у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Мелкая месть Запада?

Мелкая месть Запада? 19.12.2013

Успехи России на внешнеполитическом поле могут быть причиной негативного отношения к Олимпиаде-2014

Истерия вокруг негласного бойкота Олимпийских игр в Сочи набирает обороты. В среду, 18 декабря, президент США Барак Обама отказался присутствовать на официальных церемониях Игр-2014. В Белом доме это решение объяснили плотным рабочим графиком американского лидера.

На деле отказ Обамы выглядит явным афронтом. Согласно американской традиции, на открытии и закрытии Олимпийских игр присутствует или президент США, или вице-президент, или экс-президент, или первая леди. Например, Мишель Обама возглавляла американскую делегацию на летних Играх 2012 года в Лондоне. Но в Сочи на церемонии открытия Штаты будет представлять лишь экс-министр национальной безопасности страны Джанет Наполитано, а на закрытии – первый заместитель госсекретаря Уильям Бернс. Ничего подобного не случалось с 1988 года, когда Игры проходили в Сеуле.

Зато американские политики всячески подчеркивают, что в национальную олимпийскую команду США включены спортсмены, которые публично заявляют о своей нетрадиционной ориентации.

Журналисты The New York Times полагают, что таким образом Обама посылает России сигнал: его администрация не приемлет ущемления прав российских сексуальных меньшинств и готова оказывать им поддержку. Еще дальше пошел американский телеведущийДжей Ленно. 16 декабря во время передачи The Tonight Show на телеканале NBC он сравнил зимние Игры в Сочи с Олимпиадой 1936 года в нацистской Германии. «Именно так все начиналось в нацистской Германии: ой, смотрите, евреи – давайте отправим их вон туда. Вот это меня беспокоит», – заявил Ленно.

Ленно просто плохо знает историю. В 1933-м, когда к власти в Германии пришли нацисты, до МОК стала доходить информация о дискриминации спортсменов-евреев. Однако именно глава Американского олимпийского комитетаЭйвери Брендедж твердо воспротивился бойкоту Игр. Он съездил в Берлин и не только не обнаружил в нацистской Германии признаков расовой нетерпимости, но и счел, что Америка должна многому поучиться у Гитлера в организации спортивной жизни.

В августе 1935 года член МОК от США генерал Чарльз Шеррилл встретился в Мюнхене с Гитлером и был в восторге от фюрера, о чем сообщил президентуРузвельту. Через пару недель в Германии был принят пакет расовых законов, вошедших в историю как Нюрнбергские, по которым евреи лишались немецкого гражданства. Но Берлин заявил, что на составе немецкой олимпийской сборной это не отразится – и вопрос был закрыт. В итоге и британцы, и американцы официально приняли приглашение оргкомитета берлинской Олимпиады…

Но никто Ленно не поправляет. Его позиция ориентирует западное общественное мнение в нужном русле, и потому неважно, насколько точны его аргументы. Куда важнее, что еще в августе именно в эфире ночного шоу Ленно президент Обама высказал отношение к антигейским законам в России – заявил, что «не терпит те страны, которые относятся к геям, лесбиянкам и трансгендерным лицам с позиции запугивания или нанесения ущерба».

Так или иначе, но теперь и Барак Обама примкнул к довольно заметной группе политиков, которые под разными предлогами решили проигнорировать крупнейшее для России спортивное мероприятие. Ранее о решении бойкотировать открытие зимних Игр заявили президент Германии Йоахим Гаук, его французский коллега – покровитель однополых браков Франсуа Олланд, президент Польши Бронислав Коморовский, а также видная защитница секс-меньшинств, еврокомиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг.

Конечно, это не полноценный бойкот образца 1980 года, который официально объявили московской Олимпиаде более 60 стран. Но это вполне определенный способ выражения негативного отношения к России, который формально не нарушает дипломатических норм. И, думается, дело не в ущемлении прав российских геев и лесбиянок. Скорее, речь идет о мелкой мести Запада за российскую позицию по Сирии и Ирану, а также за проигрыш Евросоюза в борьбе за Украину.

Мы попытались разобраться, что на деле стоит за негласным бойкотом Игр в Сочи, и опросили для этого наших экспертов.

Павел Салин, директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

– Западу не нравится позиция России по некоторым внешнеполитическим вопросам, прежде всего по Украине (позиция американцев по Сирии начинает меняться в позитивную для Башара Асада сторону). Кроме того, ему не нравится поворот во внутренней российской политике в сторону закручивания гаек. Речь идет не столько об ограничении прав секс-меньшинств, сколько об усилении роли силовой корпорации в политической и экономической жизни России.

Отказываясь присутствовать на Играх в Сочи, западные политики шлют Путину сигнал за сигналом – не делая, впрочем, резких движений, как это было в 1980-м. Если бы такой сигнал был единичным, его можно было бы списать на случайность. Но сейчас, скорее, можно говорить о единой консолидированной позиции Запада. Путину намекают, что если курс на закручивание гаек продолжится, то позиции российского лидера в мировой элите будут подорваны.

А это уже бьет по внутриполитическим позициям Владимира Путина. Он интересен значительной части правящей группы как гарант неприкосновенности их авуаров за рубежом. Как человек, который, грубо говоря, может позвонить Обаме или британскому премьеру и договориться, чтобы счета и недвижимость представителей российской элиты не трогали.

Кроме того, Олимпиада в Сочи – личный проект Владимира Путина. Для него верхом успеха было бы, если бы на Играх он присутствовал на правах хлебосольного хозяина в окружении мировых лидеров. Это бы означало, что Путин входит в мировой «совет директоров» и может гарантировать интересы российской элиты. Теперь ему шлют сигнал, что всего этого может не быть.
Но это сигнал предварительный. Если бы Запад считал, что отыграть ничего невозможно, его бы действия были куда более жесткими. Ситуацию еще можно изменить, и Путин пытается это сделать – лавирует между силовой корпорацией и так называемыми системными либералами, которые в глазах Запада договороспособны. Но пока Запад считает, что этого недостаточно, и тренд на усиление силовой корпорации не переломлен.

– Истерия вокруг негласного бойкота Игр будет продолжаться?

– Я не называл бы происходящее истерией. Пока стороны, скорее, фиксируют свои позиции. Хотя, конечно, информационный фон в западных СМИ, освещающих Олимпиаду в Сочи, сегодня в целом негативный. Я не исключаю, что против Игр в Сочи в конце концов будет развернута активная информационная война. Не против российской сборной и ее результатов – а против России как страны и Путина лично. Думаю, интенсивность таких информпотоков может возрасти уже после новогодних праздников…

Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций:

– Нынешняя антиолимпийская кампания – не что-то уникальное. Напомню, во времена пекинской Олимпиады на Западе тоже активно обсуждалась возможность бойкота Игр. Пекин, в частности, обвиняли в нежелании решить вопрос Тибета, и критика была очень жесткой. Тогда, чтобы снять проблему, потребовались прямые переговоры Пекина и Вашингтона.

Сегодня западные политики, негласно бойкотируя Игры, решают собственные задачи. Скажем, рейтинг французского президента Олланда сейчас ниже плинтуса, и для роста популярности ему нужна жесткая внешняя позиция. Обаму тоже фактически прижали к стенке – его блокирует принятие решения по Ирану, поэтому двигаться навстречу Москве американский президент сейчас не может. Плюс ко всему, тот факт, что соглашение о вступлении Украины в ассоциацию с ЕС было торпедировано не без участия России, вызывает раздражение европейцев. Они хотели бесплатно получить стратегический актив – Украину, а Россия их обошла. Сегодня ясно, что без серьезной финансовой поддержки, на которую Евросоюз не готов, никакого сближения с Киевом не будет. Неудивительно, что инициативы о негласном бойкоте Олимпиады в Сочи появились сразу после начала переговоровЯнуковича и Путина.

Думаю, к такой реакции Запада нужно относиться спокойно. Мне представляется, что она – лишь элемент внешней информационной кампании, но вовсе не консолидированная позиция основных игроков.

Думаю, ситуация изменится уже в начале следующего года, когда начнется процесс урегулирования иранского вопроса. В нем Москва выступает стратегическим союзником Вашингтона, и Обама не захочет лишний раз ссориться с Путиным. Полагаю, к февралю 2014 года внешнеполитическая конъюнктура изменится и негласный бойкот Игр в Сочи потеряет актуальность…

Дмитрий Орлов, политолог, член высшего совета «Единой России»:

– Речь о бойкоте Олимпийских игр не идет. Нынешнюю ситуацию невозможно сравнить с Олимпиадой 1980 года, в которой не принимали участие национальные сборные ряда западных стран. Сейчас никто не говорит, что приезд спортсменов в Сочи будет каким-то образом ограничен. Это значит – Олимпиада состоится в заявленном формате.

Что до участия или неучастия в олимпийских церемониях западных политиков – это вопрос вторичный. Негативное отношение к Играм на Западе, на мой взгляд, объясняется усилением роли России на международной арене – в сирийском кризисе, в урегулировании ситуации в Иране. Путин в последнее время занимает жесткую внешнеполитическую позицию, и недоброжелательная реакция на нее наших западных партнеров вполне предсказуема. Такая реакция – не трагедия для России и не наносит урона имиджу Олимпиады-2014.

Николай Топорнин, экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ:

– Не думаю, что отказ западных политиков от участия в официальных церемониях Олимпиады – это попытка наказать за что-то Россию. Скорее, на Западе неверно восприняли российский закон о запрете гей-пропаганды среди детей – его считают нарушением Европейской конвенции о правах человека. Поэтому, на мой взгляд, речь идет не о попытках давления на Россию, а о выражении личной гражданской позиции руководителей отдельных западных стран. Если бы российская власть оформила решение о запрете гей-пропаганды в виде общенародного референдума, как это сделала Хорватия (в начале декабря на референдуме 65% хорватов высказались против легализации однополых браков) – к ней не возникло бы претензий. Но в нынешнем виде закон воспринимается как волюнтаристское решение Кремля, и Олимпиада стала удобным предлогом, чтобы дать понять это России…

Ссылка


Возврат к списку