у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Продовольственная безопасность России:вызовы, возможности, ограничения

Продовольственная безопасность России:вызовы, возможности, ограничения 05.10.2023

Док­три­на про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти: ос­нов­ные прин­ци­пы и но­вые трен­ды

Нор­ма­тив­но-пра­во­вая база по во­про­сам про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти в Рос­сии ста­ла оформ­лять­ся во вто­рой по­ло­вине 1990-х гг. на фоне кри­зис­ных тен­ден­ций на рын­ке про­до­воль­ствия и вы­со­кой за­ви­си­мо­сти от им­пор­та. Фе­де­раль­ный за­кон «О про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» был одоб­рен Гос­ду­мой и Со­ве­том Фе­де­ра­ции в 1997 г. и впо­след­ствии все же не был под­пи­сан пре­зи­ден­том Б.Ель­ци­ным. Сре­ди при­чин от­ка­за мож­но от­ме­тить не толь­ко рас­плыв­ча­тость фор­му­ли­ро­вок при опре­де­ле­нии кри­те­ри­ев про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, но и имев­ши­е­ся то­гда опа­се­ния пра­ви­тель­ства в свя­зи с до­пол­ни­тель­ной на­груз­кой на бюд­жет в слу­чае нор­ма­тив­но­го за­креп­ле­ния га­ран­тий по до­сту­пу к про­дук­там пи­та­ния.

В ре­зуль­та­те пер­вая Док­три­на про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции[1] была при­ня­та и под­пи­са­на пре­зи­ден­том В. Пу­ти­ным в 2010 г. Про­цесс под­го­тов­ки Док­три­ны про­хо­дил па­рал­лель­но с при­ня­ти­ем но­вой Стра­те­гии на­ци­о­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в пер­спек­ти­ве до 2020 года.

В со­от­вет­ствии с ло­ги­кой до­ку­мен­та про­до­воль­ствен­ная без­опас­ность яв­ля­ет­ся од­ним из эле­мен­тов стра­те­ги­че­ской без­опас­но­сти во­об­ще. Док­три­на ин­тер­пре­ти­ру­ет про­до­воль­ствен­ную без­опас­ность как та­кое «со­сто­я­ние эко­но­ми­ки стра­ны, при ко­то­ром обес­пе­чи­ва­ет­ся про­до­воль­ствен­ная неза­ви­си­мость Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, га­ран­ти­ру­ет­ся фи­зи­че­ская и эко­но­ми­че­ская до­ступ­ность для каж­до­го граж­да­ни­на стра­ны пи­ще­вых про­дук­тов, со­от­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям за­ко­но­да­тель­ства РФ о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии в объ­е­мах не мень­ше ра­ци­о­наль­ных норм по­треб­ле­ния пи­ще­вых про­дук­тов, необ­хо­ди­мых для ак­тив­но­го и здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни». Впер­вые фор­маль­но обособ­ле­но по­ня­тие про­до­воль­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти, под ко­то­рой по­ни­ма­ет­ся «со­сто­я­ние эко­но­ми­ки стра­ны, при ко­то­ром обес­пе­чи­ва­ет­ся про­до­воль­ствен­ная неза­ви­си­мость Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, га­ран­ти­ру­ет­ся фи­зи­че­ская и эко­но­ми­че­ская до­ступ­ность для каж­до­го граж­да­ни­на стра­ны пи­ще­вых про­дук­тов, со­от­вет­ству­ю­щих тре­бо­ва­ни­ям за­ко­но­да­тель­ства РФ о тех­ни­че­ском ре­гу­ли­ро­ва­нии, в объ­е­мах не мень­ше ра­ци­о­наль­ных норм по­треб­ле­ния пи­ще­вых про­дук­тов, необ­хо­ди­мых для ак­тив­но­го и здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни».

Усло­вие про­до­воль­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти — «устой­чи­вое оте­че­ствен­ное про­из­вод­ство пи­ще­вых про­дук­тов в объ­е­мах не мень­ше уста­нов­лен­ных по­ро­го­вых зна­че­ний его удель­но­го веса в то­вар­ных ре­сур­сах внут­рен­не­го рын­ка со­от­вет­ству­ю­щих про­дук­тов». Опре­де­ле­ние фак­ти­че­ски ука­зы­ва­ет на це­ле­со­об­раз­ность вве­де­ния кри­те­ри­ев доли оте­че­ствен­ной про­до­воль­ствен­ной про­дук­ции на внут­рен­нем рын­ке по раз­лич­ным от­рас­лям (в до­ку­мен­те уже уста­нов­ле­ны на тот мо­мент до­ста­точ­но вы­со­кие по­ро­го­вые зна­че­ния для зер­на, са­ха­ра, рас­ти­тель­но­го мас­ла и дру­гих про­до­воль­ствен­ных то­ва­ров). Кро­ме того, в Док­трине впер­вые был фор­маль­но по­став­лен во­прос о необ­хо­ди­мо­сти фор­ми­ро­ва­ния го­су­дар­ствен­ных про­до­воль­ствен­ных ре­зер­вов.

Но­вая Док­три­на про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти РФ была при­ня­та в 2020 г. на фоне эс­ка­ла­ции про­ти­во­ре­чий в от­но­ше­ни­ях с за­пад­ны­ми стра­на­ми и пан­де­мии ко­ро­на­ви­ру­са: ори­ен­та­ция на соб­ствен­ные силы с точ­ки зре­ния обес­пе­че­ния на­се­ле­ния про­дук­та­ми пи­та­ния ста­ла им­пе­ра­ти­вом[2]. Если пер­вая Док­три­на но­си­ла ско­рее обоб­ща­ю­щий и кон­цеп­ту­аль­ный ха­рак­тер, то в дей­ству­ю­щей Док­трине кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся как при­о­ри­те­ты, так и угро­зы для оте­че­ствен­ной про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти, в том чис­ле эко­ло­ги­че­ско­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра. Пре­жде все­го рас­ши­ре­ны тре­бо­ва­ния как в от­но­ше­нии про­до­воль­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти, так и но­мен­кла­ту­ры то­ва­ров. С уче­том того, что мно­гие це­ле­вые по­ка­за­те­ли из пер­вой док­три­ны были вы­пол­не­ны (и уда­лось пре­одо­леть кри­ти­че­скую за­ви­си­мость от им­пор­та), в но­вом до­ку­мен­те в ка­че­стве од­ной из стра­те­ги­че­ских це­лей на­зы­ва­ет­ся раз­ви­тие экс­пор­та про­дук­ции АПК. Дей­ству­ю­щая док­три­на про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти за­да­ет от­рас­ли го­ри­зонт до 2030 года.

Глав­ной це­лью обес­пе­че­ния гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти счи­та­ет­ся ис­ко­ре­не­ние го­ло­да, но со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская и во­ен­но-по­ли­ти­че­ская ди­на­ми­ка все бо­лее от­да­ля­ет че­ло­ве­че­ство от этой цели. Пе­ре­чень гло­баль­ных вы­зо­вов для про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти в по­след­ние годы оста­ет­ся прак­ти­че­ски неиз­мен­ным: рост на­се­ле­ния пла­не­ты, из­ме­не­ния кли­ма­та, во­ору­жен­ные кон­флик­ты и ми­гра­ции, уси­ле­ние дис­про­пор­ций в раз­ви­тии меж­ду стра­на­ми и со­ци­аль­но­го нера­вен­ства. На фоне струк­тур­ной транс­фор­ма­ции эко­но­ми­ки из­ме­не­ние про­из­вод­ствен­ных це­по­чек та­к­же рас­смат­ри­ва­ет­ся от­рас­ле­вы­ми экс­пер­та­ми как ак­ту­аль­ная угро­за про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти. В то же вре­мя для стран, где не сто­ит про­бле­ма го­ло­да, су­ще­ству­ет вполне се­рьез­ная про­бле­ма про­до­воль­ствен­ной ин­фля­ции, ко­то­рая вос­при­ни­ма­ет­ся граж­да­на­ми как наи­бо­лее чув­стви­тель­ная. Прин­цип эко­но­ми­че­ской до­ступ­но­сти про­до­воль­ствия пред­по­ла­га­ет, что доля в рас­хо­дах до­мо­хо­зяйств на про­дук­ты пи­та­ния долж­на сни­жать­ся, но за­ча­стую на­блю­да­ет­ся об­рат­ная тен­ден­ция.

Про­до­воль­ствен­ная ин­фля­ция в Рос­сии, то есть по­до­ро­жа­ние про­дук­тов пи­та­ния, на­хо­дит­ся на од­ном из са­мых низ­ких уров­ней в мире: по ито­гам 2022 года, на­при­мер, она со­ста­ви­ла 10,29%. В Вен­грии, Сер­бии, Эс­то­нии тем­пы ро­ста цен на про­до­воль­ствие пре­вы­ша­ют 20%. В сен­тяб­ре ста­ло из­вест­но, что про­до­воль­ствен­ная ин­фля­ция в США до­стиг­ла 19,6%. Од­на­ко доля рас­хо­дов на про­дук­ты пи­та­ния оста­ет­ся су­ще­ствен­ной в до­хо­дах граж­дан Рос­сии. При этом в сред­них и стар­ших воз­раст­ных груп­пах фик­си­ру­ет­ся уве­ли­че­ние по­треб­ле­ния ос­нов­ных про­дук­тов пи­та­ния.

Про­до­воль­ствен­ная сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ор­га­ни­за­ция ООН (FAO, Food and Agriculture Organization) в до­кла­де о со­сто­я­нии про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти в мире в 2023 году[3] под­твер­жда­ет вы­яв­лен­ные ра­нее нега­тив­ные тен­ден­ции (кли­ма­ти­че­ские из­ме­не­ния, во­ору­жен­ные кон­флик­ты, за­мед­ле­ние тем­пов эко­но­ми­че­ско­го ро­ста и уси­ле­ние со­ци­аль­но­го нера­вен­ства) и при­во­дит но­вые дан­ные, свя­зан­ные, в част­но­сти, с ди­на­ми­кой ур­ба­ни­за­ции. Фор­си­ро­ва­ние ур­ба­ни­за­ции на­зва­но ме­га­тен­ден­ци­ей, ко­то­рая в со­че­та­нии с из­ме­не­ни­я­ми в об­ра­зе жиз­ни и за­ня­то­сти при­во­дит к зна­чи­тель­ной транс­фор­ма­ции аг­ро­про­до­воль­ствен­ных си­стем. Так, рас­тет уро­вень по­треб­ле­ния про­дук­тов с вы­со­кой сте­пе­нью пе­ре­ра­бот­ки, и по­куп­ка го­то­вых про­дук­тов пи­та­ния ста­но­вит­ся по­пу­ляр­ной не толь­ко в го­род­ских, но и в сель­ских рай­о­нах. Та­кое раз­ви­тие со­бы­тий, с од­ной сто­ро­ны, при­во­дит к ис­клю­че­нию неболь­ших фер­мер­ских хо­зяйств из про­из­вод­ствен­ных це­по­чек, но, с дру­гой сто­ро­ны, со­про­вож­да­ет­ся ди­вер­си­фи­ка­ци­ей ра­ци­о­на пи­та­ния. При этом ка­че­ство вы­со­ко­пе­ре­ра­бо­тан­ных про­дук­тов вы­зы­ва­ет пре­тен­зии от­рас­ле­вых экс­пер­тов.

Во­пре­ки рас­про­стра­нен­но­му мне­нию о свя­зи ур­ба­ни­за­ции и мо­дер­ни­за­ции в до­кла­де FAO де­ла­ет­ся вы­вод о том, что в бед­ней­ших стра­нах мира ур­ба­ни­за­ция про­ис­хо­дит без из­ме­не­ний в струк­ту­ре про­из­вод­ства и без эко­но­ми­че­ско­го ро­ста, а рост доли го­род­ско­го на­се­ле­ния яв­ля­ет­ся лишь след­стви­ем даль­ней­ше­го ухуд­ше­ния усло­вий жиз­ни в сель­ской мест­но­сти на фоне де­гра­да­ции окру­жа­ю­щей сре­ды и преж­них спо­со­бов обес­пе­че­ния про­до­воль­стви­ем. На­при­мер, в стра­нах Аф­ри­ки юж­нее Са­ха­ры на­блю­да­ют­ся са­мые вы­со­кие тем­пы ур­ба­ни­за­ции в мире. В этой свя­зи, счи­та­ют экс­пер­ты FAO, пред­по­чте­ние долж­но от­да­вать­ся раз­ви­тию ма­лых и сред­них го­ро­дов – это бо­лее спо­соб­ству­ет ис­ко­ре­не­нию бед­но­сти, чем кон­цен­тра­ция ре­сур­сов в круп­ных цен­трах.

Про­до­воль­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет: от­рас­ле­вая спе­ци­фи­ка

Кон­цеп­ция про­до­воль­ствен­но­го су­ве­ре­ни­те­та ос­но­вы­ва­ет­ся на том, что жи­те­ли стра­ны, по­треб­ля­ю­щие про­дук­ты пи­та­ния, та­к­же кон­тро­ли­ру­ют по­ли­ти­ку в об­ла­сти их про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния. Ра­зу­ме­ет­ся, речь идет о при­ня­тии ре­ше­ний в пре­де­лах го­су­дар­ствен­ных гра­ниц, но та­кое вос­при­я­тие апри­о­ри про­ти­во­по­став­ля­ет­ся транс­на­ци­о­наль­ной ло­ги­ке круп­ных кор­по­ра­ций, стре­мя­щих­ся уста­но­вить свои пра­ви­ла функ­ци­о­ни­ро­ва­ния гло­баль­ной про­до­воль­ствен­ной си­сте­мы. По­ня­тие про­до­воль­ствен­но­го су­ве­ре­ни­те­та со­от­но­сит­ся с иде­ей про­до­воль­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти, за­фик­си­ро­ван­ной в рос­сий­ской Док­трине — в том смыс­ле, что го­су­дар­ство ока­зы­ва­ет вли­я­ние на спе­ци­фи­ку про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния про­дук­тов пи­та­ния, уста­нав­ли­вая опре­де­лен­ные по­ро­го­вые зна­че­ния для оте­че­ствен­ной про­дук­ции и фор­ми­руя ре­зер­вы.

Рос­сия со­хра­ня­ет про­до­воль­ствен­ную са­мо­до­ста­точ­ность: по ито­гам 2022 года уро­вень обес­пе­чен­но­сти зер­ном со­став­лял 191,4% при уста­нов­лен­ном по­ро­го­вом зна­че­нии 95%, обес­пе­чен­ность рас­ти­тель­ным мас­лом со­ста­ви­ла 192,6% при пла­но­вом по­ка­за­те­ле 90%, са­ха­ром – 101,6% при плане 90%. Прак­ти­че­ски по всем ос­нов­ным ка­те­го­ри­ям про­дук­тов пи­та­ния в Док­трине уста­нов­ле­ны пла­но­вые по­ка­за­те­ли, пре­вы­ша­ю­щие 90%. В ос­нов­ном це­ле­вые по­ка­за­те­ли су­ще­ствен­но пе­ре­вы­пол­ня­ют­ся, но со­хра­ня­ет­ся уяз­ви­мость в неко­то­рых зна­чи­мых сег­мен­тах. Невы­со­кие по­ка­за­те­ли са­мо­обес­пе­чен­но­сти со­лью (в Док­трине уста­нов­ле­но по­ро­го­вое зна­че­ние на уровне не ме­нее 85%) свя­за­ны не с про­из­вод­ствен­ны­ми, а пре­иму­ще­ствен­но с ло­ги­сти­че­ски­ми фак­то­ра­ми. В ос­нов­ном Рос­сия им­пор­ти­ру­ет соль из Бе­ло­рус­сии и Ка­зах­ста­на.

Се­рьез­ный вы­зов — обес­пе­чен­ность рос­сий­ско­го сель­ско­го хо­зяй­ства се­ме­на­ми оте­че­ствен­ной се­лек­ции. Для этой ка­те­го­рии уста­нов­лен по­ро­го­вый по­ка­за­тель 75%, но те­ку­щие сред­ние по­ка­за­те­ли фик­си­ру­ют­ся на уровне 60%. Доля оте­че­ствен­ных се­мян для по­се­вов са­хар­ной свек­лы со­став­ля­ет 3%, для кар­то­фе­ля – 9%, для под­сол­неч­ни­ка – 22%, для ку­ку­ру­зы – око­ло 42%. В то же вре­мя обес­пе­чен­ность се­ме­на­ми зер­но­вых куль­тур со­став­ля­ет 105%. 1 сен­тяб­ря 2023 года в Рос­сии всту­пил в силу ини­ци­и­ро­ван­ный Мин­сель­хоз­ом Фе­де­раль­ный за­кон «О се­ме­но­вод­стве»[4], уста­нав­ли­ва­ю­щий пра­во­вые ос­но­вы де­я­тель­но­сти по про­из­вод­ству, хра­не­нию, транс­пор­ти­ров­ке и ис­поль­зо­ва­нию се­мян рас­те­ний, по их вво­зу и вы­во­зу из Рос­сии. В част­но­сти, за­ко­ном уста­нав­ли­ва­ют­ся но­вые тре­бо­ва­ния по ло­ка­ли­за­ции про­из­вод­ства им­порт­ных сор­тов се­мян и ги­бри­дов на тер­ри­то­рии Рос­сии. При этом Мин­сель­хоз на­де­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми в вы­ра­бот­ке го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки в об­ла­сти се­ме­но­вод­ства, а та­к­же пра­вом уста­нав­ли­вать по­ря­док вво­да вре­мен­ных огра­ни­че­ний на ввоз и вы­воз от­дель­ных ка­те­го­рий се­мян.

Кро­ме того, с 1 ок­тяб­ря 2023 года всту­пи­ло в силу по­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ о кво­ти­ро­ва­нии им­пор­та се­мян. До кон­ца года, по­сле убор­ки ос­нов­ных сель­хоз­куль­тур, Мин­сель­хоз опре­де­лит кон­крет­ные объ­е­мы квот и пе­ре­чень ком­па­ний-по­став­щи­ков на сле­ду­ю­щий год.

В сфе­ре жи­вот­но­вод­ства наи­бо­лее уяз­ви­мым на­прав­ле­ни­ем при­ня­то счи­тать за­ви­си­мость от им­пор­та пле­мен­ной про­дук­ции. Соб­ствен­ное се­лек­ци­он­ное по­го­ло­вье прак­ти­че­ски сфор­ми­ро­ва­но в сви­но­вод­стве, мяс­ном КРС, ов­це­вод­стве, ко­не­вод­стве и оле­не­вод­стве. При этом, несмот­ря на то, что до­стиг­ну­ты до­ста­точ­но вы­со­кие ре­зуль­та­ты в вы­ра­щи­ва­нии и пе­ре­ра­бот­ке пти­цы, пле­мен­ные ре­сур­сы в брой­лер­ном пти­це­вод­стве пре­иму­ще­ствен­но за­ру­беж­ные. На ре­ше­ние этой про­бле­мы на­прав­лен за­пуск се­лек­ци­он­но-ге­не­ти­че­ско­го цен­тра «Сме­на» в Под­мос­ко­вье, ко­то­рый поз­во­лит на­рас­тить по­го­ло­вье пле­мен­ной пти­цы рос­сий­ско­го крос­са. По оцен­ке Мин­сель­хоза, к 2030 году доля про­из­вод­ства мяса пти­цы на ос­но­ве оте­че­ствен­но­го крос­са кур со­ста­вит не ме­нее 25%.

Меж­ду­на­род­ное про­до­воль­ствен­ное со­труд­ни­че­ство: ак­ту­аль­ные тен­ден­ции

Фак­тор рис­ка для про­до­воль­ствен­ной без­опас­но­сти — во­ору­жен­ные кон­флик­ты, и это име­ет непо­сред­ствен­ное от­но­ше­ние к Рос­сии в сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции. Вни­ма­ние за­пад­но­го со­об­ще­ства со­сре­до­то­че­но на пер­спек­ти­вах даль­ней­шей ре­а­ли­за­ции «зер­но­вой сдел­ки» (Чер­но­мор­ская зер­но­вая ини­ци­а­ти­ва), за­клю­чен­ной ле­том 2022 года и уста­нав­ли­ва­ю­щей прин­ци­пы вы­во­за зер­но­вых из Укра­и­ны. Рос­сия пре­кра­ти­ла свое уча­стие в сдел­ке 18 июля 2023 года, так как рос­сий­ские усло­вия не вы­пол­ня­лись дру­гой сто­ро­ной. Бо­лее того, вы­во­зи­мое че­рез со­гла­со­ван­ные ко­ри­до­ры зер­но на­прав­ля­лось в ос­нов­ном в за­пад­ные стра­ны, а не в наи­бо­лее в нем нуж­да­ю­щи­е­ся аф­ри­кан­ские го­су­дар­ства. О том, что За­пад бло­ки­ру­ет вы­воз рос­сий­ско­го зер­на и пре­пят­ству­ет его по­ступ­ле­нию, в част­но­сти, на аф­ри­кан­ский кон­ти­нент пре­зи­дент В.Пу­тин за­явил во вре­мя июль­ско­го сам­ми­та «Рос­сия-Аф­ри­ка» в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Рос­сий­ская сто­ро­на вы­дви­га­ет шесть усло­вий воз­об­нов­ле­ния зер­но­вой сдел­ки: вы­вод из-под санк­ций рос­сий­ско­го зер­на и удоб­ре­ний, сня­тие санк­ций с рос­сий­ских бан­ков, участ­ву­ю­щих в по­став­ках про­до­воль­ствия (пре­жде все­го под­клю­че­ние Рос­сель­хоз­бан­ка к SWIFT), воз­об­нов­ле­ние по­ста­вок зап­ча­стей для рос­сий­ских сель­хоз­тех­ни­ки и тех­ни­ки для про­из­вод­ства удоб­ре­ний, сня­тие ло­ги­сти­че­ских огра­ни­че­ний для рос­сий­ских су­дов, участ­ву­ю­щих в по­став­ках про­до­воль­ствия, воз­об­нов­ле­ние ра­бо­ты ам­ми­а­ко­про­во­да «То­льят­ти-Одес­са», раз­бло­ки­ро­ва­ние рос­сий­ских ак­ти­вов, свя­зан­ных с сель­ским хо­зяй­ством. В на­сто­я­щее вре­мя про­дол­жа­ют­ся пе­ре­го­во­ры меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми Рос­сии, ООН, Тур­ции и Укра­и­ны, но ни­ка­ких до­го­во­рен­но­стей даже по ито­гам ви­зи­та в Моск­ву пре­зи­ден­та Тур­ции Р. Эр­до­га­на до­стиг­ну­то не было. По­ми­мо чер­но­мор­ско­го ко­ри­до­ра, су­ще­ству­ют на­зем­ные пути по­ста­вок укра­ин­ско­го зер­на в за­пад­ные стра­ны, хотя на них и при­хо­дит­ся мень­шая доля по­ста­вок. Од­на­ко вре­мен­ная от­ме­на Ев­ро­со­ю­зом им­порт­ных по­шлин для укра­ин­ской сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции при­ве­ла к кри­зис­ным тен­ден­ци­ям в АПК стран Во­сточ­ных Ев­ро­пы, куда зна­чи­тель­ная часть укра­ин­ско­го про­до­воль­ствия по­сту­па­ет по дем­пин­го­вым це­нам.

На­ря­ду с про­бле­мой с вы­во­зом рос­сий­ско­го и укра­ин­ско­го зер­на в Азии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся «ри­со­вый кри­зис», ко­то­рый бу­дет иметь се­рьез­ные гло­баль­ные по­след­ствия. В свя­зи с небла­го­при­ят­ны­ми по­год­ны­ми усло­ви­я­ми и сни­же­ни­ем уро­жая Ин­дия, ве­ду­щий ми­ро­вой по­став­щик, ле­том 2023 года вве­ла огра­ни­че­ния на экс­порт риса. Ана­ло­гич­но со­кра­ща­ют объ­е­мы экс­порт­ных по­ста­вок Та­и­ланд и Вьет­нам. Рос­сия тоже вве­ла за­прет на экс­порт риса до кон­ца 2023 года.

Несмот­ря на из­ме­не­ния в по­ли­ти­че­ской конъ­юнк­ту­ре, Рос­сия со­хра­ня­ет вы­со­кие по­ка­за­те­ли экс­пор­та про­дук­ции АПК. По со­сто­я­нию на сен­тябрь 2023 году уже экс­пор­ти­ро­ва­но сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции на сум­му 28 млрд дол­ла­ров, что на чет­верть боль­ше по срав­не­нию с ана­ло­гич­ным пе­ри­о­дом про­шло­го года. Все­го по ито­гам 2022 года Рос­сия экс­пор­ти­ро­ва­ла про­дук­цию АПК на сум­му 41,6 млрд дол­ла­ров. Ожи­да­е­мо из­ме­ни­лись на­прав­ле­ния по­ста­вок: сре­ди за­каз­чи­ков 87% про­дук­ции по­сту­па­ет в дру­же­ствен­ные стра­ны. По дан­ным та­мо­жен­ной ста­ти­сти­ки, в три раза вы­рос экс­порт про­дук­ции АПК в Ки­тай и Тур­цию, в шесть раз – в Иран. За пер­вые семь ме­ся­цев 2023 года экс­порт рос­сий­ской сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции в Ки­тай вы­рос на 85% и до­стиг 5 млрд дол­ла­ров. За этот же пе­ри­од экс­порт про­дук­ции рос­сий­ско­го АПК в Аф­ри­ку вы­рос на 91% и до­стиг 3,3 млрд дол­ла­ров. По неко­то­рым ка­те­го­ри­ям то­ва­ров (пше­ни­ца, ку­ку­ру­за, под­сол­неч­ное мас­ло) рост по­ста­вок осо­бен­но за­ме­тен. Рос­сия пла­ни­ру­ет на­ра­щи­вать по­став­ки про­до­воль­ствия в Аф­ри­ку: кон­ти­нент стал­ки­ва­ет­ся с кри­ти­че­ской про­бле­мой го­ло­да и стре­мит­ся к пре­одо­ле­нию нео­ко­ло­ни­аль­ных тен­ден­ций. По сло­вам Ми­ни­стра сель­ско­го хо­зяй­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Дмит­рия Патру­ше­ва, к 2023 году экс­порт про­дук­ции АПК в 2023 году пре­вы­сит 45 млрд дол­ла­ров.

[1] https://​rg.ru/​documents/​2010/​02/​03/​prod-dok.html

[2] http://​www.kremlin.ru/​acts/​bank/​45106

[3] https://​www.fao.org/​3/​cc3017en/​online/​cc3017en.html

[4] https://​www.consultant.ru/​document/​cons_doc_LAW_405425/

Ссылка


Возврат к списку