у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Дмитрий Орлов - о новом руководителе Счетной палаты и новом формате контроля федерального центра за регионами

Дмитрий Орлов - о новом руководителе Счетной палаты и новом формате контроля федерального центра за регионами 25.01.2023

В ближайшее время должен быть решен вопрос о новом главе Счетной палаты. 

Первые полтора года полномочий нового руководителя этой структуры придутся на время подготовки к выборам главы государства, собственно президентской кампании-2024 и поствыборный период, когда повестка кампании еще может заметно влиять на общественные настроения. Это неизбежно будет способствовать смещению акцентов в деятельности Счетной палаты от обсуждения глобальных проблем, что было характерно для периода, когда ее возглавлял Алексей Кудрин (из сферы региональной политики – вспомним заявление Кудрина о том, что «судьбу России будут решать крупные агломерации»), до более прикладных тем, прежде всего связанных с аудитом реализации нацпроектов и крупных федеральных инициатив в регионах.
2. Медиа стали чаще называть в качестве возможного кандидата на этот пост Дмитрия Козака. В декабре 2022 года был подписан закон о внесении изменений в Федеральный закон «О Счетной палате», который вводит новый механизм - аудита соответствия деятельности госорганов действующему законодательству. Этот фактор может усилить конкуренцию между Счетной палатой и другими надзорными и проверяющими органами, прежде всего Генпрокуратурой, повышая интенсивность проверок региональных органов власти (особенно в 2023-первой половине 2024 года) и подталкивая губернаторов к кадровому укреплению юридических служб, а также контролирующих органов под своим началом. Для того, чтобы, когда это возможно, выявлять уязвимые зоны в своей сфере ответственности еще до вмешательства федеральных структур.
3.Возможно, главы субъектов будут активнее вовлекать в решение этих вопросов не контрольно-счетные палаты регионов, а контрольные управления губернаторов. Более активно в рамках такого превентивного реагирования могут проявить себя либо губернаторы-«варяги» (для которых это будет и дополнительным инструментом усиления влияния на региональные элиты), либо главы субъектов-«тяжеловесы», для которых важно перехватить инициативу у возможных аппаратных оппонентов федерального уровня, стремящихся добиться проведения подобных проверок Счетной палаты РФ в отношении возглавляемых ими регионов.
4. Еще Алексей Кудрин, в апреле 2022 года выступая с отчетом перед Советом Федерации, выделил в числе приоритетных тем для проведения проверок отслеживание мероприятий по газификации регионов, ряд экологических (принятие мер по сохранению лесов, ситуация с оборотом твердых бытовых отходов), а также социальных вопросов (в том числе мониторинг реализации программ для молодых семей, обеспечения соцгарантий для детей-сирот «и иных социально незащищенных категорий граждан»). А президент на заседании расширенной коллегии Генпрокуратуры в тот же период акцентировал внимание на на региональных аспектах «масштабных мер поддержки граждан». С учетом вероятного значения этих тем в рамках президентской кампании Владимира Путина возможно особое внимание как Счетной палаты, так и других федеральных проверяющих органов (Контрольного управления президента, прокуратуры) к деталям финансирования и эффективности реализации этих программ на местах.
5. Внимание центральных проверяющих органов к социальным аспектам региональных бюджетов (таковы, например, замечания прокурора Забайкалья на проект бюджета региона на 2023 год по поводу возможных нарушений социальных прав граждан), в свою очередь, может подтолкнуть губернаторов активнее выступать с инициативами о корректировке межбюджетных отношений, в том числе в рамках деятельности комиссий Госсовета, а также взаимодействия со Счетной палатой РФ (отметим, например, совещание с участием главы Челябинской области Алексея Текслера и аудитора Счетной палаты РФ Дмитрия Зайцева в декабре 2022 года, где поднимались подобные вопросы).

Ссылка

Возврат к списку