у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

"Народный фронт" взялся за коррупционеров

"Народный фронт" взялся за коррупционеров 15.11.2013

Активисты ОНФ выводят на чистую воду провинившихся чиновников - пока невысокого уровня

Анонсированная "Народным фронтом" беспощадная борьба с коррупцией по жалобам граждан набирает обороты. На портале движения "За честные закупки" регулярно появляются новости о нарушениях в госзаказах, а в сообществах ОНФ в соцсетях выкладываются "разоблачительные" посты про уличенных в растратах и превышении должностных полномочий региональных чиновников.

Одни эксперты считают, что "Народный фронт" таким образом реагирует на болевые точки российского общества, а коррупция одна из них, и считают, что ОНФ может взяться и за высокопоставленных коррупционеров. Другие видят за антикоррупционной борьбой через интернет лишь попытку перехватить инициативу у известных оппозиционеров (сайт даже несколько напоминает "РосПил"), а высокопоставленные казнокрады, по их мнению, останутся за полем внимания "фронтовиков".

Портал "Зачестныезакупки.онф.рф" заработал с 1 сентября. Как заявил бывший сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Галушка, главная цель портала - координация разрозненных усилий в борьбе с коррупцией. Предполагается, что пожаловаться на нечестную госзакупку может любой пользователь в онлайн-режиме, далее эксперты портала оценивают ее с точки зрения маневра для коррупции, после чего юристы направляют жалобу в ФАС и другие инстанции.

Стоит отметить, что именно по этой схеме в 2010 году начал работать интернет-проект "РосПил" Алексея Навального. На момент подготовки публикации на сайте "Зачестныезакупки.онф.рф" были опубликованы данные о 188 сомнительных госзакупках на общую сумму 45,7 млрд рублей. Из последних достижений - снижение стоимости реконструкции НИИ им. Бурденко с 3,8 до 3 млн рублей, благодаря вниманию активистов ОНФ.

Не забывают "фронтовики" информировать общественность о пойманных на злоупотреблениях чиновниках. Из последних "жертв" ОНФ - глава рязанского Роспотребнадзора Алексей Григорьев, пойманный на браконьерском убийстве лося, и глава тамбовского управления Росимущества Маргарита Макунина, попытавшаяся сдать в аренду под офисы усадьбу, отреставрированную за 500 млн рублей из федерального бюджета.

Антикоррупционная кампания "Народного фронта" - ожидаемая реакция общественников на главные болевые точки общества, считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

"Народный фронт" реагирует на наиболее значимые проблемы с общественной точки зрения, представленности темы в информационном поле. Это логично для организации, которая стремится увеличить свою популярность, получить общественную поддержку", - говорит политолог.

Невысокий уровень пойманных ОНФ чиновников и масштабы их вины - вовсе не показатель, считает Дмитрий Орлов. "Дело не в уровне, дело в принципиальной позиции. Очевидно, что "Народный фронт" сделал ставку на мониторинг ситуации, на общественный контроль и на коммуникации с людьми... Судя по первоначальным намерениям деятелей ОНФ, в этот мониторинг может попадать и крупная, и мелкая рыба", - считает Орлов.

В то же время, добавляет эксперт, при разворачивании кампании против крупного чиновника активисты должны будут заручиться поддержкой федерального центра. Кроме того, борьба с коррупцией со стороны "фронтовиков" не должна ограничиваться одними новостями на сайтах.

"Учитывая тему коррупции, важно, чтобы подобные новости, во-первых, появлялись лишь после возбуждения конкретных дел, и, во-вторых, были какие-то конкретные результаты. В противном случае общественное доверие к таким инициативам снизится, и власть может понести репутационные потери", - говорит Дмитрий Орлов.

В антикоррупционной кампании ОНФ не самостоятелен, как и по другим направлениям своей деятельности, считает политолог Владимир Гельман. "Им что сказали - то они и делают. Подобные решения принимают не в "Народном фронте", а другие люди - в Администрации президента", - считает Гельман.

"Крестовый поход" "фронтовиков" на коррупционеров во многом объясняется реакцией власти на антикоррупционные разоблачения оппозиционеров, считает Гельман.

"С другой стороны, есть нарастающее общественное недовольство, и оседлать антикоррупционную тему - вполне логичный прием, продемонстрировать борьбу с коррупцией. Может быть, каких-нибудь коррупционеров даже накажут", - говорит Владимир Гельман.

Скорее всего, антикоррупционная кампания ОНФ ограничится предъявлением общественности провинившихся чиновников невысокого уровня, считает политолог. "Все-таки коррупционеры уровня губернаторов - это уже прерогатива президента, его администрации и Следственного комитета. А Народный фронт - не такая значимая организация, его уровень - чиновники среднего и мелкого уровня", - считает политолог.

Длительность антикоррупционной кампании ОНФ будет напрямую зависеть от указаний из Кремля, и, по опыту других инициированных властью кампаний, вряд ли продлится дольше нескольких месяцев, резюмирует Владимир Гельман.

Антикоррупционные процессы в России, как правило - следствие непрекращающейся борьбы властных группировок за расширение зоны влияния и получения доступа к бюджетным ресурсам, считает политолог и экономист Дмитрий Травин. С этой точки зрения "Народный фронт" можно рассматривать как один из инструментов для достижения группировками своих целей, говорит эксперт.

Уровень дозволенных для публичного бичевания чиновников уже установлен Кремлем, считает Травин.

"Это четко видно по делу Сердюкова, которого следствие в итоге объявило введенным в заблуждение подчиненными. По всей видимости, это можно расценивать как месседж власти - все, начиная с министров, по умолчанию считаются честными людьми. Остальных можно трогать", - выдвигает свою версию Травин.

Впрочем, добавляет эксперт, попытка власти решить проблему коррупции, скорее всего, искренна и не является имитацией.

Депутат ГД от "Единой России", член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов считает преждевременным говорить о возможном уходе от ответственности пойманных активистами чиновников. "Давайте будем говорить по каждому конкретному случаю, а не в общем, когда еще нет конкретных фактов", - предложил депутат.

Общественный контроль за бюджетными расходами - единственная работающая форма борьбы с казнокрадством, уверен Михаил Старшинов.

"Общественный контроль не должен быть "вообще", кто-то должен ставить вопросы, требовать, писать запросы. С этой точки зрения Народный фронт - самая удачная организационно-правовая форма для (общественного) контроля", - заявил депутат.

Что же касается обвинений в схожести интернет-проектов ОНФ и Навального - этого парламентарий прокомментировать не смог. "Я не очень разбираюсь в сайтах. Плохой, хороший... Главное - чтобы он работал, чтобы был результат. И результаты уже есть", - заключил Михаил Старшинов.

Ссылка


Возврат к списку