у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Поствыборное развитие Самарской области: инфраструктурные проекты, социальные акценты, расширенный диалог

Поствыборное развитие Самарской области: инфраструктурные проекты, социальные акценты, расширенный диалог 16.11.2021

Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций

За­вер­ше­ние из­би­ра­тель­ных кам­па­ний в Гос­ду­му и Са­мар­скую гу­берн­скую думу несколь­ко сни­зи­ло по­ли­ти­че­скую ак­тив­ность в ре­ги­оне до 2023 года, ко­гда долж­ны со­сто­ять­ся оче­ред­ные гу­бер­на­тор­ские вы­бо­ры. По­это­му в кон­це 2021-2022 го­дах со­зда­ют­ся до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для ра­бо­ты об­ласт­ных вла­стей с при­о­ри­тет­ны­ми про­ек­та­ми, эф­фект от ко­то­рых бу­дет по­лу­чен в 2024-2025 го­дах и позд­нее. В то же вре­мя вы­зо­вы, свя­зан­ные с пан­де­ми­ей, а та­к­же инер­ция пар­ла­мент­ской кам­па­нии, ко­то­рая еще мо­жет вли­ять на по­ли­ти­че­скую си­ту­а­цию в ре­ги­оне до кон­ца 2021 года, спо­соб­ству­ют уси­ле­нию па­тер­на­лист­ско­го об­ще­ствен­но­го за­про­са, тре­бу­ю­ще­го по­сто­ян­ной ра­бо­ты об­ласт­ных вла­стей с ло­каль­ной по­вест­кой, пре­жде все­го со­ци­аль­ной. Дей­ствия ко­ман­ды Дмит­рия Аза­ро­ва осе­нью 2021 года поз­во­ли­ли вы­дер­жать ба­ланс меж­ду опе­ра­тив­ным ре­а­ги­ро­ва­ни­ем на вы­зо­вы эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра (с уче­том их со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских по­след­ствий) и ра­бо­той по ре­ше­нию за­дач, ко­то­рые мо­гут су­ще­ствен­но по­вли­ять на эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал ре­ги­о­на (а зна­чит, и его по­ли­ти­че­скую кон­фи­гу­ра­цию) — в том чис­ле на пер­спек­ти­ву бли­жай­ше­го де­ся­ти­ле­тия.

Ин­те­ре­сы ре­ги­о­на на фе­де­раль­ном уровне: про­дви­же­ние и при­о­ри­те­ты

Ру­ко­вод­ство Са­мар­ской об­ла­сти осе­нью 2021 года про­во­ди­ло ак­тив­ную ра­бо­ту по про­дви­же­нию ин­те­ре­сов ре­ги­о­на на фе­де­раль­ном уровне, что бу­дет иметь зна­че­ние как для даль­ней­ше­го вы­стра­и­ва­ния от­но­ше­ний с фе­де­раль­ным цен­тром, так и для сни­же­ния про­тестных на­стро­е­ний (в том чис­ле в наи­бо­лее про­блем­ных в этом смыс­ле му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ни­ях) на пер­спек­ти­ву 2023-2024 го­дов.

1. Фе­де­раль­ные за­ко­но­да­тель­ные ини­ци­а­ти­вы, зна­чи­мые для ре­ги­о­наль­ной эко­но­ми­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры, про­дви­га­ют­ся при лич­ном уча­стии гу­бер­на­то­ра Са­мар­ской об­ла­сти с мак­си­маль­но ши­ро­ким охва­том пло­ща­док, где воз­мож­но ре­ше­ние по­доб­ных за­дач. Мож­но от­ме­тить, на­при­мер, со­сто­яв­ше­е­ся 9 но­яб­ря 2021 года за­се­да­ние На­блю­да­тель­но­го со­ве­та Ас­со­ци­а­ции ин­но­ва­ци­он­ных ре­ги­о­нов Рос­сии (в фор­ма­те ви­део­кон­фе­рен­ции), в ходе ко­то­ро­го Дмит­рий Аза­ров вы­сту­пил с пред­ло­же­ни­я­ми по по­прав­кам в Вод­ный ко­декс, поз­во­ля­ю­щим оп­ти­ми­зи­ро­вать ока­за­ние услуг пас­са­жир­ских пе­ре­во­зок вод­ным транс­пор­том (они были под­дер­жа­ны гла­вой Фе­де­раль­ной ан­ти­мо­но­поль­ной служ­бы Мак­си­мом Шас­коль­ским), а та­к­же по вза­им­ной ин­те­гра­ции баз дан­ных в сфе­ре энер­ге­ти­ки и ком­му­наль­но­го ком­плек­са (что было по­зи­тив­но оце­не­но гла­вой Минэнер­го Ни­ко­ла­ем Шуль­ги­но­вым). По­доб­ные ини­ци­а­ти­вы ру­ко­вод­ства Са­мар­ской об­ла­сти поз­во­ля­ют до­бить­ся не толь­ко кор­рек­ти­ров­ки зна­чи­мых для ре­ги­о­на фе­де­раль­ных нор­ма­тив­ных ак­тов, но и в ре­гу­ляр­ном ре­жи­ме вза­и­мо­дей­ство­вать с пра­ви­тель­ством, что ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством для ре­ги­о­на.

2. Ру­ко­вод­ство Са­мар­ской об­ла­сти про­во­дит ак­тив­ную ра­бо­ту с пра­ви­тель­ством и ве­ду­щи­ми кор­по­ра­ци­я­ми по ре­а­ли­за­ции пер­спек­тив­ных ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов. Сре­ди них, на­при­мер, — ор­га­ни­за­ция ско­рост­но­го же­лез­но­до­рож­но­го со­об­ще­ния на участ­ке Но­во­куй­бы­шевск – Са­ма­ра – Ку­ру­моч – То­льят­ти. Про­ект был вклю­чен в ин­ве­сти­ци­он­ную про­грам­му РЖД, а та­к­же неод­но­крат­но об­суж­дал­ся на фе­де­раль­ных и меж­ре­ги­о­наль­ных ме­ро­при­я­ти­ях с уча­сти­ем вице-пре­мье­ра Ма­ра­та Хус­нул­ли­на. По­ка­за­тель­но и на­хо­дя­ще­е­ся на за­вер­ша­ю­щем эта­пе стро­и­тель­ство же­лез­но­до­рож­ной вет­ки дли­ной 14 ки­ло­мет­ров, ко­то­рая со­еди­нит осо­бую эко­но­ми­че­скую зону и стан­цию Куй­бы­шев­ской же­лез­ной до­ро­ги в Ав­то­за­вод­ском рай­оне То­льят­ти. Этот про­ект ста­но­вит­ся до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром при­вле­че­ния ин­ве­сто­ров и со­зда­ния но­вых ра­бо­чих мест, что, ве­ро­ят­но, мо­жет при­ве­сти к по­сте­пен­но­му сни­же­нию про­тестных на­стро­е­ний в То­льят­ти в пер­спек­ти­ве бли­жай­ших лет (воз­мож­но, ока­зав вли­я­ние на ход вы­бо­ров в го­род­скую Думу и на гу­бер­на­тор­скую кам­па­нию в 2023 году).

3. Ак­тив­ная ра­бо­та ко­ман­ды Дмит­рия Аза­ро­ва по при­вле­че­нию ин­ве­сти­ций спо­соб­ству­ет по­сте­пен­но­му ро­сту ин­те­ре­са круп­но­го биз­не­са к ра­бо­те в ре­ги­оне (вклю­чая ряд про­блем­ных му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний), а зна­чит, бо­лее опе­ра­тив­но­му пе­ре­хо­ду к ста­дии вос­ста­но­ви­тель­но­го ро­ста эко­но­ми­ки Са­мар­ской об­ла­сти. Так, по дан­ным пер­во­го вице-гу­бер­на­то­ра — пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства ре­ги­о­на Вик­то­ра Куд­ря­шо­ва, за 9 ме­ся­цев 2021 года объ­ем ин­ве­сти­ций в ре­ги­он вы­рос на 33% по срав­не­нию с тем же пе­ри­о­дом про­шло­го года, за­мет­но пре­вы­сив и до­пан­де­мий­ные по­ка­за­те­ли. При­ме­ча­тель­на си­ту­а­ция с ОЭЗ «То­льят­ти», где в те­че­ние 2021 года ве­лась под­го­то­ви­тель­ная ра­бо­та по со­зда­нию тре­тьей оче­ре­ди осо­бой эко­но­ми­че­ской зоны (этот во­прос под­ни­мал­ся еще на со­ве­ща­нии в об­ласт­ной ад­ми­ни­стра­ции в на­ча­ле фев­ра­ля 2021 года). При этом ре­а­ли­за­ция та­ких про­ек­тов тра­ди­ци­он­но плот­но увя­зы­ва­лась ру­ко­вод­ством ре­ги­о­на с со­ци­аль­но зна­чи­мы­ми це­ля­ми – пре­жде все­го по во­про­сам фор­си­ро­ван­но­го ре­ше­ния про­бле­мы за­ня­то­сти в пе­ри­од вы­хо­да из эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са. Толь­ко на трех круп­ных объ­ек­тах, ко­то­рые пла­ни­ру­ет­ся за­пу­стить в ОЭЗ «То­льят­ти», по дан­ным Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и ин­ве­сти­ций Са­мар­ской об­ла­сти в 2022 году пред­по­ла­га­ет­ся со­зда­ние 1500-2000 но­вых ра­бо­чих мест.

4. Уси­лия ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на в 2018-2021 го­дах по сни­же­нию уров­ня госдол­га Са­мар­ской об­ла­сти спо­соб­ство­ва­ли со­зда­нию до­пол­ни­тель­ных пре­иму­ществ субъ­ек­та Фе­де­ра­ции по при­вле­че­нию ин­фра­струк­тур­ных бюд­жет­ных кре­ди­тов. Пра­ви­тель­ствен­ная ко­мис­сия по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию утвер­ди­ла 30 сен­тяб­ря 2021 года за­яв­ку об­ла­сти на по­лу­че­ние 10,4 млрд руб­лей, ко­то­рые бу­дут на­прав­ле­ны, на­при­мер, на осу­ществ­ле­ние про­ек­та по стро­и­тель­ству стан­ции «Те­ат­раль­ная» (ее ввод пла­ни­ру­ет­ся к 2024 году), необ­хо­ди­мой для за­вер­ше­ния пер­вой вет­ки са­мар­ско­го мет­ро­по­ли­те­на. До­пол­ни­тель­ным фак­то­ром при­вле­че­ния средств на ре­а­ли­за­цию пер­спек­тив­ных про­ек­тов в Са­мар­ской об­ла­сти ста­но­вит­ся и по­вы­ше­ние кре­дит­но­го рей­тин­га. 1 ок­тяб­ря меж­ду­на­род­ное рей­тин­го­вое агент­ство S&P Global Ratings за­яви­ло об улуч­ше­нии про­гно­за со­от­вет­ству­ю­щих по­ка­за­те­лей со «Ста­биль­но­го» до «По­зи­тив­но­го», под­твер­див уро­вень «ВВ+». Ре­ги­он во­шел в трой­ку ли­де­ров по стране – по­сле Моск­вы и Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га. Опыт дру­гих ре­ги­о­нов (пре­жде все­го, вклю­ча­ю­щих в свой со­став го­ро­да-мил­ли­он­ни­ки) по­ка­зы­ва­ет, что раз­ви­тие транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры ока­зы­ва­ет за­мет­ное вли­я­ние на ло­каль­ную по­ли­ти­че­скую по­вест­ку и ча­сто ста­но­вит­ся фак­то­ром сни­же­ния про­тестных на­стро­е­ний. До­би­ва­ясь фе­де­раль­ной под­держ­ки для про­ек­тов по раз­ви­тию мет­ро­по­ли­те­на, ко­ман­да Дмит­рия Аза­ро­ва ра­бо­та­ет на по­вы­ше­ние до­ве­рия к си­сте­ме вла­сти со сто­ро­ны ши­ро­кой ауди­то­рии (в том чис­ле пред­ста­ви­те­лей стар­ших воз­раст­ных групп, за сим­па­тии ко­то­рых тра­ди­ци­он­но кон­ку­ри­ру­ют власть и си­стем­ная оп­по­зи­ция).

В це­лом ра­бо­та ре­ги­о­наль­ных вла­стей вполне со­от­но­сит­ся с пер­спек­ти­ва­ми сме­ны при­о­ри­те­тов в рам­ках за­дач, ко­то­рые Кремль, как ожи­да­ет­ся, бу­дет ста­вить пе­ред ре­ги­о­на­ми в пер­спек­ти­ве 2023-2024 го­дов. Уже в те­че­ние 2022 года, ско­рее все­го, воз­рас­тет зна­че­ние ша­гов по со­зда­нию но­вых ра­бо­чих мест, опе­ра­тив­но­сти ре­а­ли­за­ции про­ек­тов, фи­нан­си­ру­е­мых за счет ин­фра­струк­тур­ных бюд­жет­ных кре­ди­тов и оцен­ки мас­шта­бов вос­ста­но­ви­тель­но­го ро­ста ре­ги­о­наль­ной эко­но­ми­ки в ка­че­стве фак­то­ров, зна­чи­мых для оцен­ки цен­тром ре­зуль­та­тив­но­сти ра­бо­ты вла­стей субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. Ру­ко­вод­ство Са­мар­ской об­ла­сти уже на ны­неш­нем эта­пе пред­при­ни­ма­ет шаги, ко­то­рые с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью поз­во­лят ему со­от­вет­ство­вать по­доб­ным при­о­ри­те­там в рам­ках ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки цен­тра, что та­к­же бу­дет ра­бо­тать на уси­ле­ние его лоб­бист­ских воз­мож­но­стей к 2023-2024 го­дам.

Бюд­жет раз­ви­тия: ба­ланс и со­ци­аль­ный ак­цент

Об­суж­де­ние про­ек­тов ре­ги­о­наль­ных бюд­же­тов, как пра­ви­ло, поль­зу­ет­ся вни­ма­ни­ем лишь наи­бо­лее по­ли­ти­зи­ро­ван­ной ча­сти ши­ро­кой ауди­то­рии, а та­к­же ме­дий­но­го и экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Од­на­ко в Са­мар­ской об­ла­сти были пред­при­ня­ты за­мет­ные шаги по по­вы­ше­нию уров­ня от­кры­то­сти бюд­жет­но­го про­цес­са, что — с уче­том со­ци­аль­ных при­о­ри­те­тов, от­ра­жен­ных в со­от­вет­ству­ю­щем до­ку­мен­те на 2022 и пла­но­вый пе­ри­од 2023-2024 го­дов — мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным вы­иг­рыш­ным фак­то­ром для ра­бо­ты ко­ман­ды Дмит­рия Аза­ро­ва с об­ще­ствен­но­стью.

1. За­се­да­ние пра­ви­тель­ства Са­мар­ской об­ла­сти по об­суж­де­нию про­ек­та ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та чет­вер­тый год под­ряд про­во­дит­ся пуб­лич­но, с при­вле­че­ни­ем к уча­стию в нем (в фор­ма­те ви­део­кон­фе­рен­ции) пред­ста­ви­те­лей всех го­ро­дов и му­ни­ци­паль­ных рай­о­нов, де­пу­тат­ско­го кор­пу­са, биз­не­са, на­уч­но­го и экс­перт­но­го со­об­ще­ства, проф­со­ю­зов и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. Это часть ре­а­ли­зу­е­мой об­ласт­ны­ми вла­стя­ми по­ли­ти­ки по мак­си­маль­но­му во­вле­че­нию ши­ро­кой об­ще­ствен­но­сти в об­суж­де­ние со­ци­аль­но зна­чи­мых во­про­сов. Вспом­ним, на­при­мер, про­ве­де­ние в фев­ра­ле 2021 года встре­чи гу­бер­на­то­ра с пред­ста­ви­те­ля­ми со­ве­тов мно­го­квар­тир­ных до­мов, то­ва­ри­ществ соб­ствен­ни­ков жи­лья и жи­лищ­но-стро­и­тель­ных ко­опе­ра­ти­вов, в ко­то­рой (в ре­жи­ме ви­део­кон­фе­рен­ции) при­ня­ло уча­стие око­ло 10 000 че­ло­век. При этом, вы­сту­пив с разъ­яс­не­ни­я­ми о па­ра­мет­рах про­ек­та ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та в эфи­ре ГТРК «Са­ма­ра», Дмит­рий Аза­ров про­де­мон­стри­ро­вал, что со­че­та­ет в сво­ей ра­бо­те прин­ци­пы от­кры­то­сти и лич­ной от­вет­ствен­но­сти об­ласт­ных вла­стей при под­го­тов­ке клю­че­вых фи­нан­со­вых до­ку­мен­тов.

2. Ре­ги­о­наль­ные вла­сти сде­ла­ли ак­цент не про­сто на вы­со­кую долю со­ци­аль­ных рас­хо­дов (на эти цели было вы­де­ле­но 113,7 млрд руб­лей, или 60% рас­ход­ной ча­сти бюд­же­та, что на 10,5 млрд руб­лей боль­ше, чем в пер­во­на­чаль­ном про­ек­те до­ку­мен­та), но на за­да­чи пер­спек­тив­но­го раз­ви­тия со­ци­аль­но­го бло­ка. На­при­мер, объ­ем средств, преду­смот­рен­ных на фи­нан­си­ро­ва­ние си­сте­мы здра­во­охра­не­ния на 2022 год, со­ста­вит 20,4 млрд руб­лей, вдвое пре­вы­сив пер­во­на­чаль­но за­пла­ни­ро­ван­ный уро­вень рас­хо­дов на эти цели. Фи­нан­со­вое пла­ни­ро­ва­ние в рам­ках со­ци­аль­но­го бло­ка пред­по­ла­га­ет ре­ше­ние не толь­ко так­ти­че­ских (на­при­мер, при­об­ре­те­ние ме­ди­ка­мен­тов и уве­ли­че­ние раз­ме­ра вы­плат мед­ра­бот­ни­ков), но и дол­го­сроч­ных за­дач по мо­дер­ни­за­ции ме­д­учре­жде­ний пер­вич­но­го зве­на (от пла­нов за­куп­ки 78 еди­ниц со­вре­мен­ной мед­тех­ни­ки до мас­штаб­ных про­ек­тов ре­кон­струк­ции и стро­и­тель­ства но­вых учре­жде­ний в дан­ной сфе­ре, в том чис­ле от­кры­тия двух цен­тров ам­бу­ла­тор­ной он­ко­ло­ги­че­ской по­мо­щи).

3. Со­ци­аль­ное ак­цен­ти­ро­ва­ние бюд­же­та пред­по­ла­га­ет зна­чи­тель­ный уро­вень рас­хо­дов на сфе­ру об­ра­зо­ва­ния – с тем же ком­плекс­ным под­хо­дом, поз­во­ля­ю­щим ре­шать те­ку­щие за­да­чи и пла­ни­ро­вать про­ек­ты, ко­то­рые бу­дут опре­де­лять по­ло­же­ние дел на этом на­прав­ле­нии на дли­тель­ную пер­спек­ти­ву. Сре­ди по­доб­ных при­ме­ров – вы­де­ле­ние бо­лее 1 млрд. руб­лей на ре­кон­струк­цию об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний в Са­ма­ре, То­льят­ти и Сыз­ра­ни. Око­ло 1 млрд. руб­лей из фе­де­раль­но­го и 600 млн. руб­лей из ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та бу­дет на­прав­ле­но на пи­та­ние школь­ни­ков и на мо­дер­ни­за­цию пи­ще­бло­ков об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний. С уче­том за­тро­нув­ше­го мно­гие ре­ги­о­ны трен­да на ак­тив­ное во­вле­че­ние ро­ди­тель­ско­го со­об­ще­ства в по­ли­ти­ку (на­при­мер, в рам­ках дис­кус­сий о про­бле­мах ди­стан­ци­он­но­го фор­ма­та обу­че­ния в шко­лах) уси­лия са­мар­ских об­ласт­ных вла­стей по мо­дер­ни­за­ции об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний — это ра­бо­та на опе­ре­же­ние с уче­том по­вест­ки, ко­то­рая бу­дет вли­ять на ход гу­бер­на­тор­ских вы­бо­ров 2023 года и, воз­мож­но, ре­ги­о­наль­ную со­став­ля­ю­щую пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2024 года.

4. С уче­том осо­бо­го вни­ма­ния фе­де­раль­но­го цен­тра к раз­ви­тию строй­ком­плек­са (в том чис­ле в рам­ках за­дач, по­став­лен­ных лич­но Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным), в ре­ги­о­наль­ном бюд­же­те преду­смот­ре­но ре­ше­ние зна­чи­мых про­блем в этой сфе­ре. На­при­мер, в те­че­ние 2022-2023 года 1,85 млрд. руб­лей пред­по­ла­га­ет­ся вы­де­лить на пе­ре­се­ле­ние граж­дан из ава­рий­но­го жи­лья, 2,46 млрд. руб­лей – на по­мощь об­ма­ну­тым доль­щи­кам, 1,67 млрд. руб­лей – на стро­и­тель­ство объ­ек­тов пи­тье­во­го во­до­снаб­же­ния.

5. Бюд­жет ре­ги­о­на стро­ит­ся из рас­че­та на рост соб­ствен­ных до­хо­дов. В 2021 годы его до­ход­ная часть со­став­ля­ла 183,9 млрд. руб­лей, в 2022 долж­на со­ста­вить 190,8 млрд., а в 2023 году – 197,3 млрд. руб­лей (дан­ные по­ка­за­те­ли — без уче­та без­воз­мезд­ных по­ступ­ле­ний из фе­де­раль­но­го бюд­же­та). Это вполне со­от­но­сит­ся с про­гно­за­ми ана­ли­ти­ков S&P о том, что «ста­биль­ные тем­пы ро­ста на­ло­го­вых до­хо­дов поз­во­лят ре­ги­о­ну под­дер­жи­вать долг на низ­ком уровне».

Дмит­рий Аза­ров оха­рак­те­ри­зо­вал про­ект бюд­же­та как «очень на­пря­жен­ный» с уче­том необ­хо­ди­мо­сти вы­дер­жи­вать ба­ланс меж­ду но­вы­ми со­ци­аль­ны­ми обя­за­тель­ства­ми (в том чис­ле свя­зан­ны­ми с вы­зо­ва­ми пан­де­мии) и про­во­дить «ра­зум­ную кре­дит­ную по­ли­ти­ку», поз­во­ля­ю­щую, в част­но­сти, рас­счи­ты­вать на до­пол­ни­тель­ные фе­де­раль­ные пре­фе­рен­ции. В со­че­та­нии с ра­бо­той по про­дви­же­нию ин­те­ре­сов ре­ги­о­на на фе­де­раль­ном уровне и при­вле­че­нию ин­ве­сто­ров (по мере вос­ста­нов­ле­ния ми­ро­вой эко­но­ми­ки бу­дут рас­ти и воз­мож­но­сти вза­и­мо­дей­ствия с ино­стран­ным биз­не­сом), по­вы­ша­ют­ся шан­сы на ре­зуль­та­тив­ное ре­ше­ние об­ла­стью по­доб­ных за­дач. Та­к­же весь­ма ве­ро­ят­ным яв­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ное вни­ма­ние Крем­ля к ин­ду­стри­аль­ным ре­ги­о­нам в 2022-2023 го­дах (по ана­ло­гии с пе­ри­о­дом эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са 2008-2010 го­дах и с уче­том осо­бо­го зна­че­ния та­ких тер­ри­то­рий для со­хра­не­ния со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти в стране), что та­к­же бу­дет со­зда­вать до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для Са­мар­ской об­ла­сти.

Си­сте­ма здра­во­охра­не­ния: про­ти­во­дей­ствие пан­де­мии и пер­спек­тив­ные про­ек­ты

Тем­пы вак­ци­на­ции, а та­к­же стро­и­тель­ства и вве­де­ния в экс­плу­а­та­цию но­вых про­филь­ных ме­ди­цин­ских учре­жде­ний вхо­дят в чис­ло клю­че­вых кри­те­ри­ев оцен­ки эф­фек­тив­но­сти ра­бо­ты вла­стей ре­ги­о­нов. По­ка­за­тель­на в этом смыс­ле про­грам­ма ра­бо­чих по­ез­док гла­вы пра­ви­тель­ства Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на и ряда дру­гих фе­де­раль­ных чи­нов­ни­ков в ре­ги­о­ны, осо­бен­но в те­че­ние осе­ни 2021 года. Са­мар­ская об­ласть про­де­мон­стри­ро­ва­ла до­ста­точ­но эф­фек­тив­ный под­ход к ра­бо­те в этом на­прав­ле­нии, уде­лив вни­ма­ние и ряду ас­пек­тов, ко­то­рые мо­гут по­лу­чить до­пол­ни­тель­ное зна­че­ние как в кон­це 2021 – на­ча­ле 2022 года, так и в бо­лее от­да­лен­ном бу­ду­щем.

1. По дан­ным, пред­став­лен­ным ми­ни­стром здра­во­охра­не­ния ре­ги­о­на Ар­ме­ном Бе­ня­ном на за­се­да­нии ре­ги­о­наль­но­го опе­ра­тив­но­го шта­ба по пре­ду­пре­жде­нию за­во­за и рас­про­стра­не­ния но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции, про­шед­шем 8 но­яб­ря 2021 года под пред­се­да­тель­ством Дмит­рия Аза­ро­ва, Са­мар­ская об­ласть на тот мо­мент на­хо­ди­лась на 8-м ме­сте в стране по по­ка­за­те­лям вак­ци­на­ции. В ре­ги­оне в кон­це ок­тяб­ря – на­ча­ле но­яб­ря 2021 года фик­си­ро­ва­лись об­на­де­жи­ва­ю­щие тен­ден­ции по сдер­жи­ва­нию ро­ста за­бо­ле­ва­е­мо­сти. Так, по дан­ным об­ласт­но­го Мин­здра­ва, за первую неде­лю но­яб­ря 2021 года в об­ла­сти мень­ше лю­дей за­бо­ле­ли ОРВИ и вне­боль­нич­ной пнев­мо­ни­ей – на 25% и по­чти 23 % со­от­вет­ствен­но; при этом за­бо­ле­ва­е­мость ОРВИ сни­жа­ет­ся на про­тя­же­нии уже трех недель, пнев­мо­ни­ей – на про­тя­же­нии двух. Даль­ней­шее раз­ви­тие этих тен­ден­ций мо­жет пред­по­ла­гать как за­мет­ное сни­же­ние тре­вож­но­сти на­се­ле­ния ре­ги­о­на в де­каб­ре 2021 – ян­ва­ре 2022 года (что в та­ком слу­чае бу­дет од­ним из ста­би­ли­зи­ру­ю­щих фак­то­ров для по­ли­ти­че­ской об­ста­нов­ки в об­ла­сти), так и по­сте­пен­ное смяг­че­ние огра­ни­чи­тель­ных мер.

2. В ре­ги­оне в пе­ри­од пан­де­мии от­ме­ча­ют­ся вы­со­кие тем­пы стро­и­тель­ства ко­вид-гос­пи­та­лей. Так, в июле 2021 года на­чал­ся при­ем па­ци­ен­тов в мо­дуль­ном зда­нии кли­ни­ко-ди­а­гно­сти­че­ско­го от­де­ле­ния в Са­ма­ре на базе об­ласт­ной кли­ни­че­ской боль­ни­цы име­ни В. Д. Се­ре­да­ви­на. В ав­гу­сте 2021 года на­чал ра­бо­ту но­вый ин­фек­ци­он­ный кор­пус в То­льят­тин­ской го­род­ской кли­ни­че­ской боль­ни­це №5 (стро­и­тель­ство мо­дуль­но­го зда­ния за­ня­ло все­го пол­го­да). Ве­дет­ся стро­и­тель­ство но­во­го кор­пу­са об­ласт­ной дет­ской ин­фек­ци­он­ной боль­ни­цы в Са­ма­ре, со­зда­ние но­во­го ин­фек­ци­он­но­го от­де­ле­ния в го­род­ской боль­ни­це №2 в Сыз­ра­ни, кро­ме того, ко­вид-гос­пи­таль в То­льят­ти стро­ит­ся под эги­дой Фе­де­раль­но­го ме­ди­ко-био­ло­ги­че­ско­го агент­ства. Ра­нее гла­ва Мин­здра­ва Ми­ха­ил Му­раш­ко вы­ра­зил бла­го­дар­ность «гу­бер­на­то­ру и пра­ви­тель­ству Са­мар­ской об­ла­сти за вни­ма­ние и стро­и­тель­ство по­ли­кли­ник, но­вых ин­фек­ци­он­ных гос­пи­та­лей». Эти фак­то­ры мо­гут спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию до­ве­рия меж­ду ру­ко­вод­ством ре­ги­о­на и пред­ста­ви­те­ля­ми цен­тра, при­чем не толь­ко ку­ри­ру­ю­щи­ми про­ти­во­дей­ствие пан­де­мии, но и ре­ша­ю­щи­ми бо­лее ши­ро­кий круг во­про­сов.

3. В те­че­ние пе­ри­о­да пан­де­мии вла­стя­ми Са­мар­ской об­ла­сти неод­но­крат­но пред­при­ни­ма­лись меры по со­хра­не­нию кад­ро­во­го по­тен­ци­а­ла си­сте­мы здра­во­охра­не­ния, в том чис­ле с по­мо­щью сти­му­ли­ру­ю­щих вы­плат для мед­ра­бот­ни­ков. Так, в ав­гу­сте 2021 года Дмит­рий Аза­ров за­явил о необ­хо­ди­мо­сти ор­га­ни­за­ции та­ких вы­плат из ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та для всех со­труд­ни­ков го­су­дар­ствен­ных ме­д­учре­жде­ний ре­ги­о­на, а та­к­же во­ди­те­лей «ско­рой по­мо­щи» (этим спе­ци­а­ли­стам было вы­пла­че­но по 10 тыс. руб). Были пред­при­ня­ты та­к­же до­пол­ни­тель­ные меры со­ци­аль­ной за­щи­ты для се­мей ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков (на­при­мер, дети со­труд­ни­ков, ра­бо­тав­ших в «крас­ных зо­нах», по ре­ше­нию ре­ги­о­наль­ных вла­стей в при­о­ри­тет­ном по­ряд­ке на­прав­ля­лись на от­дых в оздо­ро­ви­тель­ные ла­ге­ря).

По мере пре­одо­ле­ния пан­де­мии уси­лия по со­зда­нию до­пол­ни­тель­ных мощ­но­стей и со­хра­не­нию кад­ров в си­сте­ме здра­во­охра­не­ния мо­гут сыг­рать до­пол­ни­тель­ную роль в рам­ках раз­ви­тия Са­мар­ско­го ме­ди­цин­ско­го кла­сте­ра (даже в 2020 году, несмот­ря на пан­де­мию, услу­га­ми ме­ди­цин­ско­го ту­риз­ма вос­поль­зо­ва­лось в ре­ги­оне бо­лее 27 тыс. ино­стран­цев, пре­жде все­го, из го­су­дарств пост­со­вет­ско­го про­стран­ства). В слу­чае наи­бо­лее бла­го­при­ят­ных сце­на­ри­ев раз­ви­тия эпи­де­мио­ло­ги­че­ской об­ста­нов­ки в Рос­сии и стра­нах СНГ ве­ро­ят­но по­сте­пен­ное на­ра­щи­ва­ние объ­е­мов ме­ди­цин­ско­го ту­риз­ма в ре­ги­он уже в 2022 году, что мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным сти­му­лом для раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной си­сте­мы здра­во­охра­не­ния в це­лом.

По­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция: рас­ши­рен­ный диа­лог и вы­зо­вы по­ст­вы­бор­но­го пе­ри­о­да

Осень 2021 года ха­рак­те­ри­зу­ет­ся се­ри­ей вы­зо­вов для вла­стей ре­ги­о­наль­но­го уров­ня, в том чис­ле свя­зан­ных с инер­ци­ей из­би­ра­тель­ной кам­па­нии (то есть воз­рос­шим ин­те­ре­сом ши­ро­кой ауди­то­рии к по­ли­ти­ке), а та­к­же осо­бым вни­ма­ни­ем об­ще­ствен­но­сти к ра­бо­те ад­ми­ни­стра­ций субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции в усло­ви­ях пан­де­мии (не толь­ко в рам­ках борь­бы с вы­зо­ва­ми эпи­де­мио­ло­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра).

1. Ра­бо­та в ре­гу­ляр­ном ре­жи­ме с му­ни­ци­паль­ной по­вест­кой, по­сто­ян­ный кон­троль за де­я­тель­но­стью ру­ко­вод­ства му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний по со­ци­аль­но зна­чи­мым во­про­сам оста­ют­ся важ­ной ча­стью управ­лен­че­ско­го сти­ля ру­ко­вод­ства Са­мар­ской об­ла­сти. Ре­зо­нанс­ным со­бы­ти­ем ста­ла от­став­ка мэра Жи­гу­лев­ска Сер­гея Фе­до­то­ва, со­сто­яв­ша­я­ся по­сле кри­ти­ки в его ад­рес со сто­ро­ны Дмит­рия Аза­ро­ва в свя­зи с про­бле­ма­ми по на­ча­лу ото­пи­тель­но­го се­зо­на в мик­ро­рай­оне Яб­ло­не­вый Овраг. Если го­во­рить о по­ли­ти­че­ских ас­пек­тах это­го ре­ше­ния, то ру­ко­вод­ство ре­ги­о­на та­ким об­ра­зом про­де­мон­стри­ро­ва­ло на­се­ле­нию, что жест­кая ре­ак­ция на недо­ра­бот­ки му­ни­ци­паль­ных чи­нов­ни­ков яв­ля­ет­ся прак­ти­кой, при­ме­ня­е­мой неза­ви­си­мо от пред­вы­бор­ных за­дач. Это име­ет осо­бое зна­че­ние для граж­дан в пер­вые неде­ли по­сле за­вер­ше­ния из­би­ра­тель­ной гон­ки, ко­гда за­прос на па­тер­на­лист­скую по­ли­ти­ку вла­стей выше, а лю­бые недо­ра­бот­ки в де­я­тель­но­сти чи­нов­ни­ков вос­при­ни­ма­ют­ся ост­рее.

2. По ито­гам пар­ла­мент­ской кам­па­нии вы­рос­ло чис­ло де­пу­та­тов от Са­мар­ской об­ла­сти, за­няв­ших ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти в Гос­ду­ме. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей «Еди­ной Рос­сии» со­хра­нил пост гла­вы Ко­ми­те­та Гос­ду­мы по ин­фор­ма­ци­он­ной по­ли­ти­ке, ин­фор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям и свя­зи Алек­сандр Хин­штейн (за­ни­мал ту же долж­ность в ниж­ней па­ла­те пар­ла­мен­та преды­ду­ще­го со­зы­ва с ян­ва­ря 2020 года), воз­гла­вил Ко­ми­тет по про­мыш­лен­но­сти и тор­гов­ле Вла­ди­мир Гу­те­нев, со­хра­нил пост пер­во­го зам­пре­да Ко­ми­те­та по бюд­же­ту и на­ло­гам Лео­нид Си­ма­нов­ский. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей си­стем­ной оп­по­зи­ции вновь воз­гла­вил Ко­ми­тет по де­лам СНГ, евразий­ской ин­те­гра­ции и свя­зям с со­оте­че­ствен­ни­ка­ми Лео­нид Ка­лаш­ни­ков (КПРФ), из впер­вые из­бран­ных в Гос­ду­му де­пу­та­тов по­лу­чил долж­ность зам­пре­да Ко­ми­те­та по ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ке и мест­но­му са­мо­управ­ле­нию его кол­ле­га по фрак­ции Ми­ха­ил Мат­ве­ев, пер­вым зам­пре­дом Ко­ми­те­та по стро­и­тель­ству и ЖКХ стал Вла­ди­мир Ко­ше­лев (ЛДПР). Прак­ти­ка ре­гу­ляр­но­го вза­и­мо­дей­ствия ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на с фе­де­раль­ны­ми пар­ла­мен­та­ри­я­ми, пред­став­ля­ю­щи­ми об­ласть, ве­ро­ят­но, про­дол­жит­ся. Сим­во­лич­ным было и про­ве­де­ние са­мар­ским гу­бер­на­то­ром уже 20 сен­тяб­ря 2021 года встре­чи с ру­ко­во­ди­те­ля­ми ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний пар­тий, про­шед­ших в но­вый со­зыв Гос­ду­мы. По­сле на­зна­че­ния на пост врио гла­вы ре­ги­о­на в 2017 году у Дмит­рия Аза­ро­ва сло­жи­лось вполне кон­струк­тив­ное со­труд­ни­че­ство с си­стем­ны­ми оп­по­зи­ци­он­ны­ми по­ли­ти­ка­ми, ра­бо­та­ю­щи­ми в ре­ги­оне. Та­ким об­ра­зом со­зда­ют­ся воз­мож­но­сти как по опе­ра­тив­но­му ре­а­ги­ро­ва­нию ру­ко­вод­ства об­ла­сти на по­яв­ле­ние то­чек со­ци­аль­но­го про­те­ста внут­ри ре­ги­о­на, так и для про­дви­же­ния зна­чи­мой для субъ­ек­та Фе­де­ра­ции по­вест­ки на об­ще­рос­сий­ском уровне.

3. Неза­ви­си­мо от за­вер­ше­ния пар­ла­мент­ской кам­па­нии про­дол­жа­ет­ся вза­и­мо­дей­ствие об­ласт­ных вла­стей с во­лон­тер­ским дви­же­ни­ем. 4 но­яб­ря 2021 года гу­бер­на­тор Дмит­рий Аза­ров встре­тил­ся с во­лон­те­ра­ми ак­ции «Мы вме­сте». При­ме­ча­тель­но, что ряд ини­ци­а­тив, об­суж­дав­ших­ся на встре­че, при­влек­ли вни­ма­ние фе­де­раль­ных СМИ (на­при­мер, вве­сти льго­ты на про­езд для во­лон­те­ров, по­се­ща­ю­щих лю­дей на дому). С уче­том по­сту­па­тель­ной ра­бо­ты об­ласт­ных вла­стей на этом на­прав­ле­нии в 2018-2021 го­дах по­вы­ша­ют­ся шан­сы на при­об­ре­те­ние Са­мар­ской об­ла­стью нефор­маль­но­го ста­ту­са од­но­го из клю­че­вых цен­тров во­лон­тер­ско­го дви­же­ния, что бу­дет спо­соб­ство­вать по­вы­ше­нию вни­ма­ния пер­вых лиц го­су­дар­ства к ре­ги­о­ну, в том чис­ле по мере при­бли­же­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2024 года.

4. Гу­бер­на­тор­ский про­ект «Со­дей­ствие» (пред­по­ла­га­ю­щий со­фи­нан­си­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных про­ек­тов на ме­стах – от озе­ле­не­ния и бла­го­устрой­ства до стро­и­тель­ства спор­тив­ных объ­ек­тов и со­хра­не­ния ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков) дол­жен спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию ка­на­лов об­рат­ной свя­зи ре­ги­о­наль­ной вла­сти с ло­каль­ны­ми со­об­ще­ства­ми, что при­об­ре­та­ет осо­бое зна­че­ние в пе­ри­од меж­ду круп­ны­ми пред­вы­бор­ны­ми кам­па­ни­я­ми (с кон­ца 2021 по 2023 год), ко­гда по­ли­ти­че­ская по­вест­ка в об­ла­сти во мно­гом бу­дет опре­де­лять­ся имен­но ло­каль­ны­ми те­ма­ми. В про­ек­те ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та преду­смот­ре­но око­ло 759 млн. руб­лей на эти цели в 2022-2024 го­дах.

К об­ще­рос­сий­ским тен­ден­ци­ям, ко­то­рые мо­гут ока­зать вли­я­ние на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­че­скую по­вест­ку в 2022-2024 го­дах, мож­но от­не­сти осо­бый ин­те­рес Крем­ля к под­держ­ке во­лон­тер­ско­го дви­же­ния (зна­че­ние ко­то­ро­го толь­ко воз­рас­та­ло в пе­ри­од пан­де­мии) и оцен­ке эф­фек­тив­но­сти об­рат­ной свя­зи меж­ду ру­ко­вод­ством субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции и ло­каль­ны­ми со­об­ще­ства­ми с воз­мож­ным воз­рас­та­ни­ем вни­ма­ния к про­бле­мам му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, а та­к­же сме­ну по­ли­ти­че­ских по­ко­ле­ний в це­лом (в том чис­ле на ре­ги­о­наль­ном и мест­ном уровне) и со­хра­не­ние кур­са на кад­ро­вое об­нов­ле­ние «Еди­ной Рос­сии». Мно­гие на­прав­ле­ния ра­бо­ты са­мар­ских об­ласт­ных вла­стей в те­че­ние лета-осе­ни 2021 года вполне со­от­вет­ству­ют, а в неко­то­рых ас­пек­тах даже за­да­ют эти трен­ды, что мо­жет со­здать до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для вы­стра­и­ва­ния от­но­ше­ний ко­ман­ды Дмит­рия Аза­ро­ва с фе­де­раль­ным цен­тром как ми­ни­мум до гу­бер­на­тор­ской кам­па­нии 2023 года.

Ссылка


Возврат к списку