у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (962) 907 90 98
 

Защита для экс-президента

Защита для экс-президента 05.11.2020

Законопроект о закреплении гарантий неприкосновенности экс-президента РФ внесли в Госдуму. Эксперты разошлись во мнении, есть ли в нем практический смысл.

Сенатор Андрей Клишас и депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников внесли в Государственную думу законопроект, направленный на приведение порядка лишения неприкосновенности экс-президента в соответствие с поправками к Конституции РФ.

"Законопроектом закрепляется действие гарантий неприкосновенности экс-президента за пределами срока исполнения им президентских полномочий", - рассказал журналистам Клишас.

Он отметил, что по действующему законодательству экс-президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за действия, совершенные им на посту президента РФ. Более того, бывшего президента нельзя задержать, арестовать, подвергнуть обыску, допросу либо личному досмотру за действия, связанные с исполнением им президентских полномочий.

"В редакции, предлагаемой законопроектом, исключается указание на сроки совершения противоправных деяний. Таким образом, расширяется временная сфера действия гарантий неприкосновенности президента, прекратившего исполнение своих полномочий", - подчеркнул сенатор.

Согласно новому законопроекту, неприкосновенность экс-президента РФ распространяется на его жилые и служебные помещения, автомобиль или другие транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, а также на его переписку.

Более того, в документе говорится, что лишить экс-президента неприкосновенности может только Совет Федерации на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене "или совершении иного тяжкого преступления". Так, "за" выдвижение обвинения должны проголосовать 2/3 от общего числа сенаторов РФ и депутатов думы по инициативе не менее 1/3 депутатов Госдумы. Кроме того, дума должна образовать специальную комиссию, которая вынесет заключение по данному вопросу.

Совфед должен вынести решение о лишении неприкосновенности экс-президента в течение 3 месяцев после выдвижения Госдумой обвинения.

Затем Верховный суд должен подтвердить, что в действиях бывшего президента действительно есть признаки преступления.

После чего Конституционный суд обязан удостовериться, что обвинение было выдвинуто правильно, т. е. в соответствии с действующим порядком.

Кроме того, обвиняемый экс-президент может участвовать в рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания.

В настоящее время бывший президент может утратить неприкосновенность, если по инициативе председателя Следственного комитета РФ против него возбудят уголовное дело о тяжком преступлении в период исполнения обязанностей главы государства.

В свою очередь политолог Константин Костин не считает данные изменения необычными, так как подобные гарантии существуют в законодательстве многих демократических стран. Они необходимы для того, чтобы "нивелировать фактор отложенного давления или попросту говоря "сведения счетов" в ходе политической борьбы", пояснил Костин Interfax-Russia.ru.

"Дело в том, что, находясь на президентском посту, любой политик вынужден принимать непопулярные решения, чтобы обеспечивать безопасность государства и эффективную работу всей вертикали власти. И неизбежно будут те, кто будут недовольны принятыми решениями, в чем-то ущемлены. Причем в этом случае часто речь идет о политических и финансово-промышленных группах с очень значительным ресурсом", – сказал политолог.

По этой причине данный законопроект работает на пользу населения страны, считает собеседник Interfax-Russia.ru.

"Поскольку он (законопроект – ИФ) гарантирует, что решения на высшем уровне принимаются в интересах всех граждан страны, и никакие другие факторы, связанные с возможными последствиями принимаемых решений, не имеют значения", - заключил Костин.

Однако политолог Глеб Павловский в свою очередь считает, что данный законопроект не имеет никакого практического смысла.

"Этот закон практически загадочный. По любому закону можно представить себе ситуацию, которую он должен урегулировать. Но по этому закону ситуация достаточно регулируется действующим законодательством. А в случае, если будет какая-то политическая перетряска типа революции, то все равно эти законы не будет действовать. И вряд ли могут кого-то защитить", – пояснил он Interfax-Russia.ru.

По словам Павловского, данный законопроект так же непонятен, как и законопроект о пожизненном сенаторстве бывшего президента.

"Потому что Сенат не является настолько репутационно мощной корпорацией, чтобы членство в ней что-то приносило добавочно бывшему президенту. Скорее всего это выглядит как, наоборот, добавочное понижение его статуса. Ведь статус президента во всех странах сохраняется за тем, кто однажды им был", – пояснил он.

Павловский считает, что из-за такого внушительного количества ограничений, предосторожностей и издержек данный законопроект может действовать только при нынешнем режиме, так как он требует политического консенсуса от всех институтов.

Однако политолог Дмитрий Орешкин придерживается другого мнения. По его мнению, эта инициатива может быть полезна тем, что заставит общество говорить о ней.

В свою очередь политолог Дмитрий Орлов считает, что данный законопроект вероятно будет принят, так как новые гарантии неприкосновенности экс-президента более чем обоснованы.

"Президент - не только высшее должностное лицо, но и консолидирующий общество политик. Обвинения против него даже после его отставки должны быть обоснованы и мотивированы. Поэтому в процедуру и включены Госдума, Совет Федерации, Верховный и Конституционный суды", – сказал Орлов с Interfax-Russia.ru.Он так же, как и Константин Костин, считает, что в принятии данного законопроекта заинтересовано все общество. Так как новая процедура снятия неприкосновенности позволит президенту принимать решения исключительно в интересах населения, а не каких-либо отдельных групп.

Ссылка


Возврат к списку