у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Будущее с Путиным

Будущее с Путиным 26.03.2020

Ор­лов Дмит­рий, ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских наук

  1. 20 лет с Пу­ти­ным: что они зна­чи­ли

26 мар­та 2000 года в Рос­сии со­сто­я­лись пре­зи­дент­ские вы­бо­ры, на ко­то­рых но­вым гла­вой го­су­дар­ства стал Вла­ди­мир Пу­тин. За про­шед­шие два­дцать лет Пу­тин стал од­ним из наи­бо­лее вли­я­тель­ных ми­ро­вых ли­де­ров. В Рос­сии Пу­тин все это вре­мя – без­аль­тер­на­тив­ный на­ци­о­наль­ный ли­дер. Имен­но по­это­му в по­след­ние годы в Рос­сии сфор­ми­ро­вал­ся за­прос на со­хра­не­ние Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным клю­че­во­го вли­я­ния на при­ня­тие важ­ней­ших ре­ше­ний и по­сле окон­ча­ния его пре­зи­дент­ских пол­но­мо­чий.

По дан­ным опро­са ис­сле­до­ва­тель­ско­го цен­тра Pew Research Center, про­ве­ден­но­го в на­ча­ле 2020 года, 33% ре­спон­ден­тов счи­та­ют, что Пу­тин при­ни­ма­ет пра­виль­ные ре­ше­ния. Пре­зи­дент Рос­сии обо­шел по это­му по­ка­за­те­лю пре­зи­ден­та США До­наль­да Трам­па[1].

Кри­зис на ми­ро­вом рын­ке неф­ти, эпи­де­мия ко­ро­на­ви­ру­са, си­рий­ский кри­зис, ядер­ное разору­же­ние – ре­ше­ние этих и мно­гих дру­гих ак­ту­аль­ных про­блем невоз­мож­но се­год­ня без уча­стия Пу­ти­на и Рос­сии, ко­то­рую он пред­став­ля­ет. Имен­но по­это­му ли­де­ры G7 недав­но пред­ло­жи­ли Рос­сии вер­нуть­ся в этот нефор­маль­ный клуб.

Сте­пень де­мо­ни­за­ции Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в ми­ро­вой по­ли­ти­ке на­ча­ла 20-х го­дов XXI века срав­ни­ма с де­мо­ни­за­ци­ей Иоси­фа Ста­ли­на по­сле окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Как от­ме­ча­ет аме­ри­кан­ский по­ли­то­лог, про­фес­сор Прин­стон­ско­го и Нью-Йорк­ско­го уни­вер­си­те­тов Сти­вен Коэн, «ни один со­вет­ский или пост­со­вет­ский ли­дер не под­вер­га­ет­ся та­ко­му без­осно­ва­тель­но­му и ди­ко­му очер­не­нию, как Пу­тин на про­тя­же­нии по­след­них де­ся­ти­ле­тий…»[2].

В Рос­сии все эти 20 лет до­ве­рие к Вла­ди­ми­ру Пу­ти­ну тра­ди­ци­он­но вы­со­ко, хотя его уро­вень и под­вер­жен си­ту­а­тив­ным ко­ле­ба­ни­ям. По дан­ным ВЦИ­ОМ, се­год­ня гла­ве го­су­дар­ства до­ве­ря­ют бо­лее 71,5% рос­си­ян, а 64,6% ре­спон­ден­тов одоб­ря­ют де­я­тель­ность Пу­ти­на на по­сту пре­зи­ден­та[3].

По­ли­ти­че­ская со­вре­мен­ной Рос­сии нераз­рыв­но свя­за­на с име­нем Пу­ти­на. Имен­но Пу­ти­ным ини­ци­и­ро­ва­ны и ре­а­ли­зо­ва­ны та­кие гло­баль­ные про­цес­сы, как рав­но­уда­ле­ние оли­гар­хов и на­ци­о­на­ли­за­ция элит. Уже ста­ли при­выч­ны­ми «Пря­мые ли­нии» с Пу­ти­ным, в ходе ко­то­рых пре­зи­дент в ре­жи­ме опе­ра­тив­но­го управ­ле­ния ре­ша­ет про­бле­мы кон­крет­ных граж­дан.

Мир, в ко­то­ром мы жи­вем, ча­сто на­зы­ва­ют «пу­тин­ской ста­биль­но­стью», а сто­рон­ни­ки пре­зи­ден­та со­став­ля­ют «пу­тин­ское боль­шин­ство». Как от­ме­ча­ло АПЭК в до­кла­де «Но­вое пу­тин­ское боль­шин­ство на­ка­нуне боль­шо­го по­ли­ти­че­ско­го тран­зи­та», сло­жив­ше­е­ся про­власт­ное боль­шин­ство оста­нет­ся «пу­тин­ским» и бу­дет опре­де­лять раз­ви­тие по­ли­ти­че­ско­го про­цес­са на пер­спек­ти­ву как ми­ни­мум еще двух сле­ду­ю­щих пре­зи­дент­ских сро­ков, то есть до 2036 года[4].

С лич­но­стью дей­ству­ю­ще­го пре­зи­ден­та это боль­шин­ство свя­зы­ва­ет не толь­ко свое на­сто­я­щее, но и бу­ду­щее. За вре­мя пре­бы­ва­ния Пу­ти­на у вла­сти вы­рос­ло но­вое по­ко­ле­ние. Эти люди ни­ко­гда не жили вне си­сте­мы Пу­ти­на, но им пред­сто­ит жить без него. Имен­но по­это­му в об­ще­стве сфор­ми­ро­вал­ся за­прос на даль­ней­шее пре­бы­ва­ние Пу­ти­на в си­сте­ме вла­сти как га­ран­та ста­биль­но­сти по­ло­же­ния «по­ко­ле­ния Пу­ти­на».

По­сле По­сла­ния Фе­де­раль­но­му со­бра­нию 15 ян­ва­ря в ходе встреч с об­ще­ствен­но­стью пре­зи­ден­ту неод­но­крат­но вы­ска­зы­ва­лись по­же­ла­ния о том, что­бы Рос­сия и даль­ше раз­ви­ва­лась при ак­тив­ном уча­стии Пу­ти­ным в про­цес­се при­ня­тия ре­ше­ний. При этом люди на­хо­дят­ся в недо­уме­нии[5] от того, что сам пре­зи­дент так или ина­че укло­ня­ет­ся от пря­мо­го от­ве­та на во­прос о сво­их даль­ней­ших пла­нах по­сле 2024 года.

До­ве­ряя пре­зи­ден­ту, люди го­то­вы предо­ста­вить Пу­ти­ну пра­во са­мо­му вы­стро­ить си­сте­му, в ко­то­рой бу­дет дей­ство­вать но­вое по­ли­ти­че­ское по­ко­ле­ние.

  1. Пу­тин с нами: что об этом го­во­рят со­цио­ло­ги

За вре­мя до­ми­ни­ро­ва­ния Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на в рос­сий­ской по­ли­ти­ке зна­чи­тель­но боль­ше ста­ла уве­рен­ность граж­дан Рос­сии в зав­траш­нем дне. По дан­ным со­цио­ло­гов ВЦИ­ОМ[6], если в 2000 году об этом за­яв­лял толь­ко каж­дый тре­тий опро­шен­ный (33%), то се­год­ня — уже каж­дый вто­рой (51%). Наи­бо­лее уве­ре­ны в сво­ем бу­ду­щем се­год­ня мо­ло­дые люди в воз­расте 18-24 лет (71%).

Зна­чи­тель­но уве­ли­чил­ся и го­ри­зонт пла­ни­ро­ва­ния рос­си­ян. Два­дцать лет на­зад 69% опро­шен­ных не мог­ли пред­ста­вить бу­ду­щее сво­ей се­мьи на срок бо­лее несколь­ких ме­ся­цев. Се­год­ня бо­лее по­ло­ви­ны ре­спон­ден­тов (57%) за­яв­ля­ют, что спо­соб­ны ясно пред­ста­вить бу­ду­щее сво­ей се­мьи на год и даже бо­лее зна­чи­тель­ный срок, при­чем каж­дый де­ся­тый (11%) — бо­лее чем на 10 лет.

Все эти со­цио­ло­ги­че­ские дан­ные про­ти­во­ре­чат пред­став­ле­ни­ям о яко­бы су­ще­ству­ю­щих в об­ще­стве «стра­хах» из-за ухо­да Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на из вла­сти. Если бы та­кие стра­хи су­ще­ство­ва­ли, пер­вы­ми в них по­ве­ри­ла бы мо­ло­дежь. Но это­го нет. Люди про­сто хо­тят услы­шать от пре­зи­ден­та, как даль­ше бу­дет раз­ви­вать­ся стра­на и ка­кое ме­сто в ре­а­ли­за­ции этих пла­нов раз­ви­тия от­во­дит себе сам Вла­ди­мир Пу­тин.

По дан­ным опро­са Ле­ва­да-цен­тра 23 – 29 ян­ва­ря 2020 года[7], 55% граж­дан Рос­сии вы­сту­па­ют за со­хра­не­ние за Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным опре­де­ля­ю­ще­го вли­я­ния на ре­ше­ния о бу­ду­щем стра­ны. При этом за­прос в об­ще­стве на со­хра­не­ние Пу­ти­ным ве­ду­щей роли в на­шей по­ли­ти­ке яв­ля­ет­ся дол­го­вре­мен­ным и не ме­ня­ет­ся в те­че­ние по­след­них лет. Так, в июле 2019 года оста­вить Пу­ти­на в Крем­ле и по­сле 2024 года хо­те­ли прак­ти­че­ски столь­ко же (54%) опро­шен­ных, а мак­си­маль­ным этот по­ка­за­тель был в ав­гу­сте 2017 года – 67%[8].

Дан­ные со­цио­ло­гов «Ле­ва­да-цен­тра» сви­де­тель­ству­ют о том, что струк­ту­ра за­про­са на со­хра­не­ние для Пу­ти­на пра­ва вли­ять на ре­ше­ния о бу­ду­щем стра­ны вы­гля­дит сле­ду­ю­щим об­ра­зом[9]. 27% на­ших граж­дан хо­тят ви­деть его и да­лее пре­зи­ден­том Рос­сии, 11% — пред­се­да­те­лем пра­ви­тель­ства Рос­сии, 9% — ли­де­ром пар­тии «Еди­ная Рос­сия», 4% — пре­зи­ден­том Со­юз­но­го го­су­дар­ства Рос­сии и Бе­ло­рус­сии и 4% — ли­де­ром на­ции и сек­ре­та­рем Со­ве­та без­опас­но­сти РФ.

При этом боль­шин­ство, сфор­ми­ро­вав­шее за­прос на со­хра­не­ние за Пу­ти­ным глав­ной роли в рос­сий­ской по­ли­ти­ке, не яв­ля­ет­ся в сво­их пред­став­ле­ни­ях о мо­ти­вах при­ни­ма­е­мых ре­ше­ний на­ив­ным или за­ви­си­мым от це­ле­на­прав­лен­но­го воз­дей­ствия на него[10]. Так, из 55% рос­си­ян, со­глас­ных с дан­ным за­про­сом, 47% по­ла­га­ют, что пре­зи­дент­ские по­прав­ки в Кон­сти­ту­цию вно­сят­ся в ин­те­ре­сах са­мо­го Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на, что­бы рас­ши­рить его пол­но­мо­чия и поз­во­лить ему остать­ся у вла­сти и по­сле 2024 года.

Люди хо­тят, что­бы Пу­тин со­хра­нил свое опре­де­ля­ю­щее вли­я­ние на про­цесс при­ня­тия клю­че­вых ре­ше­ний в стране по­то­му, что убе­ди­лись в его эф­фек­тив­но­сти – Пу­тин успеш­но ре­ша­ет про­бле­мы стра­ны[11]. В этом, по дан­ным опро­сов Ле­ва­да-цен­тра, уве­ре­ны око­ло тре­ти рос­си­ян. Еще око­ло 20% рос­си­ян ве­рят в то, что Пу­ти­ну удаст­ся ре­шить про­бле­мы стра­ны в бу­ду­щем. Кро­ме того, для по­чти по­ло­ви­ны на­ших граж­дан Пу­тин — это при­выч­ка, они в на­сто­я­щий мо­мент не ви­дят ему аль­тер­на­ти­вы.

Для тех, кто хо­чет, что­бы Пу­тин и да­лее до­ми­ни­ро­вал в рос­сий­ской по­ли­ти­ке, важ­но, что­бы пре­зи­дент в пер­во­оче­ред­ном по­ряд­ке за­нял­ся про­бле­мой со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния об­ще­ства. Имен­но в этом со­сто­ит за­прос на спра­вед­ли­вость, ко­то­рый фор­му­ли­ру­ет наше об­ще­ство в те­че­ние мно­гих лет.

Еще два года на­зад 59% опро­шен­ных рос­си­ян счи­та­ли, что бу­ду­щее Рос­сии долж­но стро­ить­ся на ос­но­ве со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти (дан­ные Ин­сти­ту­та со­цио­ло­гии РАН). При этом боль­шин­ство рос­си­ян (62%) ве­рит, что до­сти­же­ние со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти за­ви­сит в первую оче­редь от вла­сти. Од­на­ко, счи­та­ют люди, ны­неш­няя по­ли­ти­ка вла­сти ско­рее пре­пят­ству­ет укреп­ле­нию спра­вед­ли­во­сти в об­ще­стве или ни­как не вли­я­ет на нее (32% и 30% со­от­вет­ствен­но). Чаще все­го рос­си­яне по­ни­ма­ют под со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­стью ра­вен­ство, рав­но­пра­вие, за­кон­ность и эко­но­ми­че­ское бла­го­по­лу­чие. А сфе­ра­ми, в ко­то­рых спра­вед­ли­во­сти осо­бен­но не хва­та­ет, на­зы­ва­ют ме­ди­ци­ну, об­ра­зо­ва­ние и со­ци­аль­ную по­ли­ти­ку[12].

Как от­ме­ча­ют со­цио­ло­ги, в 2019 году на мак­си­маль­ном за всю ис­то­рию на­блю­де­ний уровне ока­за­лось ко­ли­че­ство тех, кого бес­по­ко­ит про­из­вол чи­нов­ни­ков, – 16%. По­чти на од­ном уровне (29%), на­чи­ная с 2005 года, на­хо­дит­ся ко­ли­че­ство недо­воль­ных рас­сло­е­ни­ем на бо­га­тых и бед­ных, неспра­вед­ли­вым рас­пре­де­ле­ни­ем до­хо­дов[13].

Про­дол­же­ние на­ци­о­на­ли­за­ции элит и их са­мо­огра­ни­че­ние – в этом люди ви­дят от­вет на за­прос на кор­рек­цию си­сте­мы Пу­ти­на, ко­то­рая в прин­ци­пе их устра­и­ва­ет.

Ре­а­ли­за­ция пла­нов раз­ви­тия стра­ны и до­сти­же­ние на­ци­о­наль­ных це­лей раз­ви­тия под­ра­зу­ме­ва­ют со­зда­ние но­во­го ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го кар­ка­са. В этом кар­ка­се долж­на быть жест­ко, на по­сто­ян­ной ос­но­ве за­фик­си­ро­ва­на роль от­дель­ных ин­сти­ту­тов и эле­мен­тов «си­сте­мы Пу­ти­на».

  1. Пу­тин и на­ци­о­наль­ные цели раз­ви­тия

Пла­ны раз­ви­тия стра­ны в по­ни­ма­нии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на нераз­рыв­но свя­за­ны с ро­стом ка­че­ства жиз­ни граж­дан Рос­сии. В сво­ем По­сла­нии Фе­де­раль­но­му со­бра­нию 15 ян­ва­ря это­го года пре­зи­дент еще раз сфор­му­ли­ро­вал свою глав­ную цель как ли­де­ра на­ции. «Наша за­да­ча – обес­пе­чить вы­со­кие стан­дар­ты жиз­ни, рав­ные воз­мож­но­сти для каж­до­го че­ло­ве­ка на всей тер­ри­то­рии стра­ны. Имен­но на до­сти­же­ние та­кой цели на­прав­ле­ны на­ци­о­наль­ные про­ек­ты, все наши пла­ны раз­ви­тия»[14], — от­ме­тил гла­ва го­су­дар­ства.

В ходе пред­вы­бор­ной кам­па­нии на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах 2018 года Вла­ди­мир Пу­тин сфор­му­ли­ро­вал глав­ные на­ци­о­наль­ные цели раз­ви­тия Рос­сии. По­сле по­бе­ды Пу­ти­на на вы­бо­рах де­вять це­лей раз­ви­тия были сфор­му­ли­ро­ва­ны в Ука­зе Пре­зи­ден­та РФ от 7 мая 2018 года «О на­ци­о­наль­ных це­лях и стра­те­ги­че­ских за­да­чах раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на пе­ри­од до 2024 года»[15].

Пе­ре­чис­лим эти цели.

  1. Обес­пе­че­ние устой­чи­во­го есте­ствен­но­го ро­ста чис­лен­но­сти на­се­ле­ния РФ.

Ука­зом пре­зи­ден­та за­пла­ни­ро­ва­но сни­же­ние по­ка­за­те­лей смерт­но­сти на­се­ле­ния тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та (до 350 слу­ча­ев на 100 тыс. на­се­ле­ния). По мне­нию Пу­ти­на, в 2024 году ко­эф­фи­ци­ент рож­да­е­мо­сти дол­жен быть ра­вен 1,7[16]. В 2019 году этот по­ка­за­тель незна­чи­тель­но пре­вы­сил зна­че­ние 1,5.

  1. По­вы­ше­ние ожи­да­е­мой про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет).

В про­шлом году про­дол­жи­тель­ность жиз­ни в Рос­сии, по дан­ным из По­сла­ния пре­зи­ден­та Фе­де­раль­но­му со­бра­нию, пре­вы­си­ла 73 года.

  1. Обес­пе­че­ние устой­чи­во­го ро­ста ре­аль­ных до­хо­дов граж­дан, а та­к­же ро­ста уров­ня пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния выше уров­ня ин­фля­ции.

Ре­аль­ные де­неж­ные до­хо­ды на­се­ле­ния РФ в 2019 году, по дан­ным Рос­ста­та, в сред­нем по стране вы­рос­ли на 1,5% по срав­не­нию с 2018 го­дом. При этом но­ми­наль­ные сред­не­ду­ше­вые де­неж­ные до­хо­ды в про­шед­шем году со­ста­ви­ли 35188 руб­лей, что на 6,1% выше, чем в 2018 году[17].

  1. Сни­же­ние в два раза уров­ня бед­но­сти.

До­сти­же­ние этой цели пре­зи­дент пла­ни­ру­ет обес­пе­чить пу­тем по­все­мест­но­го рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки со­ци­аль­но­го кон­трак­та. В По­сла­нии-2020 пре­зи­ден­том по­став­ле­на за­да­ча в 2021 году внед­рить ме­ха­низм со­ци­аль­но­го кон­трак­та во всех субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции. Пока же, по дан­ным пра­ви­тель­ства Рос­сии[18], в про­шлом году со­ци­аль­ный кон­тракт был рас­про­стра­нен на 250-300 ты­сяч че­ло­век.

  1. Улуч­ше­ние жи­лищ­ных усло­вий не ме­нее 5 млн. се­мей еже­год­но.

В 2018 году, по дан­ным Рос­ста­та[19], чис­ло се­мей, по­лу­чив­ших жи­лье или улуч­шив­ших свои жи­лищ­ные усло­вия, со­ста­ви­ло толь­ко 99.247.

  1. Уско­ре­ние тех­но­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны.

Эта за­да­ча за­клю­чат­ся в уве­ли­че­нии ко­ли­че­ства ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих тех­но­ло­ги­че­ские ин­но­ва­ции, до 50 про­цен­тов от их об­ще­го чис­ла. В 2018 году этот по­ка­за­тель со­ста­вил в Рос­сии все­го 19,8%[20]. В По­сла­нии-2020 пре­зи­дент за­дал ори­ен­тир: к се­ре­дине те­ку­ще­го де­ся­ти­ле­тия каж­дый вто­рой учё­ный Рос­сии дол­жен стать мо­ло­же 40 лет.

  1. Обес­пе­че­ние уско­рен­но­го внед­ре­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в эко­но­ми­ке и со­ци­аль­ной сфе­ре.

Для до­сти­же­ния этой цели ста­вит­ся за­да­ча уве­ли­че­ния внут­рен­них за­трат на раз­ви­тие циф­ро­вой эко­но­ми­ки за счет всех ис­точ­ни­ков (по доле в ва­ло­вом внут­рен­нем про­дук­те) не ме­нее чем в 3 раза по срав­не­нию с 2017 го­дом (1,7%). В 2019-2020 гг. этот по­ка­за­тель пла­ни­ру­ет­ся на уровне 2,2-3%.

  1. Вхож­де­ние Рос­сии в чис­ло пяти круп­ней­ших эко­но­мик мира, обес­пе­че­ние тем­пов эко­но­ми­че­ско­го ро­ста выше ми­ро­вых при со­хра­не­нии мак­ро­эко­но­ми­че­ской ста­биль­но­сти, в том чис­ле ин­фля­ции на уровне, не пре­вы­ша­ю­щем 4 про­цен­тов.

Се­год­ня Рос­сия за­ни­ма­ет ше­стое ме­сто[21] в рей­тин­ге ве­ду­щих эко­но­мик мира, ин­фля­ция за 2019 год[22] со­ста­ви­ла 3%. Как от­ме­ча­ет Пу­тин в По­сла­нии-2020, в 2021 году тем­пы ро­ста ВВП Рос­сии долж­ны быть выше ми­ро­вых. Еже­год­ный при­рост ин­ве­сти­ций дол­жен со­став­лять не ме­нее 5%, их долю в ВВП стра­ны нуж­но уве­ли­чить с те­ку­щих 21% до 25% в 2024 году.

  1. Со­зда­ние в ба­зо­вых от­рас­лях эко­но­ми­ки вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­но­го экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­но­го сек­то­ра.

По это­му на­прав­ле­нию пре­зи­дент по­ста­вил за­да­чу со­здать, пре­жде все­го в об­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти и аг­ро­про­мыш­лен­ном ком­плек­се, про­из­вод­ства, раз­ви­ва­ю­щи­е­ся на ос­но­ве со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий и обес­пе­чен­ные вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми кад­ра­ми. По дан­ным пра­ви­тель­ства Рос­сии[23], в 2017 году экс­порт из Рос­сии несы­рье­вых неэнер­ге­ти­че­ских то­ва­ров со­ста­вил 133,5 млрд. дол­ла­ров США, в том чис­ле про­дук­ции ма­ши­но­стро­е­ния — 28,2 млрд. дол­ла­ров, аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са — 20,7 млрд. дол­ла­ров. К 2024 году пла­ни­ру­ет­ся до­стичь уров­ня в 250 млрд. дол­ла­ров по экс­пор­ту несы­рье­вых неэнер­ге­ти­че­ских то­ва­ров, в том чис­ле по ма­ши­но­стро­е­нию — до 60 млрд. дол­ла­ров, по аг­ро­про­мыш­лен­но­му ком­плек­су — до 45 млрд. дол­ла­ров.

Неко­то­рые из на­ци­о­наль­ных це­лей и за­дач раз­ви­тия, сфор­му­ли­ро­ван­ных в Ука­зе пре­зи­ден­та от 7 мая 2018 года, необ­хо­ди­мо скор­рек­ти­ро­вать. Гло­баль­ный эко­но­ми­че­ский кри­зис, охва­тив­ший мир в свя­зи с па­де­ни­ем цен на нефть и эпи­де­ми­ей ко­ро­на­ви­ру­са, та­к­же уже вно­сит кор­рек­ти­вы в пла­ны Пу­ти­на по раз­ви­тию Рос­сии. Кор­рек­ция и уточ­не­ние на­ци­о­наль­ных це­лей раз­ви­тия Рос­сии необ­хо­ди­мы еще и по­то­му, что со­зда­ет­ся но­вый ин­сти­ту­ци­о­наль­ный кар­кас раз­ви­тия с Пу­ти­ным в глав­ной роли. Фак­ти­че­ски Пу­тин уже в По­сла­нии-2020 при­сту­пил к этой кор­рек­ции, за­явив о необ­хо­ди­мо­сти вне­сти из­ме­не­ния в нац­про­ек­ты по об­ра­зо­ва­нию и здра­во­охра­не­нию.

В то же вре­мя оче­вид­но, что Вла­ди­мир Пу­тин не дол­жен ис­прав­лять ошиб­ки бю­ро­кра­тии и ин­сти­ту­тов раз­ви­тия в ре­а­ли­за­ции на­ме­чен­ных им на­ци­о­наль­ных це­лей. Имен­но по­это­му в Кон­сти­ту­цию вне­се­ны «со­ци­аль­ные» по­прав­ки, ко­то­рые жест­ко фик­си­ру­ют ба­зо­вые кон­стан­ты мак­ро­эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти (обя­за­тель­ная ин­дек­са­ция пен­сий, при­вяз­ка МРОТ к про­жи­точ­но­му ми­ни­му­му).

  1. Си­сте­ма Пу­ти­на. Ло­ги­ка кон­сти­ту­ци­он­ной ре­фор­мы

По­че­му Вла­ди­мир Пу­тин ре­шил пой­ти на кон­сти­ту­ци­он­ную ре­фор­му, не ме­няя дей­ству­ю­щую Кон­сти­ту­цию це­ли­ком?

За два­дцать лет пре­бы­ва­ния у вла­сти пре­зи­дент вы­стро­ил Си­сте­му Пу­ти­на. Пу­тин — ее ос­но­ва, ар­хи­тек­тор и мо­де­ра­тор.

О том, что это имен­но си­сте­ма, пре­зи­дент неод­но­крат­но го­во­рил, на­чи­ная с пер­вых ме­ся­цев сво­е­го прав­ле­ния. «Нуж­но со­здать по­ли­ти­че­скую и эко­но­ми­че­скую си­сте­мы, ко­то­рые мог­ли бы стать на­деж­ным фак­то­ром за­щи­ты по­ли­ти­че­ских рис­ков. Эти два про­цес­са – до­сти­же­ние ста­биль­но­сти в по­ли­ти­ке и устой­чи­во­сти в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии – не мо­гут идти вне свя­зи друг с дру­гом», — под­чер­ки­вал Пу­тин в сво­ем вы­ступ­ле­нии[24] на съез­де по­ли­ти­че­ско­го дви­же­ния «Един­ство» в мае 2000 года.

«Мы… по­сто­ян­но раз­ви­ва­ем го­су­дар­ствен­ную и по­ли­ти­че­скую си­сте­му, де­ла­ем её бо­лее гиб­кой, спо­соб­ной адап­ти­ро­вать­ся к быст­рым пе­ре­ме­нам со­вре­мен­но­го мира», — под­чер­ки­вал Пу­тин в сво­ем вы­ступ­ле­нии[25] на XVII съез­де «Еди­ной Рос­сии» в де­каб­ре 2017 года.

Клю­че­вой па­ра­метр Си­сте­мы Пу­ти­на — ста­биль­ность. В тео­рии при­ня­тия ре­ше­ний ста­биль­ность — это спо­соб­ность си­сте­мы не со­вер­шать де­эво­лю­ци­он­но­го пе­ре­хо­да в мо­мент сме­ны лица, при­ни­ма­ю­ще­го ре­ше­ния[26]. Это опре­де­ле­ние ста­биль­но­сти как нель­зя луч­ше под­хо­дит для опи­са­ния ха­рак­те­ра рос­сий­ской внут­рен­ней по­ли­ти­ки на­чи­ная с 2018 года. Имен­но это об­сто­я­тель­ство по­сто­ян­но име­ет в виду и сам пре­зи­дент.

«Сей­час дей­стви­тель­но…важ­нее даже ста­биль­ность, спо­кой­ное раз­ви­тие стра­ны, но по­том, ко­гда стра­на на­бе­рёт по­боль­ше уве­рен­но­сти в себе, по­боль­ше ре­сур­сов вся­ких, «жир­ка», что на­зы­ва­ет­ся, то­гда точ­но со­вер­шен­но нуж­но, без­услов­но, обес­пе­чить сме­ня­е­мость вла­сти», — ска­зал[27] Пу­тин 6 мар­та на встре­че с об­ще­ствен­но­стью Ива­нов­ской об­ла­сти.

Все ре­ше­ния пре­зи­ден­та по ре­фор­ми­ро­ва­нию или транс­фор­ма­ции клю­че­вых эле­мен­тов и ин­сти­ту­тов «си­сте­мы Пу­ти­на» под­чи­не­ны все эти 20 лет еди­ной ло­ги­ке. Она со­сто­ит в том, что ее ин­сти­ту­ты и эле­мен­ты долж­ны по­сто­ян­но ра­бо­тать в со­от­вет­ствии со сло­жив­шим­ся пра­ви­ла­ми и уста­но­вив­ши­ми­ся прак­ти­ка­ми. Пу­тин все­гда стре­мил­ся к тому, что­бы Си­сте­ма Пу­ти­на ра­бо­та­ла эф­фек­тив­но без его каж­до­днев­но­го лич­но­го уча­стия.

Се­год­ня Пу­тин опре­де­лен­но ощу­ща­ет, что пока не все ин­сти­ту­ты и эле­мен­ты Си­сте­мы ра­бо­та­ют с долж­ной эф­фек­тив­но­стью. «И внут­ри стра­ны у нас, к со­жа­ле­нию, мно­гое ещё пока сде­ла­но, как в на­ро­де го­во­рят, «на жи­вую нит­ку», и пока ещё очень мно­го у нас уяз­ви­мо­го. Это ка­са­ет­ся и внут­ри­по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти, меж­на­ци­о­наль­но­го и меж­ре­ли­ги­оз­но­го со­гла­сия, эко­но­ми­че­ско­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия», — так объ­яс­нял[28] пре­зи­дент де­пу­та­там Гос­ду­мы ло­ги­ку сво­их дей­ствий по вне­се­нию кон­сти­ту­ци­он­ных по­пра­вок.

Вла­ди­мир Пу­тин – че­ло­век прин­ци­пов. И имен­но эти прин­ци­пы Пу­тин се­год­ня де­ла­ет ос­но­вой но­во­го ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го кар­ка­са – на­равне с ба­зо­вы­ми кон­стан­та­ми мак­ро­эко­но­ми­че­ской и со­ци­аль­ной ста­биль­но­сти.

«По­прав­ки в Кон­сти­ту­цию на­прав­ле­ны на то, что­бы укре­пить наш су­ве­ре­ни­тет, наши тра­ди­ции и наши цен­но­сти. На то, что­бы рас­ши­рить и кон­кре­ти­зи­ро­вать со­ци­аль­ные га­ран­тии на­ших граж­дан, а зна­чит, пол­нее рас­крыть со­ци­аль­ный ха­рак­тер на­ше­го го­су­дар­ства. В це­лом со­здать усло­вия для уве­рен­но­го, по­сту­па­тель­но­го, эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия Рос­сии на дли­тель­ную ис­то­ри­че­скую пер­спек­ти­ву», — так Пу­тин сфор­му­ли­ро­вал де­пу­та­там Гос­ду­мы ба­зо­вые цели кон­сти­ту­ци­он­ной ре­фор­мы.

Жест­кая фик­са­ция в Кон­сти­ту­ции Рос­сии по­ли­ти­че­ских прин­ци­пов Пу­ти­на де­ла­ет Си­сте­му Пу­ти­на бо­лее устой­чи­вой к внеш­ним и внут­рен­ним угро­зам, чре­ва­тым по­те­рей ста­биль­но­сти.

Семь прин­ци­пов Пу­ти­на: кон­стан­ты по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

  1. Су­ве­ре­ни­тет на­ро­да дол­жен быть без­услов­ным. Воля на­ро­да как но­си­те­ля су­ве­ре­ни­те­та и глав­но­го ис­точ­ни­ка вла­сти име­ет ре­ша­ю­щее зна­че­ние.
  1. Мис­сия пуб­лич­ной вла­сти за­клю­ча­ет­ся в слу­же­нии Рос­сии. Спра­вед­ли­вость и мо­раль­ное пра­во при­ни­мать ре­ше­ния, за­тра­ги­ва­ю­щие судь­бы лю­дей, — ос­но­ва ее ра­бо­ты.
  1. В лю­бой си­ту­а­ции и на всей тер­ри­то­рии стра­ны долж­ны в пол­ной мере ис­пол­нять­ся со­ци­аль­ные обя­за­тель­ства, взя­тые на себя пуб­лич­ной вла­стью.
  1. Ос­нов­ные по­ли­ти­че­ские силы стра­ны вы­сту­па­ют с пат­ри­о­ти­че­ских по­зи­ций, от­ра­жа­ют ин­те­ре­сы сво­их сто­рон­ни­ков и из­би­ра­те­лей.
  1. Рос­сия долж­на оста­вать­ся силь­ной пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой. При этом об­ще­ство долж­но иметь га­ран­тии, что сме­на вла­сти обес­пе­че­на[29].
  1. Про­шлое, на­сто­я­щее и бу­ду­щее Рос­сии вза­и­мо­свя­за­ны[30].
  1. Нуж­ны га­ран­тии недо­пу­сти­мо­сти но­вых по­пы­ток де­ста­би­ли­зи­ро­вать си­ту­а­цию в стране[31].

10 мар­та 2020 года Вла­ди­мир Пу­тин по­лу­чил от по­ли­ти­че­ско­го клас­са ман­дат на фор­ми­ро­ва­ние но­во­го ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го кар­ка­са для обес­пе­че­ния раз­ви­тия стра­ны. Те­перь этот ман­дат долж­ны под­твер­дить из­би­ра­те­ли в ходе го­ло­со­ва­ния по по­прав­кам в Кон­сти­ту­цию.

  1. Но­вый ин­сти­ту­ци­о­наль­ный кар­кас и его ос­нов­ные эле­мен­ты

За­фик­си­ро­вав с по­мо­щью по­пра­вок в Кон­сти­ту­цию ба­зо­вые по­ли­ти­че­ские, мак­ро­эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные кон­стан­ты, пре­зи­дент при­сту­па­ет к оче­ред­ной от­лад­ке и пе­ре­на­строй­ке ос­нов­ных эле­мен­тов и ин­сти­ту­тов Си­сте­мы Пу­ти­на. В эпо­ху де­цен­тра­ли­за­ции и рас­па­да гло­ба­лист­ско­го ми­ро­во­го про­ек­та Рос­сия долж­на быть еще бо­лее адап­тив­на к внеш­ней сре­де.

В от­ли­чие от по­ли­ти­ков-ма­ни­пу­ля­то­ров Пу­тин ни­ко­гда не от­ка­зы­ва­ет­ся от уже су­ще­ству­ю­щих ин­сти­ту­тов, он адап­ти­ру­ет их для ре­ше­ния но­вых за­дач.

Вве­де­ние в Си­сте­му Пу­ти­на но­вых эле­мен­тов и ин­сти­ту­тов, и осо­бен­но пре­сло­ву­тых «бо­ко­вых схем», ко­то­рые под­ра­зу­ме­ва­ют па­рал­ле­лизм вет­вей и цен­тров вла­сти, пре­зи­дент ка­те­го­ри­че­ски не при­ем­лет.

«На­де­ле­ние дру­гих ор­га­нов вла­сти, цен­тров вла­сти, та­ких как Со­вет Без­опас­но­сти или Гос­со­вет, тем бо­лее на­пря­мую на­ро­дом не из­би­ра­е­мых, ка­ки­ми бы то ни было се­рьёз­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми пре­зи­дент­ско­го ха­рак­те­ра, непра­виль­но и непри­ем­ле­мо, бо­лее того, опас­но», — под­черк­нул пре­зи­дент в сво­ем вы­ступ­ле­нии в Гос­ду­ме 10 мар­та.

Стрем­ле­ние Пу­ти­на по­вы­сить ин­сти­ту­ци­о­наль­ное ка­че­ство Си­сте­мы опре­де­лен­но по­ни­жа­ет пер­со­на­лист­ские угро­зы ее функ­ци­о­ни­ро­ва­нию. Для ре­а­ли­за­ции на­ци­о­наль­ных це­лей и пла­нов раз­ви­тия стра­ны на сред­не­сроч­ную и дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву Пу­тин кон­стру­и­ру­ет но­вый ин­сти­ту­ци­о­наль­ный кар­кас.

Ос­нов­ные эле­мен­ты ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го кар­ка­са

  • Пу­тин — ар­хи­тек­тор и мо­де­ра­тор

Пу­тин — ос­но­ва но­во­го ин­сти­ту­ци­о­наль­но­го кар­ка­са, его ар­хи­тек­тор и мо­де­ра­тор. Пу­тин не мо­жет быть ар­бит­ром в этом кар­ка­се, ина­че он бу­дет для него внеш­ним эле­мен­том. Опи­сы­вая для де­пу­та­тов Гос­ду­мы пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та в но­вом ин­сти­ту­ци­о­наль­ном кар­ка­се, Пу­тин фак­ти­че­ски под­твер­жда­ет пред­по­ло­же­ние о клю­че­вом зна­че­нии для него та­ких па­ра­мет­ров си­сте­мы, как ста­биль­ность и раз­ви­тие. «Имен­но пре­зи­дент яв­ля­ет­ся… га­ран­том без­опас­но­сти на­ше­го го­су­дар­ства, его внут­рен­ней ста­биль­но­сти и внут­рен­не­го, эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия»[32], — го­во­рит Пу­тин.

  • Со­вет без­опас­но­сти

Со­вет без­опас­но­сти был и оста­ет­ся выс­шим кон­суль­та­тив­ным ор­га­ном при пре­зи­ден­те Рос­сии.

Со­вет без­опас­но­сти обес­пе­чи­ва­ет на по­сто­ян­ной ос­но­ве оцен­ку со­от­вет­ствия на­ци­о­наль­ных це­лей, пла­нов раз­ви­тия и мер по их прак­ти­че­ской ре­а­ли­за­ции на­ци­о­наль­ным ин­те­ре­сам Рос­сии, на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти, неза­ви­си­мо­сти и тер­ри­то­ри­аль­ной це­лост­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

В свя­зи с про­цес­сом вне­се­ния по­пра­вок в Кон­сти­ту­цию пол­но­мо­чия Со­ве­та без­опас­но­сти Рос­сии были кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны в Ука­зе пре­зи­ден­та Рос­сии №175[33] от 7 мар­та 2020 года.

  • Го­су­дар­ствен­ный со­вет

Во­круг бу­ду­щих пол­но­мо­чий Гос­со­ве­та в раз­но­го рода «тран­зит­ных» схе­мах ве­лась ин­тен­сив­ная по­ли­ти­че­ская по­ле­ми­ка, ко­то­рую пре­кра­тил сам Вла­ди­мир Пу­тин.

Пре­зи­дент от­ка­зал­ся от на­ро­чи­тых пред­ло­же­ний воз­гла­вить Гос­со­вет по­сле ухо­да с по­ста пре­зи­ден­та, по­сколь­ку, по его мне­нию, на­де­ле­ние Гос­со­ве­та ка­ки­ми-то осо­бы­ми пол­но­мо­чи­я­ми бу­дет озна­чать «си­ту­а­цию двое­вла­стия в стране, что для Рос­сии аб­со­лют­но гу­би­тель­но»[34].

По­это­му Гос­со­вет Рос­сии в но­вом ин­сти­ту­ци­о­наль­ном кар­ка­се — это ре­ко­мен­да­тель­ный ор­ган при пре­зи­ден­те[35], обес­пе­чи­ва­ю­щий эф­фек­тив­ность вза­и­мо­дей­ствия ис­пол­ни­тель­ной и за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в ходе до­сти­же­ния на­ци­о­наль­ных це­лей и ре­а­ли­за­ции пла­нов раз­ви­тия.

  • Пра­вя­щая пар­тия «Еди­ная Рос­сия»

В но­вом ин­сти­ту­ци­о­наль­ном кар­ка­се «Еди­ной Рос­сии» от­во­дит­ся одна из клю­че­вых ро­лей. В ло­ги­ке Пу­ти­на важ­ней­шая за­да­ча пар­тии – «обес­пе­чить об­ще­ствен­ную кон­со­ли­да­цию во­круг дол­го­сроч­ной стра­те­гии дви­же­ния Рос­сии впе­рёд»[36].

В ходе ре­а­ли­за­ции сфор­му­ли­ро­ван­ных Пу­ти­ным на­ци­о­наль­ных це­лей «Еди­ная Рос­сия» долж­на быть эф­фек­тив­ным ка­на­лом вза­и­мо­дей­ствия и об­рат­ной свя­зи меж­ду Пу­ти­ным, вла­стью и из­би­ра­те­ля­ми.

Каж­дый год в ходе Еди­но­го дня го­ло­со­ва­ния про­ис­хо­дит оцен­ка из­би­ра­те­лем эф­фек­тив­но­сти «Еди­ной Рос­сии» в этом ка­че­стве.

  • Пра­ви­тель­ство Рос­сии и гла­вы субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции

Пра­ви­тель­ство и гу­бер­на­то­ры яв­ля­ют­ся в но­вом ин­сти­ту­ци­о­наль­ном кар­ка­се ис­пол­ни­тель­ным кон­ту­ром вла­сти, от­ве­ча­ю­щим за прак­ти­че­скую ре­а­ли­за­цию пла­нов раз­ви­тия. Имен­но по­это­му в По­сла­нии-2020 Вла­ди­мир Пу­тин рез­ко под­нял по­ли­ти­че­скую зна­чи­мость пра­ви­тель­ства и глав ре­ги­о­нов, на­сто­яв на за­пре­те для пре­мье­ра, ми­ни­стров и выс­ших чи­нов­ни­ков иметь ино­стран­ное граж­дан­ство или вид на жи­тель­ство дру­го­го го­су­дар­ства.

  • Го­су­дар­ствен­ная дума и Со­вет Фе­де­ра­ции

Ниж­няя и верх­няя па­ла­ты Фе­де­раль­но­го со­бра­ния РФ иг­ра­ют весь­ма важ­ную роль в но­вом ин­сти­ту­ци­о­наль­ном кар­ка­се, ко­то­рый кон­стру­и­ру­ет пре­зи­дент. Они от­ве­ча­ют за за­ко­но­да­тель­ное оформ­ле­ние пла­нов раз­ви­тия стра­ны и пар­ла­мент­ский кон­троль за хо­дом и эф­фек­тив­но­стью их ре­а­ли­за­ции.

В свя­зи с этим в По­сла­нии-2020 Вла­ди­мир Пу­тин зна­чи­тель­но уси­ли­ва­ет пол­но­мо­чия Гос­ду­мы и Со­ве­та Фе­де­ра­ции в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния пра­ви­тель­ства и кон­тро­ля за его де­я­тель­но­стью.

Ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та по­лу­ча­ет пра­во не про­сто со­гла­со­ва­ния, а утвер­жде­ния кан­ди­да­ту­ры гла­вы пра­ви­тель­ства Рос­сии. Гос­ду­ма та­к­же дает свое со­гла­сие на на­зна­че­ние всех вице-пре­мье­ров и фе­де­раль­ных ми­ни­стров. При этом пре­зи­дент Рос­сии бу­дет обя­зан на­зна­чить их на долж­ность — то есть не впра­ве от­кло­нить утвер­ждён­ные пар­ла­мен­том кан­ди­да­ту­ры.

Со­вет Фе­де­ра­ции ста­но­вит­ся зна­чи­тель­но бли­же к пре­зи­ден­ту стра­ны, по­сколь­ку те­перь он по­лу­ча­ет воз­мож­ность по пред­став­ле­нию гла­вы го­су­дар­ства от­ре­шать от долж­но­сти су­дей Кон­сти­ту­ци­он­но­го и Вер­хов­но­го Су­дов в слу­чае со­вер­ше­ния ими про­ступ­ков. Верх­няя па­ла­та Фе­де­раль­но­го со­бра­ния по­лу­ча­ет че­рез ме­ха­низм кон­суль­та­ций с пре­зи­ден­том воз­мож­ность непо­сред­ствен­но вли­ять на на­зна­че­ние гла­вой го­су­дар­ства ру­ко­во­ди­те­лей си­ло­вых струк­тур и про­ку­ро­ров в субъ­ек­тах Фе­де­ра­ции.

Но­вый ин­сти­ту­ци­о­наль­ный кар­кас, со­зда­ва­е­мый Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным, поз­во­ля­ет пла­ни­ро­вать и ре­а­ли­зо­вы­вать пла­ны по раз­ви­тию стра­ны на дол­гие годы. С уче­том гиб­ко­сти и устой­чи­во­сти со­зда­ва­е­мой си­сте­мы го­ри­зонт пла­ни­ро­ва­ния в ней мо­жет быть ото­дви­нут зна­чи­тель­но да­лее 2036 года.

При этом, со­гла­сив­шись с пред­ло­же­ни­ем де­пу­та­та Гос­ду­мы Ва­лен­ти­ны Те­реш­ко­вой об «об­ну­ле­нии» для гла­вы го­су­дар­ства сро­ков ис­пол­не­ния им пол­но­мо­чий в свя­зи с вне­се­ни­ем кон­сти­ту­ци­он­ных по­пра­вок, Вла­ди­мир Пу­тин по­ка­зал всем, что он бу­дет сам вы­би­рать, ка­кую роль бу­дет иг­рать со­зда­ва­е­мом им ин­сти­ту­ци­о­наль­ном кар­ка­се по­сле 2024 года.

  1. Вы­зо­вы для Рос­сии с Пу­ти­ным

Уже се­год­ня оче­вид­но, что 2020 год ста­нет для Рос­сии го­дом се­рьез­ных ис­пы­та­ний. В этом году про­хо­дит свое глав­ное за 20 лет ис­пы­та­ние на эф­фек­тив­ность и проч­ность и Си­сте­ма Пу­ти­на. Она стал­ки­ва­ет­ся с тре­мя глав­ны­ми вы­зо­ва­ми.

  1. Пан­де­мия ко­ро­на­ви­ру­са

Эпи­де­мия ко­ро­на­ви­ру­са но­во­го типа COVID-2019, на­чав­ша­я­ся в кон­це про­шло­го года в Ки­тае, охва­ти­ла к на­сто­я­ще­му мо­мен­ту боль­шин­ство стран мира. Все­мир­ная ор­га­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния 11 мар­та объ­яви­ла вспыш­ку но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции COVID-2019 пан­де­ми­ей. По со­сто­я­нию на 23 мар­та, в мире ко­ро­на­ви­ру­сом но­во­го типа за­ра­же­ны бо­лее 292 ты­сяч че­ло­век, свы­ше 12,7 ты­ся­чи скон­ча­лись.

От­но­си­тель­но вы­со­кая смерт­ность ин­фи­ци­ро­ван­ных этим ко­ро­на­ви­ру­сом в та­ких стра­нах, как Ки­тай, США, Ита­лия, Фран­ция ста­вит под во­прос эф­фек­тив­ность всей ми­ро­вой си­сте­мы здра­во­охра­не­ния. В Ита­лии и Фран­ции с на­ча­ла мар­та на­ли­цо фак­ти­че­ский де­фолт стра­хо­вой ме­ди­ци­ны, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит плат­ное ока­за­ние на­се­ле­нию ме­ди­цин­ских услуг. Пан­де­мия COVID-2019 сов­па­ла в Рос­сии с оче­ред­ным эта­пом ре­фор­ми­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния.

Спо­соб­ность су­ще­ству­ю­щей в на­сто­я­щее вре­мя в стране си­сте­мы здра­во­охра­не­ния спра­вить­ся с эпи­де­ми­ей COVID-2019 яв­ля­ет­ся клю­че­вым ак­ту­аль­ным вы­зо­вом для Рос­сии и Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на.

  1. Ми­ро­вой эко­но­ми­че­ский кри­зис

Пан­де­мия COVID-2019 быст­ро при­ве­ла ми­ро­вую эко­но­ми­ку в си­ту­а­цию глу­бо­ко­го кри­зи­са. Из-за эпи­де­мии ко­ро­на­ви­ру­са ана­ли­ти­ки меж­ду­на­род­но­го рей­тин­го­во­го агент­ства Fitch по­чти вдвое по­ни­зи­ли про­гноз ро­ста ми­ро­во­го ВВП в 2020 году — до с 2,5%, ожи­дав­ших­ся в де­каб­ре 2019 года, до 1,3%. Про­гноз ро­ста ВВП Рос­сии сни­жен Fitch на 2020 год с 2% до 1%[37].

Глу­бо­кий и за­тяж­ной спад ми­ро­вой эко­но­ми­ки из-за пан­де­мии усу­губ­ля­ет­ся це­но­вой вой­ной на неф­тя­ном рын­ке. Об­валь­ное па­де­ние ми­ро­вых цен на нефть (с на­ча­ла года по­чти втрое, с $72 до $25 за бар­рель) ока­зы­ва­ет на эко­но­ми­ку Рос­сии не ме­нее нега­тив­ное вли­я­ние, чем пан­де­мия COVID-19.

Спра­вить­ся со столь се­рьез­ным вы­зо­вом в эко­но­ми­ке и со­ци­аль­ной сфе­ре мо­жет толь­ко Вла­ди­мир Пу­тин.

Пу­тин име­ет успеш­ный опыт ми­ни­ми­за­ции по­след­ствий для Рос­сии ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 2008-2010 гг. Имен­но то­гда Пу­тин впер­вые до­ка­зал свою эф­фек­тив­ность как ан­ти­кри­зис­ный ме­не­джер. Спо­соб­ность Пу­ти­на в 2008-2010 гг. спра­вить­ся с кри­зис­ны­ми яв­ле­ни­я­ми в эко­но­ми­ке, не бу­дучи гла­вой го­су­дар­ства, ста­ла кос­вен­ным до­ка­за­тель­ством вос­тре­бо­ван­но­сти и эф­фек­тив­но­сти Си­сте­мы Пу­ти­на.

На­ли­чие у пре­зи­ден­та это­го опы­та поз­во­ля­ет с вы­со­кой сте­пе­нью ве­ро­ят­но­сти пред­по­ла­гать, что Пу­тин спра­вит­ся с за­да­чей ми­ни­ми­за­ции по­след­ствий ми­ро­во­го эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са для Рос­сии и в бли­жай­шие годы.

  1. За­прос на об­нов­ле­ние элит

Вла­ди­мир Пу­тин не пи­шет за­ве­ща­ние и не остав­ля­ет на­след­ство – он за­да­ет те­перь но­вые пра­ви­ла игры для эли­ты. Эти пра­ви­ла фор­му­ли­ру­ют­ся им на средне- и дол­го­сроч­ную пер­спек­ти­ву. Се­год­ня толь­ко Пу­тин об­ла­да­ет до­ста­точ­ным ав­то­ри­те­том и по­ли­ти­че­ской во­лей, что­бы быть драй­ве­ром про­цес­са об­нов­ле­ния элит. По­ли­ти­че­ское раз­ви­тие без Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на как га­ран­та по­сто­ян­ной кад­ро­вой ро­та­ции – это путь к кон­сер­ва­ции элит и оста­нов­ке фор­ми­ру­ю­щих­ся кад­ро­вых лиф­тов.

Ос­но­ва по­ли­ти­че­ско­го сти­ля пре­зи­ден­та – за­да­вать соб­ствен­ную по­вест­ку, опе­ра­тив­но ре­а­ги­руя на об­ще­ствен­ный за­прос и об­ра­ща­ясь к со­граж­да­нам «по­верх го­лов» элит­ных иг­ро­ков. Имен­но мен­таль­ная связь Пу­ти­на с на­се­ле­ни­ем, по­ли­ти­че­ская ин­ту­и­ция и опыт ра­бо­ты в долж­но­сти пре­зи­ден­та поз­во­ля­ют дей­ство­вать во­пре­ки кор­по­ра­тив­ным ин­те­ре­сам круп­но­го биз­не­са или бю­ро­кра­ти­че­ских групп вли­я­ния.

Оче­вид­но, что с Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным на по­сту пре­зи­ден­та кад­ро­вое об­нов­ле­ние и про­ве­де­ние необ­хо­ди­мых стране ре­форм бу­дет про­хо­дить быст­рее и эф­фек­тив­нее, чем в ме­нее ста­биль­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­ме, где ни­кто по­про­сту не смо­жет взять на себя роль га­ран­та и драй­ве­ра пе­ре­за­груз­ки элит.

За­прос на об­нов­ле­ние элит фор­му­ли­ру­ют и про­стые граж­дане, и сам Вла­ди­мир Пу­тин. По­ка­за­тель­на по­сле­до­ва­тель­ная стра­те­гия сме­ны управ­лен­че­ских кад­ров и со­зда­ния но­вых со­ци­аль­ных лиф­тов, ре­а­ли­зу­е­мая пре­зи­ден­том в 2017-2020 го­дах и за­тро­нув­шая все уров­ни вла­сти – от ре­ги­о­наль­ных ад­ми­ни­стра­ций до пра­ви­тель­ства. Граж­дане, хотя бы ми­ни­маль­но ин­те­ре­су­ю­щи­е­ся по­ли­ти­кой, зна­ют о про­ек­тах в кад­ро­вой сфе­ре и в си­сте­ме вла­сти (кон­курс «Ли­де­ры Рос­сии», Выс­шая шко­ла го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния), и в «Еди­ной Рос­сии» (Выс­шая пар­тий­ная шко­ла и про­ект «По­лит­Стар­тап»).

Кад­ро­вая стра­те­гия Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на – это от­нюдь не про­стая за­ме­на бю­ро­кра­ти­че­ских де­я­те­лей. Пре­зи­дент стро­ит но­вую си­сте­му, по­стро­ен­ную на прин­ци­пах эф­фек­тив­но­сти, ме­ри­то­кра­тии, ре­гу­ляр­но­го об­нов­ле­ния и «на­ци­о­на­ли­за­ции элит». По­это­му, на­при­мер, ини­ци­и­ро­ва­ние по­пра­вок в Кон­сти­ту­цию о но­вых тре­бо­ва­ни­ях к чи­нов­ни­кам и де­пу­та­там, за­пре­ща­ю­щих вто­рое граж­дан­ство и вид на жи­тель­ство в дру­гих стра­нах – от­нюдь не спон­тан­ный шаг. Эта ини­ци­а­ти­ва – ло­гич­ное про­дол­же­ние по­ли­ти­ки пре­зи­ден­та в кад­ро­вой сфе­ре. При этом со­зда­ние ра­бо­та­ю­щих ме­ха­низ­мов кад­ро­во­го об­нов­ле­ния еще да­ле­ко не за­вер­ше­но.

Есть нема­ло при­ме­ров, сви­де­тель­ству­ю­щих о том, что в по­ли­ти­че­ских си­сте­мах без до­ми­ни­ру­ю­ще­го цен­тра вли­я­ния ча­сто на­блю­да­ет­ся кад­ро­вый за­стой, а во­все не сме­ня­е­мость вла­сти. Так, «веч­ные» гу­бер­на­то­ры-«ста­ро­жи­лы» как по­ли­ти­че­ское яв­ле­ние были по­рож­де­ни­ем неста­биль­ной эпо­хи 90-х. На­про­тив, ре­гу­ляр­ные ро­та­ции в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се ста­ли пре­вра­щать­ся в обы­ден­ную прак­ти­ку имен­но в 2010-е годы – в пе­ри­од, ко­гда были под­го­тов­ле­ны усло­вия и со­зда­ны ин­стру­мен­ты, поз­во­лив­шие Крем­лю про­во­дить по­ли­ти­ку ак­тив­но­го кад­ро­во­го об­нов­ле­ния ре­ги­о­наль­ных ад­ми­ни­стра­ций.

Ко­гда тран­зит вла­сти дей­стви­тель­но про­изой­дет, вы­со­ка ве­ро­ят­ность того, что в Рос­сии бу­дет ра­бо­тать имен­но тот ме­ха­низм фор­ми­ро­ва­ния и об­нов­ле­ния элит, ко­то­рый кон­стру­и­ру­ет­ся се­год­ня Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным. Оче­вид­но, он бу­дет со­здан на ос­но­ве тре­бо­ва­ний к по­ли­ти­че­ско­му клас­су и управ­лен­че­ской сре­де, за­дан­ных об­ще­ством.

Как го­во­рил де Голль, «во­ле­вой че­ло­век по­ла­га­ет­ся на себя са­мо­го. Он дей­ству­ет так, как сам счи­та­ет пра­виль­ным, и при­ни­ма­ет на себя от­вет­ствен­ность». Вла­ди­мир Пу­тин тра­ди­ци­он­но дей­ству­ет имен­но в ло­ги­ке от­вет­ствен­но­сти за бу­ду­щее стра­ны. Мис­сия Пу­ти­на на по­сту пре­зи­ден­та свя­за­на с ре­ше­ни­ем стра­те­ги­че­ских за­дач по до­строй­ке устой­чи­вой, но гиб­кой си­сте­мы вла­сти, от­ве­ча­ю­щей ожи­да­ни­ям ши­ро­ких сло­ев на­се­ле­ния. И в этом ему долж­на по­мочь но­вая эли­та.

[1] MSNBC: в мире боль­ше до­ве­рия к Пу­ти­ну, чем к Трам­пу. Ино-ТВ, 13 ян­ва­ря 2020 года

[2] «Стив Коэн: де­мо­ни­за­ция Пу­ти­на — угро­за для США», fondsk.ru, 29.11.2017 года

[3] Рей­тин­ги до­ве­рия по­ли­ти­кам, оцен­ки ра­бо­ты пре­зи­ден­та, под­держ­ка по­ли­ти­че­ских пар­тий, ВЦИ­ОМ, 13 мар­та 2020 года

[4] «Но­вое пу­тин­ское боль­шин­ство на­ка­нуне боль­шо­го по­ли­ти­че­ско­го тран­зи­та», ана­ли­ти­че­ский до­клад, АПЭК, 20.11.2019

[5] Встре­ча пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с пред­ста­ви­те­ля­ми об­ще­ствен­но­сти Ива­нов­ской об­ла­сти, 6 мар­та 2020 года

[6] Ини­ци­а­тив­ный все­рос­сий­ский опрос «ВЦИ­ОМ-Спут­ник», 26 де­каб­ря 2019 года

[7] «Роль Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на по­сле 2024 года», Ле­ва­да-центр, 30 ян­ва­ря 2020 года

[8] «Ле­ва­да-центр», июль 2019 года

[9] «Роль Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на по­сле 2024 года», Ле­ва­да-центр, 30 ян­ва­ря 2020 года

[10] «По­чти по­ло­ви­на рос­си­ян уве­ре­ны, что Кон­сти­ту­ция ме­ня­ет­ся ради со­хра­не­ния Пу­ти­на у вла­сти», «Ле­ва­да-центр», 31 ян­ва­ря 2020 года

[11] «Ле­ва­да-центр», июль 2019 года

[12] «В по­ис­ках со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти», Ком­мер­сантЪ, 22 фев­ра­ля 2020 года

[13] «За­прос на спра­вед­ли­вость зву­чит все гром­че», Неза­ви­си­мая Га­зе­та, 25 сен­тяб­ря 2019 года

[14] По­сла­ние Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на Фе­де­раль­но­му со­бра­нию, 15 ян­ва­ря 2020 года

[15] Указ Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, «О на­ци­о­наль­ных це­лях и стра­те­ги­че­ских за­да­чах раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на пе­ри­од до 2024 года», 7 мая 2018 года

[16] По­сла­ние Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на Фе­де­раль­но­му со­бра­нию, 15 ян­ва­ря 2020 года

[17] ТАСС, 4 мар­та 2020 года

[18] Мед­ве­дев: рам­ки ме­ха­низ­ма со­ци­аль­но­го кон­трак­та в Рос­сии бу­дут рас­ши­рять­ся, РИА «Но­во­сти», 11.09.2019 г

[19] Чис­ло се­мей, по­лу­чив­ших жи­лые по­ме­ще­ния и улуч­шив­ших жи­лищ­ные усло­вия, Рос­стат

[20] Удель­ный вес ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ляв­ших тех­но­ло­ги­че­ские ин­но­ва­ции, в об­щем чис­ле об­сле­до­ван­ных ор­га­ни­за­ций, Рос­стат

[21] Уже ско­ро: Рос­сия обой­дет по раз­ме­ру эко­но­ми­ки Гер­ма­нию, РИА «Но­во­сти», 5 фев­ра­ля 2020 года

[22] «Рос­стат под­твер­дил оцен­ку ин­фля­ции в РФ за 2019 год на уровне 3%», Ин­тер­факс, 10 ян­ва­ря 2020 года

[23] Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти Пра­ви­тель­ства РФ на пе­ри­од до 2024 года, 29.09.2018

[24] Вы­ступ­ле­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на на съез­де об­ще­рос­сий­ско­го по­ли­ти­че­ско­го дви­же­ния «Един­ство», kremlin.ru, 27 мая 2000 года

[25] Вы­ступ­ле­ние Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на на XVII съез­де «Еди­ной Рос­сии», kremlin.ru, 23 де­каб­ря 2017 года

[26] До­ган М., Хиг­ли Дж. «Роль по­ли­ти­че­ско­го клас­са в смене ре­жи­мов вла­сти». // «Ми­ро­вая эко­но­ми­ка и меж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния», 1998, №3.

[27] Встре­ча пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с об­ще­ствен­но­стью Ива­нов­ской об­ла­сти, 6 мар­та 2020 года

[28] Вы­ступ­ле­ние пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на пе­ред де­пу­та­та­ми Го­су­дар­ствен­ной Думы, 10 мар­та 2020 года

[29] По­сла­ние Пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на Фе­де­раль­но­му со­бра­нию, 15 ян­ва­ря 2020 года

[30] Сте­но­гра­фи­че­ский от­чет о встре­че пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с ра­бо­чей груп­пой по под­го­тов­ке пред­ло­же­ний о вне­се­нии по­пра­вок в Кон­сти­ту­цию, 26 фев­ра­ля 2020 года

[31] Вы­ступ­ле­ние пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на на встре­че с ли­де­ра­ми фрак­ций Го­су­дар­ствен­ной думы, 6 мар­та 2020 года

[32] Вы­ступ­ле­ние пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на пе­ред де­пу­та­та­ми Го­су­дар­ствен­ной Думы, 10 мар­та 2020 года

[33] Указ Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 07.03.2020 № 175 «О неко­то­рых во­про­сах Со­ве­та Без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»

[34] Встре­ча пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с об­ще­ствен­но­стью Ива­нов­ской об­ла­сти, 6 мар­та 2020 года

[35] «Пес­ков рас­ска­зал о раз­де­ле­нии пол­но­мо­чий по про­фи­лак­ти­ке ко­ро­на­ви­ру­са», Га­зе­та.ру, 16 мар­та 2020 года

[36] Вы­ступ­ле­ние пре­зи­ден­та Рос­сии Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на на XIX съез­де «Еди­ной Рос­сии», 23 но­яб­ря 2019 года

[37] Fitch по­ни­зи­ло про­гноз ро­ста ВВП Рос­сии до 1%, ТАСС, 19 мар­та 2020 года

Ссылка


Возврат к списку