Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в декабре 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Сохраняется акцент на непосредственную работу федерального центра с муниципальной повесткой. Этот тренд нашел отражение как в ходе пресс-конференции- прямой линии Владимира Путина (отметим поддержку президентом предложения по созданию особой экономической зоны в Шебекино Белгородской области), так и, например, в рамках совещания по развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны: президент заявил о необходимости подготовки программ социально-экономического развития городов этой части страны по аналогии с мастер-планами для муниципальных образований Дальнего Востока.
Очевидно усиление внимания Кремля как к собственно градостроительным вопросам (отметим, например, предложения по совершенствованию механизма «Арктической ипотеки», высказанные рядом федеральных чиновников и губернаторов, -например, главой ЯНАО Дмитрием Артюховым), так и к проблемам развития транспортной инфраструктуры ключевых агломераций. Такой курс на федеральном уровне, вероятно, будет стимулировать губернаторов также разрабатывать новые инициативы — можно вспомнить, например, акцент на это в посланиях губернаторов, представленных в последние месяцы 2023 года. Например, о задачах по развитию областного центра и прилегающих территорий в рамках агломерации в послании к областной Думе и жителям Тюменской области в ноябре 2023 года напомнил губернатор региона Александр Моор.
2.Кремль сохраняет приоритетное внимание к развитию транспортных коридоров и повышению возможностей расширения объемов экспорта на новых перспективных направлениях. Примером является совещание по вопросам развития Восточного полигона железных дорог, прошедшее под председательством Владимира Путина в декабре. В этом случае дополнительные возможности для экономического развития получают как субъекты, где расположены ключевые логистические узлы, так и ведущие угледобывающие регионы.
Но в условиях СВО такая стратегия предполагает и дополнительные усилия по обеспечению безопасности транспортных объектов — вспомним произошедший в конце ноября 2023 года теракт в Северомуйском тоннеле. Не исключено проведение в период с января по март 2024 года отдельных совещаний федерального уровня (в том числе под председательством президента) для решения таких задач — с возложением дополнительной ответственности на губернаторов регионов, где расположены ключевые транспортные узлы, в том числе имеющие особое значение для сообщения России с КНР.
3.Не только собственно развитие системы образования, но и молодежная политика в широком смысле может стать одной из значимых тем президентской кампании Владимира Путина, о чем может свидетельствовать повестка декабрьского заседания Госсовета «О повышении роли и престижа педагога и наставника». Показательно заявление президента о необходимости «сформировать целостную систему наставничества для детей и молодежи», задействовав потенциал образовательного центра «Сириус», платформы «Россия–страна возможностей» и Движения детей и молодежи.
Потенциально такая стратегия может стать дополнительным драйвером карьерного роста для региональных кадров, занятых в сфере молодежной политики, что может отразиться уже на отборе кандидатов парламентскими партиями в преддверии выборов в Госдуму в 2026 году.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
1.Одним из наиболее резонансных событий муниципального уровня в декабре стала отставка мэра Новосибирска Анатолия Локотя. Глава Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Асанцев заявил, что по вопросу о выборах нового мэра города «в течение, условно говоря, 60 дней все процедуры будут завершены».
Таким образом, отбор кандидатов и голосование горсовета по кандидатурам на пост мэра Новосибирска могут быть завершены до конца февраля 2024 года, проходя параллельно с активной фазой президентской кампании, что несколько сокращает вероятность перехода в публичную плоскость конфликтов заинтересованных групп влияния по этому поводу. Есть несколько внутриэлитных групп, которые, вероятно, рассчитывают укрепить позиции в системе власти областного центра на фоне этих перестановок, — например, игроки, тяготеющие к депутату Госдумы от «Единой России» Дмитрию Савельеву, представляющему в нижней палате парламента Центральный избирательный округ № 136.
При этом в сентябре 2025 года в Новосибирской области должны состояться выборы в региональное заксобрание, а также в Совет депутатов областного центра. В ходе кампаний такого уровня существенную роль играют главы административных центров. Это означает, что для региональных властей будет важно сохранение низкого антирейтинга мэра города к лету 2025 года.
В этом контексте не исключено развертывание негативных медиа-кампаний против нового главы Новосибирска в период с ноября 2024-го по март 2025 года (то есть в период, когда в связи с сезонными проблемами его позиции будут наиболее уязвимы) со стороны внутриэлитных групп, позиции которых могут быть проигнорированы при выборе кандидатуры на этот пост – в расчете на то, что накануне избирательных кампаний мэр города со значительно возросшим антирейтингом может быть заменен.
Это повышает вероятность либо затягивания конкурсных процедур для выбора компромиссного кандидата на этот пост, либо утверждения в этой должности управленца- «технократа», который не будет восприниматься как политическая фигура с самостоятельными амбициями (возможно, в качестве временного решения — до начала активной подготовки выборов в горсовет, то есть примерно до весны 2025 года).
2.В предвыборных субъектах, где позиции губернаторов воспринимаются как уязвимые, наблюдаются как отставки ключевых чиновников, так и расследования в отношении высокопоставленных региональных и муниципальных управленцев. Так, в Курганской области, где в сентябре 2024 года должны пройти губернатора и депутатов горсовета административного центра, в декабре 2023 года заявила о своей отставке первый замгубернатора — руководитель аппарата главы региона Оксана Куташи, работавшая в Зауралье с 2018 года.
Позже уголовное дело по подозрению по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц) было возбуждено в отношении главы Кургана Елены Ситниковой, что региональные СМИ связали с пожарами в пригороде города, поселке Смолино, в мае 2023 года.
Проблемным для руководства Забайкальского края (в сентябре 2024 года в регионе состоятся выборы губернатора и Думы Читы) стало задержание Игоря Дубровина, 14 декабря 2023 года отправленного в отставку с поста вице-премьера регионального правительства. Конечно, расследование коснулось деятельности чиновника в Свердловской области, где он ранее занимал посты в сфере стройкомплекса. Тем не менее с учетом других проблемных аспектов (скажем, касающихся ЖКХ), также оказавшихся в зоне внимания правоохранительных органов, это дополнительно повышает уязвимость главы региона Александра Осипова. Например, в начале января 2024 года сообщалось, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил доложить о результатах проверки по информации об отсутствии водоснабжения в городе Борзя.
Отставки значимых фигур в командах уязвимых губернаторов могут продолжиться и в январе-феврале 2024 года — возможно, затронув и ряд других предвыборных регионов (например, Оренбургскую область), а в зоне приоритетного внимания федеральных силовых структур в отношении подобных субъектов, скорее всего, останутся вопросы градостроительной политики и ЖКХ.
3.Традиционно более жесткая реакция федерального центра на публичные конфликты на уровне субъектов в период президентской кампании может приводить к временному снижению открытых противоречий между региональными и муниципальными властями. Обратим внимание, например, на ситуацию с отзывом законопроекта о передаче градостроительных полномочий от муниципалитетов на региональный уровень, в декабре 2023 года внесенного в заксобрание Приморского края губернатором Олегом Кожемяко.
Однако можно ожидать новой актуализации подобных противоречий между регионами и муниципалитетами вскоре после завершения президентской кампании — в апреле-мае 2024 года. Тем более что в тот же период ожидается новая волна губернаторских ротаций, после которых также обычно происходит перенастройка отношений между властями соответствующих субъектов и муниципальных образований.
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды января-февраля 2024 года
1.В январе-феврале 2024 года можно ожидать активизации рабочих поездок Владимира Путина по регионам. К зонам приоритетного внимания президента в этом контексте, вероятно, можно будет отнести ключевые индустриальные центры, в том числе связанные с ВПК (например, в Уральском и, возможно, Приволжском федеральных округах), новые и приграничные регионы (с акцентом не только на проблемы безопасности, но и на их экономическое развитие), Арктическую зону, возможно, перспективные центры АПК (с учетом возросшего значения агроэкспорта в рамках внешнеполитической линии России). В число ключевых тем в рамках таких рабочих поездок могут войти строительство социальной инфраструктуры, экологическая проблематика, развитие сельских территорий. Это может повысить роль в рамках кампании руководства профильных федеральных ведомств — от руководства социального блока до Министерства сельского хозяйства, стимулируя полпредов президента активнее проводить мониторинг реализации федеральных проектов по этим направлениям. Один из примеров — публичное внимание полпреда президента в УрФО Владимира Якушева к реализации федерального проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология» в конце декабря 2023 года.
2.Заявление президента в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам о необходимости «расширить горизонт планирования до 2036 года» может быть сигналом об активизации работы по подготовке программных социально-экономических инициатив долгосрочного характера, в том числе с привлечением к этой деятельности глав регионов. Вероятно, целый ряд инициатив с подобным горизонтом планирования будет включен в послание президента Федеральному собранию, которое может быть оглашено на завершающем этапе президентской кампании — в конце февраля-марте 2024 года. Такая задача может стать дополнительным стимулом для подготовки адресованных президенту предложений в течение января-февраля — как на площадках Госсовета (отметим инициативу губернатора Челябинской области, главы комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексея Текслера о продлении до 2030 года действия программы инфраструктурных бюджетных кредитов), так и в рамках прямого взаимодействия главы государства с губернаторами (как в случае обсуждения мер поддержки обрабатывающей промышленности на рабочей встрече Владимира Путина с Сергеем Собяниным в августе 2023 года).
3.Тема новой индустриализации может найти отражение как послании президента Федеральному собранию, так и в рамках региональных мероприятий, которые могут пройти при участии Владимира Путина в январе-марте 2024 года. Показательно, что одним из завершающих мероприятий декабря 2023 года с участием главы государства стала его встреча с гендиректором «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Вероятно, в число ключевых направлений в рамках обсуждения этой темы в период президентской кампании могут войти как расширение потенциала научно-образовательных кластеров (в том числе строительство университетских кампусов мирового уровня), так и новая специализация действующих индустриальных центров. Отметим, например, шаги по созданию кластера беспилотных авиасистем в Самарской области, предпринимаемые губернатором Дмитрием Азаровым при активной поддержке федерального центра.
4.Вероятно частичное смещение приоритетов кандидатов от парламентских оппозиционных партий в рамках президентской кампании с повестки крупных городов на ситуацию в экономически проблемных регионах — в том числе тех, где в сентябре 2024 года пройдут выборы в заксобрания и представительные органы административных центров. Характерно, что КПРФ в ходе кампании сделала ставку на Николая Харитонова, для которого, скорее всего, будет более органична работа с электоратом за пределами крупных городов. Можно ожидать более активной работы кандидатов с проблемными темами регионального уровня на завершающих этапах кампании, в конце февраля — марте 2024 года, прежде всего в зонах наиболее интенсивной конкуренции за протестный электорат (например, в регионах Севера, Дальнего Востока, Центрального Нечерноземья). Возможно, более резкие заявления по проблемным темам будут характерны для кандидата от ЛДПР Леонида Слуцкого — с учетом традиционно более жесткой стилистики ведения кампаний, характерной для этой партии.
5.Завершающие этапы президентской кампании совпадают с периодом, когда в сибирских и дальневосточных регионах начинается подготовка к пожароопасному сезону, а нередко фиксируется и существенное усиление рисков в этой сфере (например, в марте 2022 года в МЧС Хакасии оценивали ситуацию с ландшафтными пожарами как критическую). На этом фоне в феврале-марте 2024 года может усилиться внимание Кремля к этой группе тем — в контексте как наделения губернаторов дополнительными полномочиями (вспомним законопроект о совершенствовании системы гражданской обороны, который запланирован к рассмотрению Госдумой в ходе ближайшей весенней сессии), так и новых расследований в отношении чиновников, подозреваемых в недоработках по решению задач в этой сфере в предыдущие годы (снова обратим внимание на дело главы Кургана Елены Ситниковой, упомянутое в разделе 2).
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Проведение пресс-конференции президента, развитие промышленного и инфраструктурного потенциала регионов, а также расследования в отношении высокопоставленных чиновников, проблемы в коммунальной и транспортной сфере входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в декабре 2023 года.
Рабочая поездка Владимира Путина в Архангельскую область создает позитивные информационные поводы для главы региона Александра Цыбульского (с 44-го на 43-е место). Поддержка президентом предложения о создании особой экономической зоны в Шебекино на фоне общей роли региона укрепляет влияние губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 19-го на 14-е место).
Усиливается влияние главы Мурманской области Андрея Чибиса (с 35-го на 28-е место) и губернатора Чукотки Владислава Кузнецова (с 78-го на 77-е место), выступивших на совещании по развитию опорных населенных пунктов Арктической зоны, состоявшемся под председательством президента. Укрепляются позиции губернатора Владимирской области Александра Авдеева (с 58-го на 51-е место), принявшего участие в церемонии открытия завершающих участков автодороги М-12 «Восток», прошедшей при дистанционном участии президента.
Влияние губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко (с 8-го по 7-е место) усиливается на фоне внесения изменений в Устав региона изменений, исключающих ограничения по количеству сроков замещения должности губернатора.
Церемония запуска движения транспорта по Славянскому мосту в Брянске, открытие моста через реку Ипуть в Сураже и крытого футбольного манежа для воспитанников спортивной школы «Динамо-Брянск», прошедшие при участии вице-премьера Марата Хуснуллина, создают выигрышные информационные поводы для губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 30-го на 29-е место). Восстанавливается после беспорядков влияние главы Дагестана Сергея Меликова (с 45-го на 37-е место).
Переходит в группу с сильным влиянием глава Адыгеи Мурат Кумпилов (с 54-го на 50-е место) — с учетом его заявления о намерении «начать лоббировать строительство аэропорта» в республике параллельно со строительством курорта «Лагонаки», а также участия вице-премьера Дмитрия Чернышенко в мероприятиях в рамках Дня региона на выставке «Россия».
Завершение ремонта автотрассы в сторону Крыма, пролегающей вдоль побережья Азовского моря по территории новых регионов, задает восходящий тренд для губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 29-го на 27-е место) и главы Херсонской области Владимира Сальдо (с 39-го на 32-е место). Проведение в Луганской народной республике совещаний по вопросам развития градостроительного потенциала и социального блока региона под председательством Марата Хуснуллина становится позитивным фактором для главы региона Леонида Пасечника (с 27-го на 24-е место).
Согласование с РЖД гарантированных квот на экспорт угля в восточном направлении способствует укреплению позиций руководителей угледобывающих регионов: губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева (с 13-го на 12-е место), главы Хакасии Валентина Коновалова (с 84-го на 82-е место), главы Бурятии Алексея Цыденова (с 87-го на 86-е место).
Задержание главы Кургана Елены Ситниковой становится проблемным информационным поводом для губернатора Курганской области Вадима Шумкова (с 59-го на 64-е место). На фоне задержания бывшего вице-премьера Забайкальского края Игоря Дубровина в связи с его деятельностью в Свердловской области теряют позиции глава Забайкалья Александр Осипов (с 83-го на 84-е место) и свердловский губернатор Евгений Куйвашев (с 21-го на 22-е место). Проблемным фактором для руководства Свердловской области становится и жалоба местных жителей на состояние больницы поселка Рефтинский, представленная в ходе пресс-конференции-прямой линии с Владимиром Путиным.
Проведение сотрудниками ФСБ следственных действий в здании Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края становится одним из факторов ослабления позиций губернатора региона Дмитрия Махонина (с 53-го на 58-е место).
Масштабные коммунальные аварии — проблемный фактор для губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 33-е на 38-е место) и главы Иркутской области Игоря Кобзева (с 52-го на 59-е место).
На фоне жесткой критики в соцсетях по поводу реализации транспортной реформы в административном центре региона покидает группу с сильным влиянием губернатор Пензенской области Олег Мельниченко (с 49-го на 53-е место). После жалобы фермера из хутора Серебрянский Волгоградской области на проблемы с организацией транспортного сообщения, высказанной в ходе пресс-конференции-прямой линии с президентом, ослабевают позиции губернатора региона Андрея Бочарова (с 51-го на 57-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в ноябре | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва | 1 | 1 | 9,93 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики | 2 | 2 | 7,70 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан | 3 | 3 | 7,53 |
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург | 4 | 4 | 7,47 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области | 5 | 5 | 7,46 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области | 6 | 6 | 7,29 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области | 7 | 8 | 6,89 |
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области | 8 | 7 | 6,72 |
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области | 9 | 9 | 6,56 |
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области | 10 | 10 | 6,51 |
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО | 11 | 11 | 6,50 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области | 12 | 13 | 6,44 |
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики | 13 | 12 | 6,41 |
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области | 14 | 19 | 6,39 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области | 15 | 16 | 6,34 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым | 16 | 15 | 6,33 |
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области | 17 | 14 | 6,30 |
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан | 18 | 18 | 6,29 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области | 19 | 17 | 6,25 |
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края | 20 | 24 | 6,24 |
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания | 21 | 22 | 6,23 |
Сильное влияние | |||
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области | 22 | 21 | 6,22 |
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области | 23 | 26 | 6,21 |
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики | 24 | 27 | 6,20 |
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края | 25 | 28 | 6,16 |
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия) | 26 | 20 | 6,15 |
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области | 27 | 29 | 6,14 |
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области | 28 | 35 | 6,13 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области | 29 | 30 | 6,12 |
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области | 30 | 23 | 6,10 |
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края | 31 | 32 | 6,09 |
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области | 32 | 39 | 6,07 |
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя | 33 | 31 | 6,05 |
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области | 34 | 25 | 6,03 |
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области | 35 | 37 | 6,02 |
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области | 36 | 42 | 6,01 |
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан | 37 | 45 | 6,00 |
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области | 38 | 33 | 5,95 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра | 39 | 40 | 5,92 |
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края |
40 | 50 | 5,89 |
Голубев Василий
Ростовской области | 41 | 48 | 5,88 |
Бречалов Александр Владимирович
|
42 |
36 |
5,87 |
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области | 43 | 44 | 5,85 |
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия | 44 | 34 | 5,84 |
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области | 45 | 47 | 5,82 |
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области | 46 | 38 | 5,81 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области | 47 | 43 | 5,77 |
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области | 48 | 55 | 5,76 |
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области | 49 | 41 | 5,75 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея | 50 | 54 | 5,74 |
Среднее влияние | |||
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области | 51 | 58 | 5,73 |
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области | 52 | 46 | 5,72 |
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области | 53 | 49 | 5,71 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики | 54 | 56 | 5,70 |
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области | 55 | 61 | 5,69 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края | 56 | 74 | 5,67 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области | 57 | 51 | 5,66 |
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края | 58 | 53 | 5,65 |
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области | 59 | 52 | 5,64 |
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области | 60 | 66 | 5,62 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия | 61 | 57 | 5,61 |
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области | 62 | 64 | 5,60 |
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики | 63 | 60 | 5,59 |
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области | 64 | 59 | 5,57 |
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики | 65 | 69 | 5,55 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия |
66 |
65 |
5,54 |
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области | 67 | 62 | 5,53 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области | 68 | 63 | 5,51 |
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края | 69 | 67 | 5,50 |
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай | 70 | 71 | 5,45 |
Филимонов Георгий Юрьевич
Врио Губернатора Вологодской области | 71 | 68 | 5,44 |
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области | 72 | 70 | 5,43 |
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области | 73 | 72 | 5,42 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области | 74 | 73 | 5,41 |
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа | 75 | 75 | 5,40 |
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия | 76 | 76 | 5,38 |
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО | 77 | 78 | 5,37 |
Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области | 78 | 77 | 5,35 |
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области | 79 | 79 | 5,34 |
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми | 80 | 80 | 5,33 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области | 81 | 81 | 5,32 |
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия | 82 | 84 | 5,30 |
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области | 83 | 82 | 5,29 |
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края | 84 | 83 | 5,27 |
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл | 85 | 86 | 5,20 |
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия | 86 | 87 | 5,19 |
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края | 87 | 88 | 5,17 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва | 88 | 85 | 5,02 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области | 89 | 89 | 5,00 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2023 г.