АПЭК подготовил ежемесячный доклад о региональном госуправления
08.08.2023
Ключевые выводы:
1. После Единого дня голосования в сентябре традиционно актуализируется тема предстоящих губернаторских ротаций. Вероятно, в первую очередь в зоне риска окажутся главы регионов с протестным потенциалом, полномочия которых истекают в 2024 году (Денис Паслер в Оренбургской области, возможно, Бату Хасиков в Калмыкии и Александр Осипов в Забайкальском крае), а также в 2025 году (например, Владимир Уйба в Коми). Не исключена в этот период замена и некоторых глав регионов, утверждаемых в должности региональными парламентами (уязвимыми могут быть позиции главы Ингушетии Махмуда-Али Калиматова). В то же время возможен и более консервативный подход федерального центра к проведению таких ротаций: перестановки в менее населенных, а значит, имеющих меньшее значение для президентской кампании регионах могут быть перенесены на позднюю весну 2024 года. Такой же сценарий может быть реализован в отношении глав ряда наиболее электорально управляемых субъектов.
2. В рамках регионального блока VIII Восточного экономического форума, анонсированного на 10–13 сентября 2023 года вероятно усиление акцента на вопросы поддержки арктических территорий, поддержки и расширения инфраструктуры для системы образования, развития дальневосточных городов. Вероятно, сохранится акцент на поддержке туристической отрасли, имевший заметное значение в рамках ВЭФ-2022. Проведение этого мероприятия вслед за уже состоявшимся масштабным саммитом «Россия-Африка» и намеченным на 22-24 августа 2023 года саммитом БРИКС может мотивировать его организаторов на обращение к более широкой международной повестке, чем собственно взаимодействие со странами Восточной Азии. Это, в свою очередь, может привести к усилению акцента на темы продовольственной безопасности и АПК, дополнительно укрепляя роль руководства Минсельхоза и аграрных регионов в рамках форума.
3. Продолжится обсуждение усиления роли губернаторов в обеспечении безопасности регионов. Одним из шагов в этом направлении в июле 2023 года стало принятие Госдумой и Советом Федерации изменений в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе наделение глав субъектов правом на создание специализированных государственных унитарных предприятий, в круг задач которых войдут охрана порядка и противодействие диверсионным группам. Вполне возможно, что в реальности это будет вести к укреплению роли не столько самих губернаторов, сколько их заместителей по вопросам безопасности, к отбору и назначению которых федеральный центр будет проявлять более пристальное внимание. Переход в этот блок региональных администраций может стать одним из возможных (но, конечно, не единственным) «кадровым лифтом» для ветеранов СВО.
4. В связи с годовщиной начала частичной мобилизации в сентябре-начале октября 2023 года не исключено проведение масштабных мероприятий с участием президента по подведению промежуточных итогов реализации регионами мер поддержки участников СВО и членов их семей. Возможно, такие мероприятия также могут быть сопряжены и с обсуждением путей по привлечению перспективных кадров с опытом участия в спецоперации к деятельности региональных и муниципальных органов власти.
5. Учитывая как вероятную роль молодежной повестки в рамках президентской кампании, так и подготовку к проведению в России 29 февраля-7 марта 2024 года Всемирного фестиваля молодежи и студентов, осенью 2023 года возможно, проведение мероприятий в сфере молодежной политики с участием первых лиц. В этих условиях дополнительные возможности могут появиться у глав регионов либо уже вовлеченных в обсуждение соответствующих тем на федеральных площадках, либо имеющих опыт проведения крупных.
2. В рамках регионального блока VIII Восточного экономического форума, анонсированного на 10–13 сентября 2023 года вероятно усиление акцента на вопросы поддержки арктических территорий, поддержки и расширения инфраструктуры для системы образования, развития дальневосточных городов. Вероятно, сохранится акцент на поддержке туристической отрасли, имевший заметное значение в рамках ВЭФ-2022. Проведение этого мероприятия вслед за уже состоявшимся масштабным саммитом «Россия-Африка» и намеченным на 22-24 августа 2023 года саммитом БРИКС может мотивировать его организаторов на обращение к более широкой международной повестке, чем собственно взаимодействие со странами Восточной Азии. Это, в свою очередь, может привести к усилению акцента на темы продовольственной безопасности и АПК, дополнительно укрепляя роль руководства Минсельхоза и аграрных регионов в рамках форума.
3. Продолжится обсуждение усиления роли губернаторов в обеспечении безопасности регионов. Одним из шагов в этом направлении в июле 2023 года стало принятие Госдумой и Советом Федерации изменений в отдельные законодательные акты, предусматривающие в том числе наделение глав субъектов правом на создание специализированных государственных унитарных предприятий, в круг задач которых войдут охрана порядка и противодействие диверсионным группам. Вполне возможно, что в реальности это будет вести к укреплению роли не столько самих губернаторов, сколько их заместителей по вопросам безопасности, к отбору и назначению которых федеральный центр будет проявлять более пристальное внимание. Переход в этот блок региональных администраций может стать одним из возможных (но, конечно, не единственным) «кадровым лифтом» для ветеранов СВО.
4. В связи с годовщиной начала частичной мобилизации в сентябре-начале октября 2023 года не исключено проведение масштабных мероприятий с участием президента по подведению промежуточных итогов реализации регионами мер поддержки участников СВО и членов их семей. Возможно, такие мероприятия также могут быть сопряжены и с обсуждением путей по привлечению перспективных кадров с опытом участия в спецоперации к деятельности региональных и муниципальных органов власти.
5. Учитывая как вероятную роль молодежной повестки в рамках президентской кампании, так и подготовку к проведению в России 29 февраля-7 марта 2024 года Всемирного фестиваля молодежи и студентов, осенью 2023 года возможно, проведение мероприятий в сфере молодежной политики с участием первых лиц. В этих условиях дополнительные возможности могут появиться у глав регионов либо уже вовлеченных в обсуждение соответствующих тем на федеральных площадках, либо имеющих опыт проведения крупных.