у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в октябре 2023 года

Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в октябре 2023 года 07.11.2023

Ор­лов Дмит­рий
Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций (АПЭК), член Выс­ше­го со­ве­та пар­тии «Еди­ная Рос­сия», кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских наук

1.Фе­де­раль­ная по­ли­ти­ка в от­но­ше­нии ре­ги­о­нов

1.Раз­ви­ва­ет­ся курс Крем­ля на под­держ­ку ВПК и смеж­ных от­рас­лей, в том чис­ле кос­ми­че­ской — это­му на­прав­ле­нию в ок­тяб­ре 2023 года было по­свя­ще­но спе­ци­аль­ное со­ве­ща­ние под пред­се­да­тель­ством Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на. Ха­рак­тер­но, что при­о­ри­те­ты кос­ми­че­ской от­рас­ли об­суж­да­лись в ком­плек­се с те­мой раз­ви­тия транс­порт­ных ко­ри­до­ров — на­при­мер, до­ступ­ность клю­че­вых кос­ми­че­ских сер­ви­сов была за­тро­ну­та и в кон­тек­сте обес­пе­че­ния функ­ци­о­ни­ро­ва­ния Се­вер­но­го мор­ско­го пути.

Од­ним из клю­че­вых цен­тров раз­ви­тия кос­ми­че­ской от­рас­ли оста­ет­ся Москва. Так, в на­ча­ле ок­тяб­ря 2023 года с хо­дом стро­и­тель­ства На­ци­о­наль­но­го кос­ми­че­ско­го цен­тра на тер­ри­то­рии ГК­Н­ПЦ им. М.В.Хру­ни­че­ва озна­ко­ми­лись вице-пре­мьер-гла­ва Мин­пром­тор­га Де­нис Ман­ту­ров, ген­ди­рек­тор «Ро­с­ко­мо­са» Юрий Бо­ри­сов и мэр Сер­гей Со­бя­нин. Это мо­жет быть до­пол­ни­тель­ным сиг­на­лом о том, что сто­лич­ные прак­ти­ки в сфе­ре но­вой ин­ду­стри­а­ли­за­ции бу­дут ак­тив­но об­суж­дать­ся в рам­ках по­вест­ки пре­зи­дент­ской кам­па­нии, в том чис­ле, ве­ро­ят­но, на пло­щад­ках вы­став­ки-фо­ру­ма «Рос­сия», ко­то­рая про­хо­дит в Москве с 4 но­яб­ря 2023-го по 12 ап­ре­ля 2024 года.

Ин­тен­сив­ное вни­ма­ние Крем­ля к ин­ду­стри­аль­ным ре­ги­о­нам, ско­рее все­го, бу­дет пред­по­ла­гать ак­цент в по­ли­ти­ке фе­де­раль­но­го цен­тра на со­пут­ству­ю­щих про­ек­тах раз­ви­тия та­ких субъ­ек­тов (на­при­мер, по ди­вер­си­фи­ка­ции эко­но­ми­ки и бла­го­устрой­ству) и на ха­рак­тер­ной для этих тер­ри­то­рий про­блем­ной по­вест­ке. Это мо­жет мо­ти­ви­ро­вать глав та­ких ре­ги­о­нов вы­сту­пать с соб­ствен­ны­ми ини­ци­а­ти­ва­ми, в том чис­ле, в сфе­ре ре­ше­ния эко­ло­ги­че­ских про­блем. По­ка­за­тель­ны, на­при­мер, пред­ло­же­ния гу­бер­на­то­ра Че­ля­бин­ской об­ла­сти Алек­сея Тексле­ра по уси­ле­нию кон­тро­ля за пред­при­я­ти­я­ми, на­ру­ша­ю­щи­ми при­ро­до­охран­ное за­ко­но­да­тель­ство, вы­ска­зан­ные на за­се­да­нии На­уч­но-тех­ни­че­ско­го со­ве­та Ро­спри­род­над­зо­ра.

2.Раз­ви­тие транс­порт­ных ко­ри­до­ров оста­ет­ся зна­чи­мой те­мой в рам­ках как внут­ри-, так и внеш­не­по­ли­ти­че­ской по­вест­ки, про­дви­га­е­мой Крем­лем. Од­ним из наи­бо­лее за­мет­ных со­бы­тий, тес­но свя­зан­ных с этой те­ма­ти­кой, ста­ло уча­стие рос­сий­ской де­ле­га­ции во гла­ве с Вла­ди­ми­ром Пу­ти­ным в сам­ми­те «Один пояс, один путь» в КНР.

До­пол­ни­тель­ные лоб­бист­ские воз­мож­но­сти при­об­ре­та­ют гла­вы ре­ги­о­нов, кон­тро­ли­ру­ю­щие стра­те­ги­че­ски зна­чи­мые зве­нья та­ких меж­ду­на­род­ных марш­ру­тов. В 2024-2030 го­дах это мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром, сти­му­ли­ру­ю­щим ру­ко­вод­ство та­ких субъ­ек­тов к под­го­тов­ке соб­ствен­ных ло­ги­сти­че­ских и ин­ду­стри­аль­ных про­ек­тов, тес­но свя­зан­ных с раз­ви­ти­ем транс­порт­ных ко­ри­до­ров. Один из при­ме­ров — про­дви­же­ние гу­бер­на­то­ром Са­мар­ской об­ла­сти Дмит­ри­ем Аза­ро­вым про­ек­та со­зда­ния фе­де­раль­но­го пор­то­во-ло­ги­сти­че­ско­го хаба в воз­глав­ля­е­мом им ре­ги­оне в рам­ках раз­ви­тия МТК «Се­вер-Юг».

3.Раз­ви­тие спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры, ве­ро­ят­но, ста­нет од­ной из со­став­ля­ю­щих по­зи­тив­ной по­вест­ки пре­зи­дент­ской кам­па­нии, за­тра­ги­вая це­лый ряд тем, зна­чи­мых как для ши­ро­кой ауди­то­рии (мо­ло­деж­ная по­ли­ти­ка, со­зда­ние но­вых ра­бо­чих мест), так и для элит (до­пол­ни­тель­ные за­ка­зы для строй­ком­плек­са). Ха­рак­тер­но, что пре­зи­дент в ходе за­се­да­ния Со­ве­та по раз­ви­тию физ­куль­ту­ры и спор­та ак­цен­ти­ро­вал вни­ма­ние на раз­ра­бот­ке спе­ци­аль­ной под­про­грам­мы «Спорт на селе» и вклю­че­нии ее в уже дей­ству­ю­щую гос­про­грам­му «Раз­ви­тие физ­куль­ту­ры и спор­та». Но­вое на­прав­ле­ние под­держ­ки про­ек­тов для сель­ских тер­ри­то­рий мо­жет спо­соб­ство­вать рас­ши­ре­нию лоб­бист­ских и ап­па­рат­ных воз­мож­но­стей ре­ги­о­нов со зна­чи­тель­ной до­лей сель­ско­го на­се­ле­ния, а та­к­же уси­ле­нию вни­ма­ния вли­я­тель­ных ре­ги­о­наль­ных иг­ро­ков к му­ни­ци­паль­ным об­ра­зо­ва­ни­ям, вклю­ча­ю­щим в свой со­став сель­ские тер­ри­то­рии.

Так­ти­че­ски это мо­жет стать до­пол­ни­тель­ным фак­то­ром под­держ­ки ряда пред­вы­бор­ных субъ­ек­тов на Еди­ном дне го­ло­со­ва­ния-2024 — мож­но от­ме­тить про­ве­де­ние в сле­ду­ю­щем году вы­бо­ров гла­вы и Гос­со­бра­ния Ма­рий Эл, гла­вы и Гос­со­бра­ния-Эл Ку­рул­тай Рес­пуб­ли­ки Ал­тай, а та­к­же Вер­хов­но­го Ху­ра­ла Тывы. Стра­те­ги­че­ски — на­при­мер, в пер­спек­ти­ве до 2030 года, — это фак­тор, обес­пе­чи­ва­ю­щий при­ток бо­лее ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров в му­ни­ци­паль­ные ад­ми­ни­стра­ции сель­ских рай­о­нов (по край­ней мере, те из них, что по­лу­чат наи­боль­шую под­держ­ку ре­ги­о­наль­ных и фе­де­раль­ных вла­стей для ре­а­ли­за­ции ин­фра­струк­тур­ных про­ек­тов), а та­к­же уси­ле­ние вни­ма­ния ре­ги­о­наль­ных внут­ри­э­лит­ных групп к из­би­ра­тель­ным кам­па­ни­ям.

4. Ин­тен­сив­ное об­суж­де­ние темы со­ци­аль­ной га­зи­фи­ка­ции (в том чис­ле, в рам­ках «Рос­сий­ской энер­ге­ти­че­ской неде­ли» и Меж­ду­на­род­но­го га­зо­во­го фо­ру­ма), ак­тив­но про­дви­га­е­мой «Еди­ной Рос­си­ей», ста­но­вит­ся фак­то­ром укреп­ле­ния по­зи­ций пар­тии как в крат­ко­сроч­ной (уси­ли­вая ее роль в пре­зи­дент­ской кам­па­нии), так и в бо­лее от­да­лен­ной пер­спек­ти­ве, поз­во­ляя ей ока­зы­вать опе­ре­жа­ю­щее вли­я­ние на ин­фра­струк­тур­ную по­вест­ку, в том чис­ле в рам­ках пар­ла­мент­ской гон­ки 2026 года.

Кро­ме того, эта тема поз­во­ля­ет пар­тии боль­шин­ства укреп­лять свои по­зи­ции на му­ни­ци­паль­ном уровне, а та­к­же, под­ни­мая во­про­сы кон­тро­ля за ре­а­ли­за­ци­ей про­грам­мы на ме­стах, во­вле­кать в свою ор­би­ту об­ще­ствен­ных ак­ти­ви­стов, ко­то­рым близ­ка ан­ти­бю­ро­кра­ти­че­ская по­вест­ка. Это мо­жет спо­соб­ство­вать уси­ле­нию роли ан­ти­бю­ро­кра­ти­че­ской (и свя­зан­ной с ней ан­ти­кор­руп­ци­он­ной) по­вест­ки в рам­ках пар­ла­мент­ской из­би­ра­тель­ной кам­па­нии «Еди­ной Рос­сии» в 2026 году и, воз­мож­но, в ходе ра­бо­ты с про­тестны­ми пред­вы­бор­ны­ми ре­ги­о­на­ми уже в 2024-2025 го­дах.

2.От­но­ше­ния в эли­тах и ре­ги­о­наль­ные внут­ри­э­лит­ные кон­флик­ты

1.На­зна­че­ние Ге­ор­гия Фи­ли­мо­но­ва на пост врио гла­вы Во­ло­год­ской об­ла­сти от­ра­жа­ет две тен­ден­ции кад­ро­вой по­ли­ти­ки Крем­ля: про­дви­же­ние на долж­но­сти гу­бер­на­то­ров ча­сти ре­ги­о­нов с до­ми­ни­ру­ю­щим вли­я­ни­ем круп­ных фе­де­раль­ных кор­по­ра­ций управ­лен­цев со сто­ро­ны (один из при­ме­ров — на­зна­че­ние в ок­тяб­ре 2018 года врио гла­вы Ли­пец­кой об­ла­сти, с вы­со­ким уров­нем вли­я­ния «Но­во­ли­пец­ко­го ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та», вы­ход­ца из струк­тур Сбер­бан­ка Иго­ря Ар­та­мо­но­ва), а та­к­же пе­ре­ход в гу­бер­на­тор­ский кор­пус ряда чи­нов­ни­ков с опы­том ра­бо­ты во внут­ри­по­ли­ти­че­ском бло­ке (при­мер — на­зна­че­ние Алек­сандра Со­ко­ло­ва на пост врио гла­вы Ки­ров­ской об­ла­сти в 2022 году).

Мож­но пред­по­ло­жить, что в ходе ве­ро­ят­ных ро­та­ций в гу­бер­на­тор­ском кор­пу­се в кон­це 2023 года и, ско­рее все­го, бо­лее мас­штаб­ных пе­ре­ста­но­вок в ап­ре­ле-мае 2024 года ос­нов­ная став­ка бу­дет сде­ла­на на управ­лен­цев сред­не­го воз­рас­та с опы­том ра­бо­ты в фе­де­раль­ных ор­га­нах вла­сти. Тем не ме­нее, учи­ты­вая, что часть ре­ги­о­нов, где в 2024 году долж­ны прой­ти гу­бер­на­тор­ские кам­па­нии, об­ла­да­ет вы­ра­жен­ным про­тестным по­тен­ци­а­лом (сре­ди них — Рес­пуб­ли­ка Ал­тай, За­бай­каль­ский край, Орен­бург­ская, Кур­ган­ская об­ла­сти), не ис­клю­че­ны на­зна­че­ния на долж­но­сти врио гу­бер­на­то­ров та­ких субъ­ек­тов ру­ко­во­ди­те­лей с опы­том пуб­лич­ной де­я­тель­но­сти. Это мо­гут быть как фе­де­раль­ные пар­ла­мен­та­рии и гла­вы му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний, так и чи­нов­ни­ки, вы­сту­пав­шие с пуб­лич­ной по­зи­ци­ей и про­яв­ляв­шие ак­тив­ность в ме­диа-про­стран­стве не толь­ко по во­про­сам непо­сред­ствен­но­го ве­де­ния (как в слу­чае с Ге­ор­ги­ем Фи­ли­мо­но­вым в пе­ри­од на­хож­де­ния в долж­но­сти вице-пре­мье­ра Мос­ков­ской об­ла­сти).

2.Бес­по­ряд­ки в Да­ге­стане, став­шие од­ним из наи­бо­лее ре­зо­нанс­ных кон­флик­тов ре­ги­о­наль­но­го уров­ня в ок­тяб­ре 2023 года, ско­рее все­го, не при­ве­дут к от­ка­зу от даль­ней­ших ан­ти­кор­руп­ци­он­ных рас­сле­до­ва­ний в ре­ги­оне в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве. До­воль­но вы­со­ка ве­ро­ят­ность того, что в пе­ри­од с но­яб­ря 2023 по ап­рель 2024 года (то есть на­ка­нуне и в пе­ри­од про­ве­де­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии) пе­ре­ста­нов­ки на уровне му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний и, воз­мож­но, зна­чи­мых бюд­жет­ных учре­жде­ний ре­ги­о­на мо­гут даже до­пол­ни­тель­но ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся, в том чис­ле по жест­ко­му сце­на­рию, свя­зан­но­му с за­дер­жа­ни­ем фи­гу­ран­тов та­ких рас­сле­до­ва­ний.

При этом, несмот­ря на ап­па­рат­ное ослаб­ле­ние по­зи­ций гла­вы рес­пуб­ли­ки Сер­гея Ме­ли­ко­ва на фоне бес­по­ряд­ков, ве­ро­ят­но про­дол­же­ние пе­ре­ста­но­вок и рас­сле­до­ва­ний на му­ни­ци­паль­ном уровне, за­де­ва­ю­щих ин­те­ре­сы его внут­ри­э­лит­ных оп­по­нен­тов. Та­кой сце­на­рий поз­во­лит на­чать ра­бо­ту в ре­ги­оне с бо­лее силь­ных по­зи­ций и его пре­ем­ни­ку — в слу­чае, если дей­ству­ю­щий гла­ва Да­ге­ста­на по­ки­нет долж­ность, на­при­мер, в ходе ро­та­ций в ап­ре­ле-мае 2024 года.

Бес­по­ряд­ки Да­ге­стане мо­гут мо­ти­ви­ро­вать Кремль к бо­лее ак­тив­но­му про­дви­же­нию на по­сты ку­ра­то­ров внут­рен­ней по­ли­ти­ки в субъ­ек­тах управ­лен­цев с опы­том не толь­ко пред­вы­бор­ной ра­бо­ты, но и ней­тра­ли­за­ции улич­ной про­тестной ак­тив­но­сти, осо­бен­но если речь идет о ре­ги­о­нах, где до­ста­точ­но вы­со­ка ин­тен­сив­ность ло­каль­ных про­тестных ак­ций (это было ха­рак­тер­но для Да­ге­ста­на в 2022-2023 го­дах). Ве­ро­ят­но, за­мет­ную вол­ну пе­ре­ста­но­вок на уровне ре­ги­о­наль­ных внут­ри­по­ли­ти­че­ских бло­ков мож­но бу­дет ожи­дать в том чис­ле вско­ре по­сле за­вер­ше­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии.

Ве­ро­ят­но стрем­ле­ние уси­лить вли­я­ние ряда фе­де­раль­ных ве­домств на наи­бо­лее уяз­ви­мые в смыс­ле всплес­ков про­тестных на­стро­е­ний на­ци­о­наль­ные рес­пуб­ли­ки. К та­ким ве­дом­ствам мож­но от­не­сти не толь­ко си­ло­вые струк­ту­ры, но, и на­при­мер, Фе­де­раль­ное агент­ство по де­лам на­ци­о­наль­но­стей. От­сю­да — за­яв­ле­ние пред­ста­ви­те­ля ФАДН о том, что Си­ту­а­ци­он­ный центр этой ор­га­ни­за­ции «за­ра­нее вы­явил ак­тив­ность», ко­то­рая сви­де­тель­ство­ва­ла о ве­ро­ят­но­сти бес­по­ряд­ков в Да­ге­стане, и на­пра­вил со­об­ще­ние в ре­ги­он.

3.За­дер­жа­ние гла­вы фрак­ции ЛДПР в зак­со­бра­нии Крас­но­яр­ско­го края Алек­сандра Глис­ко­ва мо­жет спо­соб­ство­вать уси­ле­нию тре­вож­но­сти вли­я­тель­ных фи­гур этой пар­тии в дру­гих субъ­ек­тах (в том чис­ле вы­ход­цев из биз­нес-сре­ды) по по­во­ду воз­мож­но­стей ее фе­де­раль­но­го ру­ко­вод­ства по ока­за­нию под­держ­ки та­ким иг­ро­кам в слу­чае кон­флик­тов с пра­во­охра­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми и ре­ги­о­наль­ны­ми вла­стя­ми.

Ве­ро­ят­но, бо­лее вы­со­кий уро­вень по­доб­ной тре­вож­но­сти бу­дет на­блю­дать­ся в ре­ги­о­нах с тра­ди­ци­он­но силь­ны­ми по­зи­ци­я­ми ЛДПР (пре­жде все­го тер­ри­то­ри­ях Се­ве­ра и Даль­не­го Во­сто­ка), где де­пу­та­та­ми от этой пар­тии чаще мог­ли ста­но­вить­ся до­ста­точ­но вли­я­тель­ные фи­гу­ры мест­но­го уров­ня. Пер­спек­ти­вы «дела Глис­ко­ва», как и ре­зуль­та­ты кан­ди­да­та от ЛДПР на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах, мо­гут до­пол­ни­тель­но мо­ти­ви­ро­вать иг­ро­ков, рас­смат­ри­ва­ю­щих для себя воз­мож­ность уча­стия в вы­бо­рах в зак­со­бра­ния и пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров в 2024 году, при­мкнуть к ЛДПР либо, на­про­тив, рас­смот­реть дру­гие ва­ри­ан­ты вы­дви­же­ния.

В пе­ри­од пре­зи­дент­ской кам­па­нии с де­каб­ря 2023-го по март 2024 года мож­но ожи­дать неко­то­ро­го сни­же­ния ин­тен­сив­но­сти кад­ро­вых ро­та­ций на уровне пра­ви­тельств и клю­че­вых чи­нов­ни­ков му­ни­ци­паль­ных ад­ми­ни­стра­ций в ре­ги­о­нах, если это не бу­дет свя­за­но:

с ан­ти­кор­руп­ци­он­ны­ми рас­сле­до­ва­ни­я­ми;

с ухо­дом из со­от­вет­ству­ю­щих субъ­ек­тов пред­ста­ви­те­лей ко­манд гу­бер­на­то­ров с вы­со­ки­ми шан­са­ми на от­став­ку (пре­жде все­го это мо­жет за­тро­нуть ко­ман­ды наи­бо­лее уяз­ви­мых гу­бер­на­то­ров-«ва­ря­гов»);

с чрез­вы­чай­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми;

с ша­га­ми со сто­ро­ны непо­сред­ствен­но фе­де­раль­но­го цен­тра, мо­ти­ви­ро­ван­но­го фор­си­ро­вать пе­ре­за­груз­ку мест­ных элит (как в слу­чае с Да­ге­ста­ном). В ряде ре­ги­о­нов ру­ко­во­ди­те­ли мо­гут от­ло­жить неко­то­рые зна­ко­вые кад­ро­вые на­зна­че­ния до за­вер­ше­ния пре­зи­дент­ской кам­па­нии — как в Ки­ров­ской об­ла­сти, где гу­бер­на­тор Алек­сандр Со­ко­лов объ­явил о на­ме­ре­нии пред­ста­вить гла­ву пра­ви­тель­ства субъ­ек­та вес­ной 2024 года.

3.Про­гноз АПЭК. Ожи­да­е­мые трен­ды но­яб­ря-де­каб­ря 2023 года

1.В цен­тре про­блем­ной ре­ги­о­наль­ной по­вест­ки но­яб­ря-де­каб­ря с вы­со­кой ве­ро­ят­но­стью бу­дет оста­вать­ся со­сто­я­ние ин­фра­струк­ту­ры ЖКХ и про­ве­де­ние ото­пи­тель­но­го се­зо­на, а та­к­же ра­бо­та ком­му­наль­ных служб по убор­ке улиц и трасс от сне­га и льда. В этот пе­ри­од вполне ве­ро­ят­но уси­ле­ние вни­ма­ние к этим те­мам со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства. По­ка­за­тель­но, что на фоне че­ре­ды про­блем­ных ин­ци­ден­тов с уча­сти­ем ми­гран­тов в ре­ги­о­нах в ок­тяб­ре 2023 года со­сто­я­лась стра­те­ги­че­ская сес­сия по ми­гра­ци­он­ной по­ли­ти­ке под пред­се­да­тель­ством Ми­ха­и­ла Ми­шу­ст­и­на. При этом нель­зя ис­клю­чать, что в слу­чае су­ще­ствен­ных недо­ра­бо­ток в сфе­ре ор­га­ни­за­ции ото­пи­тель­но­го се­зо­на мо­жет по­сле­до­вать пря­мая жест­кая ре­ак­ция цен­тра в от­но­ше­нии глав го­ро­дов, где на­блю­да­ет­ся наи­бо­лее про­блем­ная си­ту­а­ция. В та­кой си­ту­а­ции воз­рас­та­ет вли­я­ние на ре­ги­о­наль­ную по­ли­ти­ку След­ствен­но­го ко­ми­те­та и Ген­про­ку­ра­ту­ры, ста­но­вя­щих­ся зна­чи­мы­ми ме­ха­низ­ма­ми сни­же­ния со­ци­аль­но­го недо­воль­ства в свя­зи с по­доб­ны­ми ин­ци­ден­та­ми.

2.Бес­по­ряд­ки в рай­оне аэро­пор­та Ма­хач­ка­лы, ско­рее все­го, мо­ти­ви­ру­ют Кремль сфо­ку­си­ро­вать до­пол­ни­тель­ное вни­ма­ние на вза­и­мо­дей­ствии ре­ги­о­наль­ных ор­га­нов вла­сти и си­ло­вых струк­тур. Это мо­жет при­ве­сти к но­во­му уси­ле­нию роли пол­пре­дов пре­зи­ден­та в фе­де­раль­ных окру­гах, а та­к­же Со­ве­та без­опас­но­сти по вы­яв­ле­нию недо­ра­бо­ток в этой сфе­ре на уровне субъ­ек­тов — пре­жде все­го име­ю­щих бо­лее вы­ра­жен­ный по­тен­ци­ал для ро­ста про­тестной ак­тив­но­сти. Кро­ме того, как ми­ни­мум, в но­яб­ре-де­каб­ре 2023 года мо­жет ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся об­суж­де­ние со­ци­аль­ных про­грамм для эко­но­ми­че­ски про­блем­ных ре­ги­о­нов, а та­к­же вы­ра­бот­ка но­вых под­хо­дов к мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ке для та­ких тер­ри­то­рий (по сло­вам мэра Ма­хач­ка­лы Юс­у­па Ума­во­ва, во­вле­чен­ным в про­шед­шие в ок­тяб­ре бес­по­ряд­ки в Да­ге­стане было пре­иму­ще­ствен­но 20-25 лет). В этих усло­ви­ях мо­жет уси­лить­ся и роль пло­ща­док для про­дви­же­ния наи­бо­лее ре­зуль­та­тив­ных ре­ги­о­наль­ных прак­тик в сфе­ре со­ци­аль­ной и мо­ло­деж­ной по­ли­ти­ки — в том чис­ле про­филь­ных ко­мис­сий Гос­со­ве­та, воз­глав­ля­е­мых гу­бер­на­то­ром Нов­го­род­ской об­ла­сти Ан­дре­ем Ни­ки­ти­ным и гла­вой Яма­ло-Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га Дмит­ри­ем Ар­тю­хо­вым.

3.В ре­ги­о­нах, где в 2024 году пред­сто­ят гу­бер­на­тор­ские вы­бо­ры (осо­бен­но в си­ту­а­ци­ях, ко­гда по­зи­ции глав этих субъ­ек­тов счи­та­ют­ся уяз­ви­мы­ми), в пе­ри­од пре­зи­дент­ской кам­па­нии мо­жет воз­рас­ти ин­тен­сив­ность нега­тив­ных ин­фор­ма­ци­он­ных кам­па­ний — хотя, воз­мож­но, в со­че­та­нии с бо­лее осто­рож­ным по­ве­де­ни­ем ини­ци­а­то­ров та­ких ме­диа-атак, ко­то­рые мо­гут ча­стич­но сни­зить пуб­лич­ную ак­тив­ность в рам­ках кри­ти­ки ре­ги­о­наль­ных вла­стей. В этой си­ту­а­ции мо­жет ак­ти­ви­зи­ро­вать­ся ра­бо­та внут­ри­э­лит­ных иг­ро­ков, на­стро­ен­ных на сме­ну гу­бер­на­то­ров ре­ги­о­нов, с оп­по­зи­ци­он­ны­ми кан­ди­да­та­ми в пре­зи­ден­ты, име­ю­щи­ми опре­де­лен­ное про­стран­ство для ма­нев­ра для при­вле­че­ния вни­ма­ния к про­блем­ным ре­ги­о­наль­ным те­мам. Та­кие оп­по­зи­ци­он­ные по­ли­ти­ки мо­гут, вы­сту­пая с кри­ти­кой гу­бер­на­то­ров, вы­хо­дить за пре­де­лы тра­ди­ци­он­ной ни­ше­вой по­вест­ки — вспом­ним, на­при­мер, как Ген­на­дий Зю­га­нов уже об­ра­щал­ся к ми­гра­ци­он­ной, а пред­ста­ви­те­ли ЛДПР — к со­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ке.

4.Ве­ро­ят­но, пика внут­рен­них кон­флик­тов в ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ни­ях оп­по­зи­ци­он­ных пар­тий мож­но бу­дет ожи­дать уже в ап­ре­ле-мае 2024 года, то есть по ито­гам пре­зи­дент­ской кам­па­нии и в на­ка­нуне на­ча­ла ак­тив­ной под­го­тов­ки к Еди­но­му дню го­ло­со­ва­ния. Тем не ме­нее ли­ше­ние ман­да­та де­пу­та­та Гос­ду­мы от ЛДПР Ва­си­лия Вла­со­ва и его за­яв­ле­ния в ад­рес ру­ко­вод­ства этой пар­тии мо­гут сви­де­тель­ство­вать о том, что пер­вая вол­на внут­рен­них кон­флик­тов в оп­по­зи­ци­он­ных струк­ту­рах (в том чис­ле на ре­ги­о­наль­ном уровне) мо­жет ожи­дать­ся уже в но­яб­ре-де­каб­ре 2023 года. С наи­боль­шей ве­ро­ят­но­стью та­ки­ми кон­флик­та­ми бу­дут за­тро­ну­ты субъ­ек­ты с про­тестным по­тен­ци­а­лом, в ко­то­рых в 2024 году пред­сто­ят вы­бо­ры зак­со­бра­ний и пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов ад­ми­ни­стра­тив­ных цен­тров.

5.Как и в пред­две­рии пре­зи­дент­ской кам­па­нии 2018 года, в но­яб­ре-де­каб­ре 2023 года мож­но ожи­дать уси­ле­ния вни­ма­ния Крем­ля к во­про­сам под­держ­ки об­ще­ствен­ных ини­ци­а­тив и во­лон­тер­ских про­ек­тов. По­доб­ные темы уже под­ни­ма­лись, на­при­мер, в ходе встре­чи Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с чле­на­ми Об­ще­ствен­ной па­ла­ты в на­ча­ле но­яб­ря. Ско­рее все­го, до­пол­ни­тель­ное вни­ма­ние Крем­ля в пе­ри­од с но­яб­ря 2023-го по март 2024 года бу­дет уде­ле­но под­держ­ке во­лон­тер­ских и гу­ма­ни­тар­ных про­ек­тов, ори­ен­ти­ро­ван­ных на ма­лые на­се­лен­ные пунк­ты, а та­к­же на но­вые ре­ги­о­ны.

4.Рей­тинг вли­я­ния глав субъ­ек­тов РФ

Ре­а­ли­за­ция пер­спек­тив­ных ин­вест­про­ек­тов, раз­ви­тие транс­порт­ной, ту­ри­сти­че­ской, со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры в ре­ги­о­нах, про­ве­де­ние ото­пи­тель­но­го се­зо­на, а та­к­же про­тестные кам­па­нии и про­бле­мы при ре­а­ли­за­ции на­ци­о­наль­ных про­ек­тов вхо­дят в чис­ло фак­то­ров, по­вли­яв­ших на по­зи­ции фи­гу­ран­тов рей­тин­га в ок­тяб­ре 2023 года.

По­сле про­ве­ден­ных в под­мос­ков­ном Ко­ро­ле­ве со­ве­ща­ния по во­про­сам раз­ви­тия кос­ми­че­ской от­рас­ли и встре­чи Вла­ди­ми­ра Пу­ти­на с мо­ло­ды­ми уче­ны­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми этой сфе­ры укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Мос­ков­ской об­ла­сти Ан­дрея Во­ро­бье­ва (с 8-го на 7-е ме­сто). По­сле тор­же­ствен­но­го от­кры­тия дви­же­ния по мо­сту че­рез Свирь, в ко­то­ром в ре­жи­ме ви­део-кон­фе­рен­ции при­нял уча­стие гла­ва го­су­дар­ства, укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ра Ле­нин­град­ской об­ла­сти Алек­сандра Дроз­ден­ко (с 10-го на 9-е ме­сто). Встре­ча с пре­зи­ден­том за­да­ет по­зи­тив­ную по­вест­ку для гла­вы Се­вер­ной Осе­тии Сер­гея Ме­няй­ло (с 26-го на 25-е ме­сто) и гла­вы Ка­бар­ди­но – Бал­ка­рии Каз­бе­ка Ко­ко­ва (с 67-го на 64-е ме­сто).

Те­ря­ет по­зи­ции в рей­тин­ге Олег Кув­шин­ни­ков (с 60-го на 70-е ме­сто), по­ки­нув­ший пост гу­бер­на­то­ра Во­ло­год­ской об­ла­сти в кон­це ок­тяб­ря. Ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось до его ре­ше­ния об от­став­ке.

Ра­бо­чая встре­ча с вице-пре­мье­ром Дмит­ри­ем Чер­ны­шен­ко, в ходе ко­то­рой об­суж­да­лись во­про­сы раз­ви­тия ку­рор­та «Ше­ре­геш» и спор­тив­ной ин­фра­струк­ту­ры ре­ги­о­на, при­но­сит до­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские очки гу­бер­на­то­ру Ке­ме­ров­ской об­ла­сти Сер­гею Ци­ви­ле­ву (с 19-го на 16-е ме­сто). По­сле ра­бо­чей по­езд­ки вице-пре­мье­ра Алек­сандра Но­ва­ка в Баш­ки­рию укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гла­вы рес­пуб­ли­ки Ра­дия Ха­би­ро­ва (с 20-го на 19-е ме­сто).

На­ча­ло ре­а­ли­за­ции в ад­ми­ни­стра­тив­ном цен­тре ре­ги­о­на про­ек­та по стро­и­тель­ству ли­нии мет­ро­трам­вая при­но­сит до­пол­ни­тель­ные по­ли­ти­че­ские воз­мож­но­сти гу­бер­на­то­ру Крас­но­яр­ско­го края Ми­ха­и­лу Ко­тю­ко­ву (с 41-го на 31-е ме­сто). От­кры­тие тре­тьей фазы ло­ги­сти­че­ско­го цен­тра Ozon в мно­го­функ­ци­о­наль­ном пар­ке «Ро­мекс-Те­учеж­ский», как и ра­нее про­ве­ден­ная ра­бо­чая встре­ча с вице-пре­мье­ром Дмит­ри­ем Чер­ны­шен­ко, ста­но­вят­ся бла­го­при­ят­ны­ми для гла­вы Ады­геи Му­ра­та Кум­пи­ло­ва (с 59-го на 57-е ме­сто).

На фоне об­суж­де­ния на за­се­да­нии пре­зи­ди­у­ма пра­ви­тель­ствен­ной ко­мис­сии по ре­ги­о­наль­но­му раз­ви­тию ре­а­ли­за­ции про­ек­тов по со­зда­нию кам­пу­сов ми­ро­во­го уров­ня, в том чис­ле в Южно-Са­ха­лин­ске и Том­ске, укреп­ля­ют­ся по­зи­ции гу­бер­на­то­ров Са­ха­лин­ской об­ла­сти Ва­ле­рия Ли­ма­рен­ко (с 49-го на 43-е ме­сто) и Том­ской об­ла­сти Вла­ди­ми­ра Ма­зу­ра (с 69-го на 66-е ме­сто).

По­сле бес­по­ряд­ков в аэро­пор­ту Ма­хач­ка­лы осла­бе­ва­ют по­зи­ции гла­вы Да­ге­ста­на Сер­гея Ме­ли­ко­ва (с 36-го на 42-е ме­сто). Мас­со­вая под­держ­ка жи­те­ля­ми ре­ги­о­на пе­ти­ции про­тив стро­и­тель­ства му­сор­но­го по­ли­го­на в Шуй­ском рай­оне со­зда­ет про­блем­ный фон для гу­бер­на­то­ра Ива­нов­ской об­ла­сти Ста­ни­сла­ва Вос­кре­сен­ско­го (с 34-го на 39-е ме­сто).

На фоне се­рии ком­му­наль­ных ава­рий в ре­ги­оне по­ки­да­ет груп­пу с очень силь­ным вли­я­ни­ем гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти Ан­дрей Чи­бис (с 18-го на 24-е ме­сто).

Те­ря­ет по­зи­ции гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти Игорь Ба­буш­кин (с 81-го на 82-е ме­сто), вы­нуж­ден­ный от­пра­вить в от­став­ку ми­ни­стра транс­пор­та и до­рож­ной ин­фра­струк­ту­ры ре­ги­о­на Сер­гея Ива­щен­ко в свя­зи с дей­стви­я­ми «недоб­ро­со­вест­ных под­ряд­чи­ков» и недо­ра­бот­ка­ми при ре­а­ли­за­ции нац­про­ек­та «Без­опас­ные ка­че­ствен­ные до­ро­ги». По­вре­жде­ние под­вод­ной во­ло­кон­но-оп­ти­че­ской ли­нии свя­зи Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский— Ана­дырь, а та­к­же про­бле­мы в ком­му­ни­ка­ции с жи­те­ля­ми ре­ги­о­на со­зда­ют небла­го­при­ят­ный фон для гу­бер­на­то­ра Чу­кот­ки Вла­ди­сла­ва Куз­не­цо­ва (с 60-го на 76-е ме­сто).

Гла­ва субъ­ек­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Ме­сто в рей­тин­ге Ме­сто в рей­тин­ге в сен­тяб­ре Сред­ний балл
Очень силь­ное вли­я­ние
Со­бя­нин Сер­гей Се­мё­но­вич

Мэр го­ро­да Москва

1

1

9,88

Ка­ды­ров Рам­зан Ах­ма­то­вич

Гла­ва Че­чен­ской Рес­пуб­ли­ки

2

2

8,11

Бег­лов Алек­сандр Дмит­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Санкт – Пе­тер­бург
3

3

7,65

Мин­ни­ха­нов Ру­стам Нур­га­ли­е­вич

Пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан

4

4

7,50

Аза­ров Дмит­рий Иго­ре­вич
Гу­бер­на­тор Са­мар­ской об­ла­сти
5

5

7,26

Дю­мин Алек­сей Ген­на­дье­вич

Гу­бер­на­тор Туль­ской об­ла­сти

6

6

7,16

Во­ро­бьев Ан­дрей Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Мос­ков­ской об­ла­сти

7

8

7,01

Моор Алек­сандр Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Тю­мен­ской об­ла­сти
8

7

6,92

Дроз­ден­ко Алек­сандр Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ле­нин­град­ской об­ла­сти

9

10

6,83

Ни­ки­тин Ан­дрей Сер­ге­е­вич

Гу­бер­на­тор Нов­го­род­ской об­ла­сти

10

9

6,71

Ар­тю­хов Дмит­рий Ан­дре­евич
Гу­бер­на­тор Яма­ло – Ненец­ко­го АО
11

11

6,66

Ни­ки­тин Глеб Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ни­же­го­род­ской об­ла­сти
12

12

6,62

Текслер Алек­сей Лео­ни­до­вич
Гу­бер­на­тор Че­ля­бин­ской об­ла­сти
13

13

6,50

Пу­ши­лин Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва До­нец­кой На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
14

17

6,49

Али­ха­нов Ан­тон Ан­дре­евич

Гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти

15

14

6,46

Ци­ви­лёв Сер­гей Ев­ге­нье­вич

Гу­бер­на­тор Ке­ме­ров­ской об­ла­сти

16

19

6,43

Глад­ков Вя­че­слав Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Бел­го­род­ской об­ла­сти
17

16

6,42

Ак­сё­нов Сер­гей Ва­ле­рье­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Крым

18

15

6,40

Ха­би­ров Ра­дий Фа­ри­то­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан
19

20

6,36

Ко­же­мя­ко Олег Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор При­мор­ско­го края
20

21

6,34

Силь­ное вли­я­ние
Ста­ро­войт Ро­ман Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ской об­ла­сти
21

24

6,32

Па­сеч­ник Лео­нид Ива­но­вич
Гла­ва Лу­ган­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки
22

22

6,29

Ни­ко­ла­ев Ай­сен Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Саха (Яку­тия)
23

23

6,27

Чи­бис Ан­дрей Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Мур­ман­ской об­ла­сти
24

18

6,25

Ме­няй­ло Сер­гей Ива­но­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Се­вер­ная Осе­тия – Ала­ния
25

26

6,24

Трав­ни­ков Ан­дрей Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Но­во­си­бир­ской об­ла­сти
26

30

6,20

Куй­ва­шев Ев­ге­ний Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Сверд­лов­ской об­ла­сти

27

38

6,19

Бре­ча­лов Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич
Гла­ва Уд­мурт­ской рес­пуб­ли­ки
28

25

6,18

Раз­во­жа­ев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор го­ро­да Се­ва­сто­по­ля
29

29

6,17

Ру­де­ня Игорь Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Твер­ской об­ла­сти
30

32

6,16

Ко­тю­ков Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края
31

41

6,14

Шап­ша Вла­ди­слав Ва­ле­рье­вич
Гу­бер­на­тор Ка­луж­ской об­ла­сти
32

28

6,13

Саль­до Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Хер­сон­ской об­ла­сти
33

33

6,11

Ба­лиц­кий Ев­ге­ний Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор За­по­рож­ской об­ла­сти
34

27

6,10

Зду­нов Ар­тём Алек­се­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия
35

44

6,08

Цы­буль­ский Алек­сандр Ви­та­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ар­хан­гель­ской об­ла­сти
36

35

6,07

Бу­сар­гин Ро­ман Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Са­ра­тов­ской об­ла­сти
37

45

6,05

Бо­го­маз Алек­сандр Ва­си­лье­вич

Гу­бер­на­тор Брян­ской об­ла­сти

38

31

6,04

Вос­кре­сен­ский Ста­ни­слав Сер­ге­е­вич
Гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти
39

34

6,03

Кон­дра­тьев Ве­ни­а­мин Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Крас­но­дар­ско­го края

40

39

6,01

Мал­ков Па­вел Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ря­зан­ской об­ла­сти
41

42

6,00

Ме­ли­ков Сер­гей Али­мо­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан
42

36

5,98

Ли­ма­рен­ко Ва­ле­рий Иго­ре­вич

Гу­бер­на­тор Са­ха­лин­ской об­ла­сти

43

49

5,96

Ко­ма­ро­ва На­та­лья Вла­ди­ми­ров­на

Гу­бер­на­тор Хан­ты – Ман­сий­ско­го АО – Югра

44

40

5,95

Мель­ни­чен­ко Олег Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Пен­зен­ской об­ла­сти
45

43

5,94

Ка­ли­ма­тов Ма­хмуд – Али Мак­ша­ри­по­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тия
46

66

5,93

Го­лу­бев Ва­си­лий Юрье­вич

Гу­бер­на­тор Ро­стов­ской об­ла­сти

47

37

5,91

Ве­дер­ни­ков Ми­ха­ил Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Псков­ской об­ла­сти
48

48

5,89

Евра­ев Ми­ха­ил Яко­вле­вич
Гу­бер­на­тор Яро­слав­ской об­ла­сти
49

47

5,87

Хо­цен­ко Ви­та­лий Пав­ло­вич
Гу­бер­на­тор Ом­ской об­ла­сти
50

46

5,86

Сред­нее вли­я­ние
Ма­хо­нин Дмит­рий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Перм­ско­го края
51

50

5,85

Коб­зев Игорь Ива­но­вич
Гу­бер­на­тор Ир­кут­ской об­ла­сти
52

51

5,82

Ни­ко­ла­ев Олег Алек­се­е­вич
Гла­ва Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки
53

52

5,81

Бо­ча­ров Ан­дрей Ива­но­вич

Гу­бер­на­тор Вол­го­град­ской об­ла­сти

54

53

5,80

Пар­фен­чи­ков Ар­тур Оле­го­вич

Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ка­ре­лия

55

55

5,78

Те­м­ре­зов Ра­шид Бор­и­спи­е­вич

Гла­ва Ка­ра­чае­во – Чер­кес­ской Рес­пуб­ли­ки

56

57

5,77

Кум­пи­лов Му­рат Ка­раль­би­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ады­гея
57

59

5,75

Шум­ков Ва­дим Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор Кур­ган­ской об­ла­сти
58

58

5,73

Дег­тярёв Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ха­ба­ров­ско­го края
59

61

5,72

Но­сов Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ма­га­дан­ской об­ла­сти
60

56

5,70

Клыч­ков Ан­дрей Ев­ге­нье­вич
Гу­бер­на­тор Ор­лов­ской об­ла­сти
61

64

5,67

То­мен­ко Вик­тор Пет­ро­вич
Гу­бер­на­тор Ал­тай­ско­го края
62

68

5,66

Со­ко­лов Алек­сандр Ва­лен­ти­но­вич
Гу­бер­на­тор Ки­ров­ской об­ла­сти
63

62

5,64

Ко­ков Каз­бек Ва­ле­рье­вич
Гла­ва Ка­бар­ди­но – Бал­кар­ской Рес­пуб­ли­ки
64

67

5,63

Пас­лер Де­нис Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Орен­бург­ской об­ла­сти
65

70

5,61

Ма­зур Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич
Гу­бер­на­тор Том­ской об­ла­сти
66

69

5,60

Ав­де­ев Алек­сандр Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Вла­ди­мир­ской об­ла­сти
67

74

5,59

Без­дуд­ный Юрий Ва­си­лье­вич
Гу­бер­на­тор Ненец­ко­го ав­то­ном­но­го окру­га
68

71

5,56

Гу­сев Алек­сандр Вик­то­ро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ро­неж­ской об­ла­сти

69

54

5,55

Кув­шин­ни­ков Олег Алек­сан­дро­вич

Гу­бер­на­тор Во­ло­год­ской об­ла­сти

70

60

5,54

Хо­ро­хор­дин Олег Лео­ни­до­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ал­тай
71

76

5,52

Вла­ди­ми­ров Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич

Гу­бер­на­тор Став­ро­поль­ско­го края

72

78

5,51

Сит­ни­ков Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич

Гу­бер­на­тор Ко­стром­ской об­ла­сти

73

77

5,49

Рус­ских Алек­сей Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Улья­нов­ской об­ла­сти
74

79

5,48

Ха­си­ков Бату Сер­ге­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Кал­мы­кия
75

80

5,47

Куз­не­цов Вла­ди­слав Га­ри­е­вич
Гу­бер­на­тор Чу­кот­ско­го АО
76

60

5,45

Ано­хин Ва­си­лий Ни­ко­ла­е­вич
Гу­бер­на­тор Смо­лен­ской об­ла­сти
77

63

5,43

Уйба Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Коми
78

88

5,42

Ар­та­мо­нов Игорь Ге­ор­ги­е­вич
Гу­бер­на­тор Ли­пец­кой об­ла­сти
79

72

5,41

Его­ров Мак­сим Бо­ри­со­вич
Гла­ва Там­бов­ской об­ла­сти
80

73

5,40

Ко­но­ва­лов Ва­лен­тин Оле­го­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ха­ка­сия
81

75

5,38

Ба­буш­кин Игорь Юрье­вич
Гу­бер­на­тор Аст­ра­хан­ской об­ла­сти
82

81

5,35

Ор­лов Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич
Гу­бер­на­тор Амур­ской об­ла­сти
83

82

5,30

Хо­ва­лыг Вла­ди­слав То­ва­ри­щтай­о­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Тыва
84

83

5,26

Оси­пов Алек­сандр Ми­хай­ло­вич
Гу­бер­на­тор За­бай­каль­ско­го края
85

84

5,22

Зай­цев Юрий Вик­то­ро­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Ма­рий Эл
86

85

5,17

Цы­де­нов Алек­сей Сам­бу­е­вич
Гла­ва Рес­пуб­ли­ки Бу­ря­тия
87

86

5,14

Со­ло­дов Вла­ди­мир Вик­то­ро­вич
Гу­бер­на­тор Кам­чат­ско­го края
88

87

5,10

Гольд­штейн Ро­сти­слав Эрн­сто­вич
Гу­бер­на­тор Ев­рей­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти
89

89

5,01

Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ния АПЭК

Экс­перт­ный опрос, на ре­зуль­та­тах ко­то­ро­го ос­но­ван рей­тинг наи­бо­лее вли­я­тель­ных гу­бер­на­то­ров в Рос­сии, про­во­дит­ся ме­то­дом за­кры­то­го ан­ке­ти­ро­ва­ния. В нем при­ни­ма­ют уча­стие 26 экс­пер­тов: по­ли­то­ло­ги, по­лит­тех­но­ло­ги, ме­ди­а­экс­пер­ты, жур­на­ли­сты.

Как бы Вы оце­ни­ли по шка­ле от 1 до 10 вли­я­ние на фе­де­раль­ном уровне (в Ад­ми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РФ, Пра­ви­тель­стве РФ, Фе­де­раль­ном со­бра­нии РФ, пар­тий­ной и биз­нес-эли­те) сле­ду­ю­щих глав ре­ги­о­нов?

Сна­ча­ла каж­дый из экс­пер­тов оце­ни­ва­ет вли­я­ние каж­до­го из кан­ди­да­тов, пред­став­лен­ных в ан­ке­те, а за­тем опре­де­ля­ют­ся сред­ние ариф­ме­ти­че­ские зна­че­ния экс­перт­ных оце­нок (сред­ние бал­лы).

Ито­го­вый рей­тинг пред­став­ля­ет со­бой кон­со­ли­ди­ро­ван­ную оцен­ку вли­я­ния всех глав ре­ги­о­нов Рос­сии ли­де­ра­ми рос­сий­ско­го экс­перт­но­го со­об­ще­ства. Пер­со­на­лии, во­шед­шие в рей­тинг по ре­зуль­та­там опро­са, рас­пре­де­ля­ют­ся по раз­де­лам «очень силь­ное вли­я­ние» (1-20), «силь­ное вли­я­ние» (21-50), «сред­нее вли­я­ние» (51-85).

Спи­сок экс­пер­тов

Арь­ков Ви­та­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ниж­ние По­вол­жье и Се­вер­ный Кав­каз), Га­вы­че­ва Алек­сандра (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ге­ре­ев Рус­лан (Центр ис­лам­ских ис­сле­до­ва­ний СКФО), Гра­щен­ков Илья (Центр раз­ви­тия ре­ги­о­наль­ной по­ли­ти­ки), Гром­ский Алек­сей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Нов­го­род­ская об­ласть), Жа­ри­хин Вла­ди­мир (Ин­сти­тут стран СНГ), Жу­равлев Дмит­рий (Ин­сти­тут ре­ги­о­наль­ных про­блем), Зу­ба­нов Сер­гей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Яма­ло-Ненец­ком ав­то­ном­ный округ), Ива­нов Ви­та­лий (Фонд раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства), Ко­ва­лен­ко Ар­тём (жур­нал «Экс­перт-Урал»), Куз­не­цов Глеб (Экс­перт­ный ин­сти­тут со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний), Лав­ров Ан­дрей (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Че­ля­бин­ская об­ласть), Львов Сте­пан (ВЦИ­ОМ), Мин­че­ва Ма­рия (кон­сал­тин­го­вое агент­ство «Го­род»), Ми­хе­ев Сер­гей (по­ли­то­лог), Му­ха­ме­тов Рус­лан (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Сверд­лов­ская об­ласть), Ней­ж­ма­ков Ми­ха­ил (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Ор­лов Дмит­рий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций), Под­ко­па­е­ва Еле­на (пор­тал «Ре­ги­о­наль­ные ком­мен­та­рии»), Трес­кин Ва­дим (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Ар­хан­гель­ская об­ласть), Ту­ров­ский Ро­сти­слав (Центр по­ли­ти­че­ских тех­но­ло­гий), Ха­нас Петр (Даль­не­во­сточ­ный кон­сал­тин­го­вый центр), Цы­ган­ков Ана­то­лий (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия), Ше­шу­ко­ва Га­ли­на (Агент­ство по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций, Орен­бург­ская об­ласть).

АПЭК, 2023 г.

Ссылка


Возврат к списку