у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о повестке, структуре и географии «большого антикоррупционного сигнала» Кремля накануне кампании-2024

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о повестке, структуре и географии «большого антикоррупционного сигнала» Кремля накануне кампании-2024 05.04.2023

1. В марте 2023 года в рамках антикоррупционных расследований было задержано несколько действующих и бывших высокопоставленных чиновников регионального и муниципального уровня (в том числе двое врио заместителей губернатора Брянской области, замглавы Ненецкого автономного округа, министр сельского и рыбного хозяйства Карелии, экс-мэры Белгорода и Старого Оскола). 

При этом Владимир Путин продемонстрировал недавно особое внимание к работе силовых ведомств (выступив на расширенных заседаниях коллегий МВД и Генпрокуратуры, а также проведя рабочую встречу с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным). Учитывая, что все эти сигналы совпали с активизацией обсуждения подготовки к президентским выборам-2024, они могут свидетельствовать о том, что одним из значимых направлений кампании станет антикоррупционная (и шире – антибюрократическая) повестка. Не исключено, что новые инициативы в этой сфере будут представлены президентом на заседании Совета законодателей в конце апреля 2023 года. Формируется «большой антикоррупционный сигнал».

2. Уже заданная география расследований (приграничные и северные регионы) может стать устойчивым трендом ближайших месяцев в сочетании, например, с контрольными мероприятиями по реализации крупных проектов в новых субъектах. При этом в 2023-2024 годах могут коснуться чиновников и глав бюджетных учреждений из субъектов, которые будут затронуты весенними губернаторскими ротациями.

3.В ходе прошедшего в марте расширенного заседания коллегии Генпрокуратуры Владимир Путин напомнил о задачах сотрудников ведомств по борьбе с коррупцией, в том числе в сфере ОПК и гособоронзаказа. Это, скорее всего, не коснется чиновников регионального уровня напрямую, но - в случае выявления крупных нарушений в ходе подобных расследований - может повлиять на внутриэлитный баланс в субъектах и муниципальных образованиях, в экономике которых значимую роль играют предприятия, связанные с ОПК и производством товаров двойного назначения. Кроме того, очередное напоминание главы государства о том, что в рамках деятельности правоохранительных и проверяющих органов «особое значение имеет защита прав военнослужащих, участников и ветеранов СВО и членов их семей», может быть сигналом о планах по резкому росту внимания подобных структур к работе социальных блоков региональных администраций, в том числе в субъектах, которые ранее реже попадали в поле зрения силовых ведомств федерального уровня и прессы (например, периферийных, менее урбанизированных и более экономически проблемных территорий).

4.Показательно, что параллельно с антикоррупционными расследованиями активно развивается деятельность федерального руководства «Единой России» по контролю за реализацией программ в сфере строительства социальной инфраструктуры и газификации регионов. Возросшее внимание возглавляемой секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком рабочей группы по вопросам СВО к проблемам в деятельности медучреждений может предполагать, что в 2023-2024 годах усилится и мониторинговая деятельность «Единой России» по выявлению нарушений региональных чиновников, курирующих сферу здравоохранения, - не только в контексте помощи участникам спецоперации.

5.С учетом вероятного усиления контроля за злоупотреблениями в региональных и муниципальных администрациях в предвыборный год вполне объяснима пауза с назначением нового главы Счетной палаты. Вполне вероятно, что на этот пост может прийти влиятельный аппаратный игрок (возможно, близких к силовым ведомствам), с назначением которого может быть дальнейшем связана заметная активизация проверок СП - и прежде всего региональных чиновников. Например, осенью 2023 года. То есть в ходе решающего этапа подготовки к официальному старту президентской кампании, когда должны быть заданы контуры ее повестки.

Ссылка


Возврат к списку