ма­тив­но-пра­во­вой ре­ви­зии и бю­ро­кра­ти­че­ской пе­ре­строй­ке, где драй­ве­ром вы­сту­па­ет ско­рее ре­ги­о­наль­ная власть, но долж­но со­про­вож­дать­ся бо­лее ком­плекс­ны­ми уси­ли­я­ми по со­зда­нию усло­вий для ро­ста ин­ве­сти­ций.

В по­след­нем рей­тин­ге ин­ве­сти­ци­он­ной при­вле­ка­тель­но­сти ре­ги­о­нов На­ци­о­наль­но­го рей­тин­го­во­го агент­ства Кам­чат­ский край во­шел в груп­пу из 20 ре­ги­о­нов с по­ло­жи­тель­ной ди­на­ми­кой оце­нок (32-е ме­сто в об­щем рей­тин­го­вом спис­ке), несмот­ря на от­ме­чен­ный об­щий тренд на за­мед­ле­ние ро­ста ин­ве­сти­ций в Рос­сии и на сни­же­ние ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти в по­ло­вине ре­ги­о­нов.[2] По­ми­мо Кам­чат­ки, толь­ко один ре­ги­он ДФО – За­бай­каль­ский край – по­лу­чил по­вы­шен­ные оцен­ки. В по­след­нем На­ци­о­наль­ном рей­тин­ге со­сто­я­ния ин­ве­сти­ци­он­но­го кли­ма­та АСИ[3] Кам­чат­ско­му краю та­к­же уда­лось улуч­шить свои по­зи­ции и за­нять 28-е ме­сто. Это поз­во­ли­ло вы­пол­нить по­ру­че­ние пре­зи­ден­та, со­глас­но ко­то­ро­му даль­не­во­сточ­ные ре­ги­о­ны долж­ны вой­ти в топ-30 рей­тин­га АСИ. На­ци­о­наль­ный рей­тинг АСИ учи­ты­ва­ет несколь­ко на­прав­ле­ний, в том чис­ле сте­пень раз­ви­то­сти ре­ги­о­наль­ной ин­фра­струк­ту­ры.

По­ло­жи­тель­ная ди­на­ми­ка по ин­ве­сти­ци­он­ным и управ­лен­че­ским рей­тин­гам под­креп­ля­ет­ся со­от­вет­ству­ю­щи­ми оцен­ка­ми в дру­гих сфе­рах. Кам­чат­ский край под­нял­ся на несколь­ко по­зи­ций и во­шел в топ-30 рос­сий­ских ре­ги­о­нов по ка­че­ству жиз­ни за 2019 год по вер­сии пор­та­ла «РИА Но­во­сти» на ос­но­ва­нии дан­ных клю­че­вых го­су­дар­ствен­ных ве­домств.[4] В этом рей­тин­ге Кам­чат­ский край опе­ре­дил дру­гие ре­ги­о­ны Даль­не­го Во­сто­ка.

Пред­став­лен­ный пе­ре­чень толь­ко недав­них рей­тин­гов по­ка­зы­ва­ет, с од­ной сто­ро­ны, ста­биль­ную по­ло­жи­тель­ную ди­на­ми­ку ро­ста в со­по­став­ле­нии с преж­ни­ми от­чет­ны­ми пе­ри­о­да­ми, с дру­гой – вы­со­кие по­зи­ции Кам­чат­ско­го края как по срав­не­нию с дру­ги­ми ре­ги­о­на­ми ДФО, так и по РФ в це­лом. Мож­но го­во­рить не толь­ко об от­но­си­тель­ном раз­ви­тии, при ко­то­ром улуч­ше­ние по­ка­за­те­лей рас­смат­ри­ва­ет­ся изо­ли­ро­ван­но в рам­ках од­но­го слу­чая, но о си­стем­ной пе­ре­кон­фи­гу­ра­ции си­сте­мы: Кам­чат­ский край рас­счи­ты­ва­ет за­нять вы­со­кие по­зи­ции в ре­ги­о­наль­ной иерар­хии. Та­кая тен­ден­ция обо­зна­чи­лась в по­след­ние годы и во мно­гом свя­зы­ва­ет­ся с ак­тив­но­стью управ­лен­че­ской ко­ман­ды во гла­ве с гу­бер­на­то­ром В.Илю­хи­ным, ко­то­рая на­хо­дит­ся у вла­сти в ре­ги­оне с 2011 года.

Кам­чат­ка и Даль­ний Во­сток: кон­текст и тер­ри­то­рии раз­ви­тия

Ре­ги­о­ны Даль­не­го Во­сто­ка в силу гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния стал­ки­ва­ют­ся с мно­го­чис­лен­ны­ми вы­зо­ва­ми для раз­ви­тия, пре­жде все­го – ин­фра­струк­тур­ны­ми. В то же вре­мя в со­вре­мен­ных усло­ви­ях их зна­че­ние толь­ко воз­рас­та­ет. Мы на­блю­да­ем ста­нов­ле­ние но­вых эко­но­ми­че­ских цен­тров в Азии. По­гра­нич­ное по­ло­же­ние даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нов, вы­ход к се­вер­ным мо­рям и Ти­хо­му оке­а­ну от­кры­ва­ют но­вые пер­спек­ти­вы гло­баль­но­го ха­рак­те­ра. Уме­ние ис­поль­зо­вать ми­ро­вые трен­ды в ин­те­ре­сах раз­ви­тия кон­крет­ных ре­ги­о­нов за­ви­сит от уси­лий ру­ко­вод­ства субъ­ек­тов. При этом меж­ду­на­род­ная конъ­юнк­ту­ра мо­жет на­кла­ды­вать ис­кус­ствен­ные огра­ни­че­ния на тем­пы раз­ви­тия даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нов: при­вле­че­ние ин­ве­сти­ций как ба­зо­вая стра­те­гия ре­а­ли­зу­ет­ся в усло­ви­ях жест­ко­го санк­ци­он­но­го дав­ле­ния.

Для раз­ви­тия ре­ги­о­нов Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка была пред­ло­же­на мо­дель ТОС­ЭР, или ТОР, за­фик­си­ро­ван­ная в ФЗ «О тер­ри­то­ри­ях опе­ре­жа­ю­ще­го со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» от 2014 года. Ме­ха­низм под­ра­зу­ме­ва­ет со­зда­ние спе­ци­аль­ных эко­но­ми­че­ских зон, в ко­то­рых дей­ству­ет льгот­ный на­ло­го­вый ре­жим для ин­ве­сто­ров и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни упро­ще­ны бю­ро­кра­ти­че­ские про­це­ду­ры. Впо­след­ствии прак­ти­ка со­зда­ния ТОР была рас­про­стра­не­на на дру­гие ре­ги­о­ны и при­ме­ня­ет­ся, в част­но­сти, «Ро­са­то­мом» на тер­ри­то­рии ЗАТО. Мо­дель ТОР на­по­ми­на­ет ре­жим сво­бод­ной эко­но­ми­че­ской зоны (СЭЗ), но есть со­дер­жа­тель­ные от­ли­чия в виде ино­го пе­реч­ня льгот (в слу­чае СЭЗ ак­цент на та­мо­жен­ные льго­ты) и в са­мом прин­ци­пе ор­га­ни­за­ции про­стран­ства: ТОР, в от­ли­чие от СЭЗ, со­зда­ют­ся не в «поле», а на тер­ри­то­рии го­ро­дов и на­се­лен­ных пунк­тов, по­это­му при­вле­ка­тель­ны и внеш­ним, и внут­рен­ним ин­ве­сто­рам и ока­зы­ва­ют непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на раз­ви­тие уже «осво­ен­ных» тер­ри­то­рий.

В ка­че­стве клю­че­вых ме­ха­низ­мов в Кам­чат­ском крае мож­но вы­де­лить ТОР «Кам­чат­ка» — са­мую вос­тре­бо­ван­ную тер­ри­то­рию опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия на Даль­нем Во­сто­ке – и ре­жим сво­бод­но­го пор­та Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский.

ТОР «Кам­чат­ка» со­зда­на в 2015 году и по со­сто­я­нию на фев­раль 2020 года на­счи­ты­ва­ет 97 ре­зи­ден­тов. Спе­ци­а­ли­за­ция – тор­го­во-про­мыш­лен­ная и ту­рист­ско-ре­кре­а­ци­он­ная – фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве спе­ци­фи­ки гео­эко­но­ми­че­ско­го по­ло­же­ния Кам­чат­ско­го края на пути ос­нов­ных тор­го­вых по­то­ков в Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ском ре­ги­оне. Об­щий объ­ем ин­ве­сти­ций в ТОР «Кам­чат­ка», со­глас­но пла­ни­ру­е­мым со­гла­ше­ни­ям, оце­ни­ва­ет­ся в 120,6 млрд руб­лей, что поз­во­лит со­здать 7951 но­вых ра­бо­чих ме­ста в раз­лич­ных сек­то­рах от ту­риз­ма до сель­ско­го хо­зяй­ству. Уже ре­а­ли­зо­ва­но 17 про­ек­тов с объ­е­мом ин­ве­сти­ций 5,7 млрд руб­лей. Гу­бер­на­тор В.Илю­хин об­ра­ща­ет осо­бое вни­ма­ние на то, что об­суж­да­е­мые и ре­а­ли­зу­е­мые про­ек­ты на­прав­ле­ны в том чис­ле на раз­ви­тие уда­лен­ных му­ни­ци­па­ли­те­тов, то есть кос­вен­но вы­пол­ня­ют за­да­чи эко­но­ми­че­ско­го вы­рав­ни­ва­ния тер­ри­то­рий.

Вклю­че­ние в про­ек­ты как мож­но боль­ше­го чис­ла му­ни­ци­па­ли­те­тов про­ис­хо­дит не про­из­воль­но, но от­ве­ча­ет це­лям на­прав­ле­ния ин­ве­сти­ций и на мест­ный уро­вень. Агент­ство ин­ве­сти­ций и пред­при­ни­ма­тель­ства Кам­чат­ско­го края (ру­ко­во­ди­тель – О.Ге­ра­си­мо­ва) в со­от­вет­ствии с по­ру­че­ни­ем гу­бер­на­то­ра фор­ми­ру­ет рей­тинг му­ни­ци­па­ли­те­тов с точ­ки зре­ния фор­ми­ро­ва­ния ими бла­го­при­ят­ных усло­вий для при­вле­че­ния ин­ве­сти­ций и раз­ви­тия пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти. Рей­тинг рас­счи­ты­ва­ет­ся по спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ной ме­то­ди­ке, пред­став­лен­ной на сай­те ин­ве­сти­ци­он­но­го пор­та­ла Кам­чат­ско­го края.[5] Это поз­во­ля­ет раз­де­лить му­ни­ци­па­ли­те­ты на груп­пы по уров­ню усло­вий для при­вле­че­ния ин­ве­сти­ций и, сле­до­ва­тель­но, осо­бое вни­ма­ние при пла­ни­ро­ва­нии уде­лять «от­ста­ю­щим». Для от­сле­жи­ва­ния ста­ту­са ре­а­ли­зу­е­мых и пла­ни­ру­е­мых ин­вест­про­ек­тов на пор­та­ле пред­став­ле­на ин­ве­сти­ци­он­ная кар­та.

Сре­ди про­ек­тов стра­те­ги­че­ской важ­но­сти вы­де­ля­ет­ся стро­и­тель­ство но­во­го пас­са­жир­ско­го тер­ми­на­ла аэро­пор­та Пет­ро­пав­лов­ска-Кам­чат­ско­го «Ели­зо­во» (вхо­дит в хол­динг «Аэро­пор­ты ре­ги­о­нов»). В кон­це 2019 году на уровне пра­ви­тель­ства утвер­жден ин­вест­про­ект по стро­и­тель­ству аэро­вок­заль­но­го ком­плек­са пло­ща­дью 44 тыс. кв. м. В се­ре­дине фев­ра­ля гу­бер­на­тор ре­ги­о­на В.Илю­хин за­явил, что несколь­ко ино­стран­ных ком­па­ний го­то­вы при­нять уча­стие в ре­а­ли­за­ции про­ек­та. За­вер­ше­ние ра­бот по ре­кон­струк­ции аэро­пор­та ожи­да­ет­ся к 2024 году.

Ре­ше­ние о рас­про­стра­не­нии ста­ту­са сво­бод­но­го пор­та Вла­ди­во­сток (СПВ) на тер­ри­то­рию Пет­ро­пав­лов­ска-Кам­чат­ско­го спо­соб­ству­ет при­вле­че­нию ин­ве­сто­ров, ко­то­рые ра­бо­та­ют не толь­ко в рам­ках ТОР. Ре­жим сво­бод­но­го пор­та по ана­ло­гии с Вла­ди­во­сто­ком под­ра­зу­ме­ва­ет упро­щен­ный та­мо­жен­ный и ви­зо­вый ре­жи­мы и дру­гие пре­фе­рен­ции для ре­зи­ден­тов. Порт Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский вклю­ча­ет 13 до­пол­ни­тель­ных пор­то­пунк­тов на по­бе­ре­жье по­лу­ост­ро­ва.

Осо­бое зна­че­ние пор­та Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский свя­за­но с его стра­те­ги­че­ским по­ло­же­ни­ем в кон­тек­сте раз­ви­тия гру­зо­пе­ре­во­зок по Се­вер­но­му мор­ско­му пути (СМП). По­став­ле­на стра­те­ги­че­ская за­да­ча до­ве­сти гру­зо­по­ток по СМП до 80 млн тонн к 2024 году, что под­ра­зу­ме­ва­ет мас­штаб­ную мо­дер­ни­за­цию ин­фра­струк­ту­ры на уз­ло­вых точ­ках пути, пре­жде все­го — в Мур­ман­ско­го транс­порт­но­го узла в на­ча­ле пути и пор­та Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский в кон­це. На них, по за­мыс­лу, долж­на про­из­во­дить­ся пе­ре­груз­ка со спе­ци­аль­ных су­дов, кур­си­ру­ю­щих в зоне Се­вер­но­го ле­до­ви­то­го оке­а­на, на обыч­ные транс­порт­ные ко­раб­ли. Кам­чат­ский край не от­но­сит­ся непо­сред­ствен­но к ре­ги­о­нам Арк­ти­че­ской зоны, но ру­ко­вод­ство ре­ги­о­на ре­гу­ляр­но при­ни­ма­ет уча­стие в экс­перт­ных пло­щад­ках, по­свя­щен­ных раз­ви­тию Арк­ти­ки, под­чер­ки­вая воз­мож­но­сти, ко­то­рые предо­став­ля­ет неза­мер­за­ю­щий порт Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский для ор­га­ни­за­ции гру­зо­пе­ре­во­зок по СМП.

По­ми­мо уча­стия в стра­те­ги­че­ской дис­кус­сии, вла­сти Кам­чат­ско­го края осва­и­ва­ют дву­сто­рон­ний фор­мат вза­и­мо­дей­ствия с от­дель­ны­ми ком­па­ни­я­ми, за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми в ин­ве­сти­ци­ях в рос­сий­скую ин­фра­струк­ту­ру в Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ском ре­ги­оне (АТР). В част­но­сти, на по­лях Меж­ду­на­род­но­го арк­ти­че­ско­го фо­ру­ма в ап­ре­ле про­шло­го года было под­пи­са­но со­гла­ше­ние меж­ду «Кор­по­ра­ци­ей раз­ви­тия Кам­чат­ско­го края» и «При­мор­ским уни­вер­саль­но-пе­ре­гру­зоч­ным ком­плек­сом», от­кры­тие ко­то­ро­го ожи­да­ет­ся в Вы­борг­ском рай­оне Ле­нин­град­ской об­ла­сти к 2022 году. В рам­ках со­гла­ше­ния сто­ро­ны до­го­во­ри­лись о стро­и­тель­стве на Кам­чат­ке тер­ми­на­ла На­ци­о­наль­ной арк­ти­че­ской транс­порт­ной ли­нии. Та­ким об­ра­зом, бу­дет уста­нов­ле­но пря­мое со­об­ще­ние меж­ду пор­та­ми в Ле­нин­град­ской об­ла­сти и Кам­чат­ском крае. При­мор­ский порт и Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский долж­ны стать важ­ны­ми транс­порт­ны­ми ха­ба­ми на СМП, где бу­дет про­ис­хо­дить пе­ре­вал­ка гру­зов из АТР.

Зна­чи­мость марш­ру­тов СМП воз­рас­та­ет по мере раз­ви­тия до­бы­чи и транс­пор­ти­ров­ки сжи­жен­но­го при­род­но­го газа (СПГ), ко­то­рый яв­ля­ет­ся зна­чи­мой аль­тер­на­ти­вой для тру­бо­про­вод­но­го газа, — пре­жде все­го для ази­ат­ско­го ре­ги­о­на с уче­том воз­мож­но­стей его до­став­ки на даль­ние рас­сто­я­ния. В Пет­ро­пав­лов­ске-Кам­чат­ском ПАО «НО­ВАТ­ЭК» по­стро­ит мор­ской тер­ми­нал по пе­ре­груз­ке СПГ, ко­то­рый до­став­ля­ет­ся в порт с Ямаль­ско­го по­лу­ост­ро­ва на спе­ци­аль­ных СПГ-тан­ке­рах ле­до­во­го клас­са и пе­ре­гру­жа­ет­ся на стан­дарт­ные тан­ке­ры для даль­ней­шей до­став­ки в стра­ны АТР. Ре­а­ли­за­ция про­ек­та от­ве­ча­ет как гло­баль­ным за­да­чам осво­е­ния Рос­си­ей ми­ро­во­го рын­ка СПГ, так и име­ет ре­ги­о­наль­ную про­ек­цию для Кам­чат­ско­го края в виде стро­и­тель­ства ин­фра­струк­тур­ных объ­ек­тов и ре­ше­ния про­бле­мы энер­ге­ти­че­ской без­опас­но­сти.

Та­ким об­ра­зом, в Кам­чат­ском крае со­зда­ют­ся усло­вия для раз­ви­тия ин­ве­сти­ци­он­ной ак­тив­но­сти как на му­ни­ци­паль­ном уровне, так и в рам­ках ми­ро­во­го трен­да на раз­ви­тие транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры во­сточ­но­го по­бе­ре­жья и СМП.

Кон­фи­гу­ра­ция элит на фоне по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти

Гу­бер­на­тор В.Илю­хин воз­глав­ля­ет Кам­чат­ский край с 2011 года, а до это­го дол­гое вре­мя ра­бо­тал в струк­ту­рах пол­пред­ства в ДФО. В 2015 году он был пе­ре­из­бран на пост гла­вы ре­ги­о­на в пер­вом туре с ре­зуль­та­том 75,48% го­ло­сов из­би­ра­те­лей. При­ме­ча­тель­но, что В.Илю­хин на­ря­ду с гу­бер­на­то­ром Чу­кот­ки Р.Ко­пи­ным на­хо­дит­ся на по­сту про­дол­жи­тель­ное вре­мя, то­гда как в дру­гих субъ­ек­тах ДФО в по­след­ние годы сме­ни­лись гла­вы. Бо­лее того, гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края яв­ля­ет­ся од­ним из немно­гих «тра­ди­ци­он­ных» глав ре­ги­о­нов, су­мев­шим со­хра­нить и укре­пить по­зи­ции в рам­ках тех­но­кра­ти­че­ско­го трен­да и мас­штаб­ной сме­ны ре­ги­о­наль­ных элит.

В про­шлом году В.Илю­хин при­нял ре­ше­ние о раз­де­ле­нии долж­но­стей гу­бер­на­то­ра и пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства: на пост гла­вы пра­ви­тель­ства на­зна­чен быв­ший гла­ва Ели­зов­ско­го му­ни­ци­паль­но­го рай­о­на Р.Ва­си­лев­ский. Ад­ми­ни­стра­тив­ная пе­ре­строй­ка поз­во­лит уточ­нить функ­ци­о­наль­ные обя­зан­но­сти на клю­че­вых долж­но­стях и в це­лом от­ве­ча­ет фе­де­раль­ной «про­ект­ной» мо­де­ли. В функ­ци­о­наль­ные обя­зан­но­сти пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства, по­ми­мо про­че­го, вхо­дит ку­ри­ро­ва­ние ре­а­ли­за­ции нац­про­ек­тов. Пе­ри­о­ди­че­ски про­во­дят­ся пе­ре­ста­нов­ки на уровне ре­ги­о­наль­ных ми­ни­стерств, но в кар­ди­наль­ной смене кон­фи­гу­ра­ции нет необ­хо­ди­мо­сти. В струк­ту­ре ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти Кам­чат­ско­го края на­счи­ты­ва­ет­ся те­перь уже 17 под­раз­де­ле­ний: в фев­ра­ле гу­бер­на­тор В.Илю­хин под­пи­сал указ о со­зда­нии но­во­го ми­ни­стер­ства ин­ве­сти­ций и пред­при­ни­ма­тель­ства. На­блю­да­те­ли в ре­ги­оне ожи­да­ют, что ми­ни­стер­ство воз­гла­вит ру­ко­во­ди­тель Агент­ства ин­ве­сти­ций и пред­при­ни­ма­тель­ства Кам­чат­ско­го края О.Ге­ра­си­мо­ва. Та­ким об­ра­зом, речь идет о по­вы­ше­нии ад­ми­ни­стра­тив­но­го ран­га дей­ству­ю­щей струк­ту­ры с уче­том при­о­ри­те­тов раз­ви­тия ре­ги­о­на, а не о со­зда­нии до­пол­ни­тель­но­го ве­дом­ства.

В ад­ми­ни­стра­тив­ном цен­тре ре­ги­о­на – Пет­ро­пав­лов­ске-Кам­чат­ском – в ап­ре­ле прой­дут вы­бо­ры гла­вы го­ро­да. О на­ме­ре­нии при­нять уча­стие в них за­яви­ли 12 кан­ди­да­тов. Преж­ний мэр Пет­ро­пав­лов­ска-Кам­чат­ско­го В.Ива­нен­ко в про­шлом году за­дер­жан по по­до­зре­нию в по­лу­че­нии взят­ки и на­хо­дит­ся под до­маш­ним аре­стом. По­ка­за­тель­на в этой свя­зи ре­ак­ция гу­бер­на­то­ра В.Илю­хи­на: он пуб­лич­но вы­сту­пил в под­держ­ку ини­ци­а­ти­вы воз­вра­ще­ния пря­мых вы­бо­ров мэра Пет­ро­пав­лов­ска-Кам­чат­ско­го для вос­ста­нов­ле­ния от­вет­ствен­но­сти чи­нов­ни­ков на ме­стах пе­ред граж­да­на­ми.

Ре­а­ли­за­ция этой ини­ци­а­ти­вы спо­соб­на по­ста­вить Кам­чат­ский край в ряд немно­го­чис­ленн­ных ре­ги­о­нов, в ко­то­рых про­во­дят­ся пря­мые вы­бо­ры глав ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров (Якутск, Но­во­си­бирск, Томск, Ха­ба­ровск, Улан-Удэ, Ана­дырь), од­на­ко в бли­жай­шее вре­мя это вряд ли ре­а­ли­зу­е­мо: в ад­ми­ни­стра­ции Пет­ро­пав­лов­ска-Кам­чат­ско­го об­ра­зо­вал­ся власт­ный ва­ку­ум. Тем не ме­нее в пер­спек­ти­ве, по­сле вне­се­ния по­пра­вок в ре­ги­о­наль­ное за­ко­но­да­тель­ство, это не ис­клю­че­но. Судя по ди­на­ми­ке об­ще­ствен­ных на­стро­е­ний от­но­си­тель­но мест­ных вы­бо­ров, ини­ци­а­ти­ва, без­услов­но, бу­дет под­дер­жа­на из­би­ра­те­ля­ми.

Элек­то­раль­ная си­ту­а­ция в Кам­чат­ском крае в по­след­ние годы вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

  • На вы­бо­рах пре­зи­ден­та РФ в 2018 году В.Пу­тин в крае по­лу­чил 69,44% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, П.Гру­ди­нин (КПРФ) – 16,95%, В.Жи­ри­нов­ский (ЛДПР) – 8,48%.
  • На вы­бо­рах де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной думы РФ в 2016 году по спи­соч­ной ча­сти «Еди­ная Рос­сия» по­лу­чи­ла 46,70% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, КПРФ – 12,59%, ЛДПР – 21,31%, «Спра­вед­ли­вая Рос­сия» — 4,42%.
  • На вы­бо­рах де­пу­та­тов Зак­со­бра­ния Кам­чат­ско­го края в 2016 году пар­тия «Еди­ная Рос­сия» по­лу­чи­ла 48,31% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, КПРФ – 15,15%, ЛДПР – 22,98%, «Спра­вед­ли­вая Рос­сия» — 7,01%, «Пат­ри­о­ты Рос­сии» — 2,10%.
  • На вы­бо­рах де­пу­та­тов го­род­ской думы Пет­ро­па­лов­ска-Кам­чат­ско­го в 2017 году пар­тия «Еди­ная Рос­сия» по­лу­чи­ла 48,96% го­ло­сов из­би­ра­те­лей, КПРФ – 17,34%, ЛДПР – 20,64%, «Спра­вед­ли­вая Рос­сия» — 8,76%.
  • На­ко­нец, как уже от­ме­ча­лось, на до­сроч­ных гу­бер­на­тор­ских вы­бо­рах гу­бер­на­то­ра Кам­чат­ско­го края в 2015 году В.Илю­хин по­бе­дил с ре­зуль­та­том 75,48% го­ло­сов из­би­ра­те­лей.

Та­ким об­ра­зом, элек­то­раль­ные по­ка­за­те­ли «Еди­ной Рос­сии» в Кам­чат­ском крае удер­жи­ва­ют­ся при­мер­но на од­ном — сред­нем – уровне в те­че­ние по­след­них элек­то­раль­ных цик­лов неза­ви­си­мо от уров­ня вы­бо­ров. В ре­ги­оне до­воль­но силь­ны по­зи­ции пар­тий пар­ла­мент­ской оп­по­зи­ции КПРФ и ЛДПР. При этом уро­вень про­тестной ак­тив­но­сти в Кам­чат­ском крае оста­ет­ся до­ста­точ­но низ­ким. Это от­ра­жа­ет­ся, на­при­мер, в спе­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ни­ях уров­ня про­тестной ак­тив­но­сти рос­сий­ских ре­ги­о­нов, в ко­то­рых Кам­чат­ка на­хо­дит­ся в “зе­ле­ной зоне”.[6]

Впро­чем, неза­ви­си­мо от рей­тин­го­вых оце­нок, в ре­ги­оне дей­стви­тель­но от­сут­ству­ют ка­кие-либо ор­га­ни­зо­ван­ные про­тестные дви­же­ния или осо­бая по­вест­ка, ко­то­рая бы спо­соб­ство­ва­ла их раз­ви­тию, что от­ли­ча­ет Кам­чат­ский от ряда дру­гих даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нов, где в по­след­ние годы, на­про­тив, от­ме­ча­ет­ся рез­кий рост про­тестной ак­тив­но­сти, име­ю­щей вполне ре­аль­ные элек­то­раль­ные про­ек­ции. При­чи­ны для недо­воль­ства жи­те­лей Кам­чат­ско­го края обу­слов­ле­ны пре­жде все­го об­ще­фе­де­раль­ны­ми трен­да­ми и свя­за­ны глав­ным об­ра­зом с со­ци­аль­ной сфе­рой.

Струк­тур­ная и со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка: сни­же­ние фи­нан­со­вой на­груз­ки

В по­след­нее вре­мя оче­ви­ден за­прос граж­дан на рас­ши­ре­ние со­ци­аль­ных обя­за­тельств ре­ги­о­наль­ной и фе­де­раль­ной вла­сти. Ощу­ще­ние со­ци­аль­ной неза­щи­щен­но­сти уси­ле­но на фоне ряда непо­пу­ляр­ных ре­форм, по­след­ствия ко­то­рых в ре­ги­о­нах осо­зна­ют­ся с раз­ной сте­пе­нью ин­тен­сив­но­сти. В Кам­чат­ском крае ре­а­ли­зу­ют­ся раз­лич­ные со­ци­аль­ные ини­ци­а­ти­вы для сни­же­ния фи­нан­со­вой на­груз­ки на на­се­ле­ние.

В кон­це 2019 года на уровне фе­де­раль­но­го пра­ви­тель­ства при­ня­та про­грам­ма «Даль­не­во­сточ­ная ипо­те­ка», уста­нав­ли­ва­ю­щая упро­щен­ный ре­жим ипо­теч­но­го кре­ди­то­ва­ния для жи­те­лей даль­не­во­сточ­ных ре­ги­о­нов. Про­грам­ма пред­по­ла­га­ет вы­да­чу кре­ди­тов под 2% го­до­вых для мо­ло­дых се­мей (до 35 лет). Кро­ме того, пред­при­ни­ма­ют­ся уси­лия по встра­и­ва­нию этой ини­ци­а­ти­вы в про­грам­му «Даль­не­во­сточ­ный гек­тар» для уве­ли­че­ния тем­пов стро­и­тель­ства но­во­го жи­лья. В Кам­чат­ском крае стро­и­тель­ство со­сре­до­то­че­но в ос­нов­ном в Пет­ро­пав­лов­ске-Кам­чат­ском и Ели­зов­ском рай­оне. Впро­чем, к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту вос­поль­зо­вать­ся про­грам­мой смог­ли толь­ко несколь­ко се­мей, что свя­за­но с об­щи­ми низ­ки­ми тем­па­ми стро­и­тель­ства жи­лья в ре­ги­оне, но с уче­том недав­не­го за­пус­ка про­грам­мы зна­чи­тель­ная часть за­явок на­хо­дит­ся на эта­пе рас­смот­ре­ния. Се­год­ня ка­кие-либо оцен­ки эф­фек­тив­но­сти ре­а­ли­за­ции про­грам­мы пока преж­де­вре­мен­ны. Прин­ци­пи­аль­ный вы­зов — в сти­му­ли­ро­ва­нии ак­тив­но­сти за­строй­щи­ков.

Кро­ме того, пра­ви­тель­ством Кам­чат­ско­го края при­ня­ты до­пол­ни­тель­ные меры по улуч­ше­нию жи­лищ­ной си­ту­а­ции мо­ло­дых се­мей, ко­то­рые мо­гут на­прав­лять­ся для опла­ты пер­во­на­чаль­но­го взно­са пер­во­на­чаль­но­го взно­са. Та­ким об­ра­зом, про­грам­ма «Даль­не­во­сточ­ная ипо­те­ка» под­дер­жи­ва­ет­ся ре­ги­о­наль­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми. При этом про­грам­ма суб­си­ди­ро­ва­ния улуч­ше­ния жи­лищ­ных усло­вий за­пу­ще­на рань­ше и уже при­ме­ня­ет­ся несколь­ко лет.

В Рос­сии недав­но за­пу­ще­на «му­сор­ная» ре­фор­ма (в об­щих чер­тах сво­дит­ся к вы­бо­ру еди­ных ре­ги­о­наль­ных опе­ра­то­ров по об­ра­ще­нию с тя­же­лы­ми бы­то­вы­ми от­хо­да­ми), ко­то­рая во мно­гих ре­ги­о­нах была вос­при­ня­та до­воль­но бо­лез­нен­но. На­про­тив, Кам­чат­ский край во­шел в груп­пу ре­ги­о­нов, в ко­то­рых в 2020 году за­фик­си­ро­ва­но сни­же­ние та­ри­фов на вы­воз му­со­ра. Бо­лее того, ре­ги­он от­но­сит­ся к груп­пе ли­де­ров по сни­же­нию «му­сор­но­го» та­ри­фа: этот по­ка­за­тель в ре­ги­оне со­ста­вил бо­лее 30%. К дру­гим субъ­ек­там с ана­ло­гич­ны­ми ре­зуль­та­та­ми от­но­сят­ся Том­ская и Амур­ская об­ла­сти, Ал­тай­ский край. Плав­ный и от­но­си­тель­но некон­фликт­ный вход в ре­фор­му, ко­то­рая вы­зва­ла мас­со­вую про­тест­ную вол­ну в ряде субъ­ек­тов, обес­пе­чен пу­тем тща­тель­ных под­го­то­ви­тель­ных уси­лий на уровне вла­стей ре­ги­о­на. В част­но­сти, был при­нят фор­мат рас­чё­та нор­ма­ти­вов не с че­ло­ве­ка, а в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства квад­рат­ных мет­ров. Дру­гой про­блем­ный ас­пект за­клю­чал­ся в рис­ках ро­ста та­ри­фов на об­слу­жи­ва­ние еди­ным опе­ра­то­ром от­да­лен­ных му­ни­ци­па­ли­те­тов, од­на­ко эф­фект от него были сгла­жен за счет ре­ги­о­наль­ной суб­си­дии для опе­ра­то­ра и льгот­но­го та­ри­фа для на­се­ле­ния этих тер­ри­то­рий.

Ос­но­вой про­мыш­лен­но­сти Кам­чат­ско­го края яв­ля­ет­ся рыб­ная от­расль, но за счет мас­штаб­но­го вы­во­за в дру­гие ре­ги­о­ны и экс­пор­та мо­жет стра­дать внут­рен­ний ре­ги­о­наль­ный ры­нок. В про­шлом году по­сле пе­ре­го­во­ров в фе­де­раль­ном пра­ви­тель­стве гу­бер­на­то­ру В.Илю­хи­ну уда­лость до­го­во­рить­ся о необ­хо­ди­мо­сти гиб­ких тре­бо­ва­ний по экс­пор­ту кам­чат­ской рыб­ной про­мыш­лен­но­сти, что­бы был со­блю­ден ба­ланс, а по­треб­но­сти жи­те­лей Кам­чат­ско­го края удо­вле­тво­ря­лись неза­ви­си­мо от пла­но­вых экс­порт­ных по­ка­за­те­лей. Та­ким об­ра­зом, при­ня­то ре­ше­ние сде­лать по­треб­но­сти на­ци­о­наль­но­го рын­ка при­о­ри­тет­ны­ми по от­но­ше­нию к экс­порт­ным. Тем бо­лее что рыб­ная про­мыш­лен­ность до­ста­точ­но чув­стви­тель­на к по­год­но-кли­ма­ти­че­ским из­ме­не­ни­ям, что на­кла­ды­ва­ет огра­ни­че­ния на осо­бен­но­сти пла­ни­ро­ва­ния объ­е­мов по­ста­вок.

В Кам­чат­ском крае про­жи­ва­ет мно­же­ство эт­ни­че­ских групп, ко­то­рые от­но­сят­ся к ка­те­го­рии ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов Се­ве­ра, Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка. Для ор­га­ни­за­ции усло­вий их су­ще­ство­ва­ния без на­ру­ше­ния при­выч­но­го укла­да в ре­ги­оне ре­гу­ляр­но про­во­дят­ся за­се­да­ния спе­ци­аль­ной ра­бо­чей груп­пы, со­здан­ной по ука­зу гу­бер­на­то­ра. В ре­зуль­та­те на нор­ма­тив­но-пра­во­вом уровне уда­лось от­ре­гу­ли­ро­вать осо­бен­но­сти хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти пред­ста­ви­те­лей ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов. Осо­бые пра­ви­ла дей­ству­ют и в от­но­ше­нии рыб­но­го про­мыс­ла, со­став­ля­ю­ще­го ос­но­ву ре­ги­о­наль­но­го хо­зяй­ствен­но­го укла­да.

[1]https://​economy.gov.ru/​material/​file/​764aafac33fa544aec5b3008619e92a8/​reiting_gchp_022020.pdf

[2] http://​www.ra-national.ru/​sites/​default/​files/​Obzor_Rating_Investment_Regions_VII_2020.pdf

[3] https://​asi.ru/​investclimate/​rating/

[4] https://​ria.ru/​20200217/​1564483827.html

[5] http://​investkamchatka.ru/​wp-content/​uploads/​2019/​02/​Ме­то­ди­ка-рей­тин­га-2019.pdf

[6] http://​kvnews.ru/​upload/​file/​IRE_Protestnaya_aktivnost_08052019.pdf

Ссылка


Возврат к списку