у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Недруги подбираются к «последнему человеку Суркова»

Недруги подбираются к «последнему человеку Суркова» 16.12.2013

Серия информационных атак, критика единороссов… У Володина есть свои кандидаты

«Стратегия развития молодежи до 2020 года», разработанная Росмолодежью, была раскритикована молодыми единороссами. Это уже не первое публичное нападение на главу ведомства Сергея Белоконева. Эксперты и источники Znak.сom отмечают, что вокруг Белоконева ведется аппаратная борьба: чиновника считают ставленником Суркова, и многие молодые игроки нового поколения хотели бы занять его место.

Презентованная в понедельник «Стратегия развития молодежи Российской федерации» предполагает, что «в предстоящие годы положение молодежи в российском обществе претерпит кардинальные изменения». Документ предлагает заняться воспитанием культуры молодых семей. В качестве угрозы авторы видят, в том числе, «получившие официальный статус в ряде государств однополые браки, которые противоречат российской нравственности». В «Стратегии» описаны задачи молодежной политики: формирование у молодежи нравственных основ, воспитание патриотизма, «гражданского самосознания», «гордости за историю страны», формирование условий для развития молодежных инновационных проектов, развитие у молодежи правосознания и уважения к закону, «развитие проектной деятельности как эффективной технологии вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность» и так далее.

Документ уже вызвал нарекания в «Единой России», которая обычно критикует работу различных госструктур крайне осторожно, если не считать нападки на министерство образования, которое возглавляет Дмитрий Ливанов. В этом контектсе важно отметить, что Росмолодежь в настоящее время является подведомственной Минобразования структурой.

Депутат Госдумы от «Единой России» Алена Аршинова рассказала Znak.com, что «Стратегию» обсудили в рамках молодежного клуба при партии и пришли к выводу, что документ надо не просто дорабатывать, но переписывать.

«Очевидно, что у Росмолодежи не было даже необходимых ресурсов для написания такого документа - пока это выглядит попыткой написать теоретическую часть научной работы. Проблемы молодежной среды в моем восприятии - это не только проблемы молодежи, но проблемы государства в целом, Росмолодежь должна видеть ситуацию в комплексе и быть способной корректировать работу отдельных ведомств. Так, например, происходит в Финляндии, где есть отдельный Комитет по делам будущего. В стратегии же образа будущего нет. Среди заявленных задач - "развитие конкурентоспособности молодежи", но о какой конкурентоспособности идет речь? Внешней? Внутренней? Исследования, которые приведены в документе, относятся к 2009 году, есть ведь и более новые данные. Да, в документе констатируется, что нынешняя ситуация - не самая позитивная, что есть проблемы с преступностью, безработицей, нравственностью, но не указаны пути решения этих проблем. Кроме того, при написании «Стратегии», мне кажется, не был учтен курс нынешней власти на открытость и публичность - некоторые молодежные организации получили по почте письмо с просьбой выступить со своими предложениями в «Стратегию», но как можно вносить предложения, не видя сам документ? В результате Молодежный клуб предложил не просто вернуть документ на доработку, но разработать его заново», - сказала Аршинова изданию, добавив, что сожалеет, что сам Белоконев не пришел на заседание клуба.

В Росмолодежи на критику единороссов отреагировали спокойно. «Пока документ только опубликован, и предполагается его широкое обсуждение. На протяжении полутора месяцев мы будем собирать пожелания и замечания перед тем, как представить его в финальном виде. Мы надеемся, что конструктивные критические предложения поступят и от наших коллег из “Единой России”», - сказали Znak.Com в пресс-службе ведомства Белоконева.

Между тем, источники Znak.com, близкие к администрации президента и к Росмолодежи говорят, что за нынешними событиями существует серьезная аппаратная подоплека: целый ряд представителей политической элиты заинтересован в отставке Белоконева с его поста.

«Белоконев возглавил Росмолодежь поле ухода оттуда Василия Якеменко (основатель известного прокремлевского движения «Наши» - Znak.com), он считается близкий к экс-первому замглавы администрации и экс-вице-премьеру Владиславу Суркову (осенью 2013 года Сурков вернулся на госслужбу в статусе советника президента - Znak.com). Но вокруг нового первого замглавы администрации, Вячеслава Володина, есть целая плеяда молодых политиков, которые сейчас чувствуют себя достаточно сильными, чтобы начать бороться за аппаратные посты и ведомства», - отмечает источник, близкий к Росмолодежи. Среди возможных кандидатов на пост главы ведомства в случае отставки Белоконева он называет ту же Аршинову, а также экс-комиссара движения «Наши» Артура Омарова, которые, как считается, близки к нынешнему куратору молодежной, а также информационной политики по линии управления внутренней политики администрации, Тимуру Прокопенко.

«На Белоконева в течение осени была серия информационных атак - например, резко негативные публикации в «Московском комсомольце», поэтому аппаратная борьба началась не сегодня. Но пока справиться с ним у его недругов не получается», - отмечает другой собеседник, близкий к Белоконеву.

Наконец, третий собеседник, близкий к администрации президента, подтверждает, что внутри этого ведомства в последнее время отношения к проектам и мероприятиям Росмолодежи более чем прохладное.

Политолог Михаил Тульский подтверждает такую версию подоплеки происходящего.

«Белоконев - последний ставленник Суркова в исполнительной власти. После того, как в течение последних двух лет посты потеряли такие знаковые фигуры, как Константин Костин (экс-глава управления внутренней политики, покинул свой пост в мае 2012 года), Олег Говорун (экс-глава УВП, экс-полпред президента в Центральном федеральном округе, в мае 2012 года был назначен министром регионального развития, однако уже осенью 2012 года ушел в отставку по собственному желанию, после возвращения Суркова в администрацию президента в статусе советника осенью 2013 года вернулся туда в статусе начальника управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ), Иван Демидов (экс замглавы УВП, в мае 2012 года был назначен замминистра культуры, в декабре 2013 года покинул пост по собственному желанию), Белоконев фактически остался единственным представителем прошлой команды в исполнительной власти. Рано или поздно ему придется уйти и уступить пост кому-то из молодежи в новой команде, которая сформировалась вокруг Володина. Ставленники Суркова редко получали официальные должности - существовала плеяда близких к администрации структур, где они числились, например, тот же Фонд эффективной политики. Володин себе позволить такое не может, и должен будет расплачиваться за преданность перед своими сторонниками должностями, а в самой администрации президента в управлении внутренней политики они уже закончились», - отмечает Тульский. Среди молодых игроков, которые обязаны своим возвышением Володину или которые начинали карьеру при Суркове, но потом сменили лояльность, помимо Аршиновой и Омарова он называет депутата Госдумы Владимира Бурматова, сенатора Руслана Гаттарова и того же Прокопенко.

Член Высшего совета «Единой России», политолог Дмитрий Орлов считает, что, хотя аппаратная интрига есть и вокруг самого Белоконева, Росмолодежь оказалась под прицелом критики в силу того, что входит в структуру Минобразования, которые подвергается атакам регулярно, причем со стороны тех же единороссов.

«На мой взгляд, аппаратная игра вокруг Росмолодежи в высокой степени координируется с Минобразования. Позиции министра Ливанова и его ведомства нестабильны: да, он сохранил свой пост после всех атак, но его лоббистские возможности и влияние колеблются. Для игроков «второго уровня», одним из которых является Белоконев, ориентация на такого нестабильного игрока «первого уровня», как Ливанов, не очень благоприятна. Но, думаю, пока Ливанов будет занимать свой пост, нынешний курс Росмолодежи сохранится. При этом, конечно, есть игроки, которые хотели бы занять пост Белоконева, поэтому мы наблюдаем на него уже не первую атаку», - считает Орлов.

Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что если в нулевые Росмолодежь преимущественно занималась курированием проектов, направленных на борьбу с оппозицией, то теперь это ведомство оказалось на «аппаратной периферии» и стало таким образом объектом, критика которого допустима.

«Сейчас власть занята не столько противодействием «оранжевым» технологиям, сколько работе на мобилизацию и консолидацию своего электората - различных консервативно настроенных групп. Молодежь к такой повестке относится более критично, поэтому, с одной стороны, власть понимает, что надо как-то отдельно строить с ней взаимодействие, но как именно - пока не до конца придумала. В результате пока Росмолодежь утратила свой прежний статус и стала допустимым объектом для критики», - отмечает Макаркин.

Ссылка


Возврат к списку