у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Дмитрий Орлов – о рисках для губернаторов в условиях ограниченных бюджетных возможностей и новых требованиях федеральных ведомств к финансированию региональных проектов и программ

Дмитрий Орлов – о рисках для губернаторов в условиях ограниченных бюджетных возможностей и новых требованиях федеральных ведомств к  финансированию региональных проектов и программ 16.11.2022

1.На этапе принятия региональных бюджетов падение налоговых доходов и даже сокращение социальных расходов несет лишь ограниченные политические риски для губернаторов.

Дискуссии по таким документам обычно привлекают минимальное внимание регионального политического класса. Кроме того, тех в регионах, в которых отношения между губернаторами и системной оппозицией не являются напряженными, уменьшение бюджетных возможностей может стать мотивом для умеренных противников власти. Мотив – не осложнять отношений с региональными администрациями, чтобы окончательно не поставить под удар финансирование территорий, бюджетных учреждений и проектов, которые они традиционно лоббировали.
2. Анализ медиакампаний, проходящих в регионах на фоне обсуждения проектов бюджетов, показывает, что в перспективе 2023 года заметные имиджевые проблемы для губернаторов могут создать: 1) отстаивание ими значимых для них крупных проектов (прежде всего в сфере развития туристической и, возможно, транспортной инфраструктуры); 2) проблемы и нарушения при привлечении федерального финансирования; 3) расходы на содержание госаппарата и представительские нужды. Безусловно, активнее подобная критика в отношении губернаторов будет звучать в субъектах со сложной внутриэлитной конфигурацией. И прежде всего тех, где в 2023 году предстоят губернаторские кампании – либо шансы руководителей на досрочную отставку считаются высокими.
3. Среди примеров негативных медиакампаний с потенциалом дальнейшего развертывания – критика в отношении главы Мурманской области Андрея Чибиса по поводу сохранения финансирования проекта «Новый Мурманск», предполагающего реновацию промышленной территории бывшего судоремонтного завода с созданием там туристических объектов. Хотя этот проект реализуется с федеральным финансированием (еще в июне региону одобрено выделение инфраструктурного бюджетного кредита), критики акцентируют внимание на том, что на фоне его реализации сокращается поддержка, например, сферы здравоохранения (примерно на 2,9 млрд. рублей по сравнению с показателями 2022 года). Этот пример также демонстрирует косвенные имиджевые риски для губернаторов после ликвидации Ростуризма – с исчезновением структуры, активно продвигавшей тему особой значимости вложений в туристическую инфраструктуру в федеральном медиапространстве, отстаивать такие проекты на региональном уровне становится сложнее. При этом в ближайшие месяцы на «туристическом» направлении может усилиться роль других федеральных чиновников, например, вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
4.Губернаторам в новых условиях придется прикладывать больше усилий для получения федерального финансирования, поэтому любые недоработки в этой сфере несут для них больше имиджевых рисков, чем в экономически благополучное время. В этом смысле показательно решение федерального правительства перенаправить около 3,5 млрд рублей, которые планировалось выделить на реконструкцию аэропорта «Туношна» (Ярославская область) на реализацию аналогичных проектов в Чечне, Архангельской области и Забайкалье. Причина – проблемы с подготовкой проектно-сметной документации. Подобные риски растут для экономически проблемных регионов, в том числе тех, где в 2023 году предстоят выборы в заксобрания.
5.В этих условиях возрастает значение сотрудничества губернаторов с федеральными ведомствами, взаимодействие с которыми ранее было ограничено. Например, на фоне значительного федерального финансирования программы развития сельских территорий может возрасти внимание регионов с ограниченной долей АПК в экономике к сотрудничеству с Минсельхозом. Дополнительную роль для губернаторов в новых условиях приобретает работа в Госсовете и с федеральными структурами «Единой России».

Ссылка

Возврат к списку