АПЭК подготовил ежемесячный доклад о региональном госуправлении

Ключевые прогнозы на сентябрь – октябрь:
1.Если в сентябре не произойдет крупных событий (например, внешнеполитического значения), существенно влияющих на внутриполитическую повестку, можно ожидать, что в начале осени продолжатся тренды августа 2023 года, развивающие переход руководства ключевых партий в режим президентской кампании. Это означает высокую интенсивность рабочих поездок представителей руководства партий по регионам (причем как самих потенциальных кандидатов в президенты, так и ключевых публичных фигур, которые будут задействованы в их кампании), а также, в целом ряде случаев, более жесткие заявления с их стороны в отношении чиновников регионального и муниципального уровня.
2.Приближение президентской кампании актуализирует вопросы поддержки НКО. Эффективность работы властей регионов с подобными НКО и локальными сообществами окажет влияние на географию рабочих поездок Владимира Путина в ходе президентской кампании, а также, как минимум в перспективе 2024 года, усилит лоббистские возможности глав субъектов, результативно работающих с волонтерским движением.
3.Фактором подготовки к Единому дню голосования-2024 могут стать не только осенние ротации в губернаторском корпусе, но и антикоррупционные процессы в отношении чиновников из регионов, в которых в следующем году должны состояться выборы глав. При этом такие расследования могут пройти в отношении высокопоставленных чиновников как в регионах, где позиции губернаторов уже давно рассматриваются как уязвимые (отметим Оренбургскую область, где ранее уже проходили процессы подобного рода), так и в тех субъектах, где губернаторы могут получить одобрение Кремля для выдвижения на новый срок. В зоне риска по-прежнему находятся чиновники, курирующие стройкомплекс и земельные вопросы, а также, возможно, управленцы регионального уровня из социальных блоков.
4.Можно ожидать прямого внимания главы государства к вопросам развития стратегически важных регионов (отметим прошедшее под его председательством в августе совещание по вопросам социально-экономического развития Красноярского края) и, возможно, даже муниципальных образований в таких субъектах (например, в рамках арктической и дальневосточной повестки). В итоге плотная работа Кремля с регионами может стать дополнительным фактором рекрутирования кадров в преддверии обновления состава правительства и руководства федеральных ведомств после президентских выборов 2024 г.
5.В центре внимания федеральных властей в течение сентября, вероятно, будет оставаться дальневосточная повестка (с учетом проведения Восточного экономического форума и фактора сезонных паводков в Приморском крае), ситуация в аграрных регионах Центрального Черноземья, Южного федерального округа и юга Сибири в условиях уборочной кампании, а также положение дел в новых субъектах, учитывая годовщину проведения референдумов об их интеграции в состав России. Это может дополнительно усилить акцент в рамках публичных заявлений и ключевых решений федеральных чиновников на вопросы обновления коммунальной инфраструктуры, развития сельских территорий, строительства новых транспортных объектов при реализации проектов логистических коридоров (включая необходимую инфраструктуру для аграрного экспорта).
2.Приближение президентской кампании актуализирует вопросы поддержки НКО. Эффективность работы властей регионов с подобными НКО и локальными сообществами окажет влияние на географию рабочих поездок Владимира Путина в ходе президентской кампании, а также, как минимум в перспективе 2024 года, усилит лоббистские возможности глав субъектов, результативно работающих с волонтерским движением.
3.Фактором подготовки к Единому дню голосования-2024 могут стать не только осенние ротации в губернаторском корпусе, но и антикоррупционные процессы в отношении чиновников из регионов, в которых в следующем году должны состояться выборы глав. При этом такие расследования могут пройти в отношении высокопоставленных чиновников как в регионах, где позиции губернаторов уже давно рассматриваются как уязвимые (отметим Оренбургскую область, где ранее уже проходили процессы подобного рода), так и в тех субъектах, где губернаторы могут получить одобрение Кремля для выдвижения на новый срок. В зоне риска по-прежнему находятся чиновники, курирующие стройкомплекс и земельные вопросы, а также, возможно, управленцы регионального уровня из социальных блоков.
4.Можно ожидать прямого внимания главы государства к вопросам развития стратегически важных регионов (отметим прошедшее под его председательством в августе совещание по вопросам социально-экономического развития Красноярского края) и, возможно, даже муниципальных образований в таких субъектах (например, в рамках арктической и дальневосточной повестки). В итоге плотная работа Кремля с регионами может стать дополнительным фактором рекрутирования кадров в преддверии обновления состава правительства и руководства федеральных ведомств после президентских выборов 2024 г.
5.В центре внимания федеральных властей в течение сентября, вероятно, будет оставаться дальневосточная повестка (с учетом проведения Восточного экономического форума и фактора сезонных паводков в Приморском крае), ситуация в аграрных регионах Центрального Черноземья, Южного федерального округа и юга Сибири в условиях уборочной кампании, а также положение дел в новых субъектах, учитывая годовщину проведения референдумов об их интеграции в состав России. Это может дополнительно усилить акцент в рамках публичных заявлений и ключевых решений федеральных чиновников на вопросы обновления коммунальной инфраструктуры, развития сельских территорий, строительства новых транспортных объектов при реализации проектов логистических коридоров (включая необходимую инфраструктуру для аграрного экспорта).