у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Международное сотрудничество российских регионов: новая конфигурация на фоне СВО

Международное сотрудничество российских регионов: новая конфигурация на фоне СВО 25.10.2022

Меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство раз­ви­ва­ет­ся не толь­ко на уровне го­су­дарств, но и ре­ги­о­нов — в рам­ках от­ве­ден­ных пол­но­мо­чий. 

Важ­ность вы­стра­и­ва­ния внеш­них свя­зей с при­вле­че­ни­ем раз­ных ак­то­ров, по­ми­мо фе­де­раль­ной вла­сти, воз­рас­та­ет в усло­ви­ях гло­баль­ной на­пря­жен­но­сти и санк­ци­он­но­го дав­ле­ния на Рос­сию. На ру­ко­вод­ство ре­ги­о­нов фе­де­раль­ной вла­стью воз­ла­га­ет­ся часть за­дач по по­ис­ку на­прав­ле­ний со­труд­ни­че­ства и но­вых ниш на фоне рис­ков меж­ду­на­род­ной изо­ля­ции и, глав­ное, огра­ни­че­ния до­сту­па к тех­но­ло­ги­че­ско­му по­тен­ци­а­лу за­пад­ных стран. Спе­ци­фи­ка ра­бо­ты ре­ги­о­наль­ных вла­стей в ча­сти раз­ви­тия внеш­них свя­зей за­ви­сит от ряда фак­то­ров: гео­гра­фи­че­ско­го по­ло­же­ния, хо­зяй­ствен­ной спе­ци­а­ли­за­ции, со­ци­о­куль­тур­ной бли­зо­сти с по­гра­нич­ны­ми или тре­тьи­ми стра­на­ми. Ме­ха­низ­мы со­труд­ни­че­ства со стра­на­ми СНГ тра­ди­ци­он­но раз­ви­ты в боль­шей сте­пе­ни, но в це­лом лю­бой гло­баль­ный ин­те­гра­ци­он­ный фор­мат с уча­сти­ем Рос­сии яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ством для раз­ви­тия тор­го­вых от­но­ше­ний – до­ста­точ­но от­ме­тить стра­ны Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за (ЕАЭС) или Шан­хай­ской ор­га­ни­за­ции со­труд­ни­че­ства (ШОС), куда со­всем недав­но во­шли Ин­дия и Па­ки­стан.

Фе­де­ра­тив­ное устрой­ство Рос­сии под­ра­зу­ме­ва­ет опре­де­лен­ную сте­пень ав­то­но­мии субъ­ек­тов в ор­га­ни­за­ции меж­ду­на­род­но­го со­труд­ни­че­ства. Сре­ди нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов, за­тра­ги­ва­ю­щих во­про­сы транс­гра­нич­но­го меж­ре­ги­о­наль­но­го со­труд­ни­че­ства, сто­ит от­ме­тить №4-ФЗ от 04.01.1999 «О ко­ор­ди­на­ции меж­ду­на­род­ных и внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», «Кон­цеп­цию при­гра­нич­но­го со­труд­ни­че­ства в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» и неко­то­рые дру­гие. Со­труд­ни­че­ство рос­сий­ских и за­ру­беж­ных ре­ги­о­нов мо­жет ор­га­ни­зо­вы­вать­ся спе­ци­аль­ны­ми про­грам­ма­ми раз­ви­тия.

Тра­ди­ци­он­ные меж­ду­на­род­ные фо­ру­мы: пред­ста­ви­тель­ство рос­сий­ских ре­ги­о­нов со­хра­ня­ет­ся

Су­ще­ству­ют раз­лич­ные диа­ло­го­вые транс­на­ци­о­наль­ные фор­ма­ты для ор­га­ни­за­ции вза­и­мо­дей­ствия му­ни­ци­паль­ных и ре­ги­о­наль­ных вла­стей вне ин­сти­ту­тов тра­ди­ци­он­ной го­су­дар­ствен­ной ди­пло­ма­тии. Та­кие фор­ма­ты обес­пе­чи­ва­ют опе­ра­тив­ный об­мен опы­том и по­вы­ша­ют субъ­ект­ность пред­ста­ви­те­лей от­дель­ных тер­ри­то­рий в гло­баль­ном кон­тек­сте. Важ­но и то, что вза­и­мо­дей­ствие на бо­лее низ­ком (него­су­дар­ствен­ном) уровне ча­сто стро­ит­ся по ре­ги­о­наль­но­му прин­ци­пу и поз­во­ля­ет учи­ты­вать осо­бен­но­сти эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ской спе­ци­а­ли­за­ции неко­то­рых гра­ни­ча­щих меж­ду со­бой ре­ги­о­нов раз­ных стран. Су­ще­ству­ют как дву­сто­рон­ние фор­ма­ты со­труд­ни­че­ства (на­при­мер, встре­чи на уровне глав ре­ги­о­нов или глав ре­ги­о­нов с гла­ва­ми го­су­дарств или ми­ни­стра­ми), так и мно­го­сто­рон­ние фо­ру­мы, ко­то­рые, в свою оче­редь, мо­гут от­ли­чать­ся по мас­шта­бу охва­та участ­ни­ков.

Недав­ний 7-й Все­мир­ный кон­гресс мест­ных и ре­ги­о­наль­ных вла­стей про­хо­дил в го­ро­де Тэд­жоне (Юж­ная Ко­рея) с 10 по 14 ок­тяб­ря. Фо­рум про­во­дит­ся раз в три года. В этот раз он со­сто­ял­ся в усло­ви­ях до­ста­точ­но на­пря­жен­ной меж­ду­на­род­но-по­ли­ти­че­ской об­ста­нов­ки. По све­де­ни­ям ор­га­ни­за­то­ров, в нем при­ня­ли уча­стие око­ло 6000 пред­ста­ви­те­лей из 576 го­ро­дов из 145 стран мира. За­слу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния то, что в рам­ках кон­грес­са мэр Ка­за­ни И.Мет­шин пе­ре­из­бран на вто­рой срок гла­вой кон­суль­та­тив­но­го ко­ми­те­та ООН по во­про­сам мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, что яв­ля­ет­ся под­твер­жде­ни­ем со­хра­не­ния за Рос­си­ей ее ста­ту­са в рам­ках ор­га­ни­за­ции. Кон­гресс — это един­ствен­ное меж­ду­на­род­ное объ­еди­не­ние ор­га­нов мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, при­знан­ным ООН. В рам­ках уча­стия в фо­ру­ме ка­зан­ская де­ле­га­ция пре­зен­то­ва­ла т.н. «Игры бу­ду­ще­го» — меж­ду­на­род­ные спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния, ко­то­рые прой­дут в Ка­за­ни, в том чис­ле в вир­ту­аль­ной ре­аль­но­сти, в 2024 году.

До недав­них пор су­ще­ство­ва­ли про­грам­мы со­труд­ни­че­ства ре­ги­о­нов ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии со стра­на­ми За­пад­ной Ев­ро­пы. Окон­ча­тель­ный вы­ход Рос­сии из Со­ве­та Ев­ро­пы (СЕ) вес­ной 2022 года фак­ти­че­ски за­бло­ки­ро­вал сло­жив­ши­е­ся в рам­ках этой ор­га­ни­за­ции фор­ма­ты. При СЕ в ка­че­стве кон­суль­та­тив­но­го ор­га­на дей­ству­ет Кон­гресс мест­ных и ре­ги­о­наль­ных вла­стей (КМРВ) Ев­ро­пы. Рос­сий­скую де­ле­га­цию при КМРВ воз­глав­лял гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти А.Дроз­ден­ко. В струк­ту­ре КМРВ вы­де­ля­ет­ся две па­ла­ты: мест­ных вла­стей и ре­ги­о­нов. В 2021 году Дроз­ден­ко был вы­бран зам­пре­дом Па­ла­ты ре­ги­о­нов. В ходе по­след­не­го – с уча­сти­ем Рос­сии – за­се­да­ния в фев­ра­ле 2022 года он вы­сту­пил с ря­дом ини­ци­а­тив, на­прав­лен­ных на сти­му­ли­ро­ва­ние об­ме­на опы­том и при­вле­че­ние мо­ло­де­жи. За вре­мя уча­стия в ра­бо­ты Кон­грес­са рос­сий­ской сто­ро­ной под­ни­ма­лись в том чис­ле во­про­сы за­щи­ты прав рус­ско­го­во­ря­ще­го на­се­ле­ния стран Бал­тии. В за­да­чи ор­га­ни­за­ции вхо­дит под­держ­ка де­мо­кра­ти­че­ских про­цес­сов. Все участ­ни­ки за­ин­те­ре­со­ва­ны в раз­ви­тии ме­ха­низ­мов со­хра­не­ния куль­тур­но­го на­сле­дия ев­ро­пей­ских ре­ги­о­нов.

Рос­сия на­хо­дит­ся под за­пад­ны­ми санк­ци­я­ми с 2014 года, что ока­зы­ва­ло вли­я­ние на ра­бо­ту рос­сий­ской де­ле­га­ции в Со­ве­те Ев­ро­пы. Тем не ме­нее де­я­тель­ность рос­сий­ской де­ле­га­ции при КМРВ в фор­ма­те от­дель­ных ини­ци­а­тив не пре­кра­ща­лась. Так, на­при­мер, за­пу­ще­на ини­ци­а­ти­ва «Путь Пет­ра Ве­ли­ко­го» — ис­то­ри­ко-ту­ри­сти­че­ский марш­рут, ко­то­рый объ­еди­нял бы рос­сий­ские и ев­ро­пей­ские го­ро­да. Впро­чем, его функ­ци­о­ни­ро­ва­ние в усло­ви­ях ви­зо­вых огра­ни­че­ний та­к­же по­став­ле­но под во­прос.

Па­рал­лель­но в фор­ма­те кон­суль­та­тив­но­го ор­га­на при СЕ и ЕС дей­ству­ет Ас­со­ци­а­ция ев­ро­пей­ских при­гра­нич­ных ре­ги­о­нов (АЕПР). В рам­ках ор­га­ни­за­ции при­гра­нич­ные тер­ри­то­рии объ­еди­ня­ют­ся в т.н. ев­ро­ре­ги­о­ны. Рос­сий­ские ре­ги­о­ны яв­ля­ют­ся участ­ни­ка­ми та­ких ев­ро­ре­ги­о­нов, как «Бал­ти­ка», «Ка­ре­лия», «Неман» и неко­то­рых дру­гих. Со­став ев­ро­ре­ги­нов по­сле 2014 года из­ме­нил­ся в ос­нов­ном в тех слу­ча­ях, где в одни груп­пы объ­еди­ня­лись рос­сий­ские и укра­ин­ские по­гра­нич­ные тер­ри­то­рии.

Вы­со­кий уро­вень ин­сти­ту­ци­о­на­ли­за­ции со­труд­ни­че­ства ха­рак­те­рен пре­иму­ще­ствен­но для ре­ги­о­нов ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии, ко­то­рые до недав­них пор были встро­е­ны в кон­суль­та­тив­ные ор­га­ны за­пад­ных стран. Меж­ду­на­род­ное со­труд­ни­че­ство ре­ги­о­нов в рам­ках боль­шой Евра­зии та­к­же раз­ви­ва­ет­ся, но ме­нее фор­ма­ли­зо­ван­но. Наи­бо­лее раз­ви­ты фор­ма­ты со­труд­ни­че­ства при­гра­нич­ных или со­ци­о­куль­тур­но близ­ких ре­ги­о­нов. На­при­мер, для кав­каз­ских рес­пуб­лик боль­шое зна­че­ние име­ют свя­зи со стра­на­ми Ближ­не­го Во­сто­ка, для ре­ги­о­нов Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка – с Ки­та­ем и стра­на­ми Во­сточ­ной Азии. С точ­ки зре­ния без­опас­но­сти и кон­тро­ля над си­ту­а­ци­ей в Сред­ней Азии осо­бен­но важ­на роль об­ла­стей, рас­по­ло­жен­ных вдоль са­мой про­тя­жен­ной гра­ни­цы с Ка­зах­ста­ном: Орен­бург­ской, Че­ля­бин­ской об­ла­стей, Ал­тай­ско­го края.

Тур­ция, Иран, Цен­траль­ная Азия, Си­рия: на­прав­ле­ния пе­ре­ори­ен­та­ции

Се­рия кри­зи­сов, в том чис­ле пан­де­мия и на­рас­та­ю­щие про­бле­мы про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, при­ве­ли к тому, что ре­ги­о­наль­ные вла­сти по­лу­чи­ли боль­ше ав­то­но­мии в опре­де­ле­нии се­рьез­но­сти угроз и ва­ри­ан­тов ре­а­ги­ро­ва­ния на них. В усло­ви­ях уси­ле­ния санк­ци­он­но­го дав­ле­ния и необ­хо­ди­мо­сти мо­би­ли­за­ции эко­но­ми­ки ру­ко­во­ди­те­ли ре­ги­о­нов вклю­ча­ют­ся в про­цесс по­ис­ка аль­тер­на­тив­ных меж­ду­на­род­ных парт­не­ров, ко­то­рые спо­соб­ны за­нять ниши, осво­бож­ден­ные за­пад­ны­ми стра­на­ми. Наи­бо­лее слож­но этот про­цесс раз­ви­ва­ет­ся в об­ла­сти вы­со­ких тех­но­ло­гий, ко­то­рые по-преж­не­му кон­тро­ли­ру­ют­ся «недру­же­ствен­ны­ми» стра­на­ми прак­ти­че­ски в мо­но­поль­ном ре­жи­ме, но в то же вре­мя по­яв­ля­ет­ся за­да­ча по­ис­ка об­ход­ных пу­тей.

По­ка­за­тель­ны недав­ние кон­так­ты рос­сий­ских глав ре­ги­о­нов с пред­ста­ви­те­ля­ми ино­стран­ных де­ле­га­ций. Они де­мон­стри­ру­ют от­сут­ствие про­бле­мы ди­пло­ма­ти­че­ской изо­ля­ции в стро­гом смыс­ле. Кро­ме того, эта ком­му­ни­ка­ция сви­де­тель­ству­ет о пе­ре­ори­ен­та­ции стра­те­ги­че­ско­го век­то­ра вза­и­мо­дей­ствия на стра­ны Азии (Евра­зии).

От­ме­ча­ет­ся ин­тен­си­фи­ка­ция кон­так­тов с Ира­ном как на го­су­дар­ствен­ном, так и на ре­ги­о­наль­ном уровне. Око­ло трид­ца­ти рос­сий­ских ре­ги­о­нов име­ют спе­ци­аль­ные со­гла­ше­ния о со­труд­ни­че­стве с иран­ски­ми про­вин­ци­я­ми, а об­щий то­ва­ро­обо­рот за по­след­ний год вы­рос по­чти в че­ты­ре раза. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния и во­вле­чен­ность Ира­на в про­цесс уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­та в За­кав­ка­зье. Так или ина­че, есть ос­но­ва­ния ожи­дать раз­ви­тия внеш­них свя­зей с Ира­ном на раз­ных уров­нях. На­при­мер, в ок­тяб­ре гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти А.Гу­сев встре­тил­ся с вице-пре­зи­ден­том Ира­на М.Мох­бе­ром. Сто­ро­ны до­го­во­ри­лись на­пра­вить в Иран спе­ци­аль­ную де­ле­га­цию из ре­ги­о­на. Несколь­ко ра­нее со­об­ща­лось о встре­чах с иран­ски­ми де­ле­га­ци­я­ми гу­бер­на­то­ров Вол­го­град­ской об­ла­сти А.Бо­ча­ро­ва, Аст­ра­хан­ской об­ла­сти И.Ба­буш­ки­на, гла­вы Та­тар­ста­на Р.Мин­ни­ха­но­ва. Пер­спек­ти­вы рас­ши­ре­ния со­труд­ни­че­ства с Ира­ном от­кры­ва­ют­ся для кас­пий­ских ре­ги­о­нов: этим ле­том Да­ге­стан по­се­ти­ла иран­ская де­ле­га­ция.

Со­труд­ни­че­ство со стра­на­ми Цен­траль­ной Азии под­креп­ля­ет­ся их уча­сти­ем в евразий­ском ин­те­гра­ци­он­ном фор­ма­те и в СНГ, но даже за пре­де­ла­ми этих фор­ма­тов су­ще­ству­ют воз­мож­но­сти для раз­ви­тия свя­зей. Наи­бо­лее ак­тив­ны в этом на­прав­ле­нии при­гра­нич­ные ре­ги­о­ны. В сен­тяб­ре де­ле­га­ция Че­ля­бин­ской об­ла­сти во гла­ве с гу­бер­на­то­ром А.Тексле­ром по­се­ти­ла Аш­ха­бад и про­ве­ла пе­ре­го­во­ры с но­вым пре­зи­ден­том Турк­ме­ни­ста­на С.Бер­ды­му­ха­ме­до­вым. В со­ста­ве де­ле­га­ции при­сут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли круп­ней­ших про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий об­ла­сти.

Тра­ди­ци­он­ным со­юз­ни­ком Рос­сии оста­ет­ся Си­рия. По мере воз­вра­ще­ния стра­ны к мир­ной жиз­ни от­кры­ва­ют­ся воз­мож­но­сти для рас­ши­ре­ния свя­зей на меж­ре­ги­о­наль­ном уровне. В ок­тяб­ре Си­рию по­се­ти­ла де­ле­га­ция Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. В рам­ках встре­чи об­суж­да­лись во­про­сы тор­го­во-эко­но­ми­че­ско­го, куль­тур­но­го и об­ра­зо­ва­тель­но­го со­труд­ни­че­ства со­труд­ни­че­ства. Под­пи­са­на се­рия ме­мо­ран­ду­мов меж­ду уни­вер­си­те­та­ми двух стран. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния то, что в си­рий­ской про­вин­ции Ла­та­кия был от­крыт Ни­же­го­род­ский центр непре­рыв­но­го ме­ди­цин­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Си­рий­ские вра­чи та­к­же про­хо­дят обу­че­ние в При­волж­ском ме­ди­цин­ском уни­вер­си­те­те. Це­лый ряд рос­сий­ских ре­ги­о­нов со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для обу­че­ния си­рий­ских сту­ден­тов. Бо­лее ши­ро­кое во­вле­че­ние ре­ги­о­наль­ных ВУ­Зов в про­цесс меж­ду­на­род­но­го об­ме­на, с од­ной сто­ро­ны, сни­ма­ет на­груз­ку со сто­лич­ных учеб­ных за­ве­де­ний, ко­то­рые об­ла­да­ют ин­фра­струк­ту­рой для обу­че­ния ино­стран­ных сту­ден­тов, с дру­гой – поз­во­ля­ет со­здать но­вые все­мир­но из­вест­ные об­ра­зо­ва­тель­ные цен­тры в ре­ги­о­нах. Ни­же­го­род­ская об­ласть в этом про­цес­се иг­ра­ет за­мет­ную роль.

Несмот­ря на уча­стие в НАТО, Тур­ция про­дол­жа­ет за­ни­мать ней­траль­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к Рос­сии и за­ин­те­ре­со­ва­на в рас­ши­ре­нии со­труд­ни­че­ства, в том чис­ле, на уровне субъ­ек­тов. В ок­тяб­ре пе­ре­го­во­ры с ту­рец­кой де­ле­га­ци­ей про­вел гу­бер­на­тор Ли­пец­кой об­ла­сти И.Ар­та­мо­нов.

Про­дол­жа­ют­ся кон­так­ты с Ки­та­ем. Из по­след­них со­бы­тий сто­ит от­ме­тить пе­ре­го­во­ры с де­ле­га­ции За­бай­ка­лья во гла­ве с гу­бер­на­то­ром А.Оси­по­вым с ки­тай­ски­ми кол­ле­га­ми во гла­ве с по­слом КНР в РФ Чжа­ном Ха­нь­ху­эем, ко­то­рые со­сто­я­лись в кон­це сен­тяб­ря. В част­но­сти, об­суж­да­лись воз­мож­ность рас­ши­ре­ния со­труд­ни­че­ства За­бай­каль­ско­го края с ки­тай­ской про­вин­ци­ей Хэнань.

Ссылка


Возврат к списку