Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов - о ДЭГ и других механизмах вовлечения граждан в избирательный процесс
04.03.2024
3. В ходе президентской кампании в 28 субъектах будет доступно дистанционное электронное голосование. Среди лидеров по числу поданных заявок на участие в ДЭГ - регионы с разной социально-экономической спецификой:,территории в составе крупных агломераций (Подмосковье), ведущие индустриальные (Челябинская, Нижегородская области, Пермский край) и индустриально-аграрные центры (Ростовская, Воронежская области), регионы с высокой долей сельских жителей и АПК в экономике (Чувашия, Алтайский край). То есть рост популярности ДЭГ - устойчивый тренд, затрагивающий в том числе регионы с протестным потенциалом и жителей малых населенных пунктов.
4. Ключевым примером существенного наращивания явки в крупных городах благодаря применению ДЭГ остается Москва. Показательно, что уже на выборах мэра в 2023 году 2,7 млн. из примерно 3,3 млн. проголосовавших предпочли онлайн-формат, при этом явка избирателей по сравнению с аналогичной кампанией-2018 увеличилась с 30,9% до 42,5%. Последовательное внедрение ДЭГ на выборах в Москве (начиная с эксперимента по использованию этой платформы в 3 округах по выборам в Мосгордуму в 2019 году) способствовало поступательному росту доверия к этому формату: постепенно была вовлечена и умеренно протестная аудитория.
5. Основой для продвижения ДЭГ в Москве стало интенсивное развитие в городе цифровых сервисов, в том числе ориентированных на обсуждение локальной повестки. Например, в рамках проекта «Активный гражданин» в Москве с 2014 года прошло уже более 6,5 тыс. голосований. А вопрос для намеченного на 2 марта тестового голосования в преддверии президентских выборов по Москве также касается локальной темы — целесообразности вырубки тополей. То есть развитие ДЭГ может стать стимулом для регулярного вовлечения городских сообществ в обсуждение местных проблем, а президентская кампания-2024 — для совершенствования каналов обратной связи.
1. Опросы фиксируют значительную долю респондентов, совершенно точно или вероятнее всего намеренных принять участие в голосовании на президентских выборах. Например, по данным ФОМ от 11 февраля, на это в общей сложности ориентированы 70% опрошенных - и еще 13% собираются скорее принять, чем не принять участие в голосовании. А согласно опросу ВЦИОМ от 15 февраля, точно или скорее готовы к такому шагу 77% респондентов. Однако предсказуемые итоги выборов, а также выдвижение парламентской оппозицией менее узнаваемых кандидатов, нишевый и инерционный характер их кампаний создают дополнительные вызовы в привлечении граждан на избирательные участки. Так, по данным исследования ФОМ от 16-18 февраля, только 1% респондентов выделили среди главных событий предыдущей недели подготовку к президентской кампании, уделив приоритетное внимание ходу СВО и интервью Владимира Путина Такеру Карлсону. Тем не менее, работа региональных избиркомов и властей субъектов по привлечению внимания менее политизированных групп граждан к выборам, а также рост популярности онлайн-голосования могут создать дополнительный контур для обеспечения роста явки избирателей.
2. На уровне субъектов Федерации реализуется как федеральный проект «ИнформУИК» по адресному информированию граждан о предстоящем голосовании (в него, по данным ЦИК, вовлечены около 330 тыс. членов УИК), так и региональные программы по повышению внимания к выборам. Такие проекты могут быть ориентированы на молодежь, широкую неполитизированную аудиторию, на родительское сообщество. Такие мероприятия нередко несут и дополнительную социальную нагрузку. Так, акция «Выбираем вместе-2024» в рамках программы «Миллион призов» для голосующих онлайн в Москве должна стать фактором поддержки городской экономики и привлечения внимания к благотворительным проектам.
3. В ходе президентской кампании в 28 субъектах будет доступно дистанционное электронное голосование. Среди лидеров по числу поданных заявок на участие в ДЭГ - регионы с разной социально-экономической спецификой:,территории в составе крупных агломераций (Подмосковье), ведущие индустриальные (Челябинская, Нижегородская области, Пермский край) и индустриально-аграрные центры (Ростовская, Воронежская области), регионы с высокой долей сельских жителей и АПК в экономике (Чувашия, Алтайский край). То есть рост популярности ДЭГ - устойчивый тренд, затрагивающий в том числе регионы с протестным потенциалом и жителей малых населенных пунктов.
4. Ключевым примером существенного наращивания явки в крупных городах благодаря применению ДЭГ остается Москва. Показательно, что уже на выборах мэра в 2023 году 2,7 млн. из примерно 3,3 млн. проголосовавших предпочли онлайн-формат, при этом явка избирателей по сравнению с аналогичной кампанией-2018 увеличилась с 30,9% до 42,5%. Последовательное внедрение ДЭГ на выборах в Москве (начиная с эксперимента по использованию этой платформы в 3 округах по выборам в Мосгордуму в 2019 году) способствовало поступательному росту доверия к этому формату: постепенно была вовлечена и умеренно протестная аудитория.
5. Основой для продвижения ДЭГ в Москве стало интенсивное развитие в городе цифровых сервисов, в том числе ориентированных на обсуждение локальной повестки. Например, в рамках проекта «Активный гражданин» в Москве с 2014 года прошло уже более 6,5 тыс. голосований. А вопрос для намеченного на 2 марта тестового голосования в преддверии президентских выборов по Москве также касается локальной темы — целесообразности вырубки тополей. То есть развитие ДЭГ может стать стимулом для регулярного вовлечения городских сообществ в обсуждение местных проблем, а президентская кампания-2024 — для совершенствования каналов обратной связи.