у наших идей
есть энергия
+7 (499) 255 53 77

+7 (967) 159 13 50
 

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о причинах и факторах уязвимости губернаторов

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о причинах и факторах уязвимости губернаторов 30.11.2023

1.Локальные протестные кампании, а также «сезонные» риски (прежде всего в сфере ЖКХ) в конце 2023-го - марте 2024 года могут усилить уязвимость как губернаторов, полномочия которых истекают в следующем году, так и региональных глав, рассчитывавших на переход в руководство федеральных ведомств при перестановках в правительстве после президентских выборов. При этом новые поводы для региональных конфликтов, например, в бюджетной сфере, будут усиливать значение эффективно работающих каналов обратной связи, а также платформ для поиска компромиссных решений между местными аппаратными группами - с точки зрения устойчивости позиций губернаторов и поддержания социально-политической стабильности на уровне субъектов.

2.Заметный резонанс вокруг прошедших в Хакасии публичных слушаний по проекту регионального бюджета может стать федеральным трендом - прежде всего для регионов с уязвимыми позициями губернаторов и активным соперничеством внутриэлитных групп. Если в предыдущие годы обсуждение таких документов на уровне субъектов, как правило, вызывало ограниченное внимание даже со стороны оппозиционных сил, то необходимость сокращения бюджетных расходов регионов может привести к усилению конкуренции за финансирование между профильными ведомствами, а также руководством наиболее влиятельных муниципальных образований. Так, в Хакасии о необходимости поддержки муниципалитетов в связи с этой проблемой напомнил глава Верховного совета республики Сергей Сокол. 

3. В 2024 году эта тенденция может стать дополнительным фактором, стимулирующим представителей муниципальных элит как к участию в праймериз «Единой России», так и к взаимодействию с ключевыми оппозиционными игроками накануне выборов в заксобрания регионов со сложной внутриэлитной конфигурацией (в том числе Хабаровского края, Марий Эл, Республики Алтай). Кроме того, осенью 2024 года вероятна активизация информационных кампаний, а в некоторых случаях, возможно, и уличных протестных акций в связи со спорами вокруг проектов бюджетов в субъектах, где не выстроена жесткая вертикаль региональной власти. При этом значение региональных отделений «Единой России» может усилиться в качестве платформ для наименее конфликтного устранения подобных противоречий. 

4.Федеральный резонанс вокруг митинга против строительства мусороперерабатывающего завода в Павловске (Алтайский край) может стать стимулом для роста активности протестных групп (прежде всего акцентирующих внимание на экологических проблемах и вопросах застройки) в регионах, чаще других попадающих в сферу внимания общенациональных СМИ. На федеральном уровне это может вести к усилению влияния Следственного комитета и Генпрокуратуры, к которым часто апеллируют такие инициативные группы. Кроме того, учитывая особый резонанс, который могут получить коммунальные аварии в период президентской кампании, в конце 2023 — первые месяцы 2024 года вероятно усиление внимания силовых ведомств, а также полпредов президента в федеральных округах к выявлению провалов региональных властей в сфере ЖКХ. Полпреды могут перейти к более активному мониторингу подобных проблем и на уровне муниципалитетов.

5.На фоне поставленных Владимиром Путиным задач по расселению аварийного жилья, вновь упоминавшихся в ходе ноябрьской встречи главы государства с министром строительства и ЖКХ Иреком Файзуллиным, более жесткой может стать и реакция Кремля на очевидно неэффективные действия региональных властей при выявлении подобных объектов. В ряде регионов, где в 2024 году предстоят губернаторские кампании, это может мотивировать глав субъектов на более плотное публичное взаимодействие как с проверяющими органами, так и с ОНФ для оперативного реагирования на обращения жителей.

Ссылка

Возврат к списку