Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в феврале 2024 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
1.Ключевым событием месяца, в долгосрочной перспективе формирующим основы региональной политики Кремля, безусловно, стало оглашение послания Владимира Путина Федеральному собранию.
На уровне регионов инициативы Послания могут вести к усилению влияния кураторов социального блока (в том числе с учетом анонсирования новых нацпроектов «Семья», «Продолжительная и активная жизнь» и комплексной программы по охране материнства), ведомств, отвечающих за молодежную политику (анонсированный нацпроект «Молодежь»), а также стройкомплекса (учитывая масштабные планы строительства и модернизации социальной и спортивной инфраструктуры).
Среди федеральных ведомств — при сохранении заметного влияния на региональную политику Марата Хуснуллина, вице-премьера, курирующего стройкомплекс, собственно Минстроя, а также Минпромторга можно ожидать усиления значения для регионов взаимодействия с Минсельхозом, учитывая особый акцент в послании на наращивание объемов производства в сфере АПК и агроэкспорта (схожие темы затрагивались и на февральской встрече Владимира Путина с министром Дмитрием Патрушевым). Такой тренд также будет стимулировать губернаторов на выдвижение новых инициатив по развитию сельских территорий (один из примеров — предложение главы Тюменской области Александра Моора по поводу разработки программ для людей старше 40 лет, которые хотели бы отправиться на работу в сельскую местность).
В рамках развития социальных лифтов — кроме новых возможностей для участников СВО (проект «Время героев») примечательно предложение президента «активно использовать механизмы» народного бюджетирования и положительную оценку различным гражданским инициативам (включая акцию «Мы вместе», проект ОНФ «Все для победы!», «усилия Комитета семей воинов Отечества»), что ранее нашло отражение в ходе Форума АСИ «Сильные идеи для нового времени». Это может свидетельствовать о том, что получивший особое значение в ходе выборов в Госдуму-2021 и ранее в рамках кампаний в заксобрания тренд на рекрутирование в депутаты представителей волонтерских движений сохранит актуальность, как минимум, в период 2024-2026 годов, вероятно, с дополнительным акцентом на продвижение общественников, занимающихся поддержкой участников СВО и членов их семей.
2.В рамках позитивной повестки февраля, продвигаемой Кремлем, особую роль также занимает укрепление транспортного каркаса страны. Наиболее резонансным примером можно считать совещание под председательством президента по вопросу строительства ВСМ Москва-Санкт-Петербург, а также продвижение в реализации ряда значимых проектов в регионах, где находятся важные логистические узлы международных транспортных коридоров.
Среди подобных примеров — завершение надвижки последнего пролетного строения на мосту через Волгу на обходе Тольятти (Самарская область) как важного этапа для развития международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай».
Другой важной составляющей региональной политики оставалось внимание федерального центра к проблемам индустриальных регионов. Именно с посещением крупных предприятий была связана повестка пребывания президента не только в Свердловской и Челябинской областях, но и, например, в Татарстане. При этом Владимир Путин вновь продемонстрировал внимание к экологической проблематике таких территорий — показательно, например, подробное обсуждение с главой Южного Урала Алексеем Текслером не только экологических, но и социальных аспектов переноса Челябинского электрометаллургического комбината за пределы областного центра.
3.Предложение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко расширить полномочия губернаторов в сфере ЖКХ развивает тенденцию на усиление субъектности глав регионов, заданную еще в период пандемии 2020-2021 годов и получившую новый импульс в условиях СВО. Достаточно высока вероятность того, что полномочия глав регионов в этой сфере будут усилены, возможно, в сочетании с дополнительными возможностями по реагированию на другие вопросы локального уровня, которые потенциально могут становиться источником протестных настроений — например, в сфере экологии, включая утилизацию твердых коммунальных отходов.
При этом в экологической сфере может произойти усиление полномочий или финансовых возможностей муниципальных образований. Можно отметить проявление подобного тренда, например, в Ленинградской области, где при поддержке губернатора Александра Дрозденко было решено передавать на уровень муниципальных образований часть средств, поступающих в бюджет региона от экологических платежей.
Фактически частью такого же курса на укрепление субъектности губернаторов можно рассматривать и высказанную в рамках Послания Федеральному Собранию инициативу президента по списанию двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам, что заметно расширит пространство для маневра для руководства субъектов.
Вероятно, в рамках повышения субъектности губернаторов в 2024-2026 годах продолжит усиливаться роль руководителей наиболее экономически и геостратегически значимых субъектов в выработке федеральной политики. Можно выделить состоявшуюся в начале марта рабочую встречу Владимира Путина с Сергеем Собяниным, в рамках которой была отмечена особая роль Москвы в экономике страны, что может предполагать дальнейшее распространение применяемых в городе практик в национальных масштабах.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
Президентская кампания оказывает заметное влияние на внутриэлитную ситуацию в регионах, во многих случаях способствуя заморозке политических конфликтов, а также задавая долгосрочные кадровые тренды, которые могут сохранять влияние в течение 2024-2030 годов (например, по поводу перехода на управленческие посты участников СВО).
1.Резонансным стал тезис послания президента по поводу продвижения кадров, получивших опыт участия в СВО (включая новую программу «Время героев») — это во многом развивает тезисы Послания-2023. При этом в ряде регионов уже проявился подобный тренд — можно выделить назначение вице-губернатором-куратором внутриполитического блока в Приморском крае командира добровольческого отряда «ТИГР» Сергея Ефремова, а также переход на пост главы администрации губернатора Самарской области опытного политического менеджера Дмитрия Холина. Холин уже работал в администрации губернатора, главой города Жигулевск, депутатом губернской Думы, а также руководителем исполкома «Единой России».
Дальнейшего усиления тренда на приход в органы власти регионов управленцев с опытом участия в СВО (нередко карьерных чиновников, а также депутатов заксобраний, ставших участниками боевых действий добровольно) можно ожидать уже в течение весны — начала лета 2024 года, в том числе с учетом внимания президента к этой теме.
При этом можно предположить, что, кроме новых регионов, этот тренд в большей степени затронет субъекты Южного федерального округа и Центрального Черноземья, находящиеся в географической близости к зоне проведения спецоперации, а также индустриальные регионы, ставшие значимыми донорами для проведения частичной мобилизации, где губернаторы будут стремиться назначать в свои команды управленцев, потенциально способных вести эффективный диалог с участниками СВО и членами их семей. Учитывая публично-политическое значение этой темы, вполне вероятно, что целый ряд таких управленцев будет переходить не только на должности региональных кураторов взаимодействия с силовыми ведомствами, но и во внутриполитические блоки.
2.Тенденцию на снижение интенсивности внутриэлитных конфликтов в период президентской кампании отражает ситуация в Хакасии, где Верховный Совет согласовал назначение двух заместителей главы республики — в том числе Богдана Павленко, уже занимавшего пост руководителя администрации главы региона в 2018-2019 годах (часть этого периода — в статусе врио) и на тот момент подвергавшегося активной критике со стороны оппонентов руководства субъекта.
При этом в Хакасии, как и в целом ряде субъектов со сложной внутриэлитной конфигурацией, где в текущем году предстоят избирательные кампании, достаточно высока вероятность усиления публичных межэлитных противоречий в период с конца марта по июнь 2024 года, когда будут определяться кандидатуры на довыборах в Госдуму по Хакасскому одномандатному округу № 35. Важным фактором для достижения внутриэлитного баланса могут стать праймериз «Единой России» по определению кандидата от партии на выборах (в 2024 году срок регистрации для участия в них должен начаться в конце марта).
3.После завершения президентских кампаний нередко усиливается общественное внимание к скандальным высказываниям и действиям региональных чиновников — подобный тренд наблюдался, например, во второй половине 2018-2019 годах. Схожая тенденция фиксировалась уже в феврале-начале марта 2024 года. Отметим, например, возбуждение уголовного дела в отношении впоследствии подавшего в отставку врио главы Минздрава Тамбовской области Алексея Овчинникова по подозрению в незаконной охоте и связанный с этим резонанс в СМИ. Или скандальные высказывания главы администрации Ростова-на-Дону Алексея Логвиненко в рамках реагирования на обращение жительницы рухнувшего аварийного дома.
Именно главы муниципальных образований (прежде всего административных центров субъектов) могут стать наиболее вероятными фигурантами негативных информационных кампаний в период с апреля по сентябрь 2024 года — особенно в ситуациях, когда они занимают свои должности длительное время. Именно на таких чиновников в системе региональной власти, как правило, в первую очередь проецируется недовольство населения. Обратим внимание, что Алексей Логвиненко, например, занимает свой пост с октября 2019 года. В этих условиях в апреле-сентябре стоит ждать перестановок среди глав городов (в ряде предвыборных субъектов — возможно, уже в апреле-мае).
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды марта-апреля 2024 года
1.Ожидание ротаций в губернаторском корпусе, а также перехода некоторых его представителей на федеральные должности в связи с обновлением состава правительства и Администрации президента может стать фактором, ведущим к резкой активизации информационных атак как против наиболее уязвимых, так и в отношении перспективных глав регионов вскоре после завершения президентской кампании — то есть, в конце марта-апреле 2024 года. Одновременно в тот же период, скорее всего, произойдет разморозка или дальнейшая активизация локальных протестных кампаний, а также региональных внутриэлитных конфликтов, где они развивались в менее публичном формате в период президентской гонки. Среди регионов, которые могут оказаться в зоне риска в смысле актуализации политических конфликтов, можно отметить Вологодскую область (учитывая пребывание ее руководителя в статусе врио), ряд регионов, где завершается срок полномочий действующих губернаторов (например, Оренбургскую, Астраханскую, возможно, Липецкую области, Забайкальский край, Республику Алтай), а также субьекты, в которых должны пройти иные заметные избирательные кампании (скажем, Хакасию, где в сентябре состоятся довыборы в Госдуму по Хакасскому одномандатному округу № 35).
2.Интенсификация подготовки к Единому дню голосования предполагает активизацию внутренних конфликтов, а также перестановок в региональных отделениях оппозиционных партий в конце марта-апреле — в тех субъектах, где ожидаются выборы в заксобрания и муниципальные представительные органы. Такие процессы уже наблюдались в феврале 2024 года — например, накануне активной фазы кампании по выборам в Мосгордуму ряд СМИ опубликовали сообщения о решении президиума ЦК КПРФ снять с партийного учета в столице бывшего первого секретаря МГК КПРФ и экс-депутата Госдумы Валерия Рашкина.
3.В марте-апреле традиционно актуализируется проблема природных пожаров (прежде всего в ряде сибирских и дальневосточных регионов), а также весенних паводков. Учитывая, что этот период также будет связан с ожиданием губернаторских ротаций, это создает дополнительные риски для глав регионов. Также в этот период вероятно проведение федеральных мероприятий под председательством президента или главы правительства по реагированию на такие стихийные бедствия, а также рост активности полпредов в федеральных округах в сфере мониторинга готовности регионов к таким вызовам. Не исключены перестановки руководства подразделений МЧС и, возможно, кураторов этого направления среди заместителей губернаторов в регионах, находящихся в зоне риска с точки зрения стихийных бедствий.
4.После проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов может дополнительно возрасти внимание Кремля к молодежной политике, тем более что на этом направлении было акцентировано внимание в рамках послания Федеральному собранию. Это может привести к активизации ротаций на уровне профильных региональных ведомств, а также росту внимания федеральных проверяющих органов к реализации проектов, затрагивающих молодежную тематику — прежде всего в сфере строительства университетских кампусов.
5.Смерть председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева и обсуждение кандидатуры его преемника в более отдаленной перспективе могут привести к росту интенсивности перестановок в руководстве республиканских, краевых, областных судов. Председатели и зампреды таких судебных органов назначаются на должность президентом на 6 лет по представлению главы Верховного суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Такие ротации будут влиять и в целом на внутриэлитный расклад сил в регионах, которые будут ими затронуты — в том числе с учетом того, что родственники или сторонники таких статусных судей также нередко занимают влиятельные позиции в системе региональной власти.
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Внимание Владимира Путина к региональной повестке, поддержка региональных предприятий, расширение транспортной, социальной и туристической инфраструктуры, меры по развитию геостратегических территорий, а также расследования в отношении чиновников на местах — в числе факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в феврале 2024 года.
Рабочие поездки Владимира Путина в Татарстан и Челябинскую область способствуют усилению влияния глав соответствующих регионов: Рустама Минниханова (с 4-го на 3-е место) и Алексей Текслера (с 11-го на 10-е место). С учетом рабочей встречи с президентом переходит в группу с сильным влиянием глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов (с 58-го на 48-е место).
Коммунальные аварии начала года не стали долгосрочным фактором ослабления Андрея Воробьева (с 10-го на 7-е место): в феврале он существенно укрепляет позиции а рейтинге. После протестных акций января, негативно сказавшихся на его влиянии, постепенно восстанавливаются позиции главы Башкирии Радия Хабирова (с 20-го на 18-е место).
Существенно ослабевают позиции губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 27-го на 40-е место), который не принял участие в мероприятиях с участием Владимира Путина в ходе его визита в регион.
Проведение в конце января 2024 года совещания под председательством президента по вопросу социально-экономического развития новых регионов способствует развитию восходящего тренда для губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 24-го на 23-е место), главы Луганской народной республики Леонида Пасечника (с 28-го на 25-е место), губернатора Херсонской области Владимира Сальдо (с 29-го на 28-е место). Кроме того, взятие российскими Вооруженными силами Авдеевки и обсуждение планов по восстановлению города становится позитивным фактором для главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 17-го на 16-е место).
На фоне ряда мер по поддержке регионов, граничащих с зоной проведения спецоперации, укрепляются позиции глав большинства таких субъектов: губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 14-го на 13-е место), главы Курской области Романа Старовойта (с 22-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 32-го на 29-е место), главы Воронежской области Александра Гусева (с 68-го на 56-е место). Так, федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства сообщила о предоставлении специального лимита «зонтичных» поручительств с повышенным уровнем покрытия риска для кредитования субъектов МСП на приграничных территориях, что позволит привлечь таким представителям бизнеса кредиты на сумму не менее 20 млрд рублей уже в первом полугодии 2024 года.
Проведение первым вице-премьером Андреем Белоусовым совещания о ходе реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» становится позитивным фактором для губернатора Мурманской области Андрея Чибиса (с 33-го на 31-е место).
После прошедшего под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко совещания по вопросам реализации инвестпроектов в сфере туризма на территории Дагестана усиливается влияние главы региона Сергея Меликова (с 39-го на 34-е место). После рабочей встречи с Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждались вопросы развития туризма и строительства межвузовского кампуса в регионе, укрепляются позиции губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева (с 36-го на 35-е место). Рабочая поездка вице-премьера Александра Новака в Ингушетию определенно благоприятна для главы республики Махмуда-Али Калиматова (с 62-го на 69-е место).
На фоне обсуждения планов реализации до 2030 года в Адыгее второго этапа строительства всесезонного горнолыжного курорта «Лагонаки» с общим объемом инвестиций около 60 млрд рублей усиливается влияние главы республики Мурата Кумпилова (с 47-го на 45-е место). Распоряжение правительства о строительстве круглогодичной автодороги на Чукотке в рамках инвестпроекта по освоению Баимской рудной зоны создает позитивный фон для губернатора автономного округа Владислава Кузнецова (с 74-го на 69-е место).
Возбуждение еще одного уголовного дела о превышении должностных полномочий по факту застройки в Саратове жилых микрорайонов без необходимой социальной инфраструктуры становится проблемным фактором для губернатора Саратовской области Романа Бусаргина (с 49-го на 50-е место). Возбуждение уголовного дела в отношении впоследствии подавшего в отставку врио главы Минздрава Тамбовской области Алексея Овчинникова по подозрению в незаконной охоте ведет к ослаблению позиций губернатора региона Максима Егорова (с 73-го на 75-е место). Снятие с повестки сессии Народного Хурала Бурятии законопроекта об отмене прямых выборов мэра Улан-Удэ, внесенного ранее руководством республики, становится фактором ослабления влияния главы региона Алексея Цыденова (с 82-го на 84-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в январе | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва | 1 | 1 | 9,80 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики | 2 | 2 | 7,46 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан | 3 | 4 | 7,15 |
Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург | 4 | 3 | 7,12 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области | 5 | 5 | 7,01 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области | 6 | 6 | 6,91 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области | 7 | 10 | 6,59 |
Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области | 8 | 7 | 6,51 |
Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области | 9 | 8 | 6,46 |
Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области | 10 | 11 | 6,43 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области | 11 | 9 | 6,42 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области | 12 | 12 | 6,37 |
Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области | 13 | 14 | 6,36 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым | 14 | 13 | 6,35 |
Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области | 15 | 15 | 6,31 |
Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики | 16 | 17 | 6,29 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области | 17 | 16 | 6,27 |
Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан | 18 | 20 | 6,24 |
Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края | 19 | 19 | 6,23 |
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области | 20 | 22 | 6,20 |
Сильное влияние | |||
Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО | 21 | 18 | 6,19 |
Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия) | 22 | 21 | 6,17 |
Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области | 23 | 24 | 6,16 |
Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания | 24 | 23 | 6,15 |
Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики | 25 | 28 | 6,14 |
Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя | 26 | 26 | 6,11 |
Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области | 27 | 25 | 6,10 |
Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области | 28 | 29 | 6,09 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области | 29 | 32 | 6,07 |
Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края | 30 | 31 | 6,05 |
Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области | 31 | 33 | 6,04 |
Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области | 32 | 34 | 6,02 |
Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области | 33 | 37 | 6,01 |
Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан | 34 | 39 | 6,00 |
Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края | 35 | 36 | 5,97 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра | 36 | 38 | 5,94 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области | 37 | 41 | 5,91 |
Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области | 38 | 35 | 5,88 |
Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края | 39 | 30 | 5,85 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
40 | 27 | 5,80 |
Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области | 41 | 40 | 5,79 |
Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области |
42 | 50 | 5,78 |
Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области | 43 | 48 | 5,77 |
Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области | 44 | 45 | 5,73 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея | 45 | 47 | 5,71 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области | 46 | 42 | 5,70 |
Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия | 47 | 44 | 5,68 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево – Черкесской Республики | 48 | 58 | 5,66 |
Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области | 49 | 43 | 5,65 |
Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области | 50 | 49 | 5,63 |
Среднее влияние | |||
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края | 51 | 55 | 5,61 |
Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области | 52 | 46 | 5,59 |
Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа | 53 | 59 | 5,58 |
Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики | 54 | 51 | 5,56 |
Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области | 55 | 57 | 5,54 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области | 56 | 68 | 5,53 |
Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области | 57 | 52 | 5,52 |
Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области | 58 | 53 | 5,50 |
Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области | 59 | 56 | 5,47 |
Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия | 60 | 62 | 5,46 |
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края | 61 | 54 | 5,45 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области | 62 | 60 | 5,43 |
Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области | 63 | 63 | 5,42 |
Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики | 64 | 61 | 5,40 |
Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области | 65 | 65 | 5,37 |
Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края |
66 | 64 | 5,36 |
Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области | 67 | 67 | 5,33 |
Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области | 68 | 66 | 5,32 |
Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО | 69 | 74 | 5,29 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия | 70 | 75 | 5,28 |
Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай | 71 | 69 | 5,27 |
Филимонов Георгий Юрьевич
Врио губернатора Вологодской области | 72 | 70 | 5,25 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области | 73 | 71 | 5,24 |
Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия | 74 | 72 | 5,23 |
Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области | 75 | 73 | 5,21 |
Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики | 76 | 78 | 5,20 |
Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области | 77 | 76 | 5,19 |
Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области | 78 | 80 | 5,17 |
Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области | 79 | 77 | 5,14 |
Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия | 80 | 79 | 5,11 |
Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области | 81 | 83 | 5,10 |
Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми | 82 | 84 | 5,08 |
Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл | 83 | 81 | 5,06 |
Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия | 84 | 82 | 5,03 |
Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области | 85 | 85 | 5,02 |
Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края | 86 | 88 | 5,00 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области | 87 | 86 | 4,95 |
Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края | 88 | 89 | 4,89 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва | 89 | 87 | 4,83 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2024 г.